Изобразительная деятельность как средство воспитание и развитие личности ребенка
Изобразительная деятельность – как средство всестороннего воспитания детей.
Рисование, лепка и аппликация-виды изобразительной деятельности, основное назначение которой-образное отношение действительности.
Изобразительная деятельность- одна из самых интересных для детей дошкольного возраста; она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции…
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Овладение умением изображать, невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия-наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно нужно с ним хорошо познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает «пищу» работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх на прогулках, специально организованных наблюдениях. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. Занимаясь рисованием, лепкой и аппликацией дети узнают разные материалы (бумага, краски, пластилин, мелки), знакомятся с их свойствами, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают так же и опыт работы с некоторым орудием человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А как известно, овладение этими действиями способствуют умственному развитию детей.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации развивается речь детей, усвоения названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря, при обследовании предметов, построек, а так же при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников, положительно влияют на формирование связной речи.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания для воспитания у детей нравственности, любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благоприятных чувств, которое возникает у них.
В процессе выполнения лепки, рисунка и аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение.
Обязательная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, что в рисунке, лепке и аппликации дети передают явления общественной жизни.
Изобразительная деятельность должна быть тесно связана с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению.
Значение занятий изобразительной деятельностью нравственного воспитания заключается и еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитывается нравственно-волевые качества; умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.
Обще-групповые занятия изобразительной деятельностью содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений: два ребенка пользуются одним набором красок. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке, аппликации товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удачей.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки и аппликации необходимо применение усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, рисовать, вырезать предмет той или иной формы и строения, а так же овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с пластилином и тестом. Правильное владение этими материалами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться получения желаемого результата.
Формирования трудолюбия, трудовых навыков способствует так же участие детей в подготовке к занятиям, и уборке после них. Каждый ребенок должен готовить свое рабочее место.
Эстетическое воспитание.Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создается благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Выделение свойств предметов, форм, строения, величины, цвета, ритма- компонентов эстетического чувства. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик- стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Для развития эстетического восприятия очень важно- при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение. Для эстетического воспитания детей, и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведением изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность только тогда приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями
Формирование названных компонентов учебной деятельности при обучении рисованию, лепке, конструированию имеет большое значение для подготовке детей к школе.
Консультация:
«Связь из со всей воспитательной работой доу»
Источник
Анна Петренко
Изобразительная деятельность как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста
Художественная деятельность, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом пишут художники, педагоги, психологи, русские и зарубежные ученые.
Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивают многие художники, искусствоведы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали еще и древние греки, произведения, искусства которых до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображение (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма компонентов эстетического чувства. Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорируют его. Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например, зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ромашки, васильки, незабудки и др.) Широко распространено мнение, что, дети любят яркие цвета и сами используют их как средство выразительности.
У детей старшего дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и использованных цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи цветовое восприятие и представления о цвете, также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивной деятельности, а также могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях.
Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети на занятиях является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании. При этом отмечаются две формы его проявления – в процессе рисования, то есть в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включат его в качестве компонента в способности к художественным различным деятельностям, в том числе и к рисованию. Анализ произведений изобразительного искусств позволили выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «МЕРОК»,эталонов:
1) повторяемость – сочетание в рисунке однородных элементов;
2) чередование – сопоставление различных по форме и величине элементов рисунка;
3) симметрия.
Оказалось, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма, учитывая возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечивать последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных структур.
Изобразительная деятельность – художественно творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Создавая рисунок, лепку, аппликацию дети отмечают, почему им нравится изображение, что в них интересного, почему они радуют их, и наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Поэтому выражение отношения к изображаемому – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда, когда они создают что-то для других (поделки, игрушки, рисунки в подарок маме, папе и др.) В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше, появляется положительное эмоциональное отношение к деятельности. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимание и забота о других детях, близких людях, потребности в добрых делах.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся, прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. То же время на занятиях в детском саду дети часто вмести, объединяясь небольшими группами, рисуют общую картину, вырезают и наклеивают одну композицию.
Организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать и если надо помогать.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываютсянравственно – волевые качеств: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности то есть изобразительная деятельность способствует осуществлению трудового воспитания.
При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, имеются все условия для осуществления задач трудового воспитания эту связь рисования с трудовым воспитанием, подчеркивали Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. По мнению Н. К. Крупской, в процессе изобразительной деятельности формируется отношения детей к руду и умение трудиться. Это вытекает из самого характера изобразительной деятельности как деятельности продуктивной, что роднит ее с трудовой. Для получения результата, дети должны приложить трудовое усилие и применить трудовые навыки. Поэтому требуется особая организация изобразительной деятельности, включающая планирование, подготовку материалов и рабочего места, удобное и рациональное размещение материалов для работы, бережное отношение к материалам и полученному результату. Изобразительная деятельность, как и многие виды трудовой, – орудийная деятельность. Следовательно, осуществляя ее, дети овладевают орудийными действиями. Вместе с тем дети усваивают и приемы ручной работ, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук, пальцев, делает их более чувствительными, подвижными, ловкими. В процессе изображения как бы непроизвольно развиваются зрительно – двигательные координации движений рук и глаз.
Часто бытует неверное мнение, что рисование, лепка, аппликация для детей лишь игра, забава. Однако без применения трудового усилия, целенаправленных действий, умение доводить начатое до конца, преодолевая трудности, ребенок не может получить изображение, которое оставило бы ему радость и понравилось б окружающим. Преодоление трудностей, получение результата, удовлетворяющего ребенка, имеют большое общее воспитательное значение. В. А. Сухомлинский считал рисование “могучим средством учебного труда“: “Ребенок, никогда не познавший радости в учении, не переживавший гордости от того, что трудности преодолены, – это несчастный человек”.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, подчеркивали, что детей живо интересует все, что происходит вокруг них, чем заняты люди, их близкие. Труд взрослых приковывает к себе внимание дошкольников. В изобразительной деятельности дети стремятся изобразить впечатления о труде взрослых.Они с удовольствием рисуют на темы: “Кем ты хочешь быть”, “В детской поликлинике”, “В колхозе убирают урожай” и многие другие. Знакомство с разными видами труда способствует появлению у детей интереса к труду взрослых, понимание его общественной значимости.
Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Создание изображения ставит перед ребенком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить окружающее ребенка, ему надо иметь отчетливое представления о том, что изобразить, надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнения его частей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета). Известно, что сам ребенок без целенаправленного руководства взрослого процессом анализа овладеть не может. В педагогике руководства художественным творчеством дошкольников разработаны такие приемы, которые позволяют живо, эмоционально, часто в игровой форме проводить знакомство детей с предметами. В результате постепенно у детей формируется такое качество, как наблюдательность, необходимое для любой деятельности человека.
Познавательная основа изобразительной деятельности признается как обязательная и педагогами, и художниками. По мнению К. Д. Ушинского, эта деятельность является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.
Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятия предметов,а выявления и фиксирования их свойств: формы, её особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую жизнь. Сформировавшийся в процессе восприятия представления о предметах группируются по признаку их сходства по выделенным свойствам. Таким образом, изобразительная деятельностьспособствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития речи ребенка – дошкольника. Прежде всего, обогащается его словарный запас за счет того, что дети на занятиях знакомятся с разными изобразительными материалами: пластилин, глин, гуашь, акварель и др., узнают и называют их свойства, познают такие орудия человеческой деятельности, как карандаши, кисти, стеки, палитра. В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слушают образную характеристику их, запоминают, и использую затем в своей речи.
Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка – дошкольника, особенно важно определить возможности занятий рисования, лепкой и аппликацией в подготовке детей в детском саду к школе. Такие продуктивнее деятельности как рисование, лепка, аппликация, имеют неоценимое значение для всесторонней подготовке детей к школе. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности и умение заниматься, а также специальную подготовку.
Для готовности к школьному обучению большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности. Умение ребенка проанализировать способ действий – важный компонент учебной деятельности, без которого не может успешно осуществиться изобразительная деятельность. Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения.
Исследования Т. Н. Дороновой показали, что на занятиях в процессе обучения рисования у детей старшего дошкольного возрастаможно постепенно сформировать действия контроля трех видов: контроля по результату, контроля способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля. Вначале детям показывают, как осуществить действия контроля. Обучение этим действиям осуществляется с использованием игровых приемов, в образно – эмоциональной форме и поэтому не противоречит образно – творческому характеру изобразительной деятельности, наоборот, применение их способствует совершенствованию создаваемых изображений, углублению их образно выразительного решения, повышает качество изображения в целом, что вызывает у детей чувство удовлетворения, повышает интерес к деятельности, стремление выполнить её, как можно лучше и применив ля этого изобразительные средства. Вместе с тем улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения, формируется потребность контролировать себя при любой работе.
Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения, и при его завершении, сопоставляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируются умение оценивать результаты с точкой зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи.
Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению. Это воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умение управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять, и заставить себя заниматься, готовить домашнее задание. Все эти качества формируются в процессе изобразительной деятельности при условии правильной её организации и руководства ею со стороны педагога.
На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации, дети получают возможность успешного усвоения материал на уроках изобразительного искусства и труда в школе Исследования ученных показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает освоение письма в школе, так как обе эти графические деятельности имеют много общего.
Опыт педагогов показал, что всестороннее развитие и воспитание ее в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности используя методы и приемы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей. Чем богаче впечатления детей, чем содержательнее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения рисунки и аппликации их будут более разнообразными, интересными и выразительными.
Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребенка – дошкольника. И недаром один из великих мыслителей Франции XVIII В. – Д.Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам.»
Источник