Изменения природы ребенка и закономерности его развития

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

Читайте также:  Валитова психология развития ребенка дошкольного возраста

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.

3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Понятие роста и развития. Процессы роста и развития явля­ются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными эта­пами, или периодами, жизни сводится не только к количествен­ным, но и качественным изменениям.

Читайте также:  Ребенку 8 лет его развитие

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельно­сти тех или иных физиологических систем ни в коей мере не мо­жет являться свидетельством неполноценности организма ребен­ка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подоб­ных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходя­щих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Раз­витие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение ор­ганизмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Закономерности роста и развития детей. Пропорции тела на разных этапах развития. С момента рождения и до смерти в организме человека от­мечаются специфически особенности строения, биохимических процессов, функций организма в целом и отдельных его систем, которые изменяются в различные периоды его жизни. Эти изме­нения обусловлены наследственными факторами, в известной ме­ре определяющими этапы роста и развития. Однако решающее значение для проявления этих наследственных факторов, фор­мирования возрастных особенностей имеют обучение и воспита­ние, питание и гигиенические условия жизни, общение ребенка с окружающими людьми, спортивная и трудовая деятельность идругие факторы, составляющие существо социальной жизни че­ловека.

Характерной особенностью процесса роста детского организ­ма являются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность.Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ре­бенка отличается в первый год жизни и в период полового созре­вания, т. е. в 11 – 15 лет. Если при рождении рост ребенка в сред­нем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75 – 80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0 – 3,2 кг, а к концу года – 9,5 – 10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается, и ежегодная прибавка массы составляет 1,5 – 2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0 – 5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созрева­ния. За год длина тела увеличивается на 7 – 8 и даже 10 см. При­чем с 11 – 12 лет девочки несколько опережают в росте мальчи­ков, в 13–14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14 – 15 лет юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

С периода новорожденности и до достижения зрелого возрас­та длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. Новорожденный отличается от взрослого человека относитель­но короткими конечностями, большим туловищем и большой го­ловой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины ту­ловища, у ребенка двух лет – 1/5, шести – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост ко­нечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный пе­риод) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище ко­роче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде – за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих орга­нов в основном совпадают с кривой роста длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчи­вается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75–90% от ве­личины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в семье

В период полового созревания происходит не только интенсив­ный рост, но и формирование вторичных половых признаков.

Гетерохрония в процессах развития отдельных систем орга­низма прослеживается не только при сопоставлении темпов их роста. Отдельные части физиологических систем также созре­вают неравномерно.

Нервная система всегда функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпа­ми и в различные сроки. Например, центростремительная часть нервной системы, т.е. та, которая не­сет импульсы с периферии тела в центральную нервную систему, достаточно зрелая уже при рождении ребенка, окончательно созревает к 6 – 7 годам. Между тем центробежная часть нервной системы, т.е. та, которая несет импуль­сы из центральной нервной системы к рабочим органам – мыш­цам и железам, окончательно созревает только к 23 – 25 годам.

Неравномерность роста – приспособление, выработанное эво­люцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференци­рования органов, тканей, клеток.

Итак, развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интен­сивного роста могут не совпадать с периодами интенсивной дифференцировки.

Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. На­растание массы головного и спинного мозга в основном заканчи­вается к 8 – 10 годам, почти достигая массы взрослого; функцио­нальное совершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени.

Созревание двигательного анализатора наступает в основном в 13 –14 лет, проходя ряд этапов совершенствования двигатель­ной функции. Вместе с тем в 15 – 18 лет происходит дальнейший интенсивный рост и дифференциация мышечной ткани.

Гетерохрония развития позволяет обеспечить ускоренный и избирательный рост и дифференциацию тем структурам и их функциям, которые раньше всего необходимы организму на дан­ном этапе онтогенеза.

Гетерохронизм, наблюдаемый при сравнительном изучении развития отдельных морфологических образований или функций, ни в какой мере не является показателем отсутствия или нару­шения гармоничности развития организма ребенка на отдельных этапах его жизни.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода осо­бенностями имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, сте­пени развития нервной системы. Резкие индивидуальные откло­нения в развитии проявляются преимущественно на первом году жизни, когда они связаны с врожденными особенностями и усло­виями воспитания.

Влияние среды на рост и развитие. Организм ребенка разви­вается в конкретных условиях среды, непрерывно действующей на организм ребенка и в значительной мере определяющей ход его развития. Еще И.М. Сеченов отмечал, что организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозмо­жен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Ход морфологических и функциональных перестроек организ­ма ребенка в разные возрастные периоды подвержен воздействию генетических факторов и факторов среды.

В зависимости от конкретных условий среды процесс разви­тия может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжи­тельность.

Качественное своеобразие организма ребенка, изменяющееся
на каждой ступени индивидуального развития, проявляется во
всем, прежде всего в характере его взаимодействия с окружающей средой. Нельзя думать, что биологический фонд, с которым
рождается ребенок, не может быть в дальнейшем в какой-то мере расшатан или в определенной мере изменен. Под влиянием внешней среды, особенно ее социальной стороны, те или иные обусловленные наследственностью качества могут быть реализо­ваны и развиты, если среда способствует этому, или, наоборот, подавлены.

I .2. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник