Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка thumbnail

Надежда Рязанова
Сделай сам: игры и пособия для сенсорного воспитания детей

Предлагаю Вашему вниманию подборку игр и пособий для сенсомоторного развития детей, которые я использую в работе. При желании их легко сделать своими руками.

Сделай сам: игры и пособия для сенсорного воспитания детей

Игры с использованием резинок для волос.

1. Игра «Ладошки»:

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Игра развивает мелкую моторику, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, умение считать и различать цвета.

Для игры нужны 32 карточки с заданиями, резинки (6 цветов по 12 штук, звоночек.

Количество игроков от 2до 6. Возраст от 4 лет.

Для тех, кто еще не знаком с этой игрой, напишу ее правила: звонок размещается в центре стола, чтобы каждый игрок мог легко до него дотянуться. Резиночки располагаются вокруг звонка, карточки лежат рубашками вверх.

Первый игрок переворачивает одну карточку, кладет ее, чтобы всем было хорошо видно. Игроки стараются как можно быстрее подобрать резинки по цвету и надеть их на пальцы, как показано на карточке. Тот, кто первым выполнил задание, звонит в звонок. Остальные игроки проверяют правильность выполнения задания. Если игрок все сделал правильно, он забирает карту себе. Если ошибся, он пропускает ход. Побеждает тот, кто первым наберет 5 карт.

Вариант игры: карта с заданием открывается только на 5 сек. Затем она переворачивается, и игроки по памяти выполняют задание.

2. Игра «Цветные столбики»:

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Пособие представляет собой цветные столбики, закрепленные на доске и резинки для волос. Резинки могут различаться не только цветом, но оттенками одного цвета. Пособие можно использовать в самостоятельной деятельности детей, а так же в индивидуальной работе с детьми (совместная деятельность педагога и ребенка)

1. Для младших дошкольников.

Задачи: формировать представления о цвете, развивать мелкую моторику.

Задание: надень резиночку на столбик соответствующего цвета.

2. Для старшего возраста.

Задачи: формировать представления об оттенках цвета, упражнять в счете, закреплять пространственные представления.

Дополнительное оборудование – карточки с цифрами или точками.

Ребенок надевает на столбик столько резинок, сколько точек на карточке (на один больше, меньше и т. д.)

Или: на левый столбик надеть три резинки, на средний и на правый столбики на одну больше. Вариантов может быть столько, сколько Вы сможете придумать в зависимости от возраста детей и обучающих задач.

Игры с использованием камешков, фасоли, макарон, пуговиц, счетных палочек.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Все представленные игры и пособия могут быть использованы, начиная с младшего дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности.

Задачи: развивать тактильные ощущения, формировать представления о форме предмета, о размере, о положении в пространстве; учить анализировать, находить сходство и различия.

Игра «Найди два одинаковых мешочка»:

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Одинаковые мешочки заполняются попарно разными наполнителями: шарики, бусины, шуршащая упаковка, детали конструктора и т. п. Дети ищут два одинаковых мешочка на ощупь.

Пособие с использованием пуговиц «Цифры и геометрические фигуры»

Способствует запоминанию образа цифры, развитию умения различать цифры и геометрические фигуры.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Игра «Угадай на ощупь»

Ребенок определяет на ощупь, какая цифра или геометрическая фигура “спряталась” в мешочке.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Игра «По образцу»:

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Ребенку предлагается образец, по которому он выполняет задание (выкладывает из палочек или пишет на манке узор, цифру, букву, геометрическую фигуру).

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Вот такие карточки – задания можно использовать для игр с палочками, они способствуют развитию пространственно-образного мышления.

Игра «Сортер»:

Ребенок сортирует макароны или камешки или пуговицы по определенному признаку (по цвету, по размеру, форме и т. п.)

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Игра «Крестики – нолики»:

Для детей старшего дошкольного возраста.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Набор предметов для развития тактильных ощущений.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

С детьми младшего возраста рассматриваем, исследуем предметы на ощупь, рассказываем об ощущениях. В дальнейшем играем в игру «Чудесный мешочек».

Пособие «Сенсорный зонтик»:

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Используются прищепки, ленты разной длины, ширины, цвета, шнурки. Шнурки для обучения плетению косички, ленты для закрепления цветов и оттенков, для обучения детей умению находить одинаковые ленты по длине и ширине, умению сравнивать, находить общие признаки и различия.

Пособие «Башмачок».

Кроме перечисленных выше задач дети учатся шнуровать обувь, завязывать бантик.

Пример задания: зашнуруй ботинок самым длинным шнурком, а бантик завяжи самой короткой ленточкой.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Игры на развитие слуха.

а) с использованием баночек с разными наполнителями

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

б) с использованием колокольчиков, погремушек.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Задание: найди два одинаково звучащих предмета.

Игры на закрепление счета, цифр и алфавита:

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенкаИзготовление пособий для сенсорного развития ребенка

На таких карточках можно написать цифры пятерками, парами, до 50, до100, можно алфавит, можно только гласные.

Карточку помещаем в пластиковую папку или ламинируем, ребенок фломастером соединяет цифры или буквы по порядку и дописывает недостающие.

Игры с использованием математического планшета:

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Задачи: развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; закреплять цвет, форму; определять пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

Можно рисовать по образцу и по замыслу палочки, предметы, цифры, буквы, лабиринты, углы.

Читайте также:  Почему ребенок опережает свое развитие в утробе

А можно использовать разнообразные карточки – задания.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенкаИзготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Игры, формирующие умение сравнивать и находить общие признаки:

«Осьминожки», «Совы», Найди животное» (по фрагменту найти животное).

Игры, формирующие пространственные представления, умение ориентироваться на листе бумаги, умение выполнить задание по образцу:

«Повтори узор»:

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Ребенок обводит по контуру фломастером или пластилиновыми жгутиками или выкладывает фасолью.

Есть еще два пособия, которые постоянно обновляются: “Весовые баночки” и “Баночки с запахами».

Использованные источники: блог Натальи Чистоклетовой.

Источник

Автор:

Таут Ирина Петровна

воспитатель

 МАУ ДО «Сорокинский

центр развития ребенка – детский сад№1»

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно дети любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки.  Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса,   Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться. Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки для детей. Это и развивающие коврики, и мягкие книжки, сшитые пазлы или шнуровки. Однако интересную развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук,  и получаются неповторимыми.Работая с маленькими детьми, я отметила, что  возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у меня  появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы. В ход пошли самые различные предметы: крючки, пуговицы, шнурки, липучки и другой подручный материал, который найдётся в любом доме. Подыскивала различные варианты развивающих ковриков, модулей планшетов. В целом получились неплохие пособия с минимумом финансовых затрат.Большую помощь в изготовлении поделок, оказали родители моих воспитанников. Все вместе мы  пришивали, клеили, прибивали, творили, изобретали.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка       

Цель данных пособий: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, памяти, мышления, воображения, развивать моторику рук, тактильные ощущения.

Пособия содержат задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей ребёнка.

Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей,  мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений. Оказывает благоприятное влияние на  развитие логического  мышления, внимания, памяти.

Пособия легки  в использовании, ими  могут играть как один, так и несколько детей сразу в любом  пространстве, как группы, так и на прогулке. 

Сенсорный куб

Цель пособия: Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику. Формировать восприятие качества  предметов, учить совместной игре и взаимодействовать в коллективе.

Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. В него могут играть одновременно несколько детей. Изготовлен куб из шести пластмассовых решёток для раковины, грани скрепляются изоляционной лентой. Внутри куба находится несколько цветных шариков разного диаметра. на верхней грани с внутренней стороны подвешен маленький колокольчик.

На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные предметы для развития сенсорных способностей детей. Это – ленточки для завязывания бантиков, верёвочки для плетения косичек, бусины – для тактильных ощущений, контейнеры от «киндер-сюрпризов» – с ароматическими наполнителями, небольшие игрушки, цветные прищепки для закрепления основных цветов.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Математический планшет «Геометрик»

Цель пособия: развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство с геометрическими фигурами. Пособие способствует развитию логики,  помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости.
           Пособие выполнено из деревянной доски размером 50х50см. оклеено самоклеющейся плёнкой.  Вся поверхность разделена на четыре сектора: жёлтый, красный, синий, зелёный, при помощи силовых кнопок. Играть могут одновременно от 1 до 4 человек. Детям даются разноцветные канцелярские резиночки с помощью которых они изображают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Уникальная методика “рисования резиночками” даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости. Развивает внимание и усидчивость.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Модуль с замочками

Цель пособия:Увлекательная игра с замочками поможет ребенку развить мелкую моторику рук, узнать много нового об окружающем мире, Способствует развитию произвольности, познавательной активности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, игровой деятельности, памяти, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.
​            Открывая и закрывая замочки, ребенок сам может проверить, все ли правильно он делает. И если что-то не так, то сам сможет исправить свои действия. Выполнение этого принципа очень важно для развития самостоятельности ребенка и его желания учиться.
​            Каждая дверца имеет свой неповторимый замочек и  цвет. Открывая дверцу ребёнок учится пользоваться закрывающим устройством (крючок, шпингалет  ,щеколда) но и видит за ней картинку соответствующую цвету дверцы.
          в нижней части пособия располагаются различные  приспособления для развития детей  (розетка, выключатель, калькулятор). Ребёнок узнаёт назначение предметов, учится ими манипулировать, расширяет свой кругозор.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Развивающий коврик

        Цель пособия: развивать тактильные ощущения детей, речь, внимание, способствует выработке усидчивости при  работе с данным ковриком.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка и музыка

       Пособие выполнено из тканей разных по цвету и  фактуре. В  первом ряду представлены различные виды тканей. Дети на ощупь сравнивают ткани, какая гладкая, а какая шершавая, грубая.

      А во втором ряду – искусственный мех, Сравниваем длину и цвет меха, какому животному принадлежит. Третий ряд представлен в виде набора геометрических фигур. Дети учатся называть фигуры, их цвет  и отличительные качества  друг от друга.

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Развивающее  пособие  Гусеница

1 круг гусеницы – помогает детям сравнивать предметы по величине и цвету, сравнивать фактуру пуговиц. Развивая тем самым внимание, память, мышление.

2 круг – направлен  на развитие мелкой моторики пальцев рук. На нем располагаются несколько  разноцветных замочков-молния, с помощью которых дети закрепляют знания цвета предметов  и развивают моторику пальцев рук.

3 круг гусеницы – оформлен спиралью из бусин разного цвета и формы (колечки, звёздочки, ракушки, шарики) играя ими, дети закрепляют знания цвета развивают тактильные ощущения.

4 круг – оформлен в виде домиков с крышей. Половинки домиков соединяются при помощи крючков и пуговиц. Открывая дверцы детей, ждёт сюрприз  (жители домиков), Игра направлена на развитие умения детей манипулировать различными видами застёжек (крючки, пуговицы, липучки).

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Список  литературы:

1.Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга­низации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.

2.Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. – №12. – 2006.

3.Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.

4.Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.

5. Интернет ресурсы: https://www.maam.ru/

6.Интернет ресурсы: 1september.ru

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Источник

Светлана Юрьевна Ивашкина
Мастер-класс «Изготовление дидактических пособий из фетра для сенсорного развития дошкольников»

Мастер – класс Изготовление дидактических игр и пособий из фетра для сенсорного развития дошкольников” с родителями воспитанников первой младшей группы.

Цель: Использование нетрадиционных способов в изготовлении игр; поиск новых форм работы и способов применения игровых технологий в дошкольном образовании на основе государственных образовательных стандартов.

Задачи:

1. Познакомить родителей с видами дидактических игр и пособий.

2. Раскрыть основные цели и задачи дидактических игр, как средства всестороннего развития ребёнка.

3. Развивать умение самостоятельного изготовления родителями дидактических игр.

4. Вызвать интерес родителей к совместному использованию дидактических игр дома, совместно со своими детьми.

Ход мастер-класса

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня, мы попытаемся эффективно и увлекательно окунуться в мир детства и игровых фантазий наших детей.

Первый этап

Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности.Например: «Я Марина. Я мудрая»

Упражнение: «Дождик».

Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.

Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.

1 слайд

Воспитатель: Предлагаем Вашему вниманию мастер-класс «Изготовление дидактических игр и пособий из фетра для сенсорного развития дошкольников».

2 слайд

Как сказал В. А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

Воспитатель: Скажите, а все ли родители знакомы, для чего детям нужны игрушки, дидактические игры?

Дидактические игры – одно из средств, всестороннего развития личности.

Если взрослые будут уделять своему ребенку 10-15 минут (именно, играя с ним в дидактические игры, ребенок будет и разговаривать правильно, и мыслить логически и будут вашим самым умным и развитым ребенком.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка кемерово

Дидактических игр огромное количество в магазинах, но их можно сделать своими руками. Это очень полезно для детей.

3 слайд

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

4 слайд

Почему фетр?

*Фетр – нетоксичный и гиппоаллергенный, можно использовать с рождения.

*Не имеет лицевой и изнаночной стороны, он не осыпается и очень удобен для рукоделия.

*Приятный и мягкий на ощупь.

*Имеет высокую технологичность – приклеивается, пришивается, легко режется.

*Имеет широчайшую цветовую гамму.

*Игрушки из фетра можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать.

*Изделия из фетра легко украшаются и дополняются различными тканями, лентами, пуговицами и бусинами, что ещё более усиливает и поддерживает интерес детей.

Предлагаем Вам изготовить следующие дидактические игры и пособия.

5 слайд

1 группа: «Геометрическая мозаика»

6 слайд

2 группа: Занимательный куб (основа для дидактических игр)

7 слайд

3 группа: Методическое пособие «Тучка»

8 слайд

4 группа: «Рыбалка – развивалка»

9 слайд

Деление на группы.

На входе выдать каждому по жетону разных цветов;

(красный, синий, желтый, зелёный) получится 4 группы.

В случае этих способов будет немного разное количество участников в группах.

Если надо, чтобы в группах было ровное количество участников, и группы формировались «по симпатиям».

Описание игр и пособий

Дидактическая игра “Геометрическая мозаика”

Назначение: данная игра предназначена для детей дошкольного возраста, в которую можно играть дома, в дороге, в ДОУ.

Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Научить ребенка определять основные цвета.

2. Познакомить с геометрическими фигурами.

3. Научить считать.

4. Развивать память, логическое мышление, воображение и фантазию ребенка.

5. Учить детей составлять из геометрических фигур предметы.

6. Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

1. “Цвет”. Предложить ребенку рассмотреть разноцветные странички книжки, обращая внимания на цвета и обозначая их словами (синий, красный, желтый и зеленый). Выбрать цвет странички и найти все фигурки именно этого цвета.

2.”Геометрические фигуры”. Показать ребенку геометрическую фигуру, назвать форму и цвет, попросить его найти точно такую же фигуру. После того как ребенок научится определять геометрические фигуры, можно усложнить задание. Выложить перед ним фигуры разные по цвету и форме и попросить найти ту фигуру, которую назовете.

3. “Счёт”.Например: на разноцветной страничке выложите 3 круга одного цвета, посчитайте их, показывая пальцем на каждую фигуру, слева направо и скажите ребенку, что здесь три круга. Попросите сделать его тоже самое.

После того как ребенок усвоил счет до 3 можно усложнить задачу: увеличить счет, каждый раз прибавляя на один, использовать разные по цвету геометрические фигуры при этом счет не менять (выложить три круга, но разного цвета) или выложить разные по форме геометрические фигуры, а можно сделать то и то, а счет оставить прежним.

4. “Составление рисунка из геометрических фигур”. Предлагая малышу впервые сделать, скажем, домик, покажите ему, какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить. Оставьте своё изображение перед ребенком в качестве образца, пока он будет собирать свое. Во время занятий комментируйте свои действия и действия ребенка для того, чтобы малыш усваивал названия фигур и названия цвета.

Дидактическое пособие «Тучка»

Назначение: данная игра предназначена для детей дошкольного возраста, в которую можно играть дома, в дороге, в ДОУ.

Цель: Формирование у ребенка элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Научить ребенка определять основные цвета.

2. Закрепить знания о величине, цвете.

3. Развивать навыки счёта

4. Развивать память, логическое мышление ребенка.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактическое пособие “Рыбалка – развивалка

Пособие изготовлено из фетра. Все фигурки до 10 см. К каждой фигурке пришит бельевой крючок. На конце удочки магнит. В качестве водоема можно использовать любую емкость. При желании можно наполнить водой. Фетр не краситься и отлично стирается, быстро сохнет. Также в качестве водоема можно использовать небольшой аквариум, либо любую поверхность сине-голубого цвета.

Задачи:

1. Развивать моторики и координацию движений рук.

2. Развивать сенсорное восприятие цвета, формы.

3. Формировать элементарные математические представления.

4. Расширять словарный запас.

5. Развивать связную речь.

Игра проста в изготовлении, применении и хранении.

Игровое правило: Ребёнок при помощи удочки «ловит» рыбку из озера и выполняет задание.

Варианты игр:

• Д/игра «Поймай рыбку. Какого она размера»;

• Д/игра «Какого цвета рыбка?»; «Что еще бывает такого цвета?»;

• Д/игра «Поймай рыбку с цифрой и соотнеси цифру с количеством предметов»;

• Д/игра «Один – много»;

• Д/игра «Что изменилось»;

• Д/игра «Найди пару».

Участники мастер-классаизучают игры и выполняют задания:разрабатывают варианты использования своих игр в образовательном процессе: как по направленности игры, так и для других направленностей; и в воспитательном процессе — как игру-основу для воспитательного мероприятия.

Источник