Изобразительная деятельность и ее роль в развитии ребенка курсовая
Изобразительная деятельность и её роль в развитии интеллекта детей
Известно, какую роль в жизни ребёнка занимает творчество. Изодеятельность – образное познание действительности. Художник-педагог П.П.Чистяков писал «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».
Занятия изобразительным искусством имеют большее значение для умственного развития детей. Умственное развитие определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К.Д.Ушинский, «дети … мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще».
Рисование, по мнению К.Д.Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Мир этот – часть всей нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства.
Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребятам не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего педагог, который донесёт до неискушенного ученика все тонкости своего дела, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него – красоту и смысл жизни, реальности.
Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате наполнения, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире (что создаёт положительный эмоциональный настрой). Развивает фантазию и воображение, даёт возможность закрепить знание о форме и цвете. Однако происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и ненавязчивом руководстве со стороны педагога, который может позволить ребёнку рисовать всё, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок, писал В.Н.Сухомлинский. Практика подтвердила эти справедливые слова. Детский рисунок всегда привлекал педагогов и психологов. И это не случайно, ибо по нему можно определить психологическое состояния ученика, его умственное развитие, данные имеющихся у него знаний.
Обучение изобразительному искусству направлено на достижение следующих целей:
– развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
– освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном,, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
– овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
– воспитание эмоцион., отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства нравственных и эстетический чувств; любви к родной природе своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
– повышение уровня художественной образованности детей – расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия
С целью накопления опыта творческого общения вводятся задания коллективного характера: работа по группам и индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
От коллективного рисования или конструирования дети получают огромное удовольствие. Они подолгу рассматривают получившийся рисунок, обсуждают, кто, что и как рисовал, что не получилось так как задумывали, делятся впечатлениями. В результате расширяется словарный запас детей; совместная деятельность сближает их, делает отношение между ними доброжелательными, ровными, бесконфликтными, психологически комфортными. Кроме того бумага большего формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Источник
Проблема детского рисунка в отечественной и зарубежной психологии. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. Развитие мышления, воображения, восприятия, воли и чувств в процессе рисования. Анализ продуктов изобразительной деятельности детей.
Подобные документы
Сущность, специфика и понятие школьной адаптации, рассмотрение различных подходов к организации адаптационного периода первоклассников. Характеристика метода и значение изобразительной деятельности первоклассников в процессе их адаптации к школе.
курсовая работа, добавлен 07.10.2016
Выявление особенностей развития мелкой моторики у учащихся младших классов с нарушением интеллекта. Анализ результатов коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики умственно отсталых школьников на уроках по изобразительной деятельности.
дипломная работа, добавлен 16.02.2014
Понятие воображения, его роль в психической деятельности человека. Отличительные характеристика воображения. Операции и виды мышления. Особенности детских рассуждений, направления в развитии мышления дошкольника. Физиологическая основа фантазий.
контрольная работа, добавлен 29.08.2014
Структура игры как средства воспитания, развития творчества и игрового замысла детей. Классификация игр. Характеристика основных видов. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе. Развитие творческого воображения, мышления у дошкольников.
курсовая работа, добавлен 11.03.2015
Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии, его общая характеристика и развитие в старшем дошкольном возрасте. Задачи и методика эмпирического изучения особенностей восприятия, психологические рекомендации.
курсовая работа, добавлен 08.10.2014
Исследование зрительного восприятия детей. Возможности восприятия локальных элементов. Механизмы развития целостного восприятия. Оценка выраженности тенденции к целостному восприятию в процессе доступной для ребенка дошкольного возраста деятельности.
статья, добавлен 05.07.2018
Определение понятия и описание основных уровней развития воображения. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Разработка методических рекомендаций по развитию воображения ребенка в урочной и во внеурочной деятельности.
статья, добавлен 25.07.2018
Развитие проблемы научного творчества в российской философии и зарубежной психологии ХХ века. Психология творчества и одаренности. Эмоциональные составляющие творческого процесса. Проблема мышления в ассоциативной психологии (Платон и Аристотель).
курс лекций, добавлен 30.07.2015
Проблема эмоций и чувств в отечественной психологии. Особенности эмоционального развития в раннем детстве. Развитие высших чувств у дошкольников. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины. Особенности развития умственно отсталого ребёнка.
контрольная работа, добавлен 05.12.2016
Главные формы отношений реальности и фантазии, этапы процесса формирования воображения детей. Характеристика репродуктивной и творческой деятельности человека. Особенности произвольного воображения, способы повышения уровня развития воображения.
статья, добавлен 28.02.2019
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Роль изобразительной деятельности в развитии личности дошкольника
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передавать то, что они видят в окружающей жизни. Многие специалисты педагогического профиля, психологи используют потенциал изобразительной деятельности ребенка в развитии познавательных процессов, свойств и особенностей личности в целом. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства, создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия искусства, эмоциональной сензитивности, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. Художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное – композиции. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для ребенка зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности. Ребенок способен в рисунке, лепке, аппликации создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Рисуя, то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои впечатления и переживания, а не хранить их в себе. Занятия проводимые в саду дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого ребенка творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной деятельности, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Известный русский художник – педагог П.П. Чистяков писал: « Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Они основываются на сенсорным опыте, не посредственном восприятии и выделении свойств и качеств воспринимаемых объектов действительности. Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве они передают впечатления, полученные из окружающей жизни или прочитанных им книг. Без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Вместе с тем в процессе создания образа действительности или литературного персонажа, картины уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления у детей, являющиеся своеобразным материалам для работы мышления, воображения.Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующиеся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и их частей. На занятиях изобразительной деятельности у детей развивается речь, происходит усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, изодеятельность способствует обогащению словаря, развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления, навыков и умений, писали ещё многие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ф. Фребель). Самым ценным в процессе изо деятельности является не конечный продукт – рисунок, слепленная фигурка, работа по аппликации, а развитие личности, свойств, качеств и психических процессов ребенка.
Источник