Изменения с возрастом показателей физического развития ребенка
Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.
Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.
Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.
Физическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.
Вес и рост
Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.
Двигательная активность
Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.
Развитие внутренних органов
В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.
Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.
Физическое развитие детей школьного возраста
Школьный возраст принято делить на три периода:
- младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
- средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
- старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.
Физическое развитие детей младшего школьного возраста
Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:
- быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
- равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
- интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.
В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.
Физическое развитие детей среднего школьного возраста
Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:
- Стоимость: 5 000 руб.
- Продолжительность: 30 – 40 минут
- интенсивный рост — около 4-7 см в год;
- интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
- рост длинных трубчатых костей рук и ног;
- интенсивный рост в высоту позвонков;
- быстрое развитие мышечной системы;
- формирование всех функциональных систем;
- улучшение координации и силовых способностей.
Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.
Физическое развитие детей старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:
- замедление роста тела в высоту;
- прирост массы тела;
- завершение окостенения большей части скелета;
- утолщение трубчатых костей;
- активное развитие грудной клетки;
- быстрое и равномерное развитие мышц.
Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.
Источник
Прежде чем говорить о патологии, необходимо определиться с нормальными физиологичными прибавками роста.
У детей до года и у деток постарше существуют разные критерии норм роста – помесячные прибавки и определении нормального темпа роста по центильным таблицам.
Помесячные прибавки роста у детей первого года жизни
Особенности прибавки в росте в первый год жизни для доношенных детей:
- В среднем за месячный период кроха прибавляет 3 см.
- Общая прибавка за первый год жизни должна составлять не менее 25 см. Таким образом, нормальный показатель для годовалого малыша – от 74 до 76 см.
- Интенсивнее дети растут в первые месяцы после рождения, после чего этот процесс замедляется.
Месяцы жизни:
1-3 месяца – 3- 3,5 см ежемесячно;
4-6 месяцев – 2,5 – 3 см;
7-9 месяцев – 1,5 см;
10 – 12 месяцев – 1 см.
Рост ребенка, а также и его вес (для детей первых трех лет жизни + окружность головы) должны измеряться ежегодно.
За этим родители должны следить, ведь в случае появления каких-либо отклонений от нормы и/или появлении различных симптомов, указывающих на развитие заболеваний, в том числе и эндокринных, эти показатели будут иметь большое значение для своевременной диагностики заболевания, дальнейшего наблюдения и эффективности назначенного лечения.
Как эндокринолог в своей практике часто сталкиваюсь с отставанием роста и веса, и отсутствие ежегодных росто-весовых показателей существенно затрудняет предварительный диагноз – от конституционной задержки роста до снижения физиологических ежегодных приростов при соматической патологии и истинной эндокринной патологии.
Важно знать не только насколько ребенок отстает в росте, но и когда и по какой причине произошли эти изменения – с рождения или через определенный промежуток времени.
Центильные таблицы
После года правильно определяется рост по центильным таблицам, которые определяют уровни роста ребенка.
Для определения примерного соответствия роста и веса возрасту на разных сайтах встречаются различные формулы, они больше для родителей и носят ориентировочный характер. Следует знать, что они имеют значительные погрешности, не учитывают пол ребенка и указывают на средние значения роста и веса.
Центильные таблицы составлены на основании исследований ВОЗ, которые проводились в период 1997—2003 г.г. и в которых прочитаны нормы роста детей зависят, прежде всего, от пола ребенка, поэтому для девочек и мальчиков ВОЗ создала отдельные таблицы с усредненными показателями.
В зависимости от возраста малыша соотношение длины и массы тела, а также прибавка тоже будут отличаться.Кроме этого по центильным таблицам можно определить уровни роста и их ежегодное изменение, можно построить кривую роста и определить ее степень ее отклонения от средних величин, а при низкорослости – динамику изменения до и после лечения.
Уровни роста по центильным таблицам:
- меньше 3 % – очень низкий рост (низкорослость) – ребенка нужно обязательно обследовать у эндокринолога;
- от 3% до 10% – низкий рост – требует наблюдения, при наличии дополнительных симптомов необходимо обследование;
- от 10% до 25% – рост ниже среднего (вариант нормы, наблюдение педиатра);
- от 25% до 75% – средний рост;
- от 90% до 97% – высокий рост – наблюдение педиатра, вариант нормы; больше 97% – очень высокий (высокорослость) – наблюдение и обследование у эндокринолога.
Такие же показатели по парацентильным таблицам используют при оценке веса ребенка.
Гармоничность или дисгармоничность физического развития у детей оценивают по индексу массы тела (ИМТ) – масса/рост в квадрате. На сегодняшний день существует много удобных калькуляторов для расчета ИМТ.
- Развитие гармоничное – при отнесении ребенка от 10 до 90 центильного коридора по ИМТ;
- дисгармоничное – от 3-го до 10-го и от 90-го до 97-го центильного коридора по ИМТ
Также необходимо определять индекс пропорциональности:
Массо-ростовой коэффициент (у доношенных новорожденных при рождении)
Масса/Рост× 100% в норме = 60 – 65%;
I степень задержки внутриутробного развития – 59-55%;
II степень– 54- 50%;
III степень – менее 50%.
При этом нужно учитывать, что эти таблицы используют только для доношенных новорожденных.
Рост – нормы и патология у недоношенных детей
У недоношенных детей необходимо определять соответствие физического развития гестационному сроку. Развитие соответствует гестационному возрасту при отнесении массы, длины тела, окружности головы, массо-ростового коэффициента от 10 до 90 процентиль.
Задержка внутриутробного развития констатируется при стабильно низких показателях при двух и более измерениях ниже 3-й процентили – при росте меньше 48 см, весе – меньше 2200гр.Все дети с задержкой внутриутробного развития должны обязательно наблюдаться детским эндокринологом.После 43 недели оценку физического развития проводят по диаграммам для детей раннего возраста, но с учетом скорригированного возраста (разница между фактическим постнатальным возрастом в неделях и недостающими до доношенного срока неделями гестации).Наиболее высокие темпы роста недоношенных детей – в первые 3 месяца жизни (3,5-5 см в месяц).
- В первом полугодии ежемесячная прибавка роста составляет 2,5-5,5 см,
- во втором полугодии – 0,5-3 см.
Суммарная прибавка роста за год – 27-38 см. Средний рост новорожденного ребенка к году – 70,2-77,5 см. Масса тела недоношенных детей на 1-м году увеличивается в 6-7 раз; адекватна прибавка из расчета 20 г/кг массы тела при рождении. Антропометрические показатели выравниваются с данными у доношенных детей в возрасте примерно 2 лет, но при массе тела до 1500 гр. показатели отстают.
В любом случае при изменении темпов роста, родителям необходимо обратить на это внимание, а при устойчивом отклонении – проконсультироваться у детского эндокринолога.
Главные причины задержки роста
Чаще всего отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.
Выделяют:
- Конституционную задержку роста и полового созревания (синдром позднего пубертата).
- Семейную низкорослость.
- Врожденную соматотропную недостаточность – изолированную или с множественным дефицитом гормонов).
- Приобретенную соматоропную недостаточность.
- Синдром Ларона возникает при нарушении чувствительности рецепторов к гормону роста.
- Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы).
- Низкорослость при генетических заболеваниях (синдром Шерешевского -Тернера, Нонне).
- Псевдогипопаратиреоз (синдром Олбрайта).
- Соматически обусловленные нарушения роста – врожденные и приобретенные хронические заболевания (сердца, почек, печени, крови, кишечника, обменные нарушения, патология костной системы).
Другие причины задержки роста
Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.
Средовые факторы
Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..
Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.
Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:
- рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
- минимализировать прием лекарственных препаратов;
- следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
- уменьшить активные двигательные и эмоциональные нагрузки.
Генетические факторы
Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть – генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.
В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.
Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.
Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов:
- сложная беременность;
- прием лекарственных средств;
- прием алкоголя или наркотиков, курение;
- частые стрессы в период вынашивания малыша.
Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.
Внешние факторы после рождения
Наиболее частой причиной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.
Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом – сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.
Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.
Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста – глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.
врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Физическое развитие детей крайне важно периодически контролировать. Это позволяет выявить на ранней стадии нарушения в здоровье ребенка и своевременно их исправить. Для оценки физического развития были определены соответствующие нормы и стандарты.
Темпы роста ребенка по возрасту
Скорость изменения длины тела наиболее велика в самом начале жизни ребенка и постепенно снижается по мере его взросления. Эта зависимость проявляется при последовательном рассмотрении начальных стадий развития:
- Внутриутробная. За 9 месяцев организм из одной клетки превращается в младенца ростом 49-54 см и весом в 2,7-4 кг.
- Первый месяц жизни. Прибавляет 3 см и 700-1000 г в весе.
- Первый год жизни. К концу этого периода младенец вырастает до 73-76 см и набирает вес 10 кг.
В дальнейшем скорость роста постепенно снижается, и к 16-18 годам этот процесс останавливается вовсе.
Темпы изменения длины тела меняются неравномерно. Поочередно наступают следующие этапы физического развития:
- вытяжения;
- округления.
Продолжительность каждого этапа — 1,5-3 года. Из всех периодов округления наиболее выраженный приходится на возраст 3-5 лет, а вытягивается человек сильнее всего в подростковом возрасте.
Этапы развития
В начальном периоде жизни человека до 18 лет выделяют такие этапы:
- Грудной возраст. На втором месяце жизни ребенок начинает держать голову. В течение первого месяца его еженедельно осматривает патронажная медсестра. В 3 месяца младенец переворачивается на живот, начинает хватать предметы, в 4 — подтягивается. 5-месячный ребенок кратковременно задерживается в сидячем положении, а полугодовалый — садится, ползает, встает на ноги, держась за опору. От 1 месяца до года ребенка ежемесячно приносят на прием к педиатру.
- От 6 месяцев до 2 лет. Ребенок начинает ходить, а к концу этого периода подпрыгивает, переступает на носочках, поднимается по лестнице. В это время важно следить за развитием стоп и осанкой. Дети от 1 до 3 лет осматриваются врачом ежеквартально.
- Третий год жизни. Ребенок способен стоять на одной ноге, ловит брошенный с большой дистанции мяч и бросает его так же далеко. Осмотр у врача дети старше 3 лет проходят ежегодно.
- Старший дошкольный возраст. Физическое развитие детей дошкольного возраста отслеживается медработником детского сада, особенно во время выполнения упражнений. В случае обнаружения отклонений информация об этом доводится до родителей.
- Младший и средний школьный возраст. Процесс биологического созревания контролируется детским врачом при ежегодных осмотрах и учителем физкультуры. К 12-летнему возрасту завершается формирование скелета, потому правильная осанка приобретает особо важное значение. Если физическое развитие детей раннего возраста предсказуемо, то для периода 9-14 лет нормы длины тела и веса условны.
- Старший школьный возраст. В этот период происходит завершение онтогенеза организма.
В организме младших и средних дошкольников наблюдается гормональная перестройка, и невозможно предугадать, в какой момент уровень веществ спровоцирует интенсивный рост. В качестве ориентиров педиатры берут усредненные показатели, но, если ребенок им не соответствует, это еще не говорит о нарушениях. Кроме того, в этом возрасте уже проявляется наследственность: у низких родителей и ребенок, скорее всего, будет невысоким, и наоборот.
В России действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это обязательные к выполнению в школах и детсадах методические указания, касающиеся биологического созревания детей. Например, в отношении дошкольников норматив предписывает выполнять утреннюю гимнастику, периодически проводить в ходе учебных занятий физкультурные разминки, делать пробежки, играть на свежем воздухе и пр.
Задача ФГОСа как «технологии воспитания» — вырастить молодежь с высокими морально-волевыми качествами, развить в ней способность к активной деятельности и привычку заниматься спортом, закаливанием, прочими оздоравливающими процедурами.
Как изменяются пропорции тела
Части тела растут неравномерно, и, как следствие, соотношение между ними все время меняется. Их длина с момента рождения до завершения формирования увеличивается следующим образом:
- голова (высота): вдвое;
- туловище (длина): втрое;
- руки: в 4 раза;
- ноги: в 5 раз.
Пропорции тела в процессе развития меняются так:
- Новорожденный. Руки и ноги — короткие. Четверть длины тела приходится на голову, а середина тела — на пупок.
- Взрослый. На голову приходится 10% роста, середина тела — на уровне лобка.
Вычислив соотношение между частями тела, врачи по специальным методикам определяют индексы пропорциональности, дающие важную информацию о человеке. По таким индексам, например, определяют истинный возраст ребенка.
Применяют и другие способы анализа пропорциональности. Например, ребенка просят дотянуться рукой через макушку головы до противоположного уха. Не дотягивается — значит, в школу идти пока рано.
Гармоничность телосложения
Критерием гармоничности телосложения служит наибольшая разность между номерами коридоров центильной шкалы, определяемая по результатам измерений роста, веса и окружности груди. В зависимости от этого параметра развитие признается следующим:
- от 0 до 2: гармоничное;
- 3: дисгармоничное;
- от 4 до 7: резко дисгармоничное.
Определение соматотипа
Выявление соматотипа возможно исключительно при гармоничном развитии. С этой целью суммируют номера коридоров центильной шкалы, определенные по результатам измерений тела. Далее анализируют результаты:
- от 3 до 10: микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»;
- от 11 до 16: мезосоматический тип, «средний уровень развития»;
- от 17 до 24: мезомакросоматический тип, «физическое развитие выше среднего».
Мезосоматический тип содержит подтипы: мезомикросоматический (11-13) и мезомакросоматический (14-16).
Таблица роста органов и тканей
В ходе исследований были выявлены закономерности в изменении не только внешних признаков — роста и веса, — но и размеров внутренних органов. Взаимосвязь их и длины тела ребенка отражена в таблице:
Длина тела, см | Правая доля | Левая доля | Поджелудочная железа | Селезенка | почка | ||||
головка | тело | хвост | длина | ширина | длина | ширина | |||
35-49 | 36,0-51,4 | 26,7-42,5 | 6,2-9,8 | 4,3-7,1 | 5,6-8,0 | 34,9-47,5 | 18,1-26,5 | 36,1-45,7 | 17,8-23,0 |
49-59 | 48,3-58,9 | 21,9-36,5 | 6,0-9,0 | 4,1-5,9 | 7,3-9,5 | 40-46,2 | 19,9-29,5 | 46,2-54,4 | 22,1-27,7 |
60-69 | 53,0-66,0 | 26,4-40,8 | 6,4-9,0 | 4,5-6,7 | 8,1-10,7 | 47,8-61,4 | 22,6-29,8 | 50,5-58,3 | 24,5-29,7 |
70-79 | 62,6-73,8 | 32,7-48,1 | 8,7-11,7 | 5,9-8,9 | 10,4-14,0 | 56,3-67,9 | 24,5-32,3 | 55,5-63,7 | 26,8-32,2 |
80-89 | 67,5-78,9 | 40,2-55,6 | 8,7-12,9 | 6,4-9,2 | 10,5-15,3 | 62,1-72,1 | 27,7-34,7 | 61,8-72,2 | 29,1-33,7 |
90-99 | 73,9-85,3 | 47,4-63,8 | 10,4-14,8 | 7,4-10,0 | 11,6-17,0 | 63,8-78,0 | 30,4-38,0 | 63,9-74,1 | 30,6-36,8 |
100-109 | 79,6-92,6 | 45,5-65,9 | 12,6-15,8 | 8,2-11,0 | 13,0-17,8 | 65,9-80,3 | 32,6-40,0 | 68,5-76,7 | 31,3-37,9 |
110-119 | 75,3-97,5 | 57,0-73,0 | 13,2-17,2 | 7,9-10,7 | 15,4-19,8 | 70,8-83,0 | 33,8-41,6 | 71,9-81,7 | 32,9-39,3 |
120-129 | 88,4-102,2 | 61,1-79,1 | 15,1-18,7 | 8,7-11,9 | 16,4-21,0 | 76,6-91,4 | 36,7-44,5 | 76,8-86,5 | 34,3-40,7 |
130-139 | 87,8-104,8 | 67,2-81,8 | 14,1-18,3 | 8,7-11,5 | 15,7-19,9 | 79,6-98,2 | 36,1-47,7 | 81,2-90,0 | 35,8-43,0 |
140-149 | 97,2-112,6 | 61,0-83,8 | 14,6-19,0 | 8,7-12,1 | 15,8-20,8 | 83,0-101,4 | 39,5-50,5 | 85,3-94,7 | 37,3-45,5 |
150-159 | 101,8-125,6 | 66,7-87,1 | 15,0-19,4 | 9,5-12,5 | 15,9-21,1 | 88,5-107,7 | 41,3-51,7 | 86,6-102,2 | 38,3-46,9 |
160-169 | 105,3-127,7 | 64,9 -93,3 | 15,5-20,3 | 9,1-12,5 | 17,8-22,0 | 93,8-111,0 | 54,6-43,4 | 94,5-109,5 | 41,0-50,2 |
170 и выше | 107,3-128,7 | 70,1-92,3 | 16,8-21,2 | 9,8-12,8 | 18,8-23,6 | 99,2-117,8 | 44,8-58,4 | 98,3-110,1 | 43,0-53,2 |
Измерение ребенка
Оценить уровень физического развития поможет метод антропометрических стандартов. Он состоит в определении размеров характерных частей тела (антропометрических величин) и сравнении их со среднестатистическим значением в данном регионе.
Замеры проводят при плановом осмотре.
Показатели роста
Способ измерения длины тела зависит от возраста:
- До 2 лет — лежа, на специальном столе. Макушка головы касается неподвижной перегородки, подвижную подводят к стопам с развернутыми вверх пальцами.
- Старше 2 лет: стоя, на специальном приспособлении — стадиометре. На платформу ребенок становится без обуви, спиной к стойке со шкалой. Стопы полностью стоят на платформе, колени разогнуты. Вдоль шкалы опускается подвижная рейка до тех пор, пока не коснется макушки головы.
Масса тела
Взвешивают утром, способ зависит от возраста:
- До 2 лет — лежа. Ребенок взвешивается голым либо в чистом подгузнике.
- Старше 2 лет — стоя.
Окружность груди
Измеряется на выдохе. Измерительной лентой охватывают грудь так, чтобы сзади сантиметр оказался под лопатками.
Как оценить антропометрические показатели
Существуют наборы статистических данных по антропометрическим величинам для разных возрастных групп детей. Их называют центильными таблицами. Для оценки результатов определяют, к какой колонке таблицы относятся полученные антропометрические величины.
Центильные таблицы
Центиль — это доля, выраженная в процентах. Правила формирования центильной шкалы удобно пояснить на примере. Измерен рост мальчиков определенной возрастной группы числом 100 человек, и данные отсортированы в порядке возрастания. Их разделяют на диапазоны:
- Аномально низкие: таковыми считаются 3 самых низких мальчика (3%).
- Низкие: от 3 по 10 (7%).
- Ниже среднего: дети с 10 по 25 (15%).
- Среднего роста: от 26 по 75 (50%).
- Выше среднего: от 75 по 90 (15%).
- Высокие: от 90 по 97 (7%).
- Аномально высокие: от 97 до 100, т. е. этот диапазон определен тремя самыми высокими мальчиками (3%).
В реальности производят не 100, а гораздо больше измерений. Центильные таблицы могут включать в себя такие шкалы:
- вес мальчиков;
- вес девочек;
- рост мальчиков;
- рост девочек;
- окружность головы мальчиков;
- то же для девочек;
- окружность грудной клетки у мальчиков;
- то же у девочек;
- зависимость веса ребенка от длины тела (мальчики);
- то же для девочек.
Своя шкала формируется для каждой возрастной группы.
Выполнив обмеры, смотрят по центильным таблицам, к какому диапазону относятся данные. Всего их 3:
- средний (50%) и примыкающие к нему с обеих сторон по 15% считаются нормальными;
- по 7% ближе к краю шкалы — зона внимания: необходимо поставить в известность врача, чтобы тот проверил, нет ли патологии;
- по 3%: большая вероятность патологии.
Со временем центильные таблицы устаревают. Это объясняется тем, что люди из поколения в поколение в силу ряда причин становятся все более высокими (акселерация). Наиболее современными считаются таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г. Основанием послужило 6-летнее многофокусное исследование по эталонам роста (МЭИР, 1997-2003 гг.). Его особенности:
- охвачено большинство регионов мира;
- условие отбора детей: уход соответствует принятым ВОЗ правилам охраны здоровья (грудное вскармливание, мать не курит и не употребляет алкоголь и т.д.).
Эти таблицы — общепризнанный мировой стандарт.
Как спрогнозировать окончательные результаты
Есть несколько способов рассчитать, насколько вырастет ребенок:
- Для мальчиков: Рр = (Ро + Рм)/2 + 5 см, где Рр, Ро и Рм — рост ребенка, отца и матери, см. Для девочки: Рр = (Ро + Рм)/2 — 5 см.
- Формула Таннера. Для мальчиков: Рр = (Рз * 1,27) + 54,9 см, где Рз — высота в 3 года. Для девочек: Рр = (Рз * 1,29) + 42,3 см.
- По таблицам ученых Гарна и Романа на основании полуроста родителей.
- По костному возрасту. Нужен рентген лучезапястного сустава.
Используя специальные таблицы и формулы, на основании данных о размерах костей определяют рост.
Источник