Изменения социальной ситуации развития ребенка в школе

Изменения социальной ситуации развития ребенка в школе thumbnail

Социальная ситуация развития первоклассника

Одной из актуальных проблем современного образования является проблема адаптации первоклассников к образовательной среде школы. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с тем, что поступление ребёнка в школу совпадает с критическим периодом развития 6–7 лет, знаменующим переломный этап онтогенетического развития. В настоящее время доказано, что качественная перестройка сознания личности, смена социальной ситуации развития и ведущего типа деятельности в критические периоды развития обусловливают сензитивность ребёнка к неблагоприятным воздействиям социальной среды, своеобразную цикличность в напряжении адаптационных механизмов.

При поступлении ребёнка в школу резко изменяется его социальная ситуация развития. Характеризуя её, Л. И. Божович отмечала, что, став школьником, ребёнок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься учебной деятельностью как социально значимой, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. В школе возникает новая структура взаимоотношений ребёнка с окружающими. Система «ребёнок – взрослый» разделяется на системы «ребёнок – учитель» и «ребёнок – родитель». Система «ребёнок – учитель» начинает определять отношения ребёнка к родителям и отношения ребёнка к детям. Все требования, связанные с учебной деятельностью или положением школьника, очень значимы для детей 6–7 лет и вызывают у них стремление им отвечать. Хотя санкции взрослого практически не меняются, учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей.

Адаптация ребёнка к образовательной среде школы, как показывают результаты многочисленных исследований (Э. М. Александровская, А. Л. Венгер, Л. Н. Винокуров, И. А. Коробейников, Н. Г. Лусканова и др.), протекает у школьников 6–7 лет по-разному и отличается по скорости и устойчивости. По данным Э. М. Александровской, большинство детей (56 %) адаптируются к школе в течение первых 2-х месяцев обучения, меньшая группа детей (30 %) отвечает школьным требованиям лишь к концу первого полугодия. Третья группа детей (14 %) испытывает сложности адаптации в течение всего года. Результаты исследований Н. Г. Лускановой, И. А. Коробейникова свидетельствуют, что признаки нарушения адаптации встречаются у 15–40 % учащихся начальной школы. При этом отмечается тенденция к дальнейшему росту количества младших школьников с нарушениями адаптации к образовательной среде школы. По данным Л. Н. Винокурова, число детей с пограничными нервно-психическими расстройствами в первый год обучения достигает 70 %. По сравнению с прошлым десятилетием в полтора раза (с 25 %) возросло число учащихся начальной школы, не справляющихся с учебной программой.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что нарушения адаптации школьников 6–7 лет к образовательной среде определяются особенностями их социальной ситуации развития. Они связаны, во-первых, с необходимостью овладения операциональной стороной учебной деятельности как социально значимой. Овладение социальной стороной учения происходит у младших школьников латентно. Во-вторых, с осознанием детьми трудностей в учёбе и поведении в связи с отношением к ним учителя. И, в-третьих, с отношением семьи к ребёнку и его учёбе. Об этом писали Э. М. Александровская, Н. В. Белякова, И. А. Коробейников, Г. Ф. Кумарина. Н. Г. Лусканова, Е. В. Новикова.
При организации исследования факторов адаптации первоклассников мы исходили из того, что адаптация школьника в критические периоды развития к образовательной среде – это многосторонний активный процесс вхождения школьника в новую социальную ситуацию развития. Этот процесс детерминирован объективными и субъективными факторами и содействует формированию адекватных требованиям образовательной среды способов поведения. К объективным факторам относится смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений. А к субъективным факторам – совокупность качеств личности в единстве когнитивного, эмоционально-волевого и коммуникативно-поведенческого компонентов её структуры. Они направлены на овладение учебной деятельностью как социально значимой, на эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой, определяющей его дальнейшее личностное и социальное развитие.

Задача определения факторов адаптации первоклассников к образовательной среде решалась с помощью факторного анализа (методом главных компонент) двух групп показателей. Первая группа показателей отражала характер социальных отношений школьников, вторая – их индивидуально-личностные особенности.

В ходе нашего исследования были определены группы факторов адаптации первоклассников к образовательной среде школы (факторы успешности адаптации, факторы риска дезадаптации, факторы дезадаптации). Дифференциация факторов на группы осуществлялась с учётом положительного или отрицательного их влияния на школьников с различным уровнем адаптации к образовательной среде (полная адаптация, неполная адаптация, затруднённая адаптация и дезадаптация).

Большинство адаптированных школьников 6–7 лет (от 57,7 % до 91,7 %) находятся в зоне с положительными значениями по таким факторам, как эмоциональная привлекательность учителя, эмоциональное благополучие, успешность социальных контактов с взрослыми и сверстниками, эмоциональная зрелость и умственное развитие. В этой группе у 61,6 % учеников были выявлены отрицательные значения по фактору подверженности чувствам, что свидетельствует об их добросовестности и ответственности. Сочетание этих психологических факторов обусловливает успешность протекания адаптации школьников к образовательной среде в период возрастного кризиса 6–7 лет. Следует отметить, что внутриличностными детерминантами успешности адаптации школьников 6–7 лет выступают качества личности, характеризующие её эмоционально-волевую (эмоциональная зрелость, ответственность и добросовестность) и когнитивную (умственное развитие) сферы.

Факторами риска дезадаптации у школьников 6–7 лет к образовательной среде выступают тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, эмоциональное неблагополучие, социальная стрессированность, эмоциональная реактивность, эмоциональная незрелость и подверженность чувствам. Об этом свидетельствуют положительные значения, выявленные у большинства школьников 6–7 лет с затруднённой адаптацией (от 66,7 % до 100 %), по факторам тревожности в ситуациях школьного взаимодействия, социальной стрессированности, эмоциональной реактивности, подверженности чувствам. При этом у них были зафиксированы отрицательные значения по факторам эмоционального благополучия (91,7 %) и эмоциональной зрелости (75 %).
Под влиянием факторов риска дезадаптации у первоклассников возникает затруднённая адаптация. Под затруднённой адаптацией школьника мы понимаем дисгармоничное психологическое состояние, зафиксированное сознанием школьника в определённый момент времени, интегральное ощущение неблагополучия и дискомфорта, обусловленное несформированностью одного или нескольких компонентов структуры личности (когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативно-поведенческого) и характеризующее личностно-функциональную незрелость школьника.

Читайте также:  Центр развития ребенка ангелочек мой

В ходе исследования было установлено, что у первоклассников психологическими особенностями затрудненной адаптации являются тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, эмоциональная возбудимость и неустойчивость в сочетании со слабо развитым самоконтролем.
Факторами дезадаптации у школьников 6–7 лет к образовательной среде выступают дезадаптивное поведение, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям, эмоциональная непривлекательность учителя, неуспешность социальных контактов с взрослыми и сверстниками и умственное развитие. Как показали результаты исследования, большинство дезадаптированных школьников 6–7 лет находятся:
– в зоне с положительными значениями по факторам дезадаптивного поведения – проявления недоверия к новым людям, вещам, ситуациям – от 59,3 % до 66,7 %.
– в зоне с отрицательными значениями по факторам эмоциональной привлекательности учителя, успешности социальных контактов с взрослыми и сверстниками, умственного развития – от 70,4 % до 85,2 %. При этом у них наиболее часто встречающимися симптомокомплексами дезадаптивного поведения являются уход в себя, враждебность к взрослым и неугомонность.

На основе полученных экспериментальных данных была разработана модель адаптации первоклассников к образовательной среде школы, направленная на профилактику факторов риска дезадаптации и возникновения такого феномена, как затруднённая адаптация.

Источник

Проблемы младшего школьного возраста интересовали множество ученых-психологов: ими занимались Д.Б. Эльконин, Л.И. Айдарова, В.В. Давыдов, Ю.А. Полуянов и другие. Данный возраст интересен из-за того, что его исследование еще нельзя назвать полноценным, учитывая, что исторически он выделился относительно недавно, с началом введения обязательного и всеобщего неполного, а также полного среднего образования. Содержание, а также задачи среднего образования не способны быть определены до конца, они изменяются с ходом времени, и из-за этого психологические особенности младшего школьного возраста в целом невозможно назвать окончательными и неменяющимися.

Изменение социальной ситуации развития с началом школьного обучения

Наиболее значимый момент изменения социальной ситуации развития наступает с началом обучения ребенка в школе. У него происходит перемена во всех системах отношений с реальностью. Если ранее у ребенка дошкольного возраста были только такие сферы социальных отношений, как «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети», то сейчас в первой из этих систем произошли серьезные перемены. Она поделилась на такие части, как «ребенок-родитель» и «ребенок-педагог».

Теперь именно система «ребенок-педагог» становится определяющей в отношениях ребенка и к своим родителям, и к детям, с которыми он взаимодействует. На экспериментальном уровне это продемонстрировали такие ученые, как Б.Г. Ананьев, И.С. Славина и Л.И. Божович. Эти отношения для ребенка превращаются в центральные, так как формируется оценочная система, и оценка идет конкретно от педагога. От того, в какой степени школьник будет успешен в учебе, и какие именно отметки будет получать, напрямую зависят и его личные взаимоотношения с родителями и сверстниками.

Замечание 1

Дети стремятся дружить с теми, кто учится хорошо, а те, кто учится на низкие оценки, нередко становятся объектом порицания.

Если до этого родители задавали ребенку вопрос: «Как твои дела?», то сейчас он трансформировался в: «Какую отметку ты получил?». Ребенок замечает, что низкие отметки расстраивают родителей, а высокие – радуют.

Отношения системы «ребенок-педагог» трансформируются в отношения в системе «ребенок-социум», в педагоге воплощаются требования, предъявляемые обществом. Г.Ф. Гегель утверждал, что в школе закон един для всех и каждого. Так выстроена система неких отношений, носителем которой считается именно педагог.

Д.Б. Эльконин полагал, что дети действительно очень чутки к тому, как педагог к ним относится. Если ребенок подмечает, что педагог выделяет кого-то особенно, то начинает уважать его в меньшей степени. Первоначально дети беспрекословно следуют указаниям педагога, но если он начинает проявлять лояльность по отношению к нарушителю установленных правил, то такое правило начинает разрушаться изнутри.

Начало учебы в школе и перемены в отношениях с окружающими

С началом учебы в школе у ребенка происходят перемены в отношениях с окружающими его индивидами. Несмотря на то, что он по-прежнему проживает в том же доме, перемещается по одним и тем же улицам, его жизнь значительно меняется. Свобода дошкольного периода сменяется отношениями зависимости, а также подчинения конкретным правилам. Родители начинают осуществлять контроль над ним: проявляют интерес к отметкам, высказывают собственное мнение касательно них, занимаются проверкой домашнего задания, определяют режим дня. Школьнику начинает казаться, что родители начали любить его в меньшей мере, так как теперь их больше всего волнуют именно отметки. Это приводит к новой для него ответственности – ему необходимо осуществлять контроль над собственными ситуативными импульсами, заниматься организацией собственной жизни. В итоге ребенок начинает испытывать чувство одиночества, а также отчуждение от близких людей.

Читайте также:  Развитие ребенка от года до двух лет монтессори

Новая социальная ситуация как стрессогенный фактор для школьника

Новая социальная ситуация усложняет условия жизни школьника, выступает для него в качестве стрессогенной. У любого младшего школьника меняется эмоциональное состояние, увеличивается психическое напряжение, что отражается как на его физическом здоровье, так и на поведении.

Характер приспособления ребенка к изменившимся жизненным условиям и отношение к нему со стороны семьи помогают развивать чувство личности. Получается, что младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок получает новый статус: он ученик и ответственный человек.

Источник

ÏÐÎÁËÅÌÀ ÑÎÖÈÀËÈÇÀÖÈÈ ÑÎÂÐÅÌÅÍÍÎÃÎ ÐÅÁ¨ÍÊÀ  ØÊÎËÅ

Ïîïîâà ßíà Àëåêñàíäðîâíà

ÎÁÏÎÓ «Êóðñêèé ïåäàãîãè÷åñêèé êîëëåäæ», ã. Êóðñê

Àííîòàöèÿ

Ñòàòüÿ ïîñâÿùåíà ðàññìîòðåíèþ ïðîáëåì ñîöèàëèçàöèè ñîâðåìåííîãî ðåá¸íêà â øêîëå, ïðè÷èíàì ýòèõ ïðîáëåì è ïîèñêó ïóòåé èõ ðåøåíèÿ, à òàêæå âûäåëåíèþ ïîêàçàòåëåé ñîöèàëèçèðîâàííîñòè øêîëüíèêà.

Àêòóàëüíîñòü ýòîé ïðîáëåìû îáóñëîâëåíà òåì, ÷òî ñîâðåìåííûå äåòè ðàçâèâàþòñÿ è ðàñòóò â ñîâåðøåííî íîâîé ñîöèîêóëüòóðíîé ñðåäå, ÷òî íå ìîæåò íå âëèÿòü íà ïðîöåññ èõ ñîöèàëèçàöèè ïðè ïîñòóïëåíèè â øêîëó, ò.ê. â ýòîò ïåðèîä â êîðíå ìåíÿåòñÿ èõ ñîöèàëüíàÿ ïîçèöèÿ, ó ìëàäøåãî øêîëüíèêà âîçíèêàþò ñîöèàëüíî çíà÷èìûå îáÿçàííîñòè, à òàêæå ìåíÿåòñÿ ôîðìà åãî îñíîâíîé äåÿòåëüíîñòè, íà÷èíàåò ñêëàäûâàòüñÿ íîâûé òèï îáùåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè ëþäüìè è ò.ä. Óñïåøíîñòü ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà, åãî íîâîé, òåïåðü øêîëüíîé æèçíè òåñíî ñâÿçàíà ñ ñîöèàëèçàöèåé â íîâîì êîëëåêòèâå, íà íîâîé ñòóïåíè ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà.

Ïðîáëåìà ñîöèàëèçàöèè ñîâðåìåííîãî ðåá¸íêà â øêîëå âîçíèêàåò ïî ñëåäóþùèì ïðè÷èíàì:

– íîâàÿ äëÿ ðåá¸íêà ñîöèîêóëüòóðíàÿ ñðåäà;

– ïñèõè÷åñêèå íîâîîáðàçîâàíèÿ, âîçíèêàþùèå â ñåìèëåòíåì âîçðàñòå;

– îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñîâðåìåííîãî ðåá¸íêà;

– íåñôîðìèðîâàííîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåá¸íêà ê øêîëå;

– îòñóòñòâóåò åäèíñòâî âñåõ âîñïèòàòåëüíûõ ñèë;

– øêîëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ;

– ðåá¸íîê íå ó÷àñòâóåò â êîëëåêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè.

×òîáû àêöåíòèðîâàòü ñâî¸ âíèìàíèå â ÷àñòíîñòè íà ñîöèàëèçàöèè ìëàäøåãî øêîëüíèêà, âàæíî âñïîìíèòü ÷òî åñòü òàêîå ñîöèàëèçàöèÿ â îáùåì.

Ñîãëàñíî ñòàòüå Çàêèðîâîé Â. Ã., ñîöèàëèçàöèÿ – ýòî ïðîöåññ óñâîåíèÿ ÷åëîâå÷åñêèì èíäèâèäîì îïðåäåëåííîé ñèñòåìû çíàíèé, íîðì è öåííîñòåé, ïîçâîëÿþùèõ åìó ôóíêöèîíèðîâàòü â êà÷åñòâå ïîëíîïðàâíîãî ÷ëåíà îáùåñòâà; âêëþ÷àåò êàê öåëåíàïðàâëåííîå âîçäåéñòâèå íà ëè÷íîñòü (âîñïèòàíèå), òàê è ñòèõèéíûå, ñïîíòàííûå ïðîöåññû, âëèÿþùèå íà åå ôîðìèðîâàíèå [4].

Òàêèì îáðàçîì ìû ìîæåì ñêàçàòü, ÷òî ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè äëÿ ðåá¸íêà, êîòîðûé ïðèø¸ë â ïåðâûé êëàññ, ýòî ïðîöåññ óñâîåíèÿ íîðì ïîâåäåíèÿ â øêîëå, â êëàññå ñî ñâîèìè ñâåðñòíèêàìè, áîëåå ñòàðøèìè øêîëüíèêàìè è ïåäàãîãàìè. Ïîñòîÿííîå ïðåáûâàíèå â ýòîé ñðåäå îáëåã÷àåò óñâîåíèå çàêîíîâ è íîðì øêîëüíîé æèçíè, òåì ñàìûì îäíîâðåìåííî è çàêðåïëÿÿ èõ.

Èìåííî â 7 ëåò, êàê ðàç â ïåðèîä ïîñòóïëåíèÿ ðåá¸íêà â øêîëó, ïðîèñõîäèò êðèçèñ, â õîäå êîòîðîãî ïðîèñõîäèò óòðàòà äåòñêîé íåïîñðåäñòâåííîñòè. Ó ðåá¸íêà ïîÿâëÿåòñÿ ñâîÿ âíóòðåííÿÿ æèçíü, ïîýòîìó îí ñòàíîâèòñÿ ìåíåå ïîíÿòåí âçðîñëûì. Ïîòåðÿ äåòñêîé íåïîñðåäñòâåííîñòè îáóñëîâëåíà òàêæå è òåì, ÷òî ðåá¸íîê íà÷èíàåò ðàçìûøëÿòü ïðåæäå, ÷åì äåéñòâîâàòü, ïûòàåòñÿ ïðåäóãàäàòü âîçìîæíûå ïîñëåäñòâèÿ ñâîèõ äåéñòâèé è ñëîâ. Ýòî ãîâîðèò íàì î òîì, ÷òî ïîâåäåíèå ðåá¸íêà íà÷èíàåò ñòàíîâèòñÿ áîëåå îïîñðåäîâàííûì è ïðîèçâîëüíûì, õîòü â ýòîì âîçðàñòå ðåá¸íîê åù¸ è íå óòðàòèë íàèâíîñòü, æåëàíèå äåëàòü âñ¸, ÷òî õî÷åòñÿ. Íàðÿäó ñ ýòèì ïðîèñõîäÿò è ñóùåñòâåííûå èçìåíåíèÿ â ýìîöèîíàëüíî-ìîòèâàöèîííîé ñôåðå. Âïåðâûå âîçíèêà­åò îáîáùåíèå ïåðåæèâàíèé. ×åðåäà óñïåõîâ èëè íåóäà÷, êàæ­äûé ðàç ïåðåæèâàåìûõ ðåáåíêîì â êàêèõ-ëèáî ñèòóàöèÿõ (ó÷åáà, ïðîäóêòèâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè, îáùåíèå), ïðè­âîäÿò ê ôîðìèðîâàíèþ óñòîé÷èâûõ àôôåêòèâíûõ êîìï­ëåêñîâ ÷óâñòâà íåïîëíîöåííîñòè, óùåìëåííîãî ñàìîëþ­áèÿ èëè, íàïðîòèâ, ÷óâñòâà ñîáñòâåííîé çíà÷èìîñòè, óìå­ëîñòè, êîìïåòåíòíîñòè [3].

Î÷åíü âàæíî çàìåòèòü, ÷òî ïåðèîä êðèçèñà 7 ëåò ñâÿçàí ñ êîðåííûì èçìåíåíèåì ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà. Îí íà÷èíàåò îñîçíàâàòü ñâî¸ ìåñòî â ñèñòåìå ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé, ó íåãî, íàêîíåö, ôîðìèðóåòñÿ âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà, ÷ðåçâû÷àéíî âàæíàÿ äëÿ ìîòèâàöèè ê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.

Äåòè, ïðîøåäøèå êðèçèñ 7 ëåò, óæå íàõîäÿòñÿ íà íîâîì âîçðàñòíîì ýòàïå [5]. Èìåííî çäåñü ìû è ìîæåì îáðàòèòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî ó ñîâðåìåííûõ äåòåé ýòîò êðèçèñ íàñòóïàåò íåìíîãî ðàíüøå, ïîýòîìó ìîæíî íàçâàòü åãî êðèçèñîì 6-7 ëåò. Ñîâðåìåííûé ðåá¸íîê â ñèëó âûñîêîãî ðàçâèòèÿ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé, ïîä âëèÿíèåì Èíòåðíåò-ñåòè è òåëåêîììóíèêàöèé ïîëó÷àåò â äåíü íàìíîãî áîëüøå èíôîðìàöèè, ÷åì åãî ðîâåñíèê 20-30 ëåò íàçàä. Ýòî ïîçâîëÿåò íàì ãîâîðèòü î áîëåå ðàííåì ïåðåøàãèâàíèè ðåá¸íêîì êðèçèñíîé îòìåòêè.

Íåîáõîäèìî óïîìÿíóòü òàêæå è òî, êàêóþ âàæíóþ ðîëü èìååò ñôîðìèðîâàííîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåá¸íêà ê øêîëå ïðè åãî ïîñòóïëåíèè â ïåðâûé êëàññ. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü âêëþ÷àåò ñëåäóþùèå ñòðóêòóðíûå êîìïîíåíòû:

; ëè÷íîñòíàÿ èëè ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü;

; èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãîòîâíîñòü;

; ýìîöèîíàëüíî-âîëåâàÿ ãîòîâíîñòü [2].

Ñôîðìèðîâàííîñòü âñåõ ýòèõ êîìïîíåíòîâ íà íåîáõîäèìîì óðîâíå ïîçâîëèò ðåá¸íêó óñïåøíî èíòåãðèðîâàòüñÿ â ó÷åáíûé ïðîöåññ. Ïðîéäÿ êðèçèñ, ÷ðåçâû÷àéíî âàæíî, ÷òîáû ðåá¸íîê ñìîã àäàïòèðîâàòüñÿ â íîâîì êîëëåêòèâå, íà ñîâåðøåííîì íîâîì äëÿ íåãî âîçðàñòíîì ýòàïå è ïðè èçìåíèâøåéñÿ ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ.

Àäàïòàöèÿ ê øêîëå – ýòî ïåðåñòðîéêà ïîçíàâàòåëüíîé, ìîòèâàöèîííîé è ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåð ðåá¸íêà ïðè ïåðåõîäå ê ñèñòåìàòè÷åñêîìó îðãàíèçîâàííîìó øêîëüíîìó îáó÷åíèþ.

Çäåñü ìû ìîæåì òàêæå óïîìÿíóòü è îñîáåííîñòè ñèñòåìàòè÷åñêîãî øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ, íàáëþäàþùèåñÿ ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ â ïðîöåññå àäàïòàöèè:

Читайте также:  6 месяцев ребенку развитие к концу месяца

– ñ ïîÿâëåíèåì ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî çíà÷èìîé, ðåá¸íîê ñòàíîâèòñÿ îáùåñòâåííî îöåíèâàåìûì;

– øêîëüíîå îáó÷åíèå òðåáóåò îáÿçàòåëüíîãî âûïîëíåíèÿ ðÿäà âñåõ ïðàâèë, êîòîðûì ïîä÷èíåííî âñ¸ ïîâåäåíèå ó÷åíèêà âî âðåìÿ åãî ïðåáûâàíèÿ â øêîëå.

Ðåá¸íêó íåîáõîäèìî ïðèâûêíóòü ê òîìó, ÷òî òåïåðü îí – øêîëüíèê, åãî îñíîâíîé äåÿòåëüíîñòüþ ñòàíîâèòñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü, åãî òåïåðü îêðóæàþò ñâåðñòíèêè, èìåþùèå òó æå íîâóþ äëÿ íèõ ñîöèàëüíóþ ðîëü.  æèçíè ðåá¸íêà ïîÿâëÿåòñÿ íîâàÿ àâòîðèòåòíàÿ ôèãóðà – ýòî ó÷èòåëü.

Âìåñòå ñ ïîÿâëåíèåì ó÷èòåëÿ â æèçíè ðåá¸íêà ïðîèñõîäèò ïåðåñòðîéêà ñèñòåìû îòíîøåíèé «ðåá¸íîê-âçðîñëûé»:

– «ðåá¸íîê-ó÷èòåëü»;

– «ðåá¸íîê-ðîäèòåëü».

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê ñèñòåìàòè÷åñêîìó îáó÷åíèþ â øêîëå — èòîã âñåãî ïðåäøåñòâóþùåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â äîøêîëüíîì äåòñòâå. Îíà ôîðìèðóåòñÿ ïîñòåïåííî è çàâèñèò îò óñëîâèé, â êîòîðûõ ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå îðãàíèçìà [1].

Îïðåäåëÿþùèì ôàêòîðîì ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå ÿâëÿåòñÿ öåëåíàïðàâëåííîå è îñîçíàííîå ðóêîâîäñòâî ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ — ïåäàãîãîâ è ðîäèòåëåé. Çäåñü âàæíî ñêàçàòü ïàðó ñëîâ î åäèíñòâå âñåõ âîñïèòàòåëüíûõ ñèë. Óñïåøíîñòü ñîöèàëèçàöèè ðåá¸íêà â ñàìîì íà÷àëå íîâîãî æèçíåííîãî ýòàïà çàâèñèò òàêæå è îò òîãî, íàñêîëüêî ñîîáùà äåéñòâóþò ïåäàãîã è ñåìüÿ, â êîòîðîé ðàñò¸ò ðåá¸íîê. Íåîáõîäèìî êîîïåðèðîâàòü ñâîè äåéñòâèÿ ñîâìåñòíî ñ ðîäèòåëÿìè îáó÷àþùåãîñÿ, ïðîñëåæèâàÿ åãî àêòèâíîñòü â íîâîì êîëëåêòèâå, óñïåøíîñòü åãî îáó÷åíèÿ.

Ïîòðåáíîñòü ðåá¸íêà â îáùåíèè ïðèíèìàåò ôîðìó æåëàíèÿ âûïîëíÿòü âàæíóþ îáùåñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü, è ñåìüÿ âìåñòå ñ ïåäàãîãîì äîëæíà ïîääåðæàòü â ýòîì ïåðâîêëàññíèêà.

 ïåðèîä ñîöèàëèçàöèè ðåá¸íêà â íîâîì êîëëåêòèâå î÷åíü âàæíà äèàãíîñòèêà è ïðîôèëàêòèêà øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè, âîçíèêíîâåíèå

êîòîðîé ÷ðåâàòî òåì, ÷òî ðåá¸íîê ìîæåò ñòàòü èçãîåì â êîëëåêòèâå, ñèëüíî îòñòàþùèì â ó÷¸áå îò ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ, ïåðåñòàíåò âèäåòü ñâîè îøèáêè, íå ñìîæåò êîíòðîëèðîâàòü ñåáÿ, ïîòåðÿåò ìîòèâàöèþ ê ó÷¸áå, ñíèçèòñÿ óðîâåíü åãî ñàìîîöåíêè.

Øêîëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ – ýòî íåâîçìîæíîñòü îáó÷åíèÿ è àäåêâàòíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ðåá¸íêà ñ îêðóæåíèåì â ðàìêàõ êîíêðåòíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ.

 íîðìå ïåðâîêëàññíèê àäàïòèðóåòñÿ ê íîâûì óñëîâèÿì çà 5-6 íåäåëü, íî ïðè íàëè÷èè ó ðåá¸íêà øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè ýòîò ñðîê çàòÿãèâàåòñÿ, èç ÷åãî ìû ìîæåì âûäåëèòü ñëåäóþùèå ôîðìû øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè ïî âðåìåííîìó ïðèçíàêó:

– ë¸ãêàÿ (äî êîíöà ïåðâîé ÷åòâåðòè);

– ñðåäíÿÿ (äî Íîâîãî ãîäà);

– òÿæ¸ëàÿ (äî êîíöà ãîäà îáó÷åíèÿ).

Ïðè íàëè÷èè ëþáîé ôîðìû øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè äëÿ ðåá¸íêà èç ãðóïïû ðèñêà íåîáõîäèìî ñîçäàòü òàêóþ ïåäàãîãè÷åñêóþ ñðåäó, êîòîðàÿ áóäåò ó÷èòûâàòü åãî èíäèâèäóàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè, èñïîëüçîâàòü âàðèàòèâíûå ôîðìû äèôôåðåíöèðîâàííîé êîððåêöèîííîé ïîìîùè â õîäå ó÷åáíîãî ïðîöåññà è âî âíåóðî÷íîå âðåìÿ.

Âî èçáåæàíèå øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè, íî äëÿ ñïîñîáñòâîâàíèÿ óñïåøíîé ñîöèàëèçàöèè, ïðîöåññ âîñïèòàíèÿ â øêîëå äîëæåí ïðîõîäèòü ÷åðåç ñîâìåñòíóþ äåÿòåëüíîñòü äåòåé è ïåäàãîãîâ, äåòåé ñî ñâåðñòíèêàìè, â êîòîðîé ðåá¸íîê ñìîæåò ïîíÿòü è ïðèñâîèòü âàæíûå äëÿ ýòîãî âîçðàñòà â ÷àñòíîñòè è äëÿ äàëüíåéøåé æèçíè â öåëîì öåííîñòè. Âîñïèòàíèå äîëæíî ïðîíèçûâàòü âñå âèäû äåÿòåëüíîñòè, â êîòîðûõ ó÷àñòâóåò ðåá¸íîê.

Áîëüøóþ öåííîñòü äëÿ ïðîöåññà ñîöèàëèçàöèè ðåá¸íêà èãðàåò åãî ó÷àñòèå â êîëëåêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè âìåñòå ñ åãî ñâåðñòíèêàìè è ñî âçðîñëûìè, ÷òî òàêæå íîñèò è âîñïèòàòåëüíûé àñïåêò, î ÷¸ì óæå áûëî ñêàçàíî âûøå.

Äëÿ ñîâðåìåííûõ äåòåé î÷åíü âàæíî æèâîå, íåïîñðåäñòâåííîå îáùåíèå, òàê êàê â ýòîì âîçðàñòå ðåá¸íîê óæå âëàäååò ãàäæåòàìè è çíàêîì ñ Èíòåðíåò-ñåòÿìè, îäíàêî îíè íå â ñîñòîÿíèè ïîâûñèòü óðîâåíü ñîöèàëèçàöèè ðåá¸íêà äîëæíûì îáðàçîì [6].

Òàêèì îáðàçîì, îñíîâûâàÿñü íà ïðåäûäóùåì òåêñòå ñòàòüè, ìû ìîæåì óâèäåòü âûäåëåííûå ó÷¸íûìè ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè ñîöèàëèçèðîâàííîñòè øêîëüíèêà:

– êîãíèòèâíî-ðåôëåêñèâíûé ïîêàçàòåëü, êîòîðûé âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïîòðåáíîñòü, ãîòîâíîñòü, ñïîñîáíîñòü ê ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, óìåíèå ïëàíèðîâàòü ñâîþ äåÿòåëüíîñòü è ïðîãíîçèðîâàòü åå ðåçóëüòàòû, ñïîñîáíîñòü ê ñàìîïîçíàíèþ;

– êîììóíèêàòèâíûé ïîêàçàòåëü, îòâå÷àþùèé çà óìåíèå îáùàòüñÿ è âçàèìîäåéñòâîâàòü ñî ñâåðñòíèêàìè, óìåíèå îáùàòüñÿ ñî âçðîñëûìè, óìåíèå ñîòðóäíè÷àòü;

– ïðàêòè÷åñêèé ïîêàçàòåëü, âêëþ÷àþùèé ñïîñîáíîñòü ê ðåïðîäóêòèâíûì è òâîð÷åñêèì äåéñòâèÿì, à òàêæå ñàìîñòîÿòåëüíîñòü â äåÿòåëüíîñòè;

– öåííîñòíî-ñìûñëîâîé ïîêàçàòåëü ïðåäñòàâëåíèé îá îñíîâíûõ ÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòÿõ, íàëè÷èå ñôîðìèðîâàííîñòè íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ, ñïîñîáíîñòü ê íðàâñòâåííîé ñàìîîöåíêå, ñôîðìèðîâàííîñòü ñîöèàëüíî îäîáðÿåìîãî ïîâåäåíèÿ [6].

Òåïåðü ìû ìîæåì ñäåëàòü âûâîä î òîì, êàê âàæíî â íàøå ñòðåìèòåëüíî ìåíÿþùååñÿ âðåìÿ ïîìî÷ü ìëàäøåìó øêîëüíèêó ïðèíÿòü ñâîþ íîâóþ ñîöèàëüíóþ ðîëü è óñïåøíî âîéòè íà íîâûé âîçðàñòíîé ýòàï, âåäü çàëîã áóäóùèõ ïîáåä ðåá¸íêà â íàøåì êðîïîòëèâîì òðóäå ñåãîäíÿ.

ÁÈÁËÈÎÃÐÀÔÈ×ÅÑÊÈÉ ÑÏÈÑÎÊ

1. Âîëêîâ, Á.Ñ. Ãîòîâèì ðåáåíêà ê øêîëå. 4-å èçä., ïåðåðàá. è äîï./ Í.Â. Âîëêîâà//Ñïá.: Ïèòåð. – 2009.

2. Ãðèøàåâà, Í.Ï. Ïðàêòèêè ñîöèàëèçàöèè â îáðàçîâàòåëüíîé ñðåäå â óñëîâèÿõ ñîâðåìåííîãî îáùåñòâà: òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèå ïîäõîäû è ýìïèðè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ: êîëëåêòèâíàÿ ìîíîãðàôèÿ/ íàó÷í. ðåä. Ì.Â. Ðûáàêîâà// Ì.: Èçäàòåëüñòâî «Ïåðî». – 2017.

3. Äóáðîâèíà, È.Â. Ïñèõîëîãèÿ: ó÷åáíèê äëÿ ñòóäåíòîâ îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ/È.Â. Äóáðîâèíà, Å.Å. Äàíèëîâà, À.Ì. Ïðèõîæàí// 4-å èçäàíèå, ñòåðåîòèïíîå. – Ìîñêâà: Àêàäåìèÿ. – 2006.

4. Çàêèðîâà, Â.Ã. Ñîöèàëèçàöèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà êàê ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà/Çàêèðîâà Â.Ã., Êàìàëîâà Ë.À. – Ìåæäóíàðîäíàÿ íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêàÿ êîíôåðåíöèÿ «Íà÷àëüíàÿ øêîëà ñåãîäíÿ: ïðîáëåìû ñîöèàëèçàöèè». – Êàçàíü: ÊÔÓ. – 2014.

5. Êîíåâà, Î.Á. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü äåòåé ê øêîëå/Î.Á. Êîíåâà//×åëÿáèíñê. – Èçä-âî ÞÓðÃÓ. – 2000.

6. Ìàòâååâà, Î.Í. Î ñîöèàëèçàöèè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ/Î.Í. Ìàòâååâà//Èçâåñòèÿ ÏÃÏÓ èì. Â.Ã. Áåëèíñêîãî. – 2010. – ¹16. – 151-157.

Источник