Изменения в развитии мышления ребенка раннего возраста
Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.
Этапы развития мышления у детей
Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:
Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).
Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.
С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.
Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.
Мыслительная операция | Сущность | Пример |
Сравнение | Умение находить общее в различном и различное в похожем. | Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые. Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером. |
Обобщение | Объединение ряда предметов по общим существенным признакам. | Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда. |
Анализ | Выделение свойств или частей предметов и явления. | Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок. |
Синтез | Объединение частей или свойств предмета в одно целое. | Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка». |
Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.
Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
- «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
- «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
- «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
- «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
- «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
- «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
- «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
- «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.
- «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок – «маленький» («веселый» – «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» – «медленный» и так далее).
- «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:
Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.
Выводы
Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.
Заключение
Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник
Кубасова М.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №17 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Развитие мышления детей раннего возраста
Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием – малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас» Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, психологи называют наглядно-действенным, основой и исходным пунктом становления всех форм мышления. Именно настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (от сравнения разных предметов, от взаимодействий одних предметов с другими и пр.) дают чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных – внутренних – форм мышления. Конечно, опыт этот у детей раннего возраста еще не осознан. Пока все ограничивается включением в «ткань» непосредственного, конкретного действия. Однако важно то, что предметы ребенок воспринимает со стороны как практически-потребительских функций, так и абстрактных, общих свойств. Действия с этими предметами способствуют развитию умения вычленять их существенные и функциональные признаки.
Особое значение для формирования наглядно-действенного мышления имеют действия, которые в психологии называют соотносящими. Речь идет о действиях с двумя и более предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов -форму, величину, твердость, местоположение и т.п. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает совершать действия с двумя предметами – нанизывает, ставит один на другой, складывает и пр. Однако в этих действиях он еще не учитывает свойство – не выбирает и не подбирает нужный предмет в соответствии с формой, величиной, не пытается расположить предметы в определенном порядке. Характерно, что «содержание» большинства игрушек, пирамидок, кубиков, вкладышей, матрешек направлено на развитие соотносящих действий – на подбор и соединение предметов или их частей в соответствии с формой и размером. Разумеется, действия с ними должны регулироваться и направляться тем результатом, который следует получить (например, готовую пирамидку или матрешку). Для этого годовалому ребенку необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия выполняются разными способами в зависимости от того, как учить. Если ребенок просто подражает взрослому, т.е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в его присутствии и при непосредственном показе. Поэтому важно, чтобы малыш научился выделять необходимые свойства предметов, чтобы сам подбирал и соединял части в требуемом порядке. Важно сначала заинтересовать его игрушкой, стимулировать желание действовать. Первоначально действия эти выполняются только через практические пробы, потому что ребенок еще не способен зрительно сравнивать величину и форму предмета. Только какое-либо неоднократное действие с игрушкой сможет убедить его в несостоятельности попыток. Только так он поймет, что нужно, например, не втискивать деталь, а примерять до тех пор, пока не будет найдена необходимая. Игрушки – пирамидки, кубики, матрешки – как бы сами подсказывают, какая деталь подходит. Поэтому их и называют авто дидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получит результат.
В 2-2,5 года формируется новый тип восприятия – зрительно соотнесенное. Его называют так потому, что свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойств другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали подбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Разумеется, зрительный выбор по образцу – гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или примеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом – по цвету. Это значит, что новые действия формируются первоначально для тех свойств предмета, которые непосредственно задействованы, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные.
На третьем году жизни ребенок способен уже сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. Так, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его «как домик», а круглый – «как мячик». Это означает: у ребенка есть представления о свойствах вещей, и эти представления закреплены за конкретными предметами. Но эти представления сами по себе не формируются. Со свойствами предметов ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. Повторение и воспроизведение соотносящих действий приводят к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в период раннего детства ребенок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки. В основе догадки – элементарная форма внутреннего действия, но не с реальными предметами, а с их образами, представлениями и способами употребления. Такое мышление в психологии называют наглядно-образным.
В раннем возрасте наглядно-образное мышление только зарождается. Поэтому ребенок не может выполнять сложные задания, а если и выполняет, то только в наглядно-действенном плане. Игры, которые мы предлагаем вниманию читателей с различными составными игрушками – пирамидками, кубиками, картинками, – развивают не только наглядно-образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.
ВКЛАДЫШИ
Игры и занятия с вкладышами предполагают индивидуальную форму работы. На первых порах обязательно участие взрослого: он должен заинтересовать ребенка предметами, показать возможные действия, научить правильным способам. Если игра усвоена, если малыш уже сам с удовольствием играет, его можно оставить одного до тех пор, пока не заскучает. В некоторых случаях понадобятся два одинаковых предмета: один – для показа и образца, другой – для воспроизведения правильного действия.
Самое первое соотносящее действие -вкладывание одного предмета в другой. Уже в конце первого года жизни ребенок с удовольствием достает из коробки или мешочка игрушки. Сначала он предпочитает только вытаскивать и разбрасывать их. В начале второго года жизни собирание мелких предметов становится любимым занятием. Малыш может сосредоточенно собирать в коробку или миску палочки, колесики, шишки, а потом доставать их. Конечно, следует не только поддерживать это простое занятие, но и предоставлять для него материал. Желательно показывать, как собирать пуговицы или брусочки в кастрюльку, как перекладывать их в коробку, в мешочек, а потом опять в кастрюльку. Если ребенок заинтересуется, он на какое-то время сосредоточится на этом действии. Основное удовольствие приносит сам процесс перемещения предметов, а не результат.
Более сложным представляется действие со специальными игрушками – вкладышами. Их значимость: развивают восприятие и мышление. Набор вкладышей – это несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера: кубики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Вкладывая меньший предмет в больший, тем самым координируя действия руки и глаза, малыш учится соотносить их величину.
Сначала можно предложить всего два-три предмета. Взрослый ставит на стол больший кубик, в который спрятаны два маленьких, и поднимает верхний. Малыш видит следующий кубик, поменьше. Его тоже снимают, чтобы показать самый маленький. Далее меньшие кубики накрываются большими. На практике действия озвучиваются в такой последовательности: «Что там у нас прячется? -спрашивает взрослый. – Смотри, еще кубик, а под ним еще. А теперь спрячем его, вот так! {Показ.) Нет кубика! И этот тоже спрячем. И опять один кубик остался». Разыгрывается нечто вроде игры в прятки, в которой ребенок наверняка захочет принять участие. Сначала он будет только снимать верхние кубики, а взрослый собирать. Поэтому можно попробовать совместно (действуя руками ребенка) спрятать маленький кубик, «надев» на него больший, и показать, что «прячется» только меньший предмет в больший, а не наоборот.
Постепенно для самостоятельных манипуляций число вкладышей увеличивается (до четырех-пяти). Не исключено, что на первых порах ребенок будет пробовать втиснуть один предмет в другой силой. Если бесполезное действие «задерживается», педагог дает другой предмет, но меньшего размера; совместно они вкладывают его в больший. Так, путем проб малыш учится перебирать предметы и выбирать среди них нужные.
Одна из любимых детских игр – раскладывание предметов по разным емкостям. Разложив все элементы вкладышей, например, миски, в порядке убывания, взрослый вкладывает в каждую по одной бусинке. Ребенок наверняка продолжит это занятие самостоятельно. Сначала его внимания не заостряют на соответствии величины миски и бусинки. Главное, положить какой-либо один предмет. Задача эта решается на втором этапе обучения: подобрать предмет в соответствии с размером емкости: в большой – побольше, в маленький -поменьше.
Вариант игры с вкладышами. Постройка башенки. Педагог ставит меньший кубик на больший и удивляется: «Вот какая башенка получилась!» Башня будет расти до тех пор, пока малыш не развалит ее. Но через определенное время у него обязательно возникнет желание самому принять участие в строительстве. Только так, на практике, можно убедиться: башня получается, когда маленький кубик «становится» на большой.
Источник
Развитие речи и мышления.
Двухлетний ребенок живет по особым психическим законам, и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.
В это время основной вид занятий малыша – предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. Примитивные, на первый взгляд, действия, которыми занят малыш (лепит куличик, бросает мяч и т. д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Ребенок осваивает окружающую действительность, накапливает чувственный опыт. Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических задач. Это важно учитывать при составлении конспекта занятия с такими маленькими детьми.
Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? С помощью речи ему сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. В слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией. Эту закономерность языка малыш усваивает особенно интенсивно и четко на третьем году жизни.
Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Обобщение – это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности, на который ребенок выходит через речь.
У двухлетнего малыша начинается сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. На третьем году жизни функция речи расширяется, она становится средством общения не только со взрослым, но и с детьми.
Целью занятий по развитию речи является не только развитие навыка обобщения, но и способности понимать речь, совершенствовать ее грамматическую структуру. Особое внимание следует уделять расширению словаря и формированию первичных представлений об окружающем.
Взаимодействие семьи и детского сада
по проблеме развития речи детей раннего возраста.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.
Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему их маленький школьник безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие усердно занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, – малыш умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития ребенка?
Опыт работы показал, что взаимодействие детского сада и семьи -необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно.
Однако подобное взаимодействие не возникает сразу, ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в ходе которой родители периодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в этом вопросе значима; часто все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
- Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
- Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
В нашей стране обследование малыша специалистами-логопедами проводится, в основном, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
- Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Чтение и письмо – нелегкие навыки, которые требу
ют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития, которому должна предшествовать серьезная работа. - Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характерис-
тикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.
Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим значительной работы по его исправлению.
Словарный запас ребенка 2-2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3-3,5 раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.
В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.
В сознании малышей знакомые слова «оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте. Благодаря этому они понимают и рассказ, не сопровождающийся показом предмета, и иллюстрации того, что видели, пережили; с удовольствием вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.
Интерес к звучащему слову изменяет и активную речь малышей, они стремятся улучшить свое произношение.
На занятиях и в повседневном общении с детьми, решая задачи развития нравственных чувств, например при показе инсценировок с куклой, с игрушкам и животными, при рассматривании картинок, надо обращать внимание ребенка на состояние и настроение действующих лиц, обогащая соответствующий словарь: плачет – замерз, кушать хочет, испугался; радуется – подарили куклу, пригласили на веселый праздник; заботится, жалеет, любит (малышку, собачку, старенькую бабушку).
Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он относительно легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж. Но важно, чтобы названия действий, как и названия предметов, приобретали в сознании малыша обобщенное значение.
Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности обобщения. Рассматривая, например картинку, дети отвечают: «Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются иногда ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Так же трудно им ответить, что он будет делать, когда вытрет лицо, хотя видят, что он не одет. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием формирования наглядно-образного мышления. Поэтому на занятиях полезно задавать ребятам вопросы, отвечая на которые они должны мысленно представить всю цепь действий. Дети отвечают на вопросы: где? когда? почему? для чего?, что свидетельствует о понимании временных, причинных, целевых и других отношений. Процесс этот совершенствуется в 4-5 лет.
Словарь, которым пользуются дети 3-го года жизни, составляет 1200-1500 слов. Среди них много существительных (обозначения предметов быта, игрушек). Так же часто в разговоре ребята употребляют глаголы. Поэтому, рассказывая о каком-либо действии, они не ограничиваются одним словом, а используют простые предложения: «Везет мишку», «Шьет иголкой», «Пошел в садик». Кроме глаголов и существительных в речи нередки местоимения (личные, притяжательные и др.); появляются падежные окончания. Глаголы в будущем и прошедшем времени изменяют по лицам. Малыши начинают использовать в речи союзы и вопросительные слова. Речь детей состоит преимущественно из простых повествовательных предложений, но нередки и восклицательные.
Хотя многие звуки родного языка ребятишки этого возраста произносят верно (за исключением свистящих, шипящих и сонорных), звуковая культура их речи еще несовершенна. Пытаясь воспроизвести новый звук правильно, они иногда искажают уже освоенные. Чистота речи ухудшается, если ребенок заболел или утомлен. Несовершенно у малыша и речевое дыхание, неравномерен темп речи.
Но именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.
В группе раннего возраста 1-2 раза в месяц следует проводить специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Кроме того, 2-3 раза в месяц необходимо планировать упражнения по формированию звукопроизношения, (например: «Лошадка», «У Ляли болят зубы», «Ослик», «Гости»), слухового внимания и восприятия (например: «Чей голос?», «Угадай по голосу»), развитию дыхания (например: «Ветерок», «Снежинки», «Паровоз»). Длительность таких упражнений 3-6 минут.
Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Иными словами, умение слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.
Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Тренируя слуховое восприятие, воспитатель предлагает детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. («Кто-то подошел к Макару, остановился за его стулом и говорит: “Поиграй со мной, Макар. Ква-ква-ква». Кто пришел поиграть с тобой, Макар?»)
Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.
Работа эта начинается с гласных звуков («А», «У», «И», «О») и простых в артикуляционном отношении согласных («М», «П», «Б», «Ф», «В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом {звук «У» – гудит паровоз, «И-И» – ржет лошадка, «Тук-тук-тук» – стучит молоточек, «Га-га-га» – кричит гусь и т. д.).
На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом воспитатель обращает внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и на четкость, внятность произнесения слов в целом («коза», «бумага», «дом», «ком» и т. п.).
Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Например, при закреплении звука «С» детям предлагается такая чистоговорка: «Са-са-са – у Оли коса».
Голосовой аппарат ребенка 3-го года жизни еще недостаточно окреп. Поэтому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагаются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Упражнения для развития голосового аппарата чаще всего проводятся как часть занятия. Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Воспитатель произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно) и предлагает детям воспроизводить их в том же темпе.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой-нибудь легкий предмет (султанчик); даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, дети поют «длинную» песенку: «Ууууу»). Следует обратить особое внимание на слитное произнесение ребенком двух гласных звуков в звукоподражаниях типа: «ау, уа, ио, аи». Дети должны учиться произносить их на одном выдохе, плавно переходя от звука к звуку.
Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.
Работая с детьми раннего возраста, мы, воспитатели ясельной группы, для выявления уровня нервно-психического развития детей третьего года жизни диагностируем понимание ими речи и их активную речь.
Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребенка
раннего возраста
Взрослые по-разному смотрят на детей. Одни любят их общество, другие видят ребят в нереально розовом свете, третьих чарует младенец, но возмущают растущие независимость и своеволие малыша. По-моему, огромная роль взрослых в жизни детей является неисчерпаемой темой. Ребята, как и взрослые, очень разные в своих склонностях и неприязнях, в отношении к новым или трудным ситуациям, в своих способностях и восприимчивости.
Для детей взрослые – это источник и хорошего, и плохого влияния на их юную жизнь. Те, кто любит детей и заботится о них, постепенно открывая для себя мир ребенка и постоянно делая поправки на присутствие малыша, могут сделать его детство счастливым, а развитие полноценным.
Я заметила, что для ребенка очень важно, считают ли себя взрослые активными участниками его жизни или же пассивными наблюдателями. Активное участие – не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый проявляет себя чутким и готовым приспособиться к миру ребенка человеком. Это означает, что иногда родители и педагоги должны приходить к выводу, что им, а не их подопечному следует перемениться, да еще в большей мере. Когда-то нужно выждать, иной раз – спешить на помощь. Это также означает, что в ребенке следует видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием окружающего. К тому же для ребенка старший – неисчерпаемый источник знаний. Как же эти знания донести до малыша, чтобы заинтересовать его, побудить стать соучастником процесса обучения?
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу.
В наше время особенно значима проблема здоровья детей, и решать ее надо начиная с младенческого возраста. Поэтому в работе с малышами
самое серьезное внимание уделяется развитию двигате