Изменение социальной ситуации развития ребенка

Изменение социальной ситуации развития ребенка thumbnail

На чтение 9 мин.

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация – важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

Социализация детей – этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

Общение со сверстниками – важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.

Домашний любимец – один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение социальной ситуации развития ребенка про­является в том, что ребенок становится более самостоя­тельным в познании окружающей действительности и на­чинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром.

Главная особенность социальной ситуации состоит в том, что ребенок входит в предметный мир — «мир по­стоянных вещей», осваивая функции предметов, их на­звания, значения и смысл. Новое отношение ребенка к миру предметов заключается в том, что они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определен­ное назначение и определенный способ употребления (В. С. Мухина, 1985).

Ребенок открывает для себя, что он является источни­ком разнообразных желаний, действий и своей воли. Он начинает демонстрировать свою волю в общении со свои­ми близкими, со взрослыми и другими детьми. Подобного рода социальная активность достаточно глубоко занимает ребенка и является значимой для него. Ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых.Ребе­нок учится выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувство неудовольствия.

Постепенно развивается мотивация достижения, ребе­нок стремится к овладению физическими действиями, готов демонстрировать свои успехи и ожидает признания окружающих.

Раннее детство — возраст социализации, т. е. приобще­ния детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами по­ведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступа­ют и общаются окружающие его люди. Однако для при­своения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей ран­него детства заключаются в последовательном моделирова­нииприемлемых форм поведения и установлении с малы­шом теплых, дружеских отношений.

Внутренняя позиция ребенка основывается на пони­мании им того, что с требованиями, которые предъяв­ляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близ­кими окружающими людьми зависят его успехи и не­удачи.

2. Ведущая деятельность – предметная

Действуя с предметом, ребенок усваивает функцию предмета, закрепленную за ним в культуре. Предметные действия — общепринятые способы употребления пред­метов — осваиваются детьми через посредство взрослого человека, с его помощью и под его руководством. В со­вместной деятельности взрослые организовывают действия ребенка по образцу, а затем осуществляют функции по­ощрения и контроля за ходом осуществления и форми­рования этих действий.

Например:

Ребенок не умел сле­зать с дивана. Он пытается спуститься с него вниз голо­вой. Бабушка учит его: она поворачивает его головой к спинке дивана, затем спускает одну его ногу, затем дру­гую. При этом бабушка все время приговаривает: «Вот так! Вот так!» При последующих попытках она уже толь­ко поддерживает малыша, помогая ему произвести соот­ветствующие движения и поощряя его: «Так! Так! Моло­дец!» Через некоторое время, когда ребенок вновь оказы­вается на диване, он самостоятельно поворачивается головой к спинке дивана и осторожно начинает спускать одну ногу за другой, каждое движение сопровождая его словами: «Баба! Так! Баба! Так! Затем, встав на ноги, вос­клицает: «Молодец!» (Д. Б. Эльконин).

Связь действия с предметом проходит три фазы раз­вития:

а) ребенок выполняет с предметом все известные ему действия;

б) употребляет предмет только по назначению;

в) производит различные действия, при твердом усво­ении основной функции предмета.

В ходе развития предметных действий наблюдаются два типа переноса.

1. Перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия.

Например, ребенок освоил одну схему действия причесывания настоящей расческой собствен­ной головы, а затем начинает причесывать расческой кук­лу, лошадку, медведя.

2. Осуществление того же действия, но уже с предметом-заместителем. Например: причесывать себя, куклу, лошадку, медведя, но не расческой, а, например, зубной щеткой. Одновремен­но с этим или несколько позже происходит замещение одного предмета другим: камешек заменяет мыло, палочка – градусник и т. д.

Таким образом появляются зачатки игровой ситуации.

Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды, как игра, и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Центральными новообразованиями:

Овладение прямохождением

Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность. Благодаря ходь­бе происходит интенсивное развитие координации дви­жений, чувства расстояния и пространственного распо­ложения.

Ребенок испытывает удовольствие от самого процес­са хождения. Постоянные добровольные упражнения в ходьбе доставляют ребенку радость от чувства овладе­ния своим телом. Это чувство придает малышу уверен­ность, что поло-жительно влияет на его самочувствие. Постепенно достигается автоматизация передвижения, и оно перестает представлять для ребенка самостоятель­ный интерес.

На первых порах овладение ходьбой является для ре­бенка особой задачей, свя-занной с сильными пережива­ниями и периодом интенсивного формирования образа тела. Овладение телом и способность передвижения челове­ческим спосо-бом позволяет ребенку более свободно и са­мостоятельно общаться с внешним миром.

Расширяется круг объектов его внимания, ребенок по­лучает возможность действовать с самыми разнообразны­ми предметами, с которыми прежде родители ему не пред­лагали. Увеличивая самостоятельность ребенка, ходьба открывает новые возможности для ознакомления с окру­жающим миром.

Овладение речью

Сензитивный период для развития речи — с 1 года 6 ме­сяцев до 3 лет Развитие речи идет по двум направлениям:

—совершенствуется понимание речи взрослых;

—формируется собственная активная речь.

Причем сначала понимание речи ситуативно: че­рез конкретную ситуацию устанавливается связь с оп­ределенным предметом или действием. Понимание со­общений, выходящих за пределы ситуации общения, создает возможность использовать речь как средство освоения действительности, недоступной непосред­ственному опыту.

На первом этапе раннего детства ребенок оперирует так называемой «автономной» речью, малопонятной для ок­ружающих. Развитие речи до полутора лет происходит мед­ленно. В этот период ребенок осваивает от 30 до 100 слов и употребляет их редко. После полутора лет ребенок на­чинает проявлять инициативу в разговорах. Темп разви­тия речи возрастает. К концу второго года ребенок упот­ребляет около трехсот слов, а к концу третьего года — от пятисот до полутора тысяч слов.

Наряду с развитием словаря происходит усвоение грамматического строя речи, разнообразных грамматических форм.

Слово приобретает стимулирующее значение раньше, чем тормозящее: ребенку значительно легче начать какое-либо действие по словесному указанию, чем прекра­тить его. Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка на третьем году жизни. Понимание речи взрослых в этот период меняется качественно — ребенок становиться способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слу­шать любые разговоры взрослых, стремясь понять и при­нять в них участие (В.С. Мухина,1985).

Овладение предметной деятельностью

Виды действий: 1. Соотносящие; 2. Орудийные.

На первых этапах овладения предметной деятельнос­тью действие и предмет тесно связаны: ребенок может выполнять действия только с тем предметом, который предназначен для данной деятельности.

В связи с овладением предметной деятельностью изме­няется характер поведения ребенка в новых для него ситу­ациях. Если в младенчестве ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными способами, то в последующий период его активность направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как можно его употребить. Ориентировка типа «Что такое?» сменяет­ся ориентировкой типа «Что с этим можно делать?».

Ребенок начинает соотносить предметы между собой и использовать один предмет как средство воздействия на другие. Осваивая соотносящие и орудийные действия, ребенок усваивает общий способ употребления орудий.

Соотносящие и орудийные действия имеют наиболь­шее значение для развития психики ребенка.

Соотносящи­миявляются действия, цель которых состоит в приведе­нии двух или нескольких предметов в определенные про­странственные взаимоотношения. Например, собирать пирамидку из колец, вставлять фигуры определенной фор­мы в соответствующие углубления, использование сбор­но-разборных конструкций.

Способы выполнения соотносящих действий, кото­рые формируются у ребенка, во многом зависят от осо­бенностей обучения. Если взрослые дают только обра­зец действия, например, многократно разбирая и скла­дывая пирамидку на глазах у ребенка, он, скорее всего, запомнит место, на которое попадает каждое кольцо. Если взрослые фиксируют внимание ребенка на ошиб­ках и их исправлении, он начнет действовать путем проб. Наиболее продуктивный способ обучения состоит в том, чтобы предварительно научить ребенка сравнивать коль­ца, выбирая самое большое кольцо. Таким способом вырабатывается умение подбирать их на глаз. Дети, обу­ченные первыми двумя способами, затрудняются собрать пирамидку, если вместо привычных пяти колец получат большее количество.

Орудийныедействия — действия, в которых один пред­мет (орудие) употребляется для воздействия на другие. Овладение орудийными действиями требует полной пе­рестройки движений руки ребенка, их подчинения уст­ройству орудия: копать песок совочком или есть кашу лож­кой совсем не то, что рукой. Орудийные действия ребен­ка раннего детства несовершенны, они продолжают от­рабатываться на протяжении следующего возрастного эта­па. Усвоение принципа употребления орудий в раннем детстве позволяет переходить к самостоятельному упот­реблению предметов в качестве простейших орудий. На­пример, использование палки для доставания далеко ле­жащего предмета.

3. Психическое и личностное развитие

Под влиянием речи совершенствуются ощущение, восприятие, мышление, память ребенка

Восприятие (сенсорное развитие)

Важнейшим новообразованием данного возраста яв­ляется восприятие, которое впервые возникает как диф­ференцированная система отдельных функций, в осно­ве которой лежит обобщение (Л. С. Выготский). Ребе­нок возраста раннего детства уже может подбирать пред­меты, соединять их части в соответствии с формой, ве­личиной, цветом; придать взаимное положение в про­странстве (матрешки, пирамидки, коробки с вырезами определенной формы). Развивается зрительное и слуховое восприятие, дифференциация отдельных звуков речи, и к концу второго года дети уже воспринимают все зву­ки родного языка.

Становление цветоощущений у девочек и мальчиков возникает в раз­ные сроки. У девочек ощущение красного появляется в 14 мес., ощуще­ние зеленого – в 16 мес., синего в 18 мес. У мальчиков этот процесс запаз­дывает на 2 месяца + 15 дней.

Появление цветоощущения характеризуется несколькими периодами: до 14 мес. у девочек и до 16 мес. у мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов. Затем появляется ощущение красного, спустя 2 ме­сяца возникает ощущение зеленого, еще спустя 2 месяца появляется ощу­щение синего цвета.

Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цве­тоощущения, а после 20—24 месяцев цветоощущение нарастает медлен­нее. Заканчивается становление цветоощущения в 7,5 года у девочек и в 8 лет — у мальчиков.

Надо знакомить ребенка с основными разновидностями цветов, форм, соотношениями предметов по величине. Дети могут различать 5—6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Но не всегда правильно их называют. И не следует искус­ственно снижать их возможности

Все высшие психические функции этого возраста раз­виваются на основе восприятия, через восприятие, с по­мощью восприятия.

Мышление

Основная форма мышления ребенка вплоть до 3-летне­го возраста — наглядно-действенное, когда используется связь между предметами для достижения цели и устанав­ливаются новые связи между свойствами предметов в прак­тических действиях с ними.

Например, Миша говорит: «Мама, конфеты «Слива» делают из слив, «Коровка» — из коров, а «Кис-кис» — из кошек?».

Однако уже в период раннего детства начинают формироваться и элементы наглядно-об­разного мышления, т. е. такой формы мышления, когда ре­шение задачи происходит путем оперирования образами предметов. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывает­ся применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, зака­тившийся под диван.

Формируются обобщения — мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими призна­ками.

Начинает формироваться знаковая функция сознания,т. е, усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого. Начав устанавливать связь между предметом-замените­лем и обозначаемым предметом, ребенок впервые приоб­ретает возможность представлять себе то, о чем ему рас­сказывает взрослый, или что изображено на рисунке. К кон­цу раннего детства появляются первые собственные сочи­нения ребенка — сказки, рассказы, истории.

Память

Память в раннем детстве развивается чрезвычайно ин­тенсивно, особенно двигательная и эмоциональная. Па­мять принимает участие в развитии всех видов познава­тельной деятельности.

Доминирует непроизвольная память — дети до трех лет в основном запоминают то, что запомнилось само — по­вторяющиеся, яркие, необычные впечатления, ритмичные речевые сочетания.

Ребенок не умеет запоминать, не вла­деет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять дей­ствия, слова.

Пластичность мозга позволяет запоминать длинные стихи и сказки.

Внимание ребенка также непроизвольно. Сознательный контроль за вы­полнением действия отсутствует. Слова мало действуют на внимание, здесь командуют внешние объекты. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребенок раннего возраста еще плохо переклю­чает свое внимание, легко отвлекается.

Устойчивость: 1-2 сек.

Объем: 1 предмет.

Развитее личности

Ранний возраст — это начальный этап формирования личностиребен­ка.

К концу раннего детства происходит зарождение са­мосознания. Ребенок начинает узнавать себя на фотогра­фии, в зеркале, пользуется своим именем в общении («Миша упал!») Начинает осознавать себя как самостоятельную личность (самостоятельное Я) со своими собственными желаниями, а также свои воз­росшие возможности (например, по самообслуживанию) только к 3 годам. Сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем.

В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требова­ниям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъек­тивно не может перестроить своего отношения к ребенку, полностью удовлетворить его стремление к самостоятель­ности.

Возникает кризис трех лет. Кризис трех лет разрешается путем перехода к игровой деятельности.

4. Кризис 3-х лет

Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник