Изучаем букву к развитие ребенка
Сегодня будем учить новый звук. Этот звук есть в красках, в кошках, в карамельках, в кедах, в компьютере, в капусте и даже в крокодилах.
Угадали? да, это звук [к].
-Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите [к].
Опишите этот звук… Верно, он согласный, твердый, глухой.[sws_divider_basic]
1. Назовите предметы. Что общего у всех этих предметов…
Все эти слова начинаются на звук [к]. Дайте характеристику звуку… Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать? … Звук бывает твердым и мягким.
2. Определите на слух, в каком слове есть звук [к].
кот — губы — каток; гамак — муха — танк; Галя — мука — вагон.
3. Повторите…
ак-ак-ак- бак, мак, так; | ок-ок-ок- ток, бок, сок, док; | ||
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; | ык-ык-ык- бык; | ||
ик-ик-ик- пик, веник, финик; | ек-ек-ек- век, бег, снег; | ||
як-як-як- маяк, як. |
4. Угадай слово, которое заканчивается звуком [к]:
уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .
5. Названия, каких картинок звучат, похоже?
6. Повторите чистоговорки.
ка — ка — ка — наша ноша не легка; | Ниток клубок укатился в уголок. |
ко — ко — ко — убежали далеко; | Клава клала лук на полку, |
ку — ку — ку — покупаем мы муку. | Кликнула к себе Николку. |
7. Игра « Один-много»
Кабан – кабаны | кабина – кабины, | камень – камни, |
канава – канавы, | капкан — капканы, | конь – кони, |
кот – коты, | канат – канаты, | комета – кометы, |
конфета – конфеты, | команда – команды, | комната – комнаты. |
8. Игра «Прятки». Назови картинки.
9. Доскажи словечко
Сегодня Таня в первый раз
Идет с букетом в первый… (класс).
* * *
«Я в зеленку угодил!» –
Горько плачет… (крокодил).
* * *
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста).
* * *
Кругла, расплывчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная… (картошка)? (В. Нишеренко)
* * *
Дерево листвою дышит,
Рыба жабрами колышет.
Люди через нос и рот
Поглощают… (кислород).
* * *
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил,
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (крокодил)
***
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал… (конем).
* * *
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно… (карандаш).
* * *
Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке… (кабачок).
* * *
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня?… (Коньки.)
* * *
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится…
– Ку-ку… Ку-ку, –
Не спит опушка.
А птицу эту звать… (кукушка).
* * *
Кустом в лесу, в саду растет
И белым зонтиком цветет.
Созреет красной, как малина,
Но это горькая… (калина).
А вот и буква! Буква К – настоящая кокетка! Глядите, у нее в руке – Конфетка! Есть у нашей буквы еще и две Косички. Буква К просто Красотка!
1. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны картинки. Заштрихуй по образцу букву. Найди и раскрась букву К с правой стороны картинки.
2. Соедини с буквой К только те предметы, названия которых начинаются со звуков [к] или [к`].
3. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы К справа.
4. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты справа?
5. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
6. Найди спрятанные буквы К. Обведи их.
7. Определи букву в неправильном положении.
8. Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква К написана правильно. Соедини их ниточками с Карлсоном.
9. Добавь недостающий элемент буквы.
10. И г р а «Волшебная цепочка»1. Преврати: козу – в волка, в лису, в барса.Коза – поза – пола, – полк – волк.
Коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – лиса.
Коза – кора – кара – фара – фарс – барс.
2. Преврати кошку в мышку.
Кошка – мошка – мышка.
11. И г р а «Добавь слог – получи слово»
12. И г р а «Слоговое лото»
1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Калина, косы, Клара, крыша, куры.)
2. Придумайте слова, в которых слог ка первый (камень, катер, каток), в середине (декада, блокада, эстакада), последний (сетка, ветка, миска).
13. И г р а «Веселая арифметика»
1. КАБАН – АН + ЛУК = ? (Каблук.)
2. Корь – ь + идол – л + р = ? (Коридор.)
3. Ква + рак – ак + тира = ? (Квартира.)
4. Кот + ёлка – ка = ? (Котёл.)
5. Кедр – др + росинка = ? (Керосинка.)
6. Кар + то + фельдшер – дшер = ? (Картофель.)
7. Кар + согласный п = ? (Карп.)
8. Кар + знак препинания = ? (Карточка.)
14. И г р а «Найдите слово»
Рыдают буквы в каждой строчке:– От наших слов – одни кусочки, У всех у нас одно начало | И, как назло, оно пропало.Но если вы его найдете, То сразу все слова прочтёте. |
…абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.
О т в е т : корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка.
– А какие еще вы знаете слова, начинающиеся со слога кор и со слога кар?
15. И г р а «Магическая буква»
Добавьте к словам одну букву и получите шесть новых слов.
О т в е т : рыбак, полк, лоток, комар, клад, краб.
16. И г р а «Найди слова»
17. И г р а «Где больше слов»
Определите, где больше слов (в левом или в правом колесе). Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд
18. Кроссворды
Ответ: крыльцо, компот, кошка, коньки, кровать.
19.
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква .
Возьми оранжевый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы К.
20. Пишем букву
21.
Скороговорки
- Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.
- Клубок упал на пол, кот катал клубок.
- Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Словарь
- Каллиграфия — искусство красивого почерка, письма.
- Калория — это единица энергии, содержащаяся в пищевых продуктах,
- Капитал — это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.
- Клерк — офисный работник
- Кляссер — специальный альбом для коллекционирования.
- Комментарий — пояснения к тексту
- Компромисс — разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок.
- Комфорт — уют, удобства.
- Кристалл — это твердое состояние вещества
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Как ветром сдуло — о внезапном исчезновении кого-либо, чего-либо.
- Как гора с плеч свалилась — наступило полное облегчение после избавления от забот, тревог.
- Как гром среди ясного неба — о чём-либо неожиданном и неприятном.
- Как на иголках — нервничать, быть в нервном состоянии.
- Как об стенку горох — о человеке, не понимающем объяснения.
- Как рыба в воде — чувствовать себя где-либо совершенно свободно.
- Как сельдей в бочке — очень тесно, о большом скоплении людей, обычно в каком-либо помещении.
- Камень на сердце — глубокое беспокойство о чём-либо.
- Капля в море — ничтожно малое количество по сравнению с тем, что необходимо.
- Крепкий орешек — о хорошо укреплённом городе, населенном пункте, крепости, которую трудно взять или о человеке с твёрдым или скрытным характером.
- Купить кота в мешке — приобрести что-то, или согласиться на что-то, не имея достаточно информации для принятия обоснованного решения.
Источник
Елена Шарапова
Конспект занятия «Звук и буква К»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам;
— познакомить с буквой К.
Коррекционно-развивающие:
—закреплять у детей понятия: гласный, согласный твердый звуки;
— упражнять в определении места звука в словах;
— упражнять в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук К; буква К, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы, пиктограммы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика
Бегемот
Трубочка
Улыбка
Чистим зубки
Индюк
Качели
3. Объявление темы занятия.
Загадки:
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усищи-спицы,
Он мурлычет, он поёт,
Только мыться он боится.
Угадали? Это. (Кот)
Он изрыл и луг, и сад,
Был бы всё изрыть он рад.
Роет он подземный ход —
Земляной строитель. (Крот)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. (Капуста)
Логопед (выставляет картинку для звукоподражания): Посмотрите, ребята, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук К. С этим звуком мы сегодня познакомимся.
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука логопедом, а затем детьми. Подробный акустико-артикуляционный анализ звука: звук К — (губки свободны, кончик языка опущен в низ, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу, согласный (язычок создаёт преграду воздуху, твердый, глухой, обозначаем его фишкой синего цвета. Повторение характеристики звука несколькими детьми.
5. Игра «Поймай звук».
Звук, слог, слово
6. «Чистоговорки»
Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку – взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак – расцветает мак.
Ук-ук-ук – а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок – на дворе снежок.
7. Определи местонахождение звука К в слове.
В начале: кот, карандаш, кит, каша, капуста
В середине: великан, шоколад, балкон, букварь, тыква
В конце: лук, бык, сундук, паук, волк
8. Игра «Четвёртый лишний»
1)капуста, краб, носок, кот
2)мак, сок, цыплёнок, куст
3)тыква, жук, букварь, ракета
4)морковь, паук, веник, песок
5)ключ, букет, клоун, книга
6)кролик, камень, карта, костёр
9. Связь звука и буквы.
Выставляется буква К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит.
Составление буквы. «На что похожа буква К».
10. Физкультминутка.
11. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов АК и КА, с выкладыванием схемы. Показ на схеме звуков по заданию логопеда: «Покажите звук К, а теперь звук А». Дети указывают на соответствующую фишку на схеме. Составить слово «кот».
12. Составить предложение по 2 картинкам.
1)кот, молоко
2)собака, будка
3)клоун, цирк
4)корабль, река
5)ключ, замок
6)носок, ящик
7)космонавт, космос
13. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком К из текста.
У паука, у паука
То ли рука, то ли нога.
Плетет паук паучью сеть,
Чтоб всех кусачих сладко съесть.
14. Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились на занятии? Дайте ему характеристику. Назовите слова со звуком К в начале, а затем со звуком К в конце.
Источник
Доброго времени суток мои дорогие читатели!
Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и буква, которая хочет с вами познакомиться буква «К».
Ваш ребенок уже знает много букв, теперь можно составлять слоги, и учиться читать их, только мой совет, когда ребенок будет учиться читать слоги не допускайте, чтобы он читал отдельно каждую букву, пусть он их пропевает. (каааааа, кеееееее, аааааак и т.д) а из слогов и составлять слова.
Очень хорошо, если вы приобрете для малыша кубики или магнитную азбуку. Из личной практики знаю, как дети любят с ней заниматься составлять слоги слова.
Так постепенно ваш малыш узнает, что из букв получаются слоги, а из слогов слова.
Ну а теперь практический материал: художественное слово, игры, кроссворды, ребусы на букву «К»
Буква «К»
Веселые стихи
Неужели вам, ребята,Не случалось никогдаПринести в свой класс в портфеле | Настоящего кота?Я попробовал… и вотЗа дверями я и кот! |
На лугу поспела кашка.Кашку ест корова Машка.Машке нравится обед – Ничего вкуснее нет! * * * Много разных есть ключей: Ключ – родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. * * * – Кар! – кричит ворона, – Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! – Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи! Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана! – Что ж вы раньше не сказали?! Кар-р-раул! Карман украли! В. Орлов | Кот копеек накопил,Кошке козочку купил,А козе – капустки, Качанчики хрустки. * * * – Котик-кот, иди к доске, Расскажи о колоске! – Колосок, мои друзья, Он усатенький, как я! * * * Кузнец стоит как буква К. Сноп искр летит до потолка. Кует кузнец подковки – Для лошади обновки. В. Степанов Ай да клоун! Знаешь, кто он? Этот клоун – буква К! Е. Тарлапан На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит – Буквой К на нас глядит. Г. Ванюхина |
Скороговорки
1. Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.
2. Клубок упал на пол, кот катал клубок.
3. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
4. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
5. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб.
– Сено граблями, краб, грабь!
6. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
7. В один, Клим, клин колоти!
8. Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом, идет коза с босым козлом.
Перевертыши
Комок. Казак. Коту тащат уток.
Игры
Игра «Кто внимательный?».
1. Найдите одинаковый звук в словах: булка, ветка, клетка, белка, кот.
2. С какого звука начинаются слова: ключ, кошка, кит, коньки, кресло?
3. Назовите персонажей сказок, имена которых начинаются со звука [к].
О т в е т : Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, Кот в сапогах.
Игра «Подберите рифму».
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет.
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?»
– Расскажи, охотник, толком:Как же справился ты с волком? – Я поймал его. – А как? – Забежал он в тот овраг, Где растет трава-дурман, Скок – и прямо в мой ка… (капкан). | По дороге наша Машенька идет,За веревочку козу она ведет. А прохожие глядят во все глаза. – Очень длинная у девочки ко… (коса). Вез водитель в магазин Много метел и корзин. Как приятно было Зине Вместе с ним сидеть в ка… (кабине). |
Игра «Найди слово в слове».
Кобра (кора), краска (каска), скот (кот), корм (ком), крот (кот, рот, ток), экран (кран).
Игра «Доскажи словечко».
Далеко от землиУшли в море… (корабли). * * * Сегодня Таня в первый раз Идет с букетом в первый… (класс). * * * «Я в зеленку угодил!» – Горько плачет… (крокодил). * * * Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я… (капуста). * * * Кругла, расплывчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь правда вкусная… (картошка)? В. Нишеренко * * * Дерево листвою дышит, Рыба жабрами колышет. Люди через нос и рот Поглощают… (кислород). * * * Всех он любит неизменно, Кто б к нему не приходил, Догадались? Это Гена, Это Гена… (крокодил). | Жеребенок с каждым днемПодрастал и стал… (конем). * * * Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно… (карандаш). * * * Подставив солнышку бочок, Лежит на грядке… (кабачок). * * * Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки! Кто несет меня?… (Коньки.) * * * В лесу ночном кукует птица. Она назвать себя боится… – Ку-ку… Ку-ку, – Не спит опушка. А птицу эту звать… (кукушка). * * * Кустом в лесу, в саду растет И белым зонтиком цветет. Созреет красной, как малина, Но это горькая… (калина). * * * Как стемнеет, вылетает И огромным ртом хватает Над землей и над водой Насекомых… (козодой). | |
* * *Куда ведет подземный ход? Об этом знает только… (крот). И. Гамазкова | * * *Не хотел котенок мыться – Убежал он из… (корытца). С. Маршак |
Игра «Волшебная цепочка».
1. Преврати: козу – в волка, в лису, в барса.
Коза – поза – пола, – полк – волк.
Коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – лиса.
Коза – кора – кара – фара – фарс – барс.
2. Преврати кошку в мышку.
Кошка – мошка – мышка.
Игра «Из одного слова – несколько».
К – комнатаВ – востокА – акробат Р – ракета Т – токарь И – исток Р – рука А – абрикос | К – курицаР – рекаО – октава К – краска О – октябрь Д – дикарь И – икра Л – локоть | К – кроликА – аркаР – росток А – аттракцион Н – нектар Д – дикобраз А – актер Ш– шкаф |
Игра «Добавь слог – получи слово».
Игра «Слоговое лото».
1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Калина, косы, Клара, крыша, куры.)
2. Придумайте слова, в которых слог ка первый (камень, катер, каток), в середине (декада, блокада, эстакада), последний (сетка, ветка, миска).
Игра «Веселая арифметика».
1. КАБАН – АН + ЛУК = ? (Каблук.)
2. Корь – ь + идол – л + р = ? (Коридор.)
3. Ква + рак – ак + тира = ? (Квартира.)
4. Кот + ёлка – ка = ? (Котёл.)
5. Кедр – др + росинка = ? (Керосинка.)
6. Кар + то + фельдшер – дшер = ? (Картофель.)
7. Кар + согласный п = ? (Карп.)
8. Кар + знак препинания = ? (Карточка.)
Игра «Найдите слово»
Рыдают буквы в каждой строчке:– От наших слов – одни кусочки,У всех у нас одно начало | И, как назло, оно пропало.Но если вы его найдете,То сразу все слова прочтёте. |
…абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.
О т в е т : корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка.
– А какие еще вы знаете слова, начинающиеся со слога кор и со слога кар?
Игра «Магическая буква».
Добавьте к словам одну букву и получите шесть новых слов.
О т в е т : рыбак, полк, лоток, комар, клад, краб.
Игра «Найди слова».
Игра «Где больше слов».
Определите, где больше слов (в левом или в правом колесе). Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд
Кроссворды
Ответ: крыльцо, компот, кошка, коньки, кровать.
2. Чайнворд.
3. Начинай со слога КО
Ребусы
Загадки
Он не водится с огнем.Рост теряет день за днем.Много трудится. А мы Всякий раз снимаем стружку С неповинной головы. (Карандаш.) На дьявольском дереве За шипами Комочками растут Арбузики-карапузики. (Крыжовник.) Говорить не говорит, Слышать не слышит, А все знает и нам объясняет. (Книга.) Г. Виеру Земли кормилец, Солнцем налитой, – Он и знакомым, И нечаянным прохожим Приветливо кивает головой, Что серебра и золота дороже. (Колос.) Из волшебных кирпичей Сложу и «небо», и «ручей», И «снежок» для санок, И «замук», и «збмок». (Кубики.) | Зубастую муравушкуВсяк сторонится:И царь, и царица, И думный дьяк, И Иван-дурак. (Крапива.) Он рогат и бородат, Строго смотрит на ребят. Если кто озорничает – Забодает, забодает, забодает! (Козел.) Скор, как стрела, Силен, как вол. В поле – бурлак, В бою – орёл. (Конь.) У меня есть дочь Аленка – Распрекрасная девчонка! Ей не надо ни помадок, Ни конфет, ни шоколадок. Она маму слушает – Все, что надо, кушает. (Кукла.) Наша добрая подружка Даст нам перьев на подушку, Даст яичек для блинов, Куличей и пирогов. (Курица.) |
Лоб – пудовый,Костыль – дубовый.(Кувалда.) Имя взял у кузнеца, Цвет – у огурца, Крылья – у мошки, Ножки – у блошки. (Кузнечик.) Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает. (Курица.) | Не зверь, не птица,А нос, как спица.(Комар.) Когда с тобою этот друг, Ты можешь без дорог Шагать на север и на юг, На запад и восток. (Компас.) Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьет, песенки поет. (Кошка.) |
Два коня у меня, два коня.По воде они возят меня.А вода тверда, Словно каменная! (Коньки.) Голодная мычит, сытая жует, Ребятам молока дает. (Корова.) Раздала матушка Всех своих детушек По чужим домам. Плачет-причитает, Деток созывает, Никак не созовет. (Кукушка.) По реке плывет бревно, Ох и злющее оно! (Крокодил.) | Он и в дождик, он и в знойПрячет клубни под землей.Клубни вытянешь на свет – Вот и завтрак и обед. (Картофель.) Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: «Ку-ку… ку-ку»? (Кукушка.) Шевельнул бородкой гном – И вошел хозяин в дом. (Ключ.) Н. Гилевич Золотист он и усат, В ста карманах – сто ребят. (Колос.) И. Демьянов Рук нет, а рисует. (Карандаш.) |
Я вас поздравляю ваш малыш теперь знаком в новой буквой буквой «К»
Рекомендую ролик Азбука для малышей буква К
Источник