Из опыта работы развития успешности ребенка
/О детях/Воспитание и психология
Просто хвалить – мало…
- Как создать повод для похвалы
- Дело по плечу
- Всемерная поддержка
- Ни шагу назад
- Помогите преодолеть неудачу
- Зачем вообще нужно взращивать успешного человека?
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными в себе, смело берущимися за новые задачи, не пасующими перед трудностями и, в конечном итоге, становящимися победителями. Возможно, вы даже знаете рецепт такого педагогического чуда – чаще хвалить ребенка. Однако нетрудно заметить, что он… не работает!
Безусловно, хвалить и поддерживать ребенка нужно, но если трехлетний малыш еще поверит, что его рисунок «самый-самый красивый на выставке», а поделка – «самая нарядная и аккуратная», то уже первокласснику трудно делать вид, что он лучший, если занял последнее место в состязании. В результате родительская похвала обесценивается.
” Важно: демонстрировать ребенку свою любовь можно и нужно без малейшего повода, а вот хвалить стоит только за дело.
Ничуть не лучше, если ребенок остается в плену родительской лести. Вместо уверенного в себе человека вырастает самоуверенный – а ведь это далеко не одно и то же! Зачастую его решения основываются не на знаниях и опыте, а лишь на убежденности в собственной непогрешимости, а в провалах всегда виноват кто-то еще: злая учительница, пристрастный судья, потом несправедливый начальник…
” Важно: хвалить можно (и нужно!) не только за медали, кубки и очки, но и за прилежание, за то, что сегодня получается лучше, чем вчера, наконец, за то, что не бросил дело, а довел его до конца.
Как создать повод для похвалы
В теории все это понятно, но порой родители, тщательно обозрев прошедший день (пару дней, неделю), обнаруживают, что искренне похвалить ребенка не за что. И дело вовсе не в придирчивости мамы или папы. Просто создавать такую ситуацию – это тоже задача родителей!
Дело по плечу
Прежде всего, перед ребенком необходимо поставить конкретную, не слишком простую, но и не слишком сложную задачу, которая будет ему интересна. Внимательно прислушивайтесь к пожеланиям самого ребенка – если его планы не противоречат его безопасности, пусть испытает свои силы!
” Важно: перед дошкольником большую часть задач ставит родитель, но нужно постепенно делегировать ребенку право выбора цели – только так можно привить ему умение действовать самостоятельно.
Всемерная поддержка
Мало поставить перед ребенком цель, нужно еще и организовать условия для ее выполнения. К примеру, вы решили поручить малышу поливать цветы. Они должны стоять так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, но не мог случайно уронить (начать новое дело с неудачи – такое никого не вдохновит). Выберите цветы, которые переживут недолив и перелив, и периодически мягко напоминайте ребенку о его новой обязанности.
” Важно: если среди растений будут те, что зацветут – это отличный ободряющий стимул!
Ни шагу назад
Задача, которую вы ставите перед ребенком, не должна быть слишком простой. Ведь этот опыт нужен только для того, чтобы заслужить ваше одобрение, и даже не для того, чтобы приобрести новые знания (не все станут цветоводами). Главное, ребенок сам должен осознать, что справился с очередным вызовом. Справился с один – справлюсь и с другим, вот что должно запомниться!
” Важно: дело не только в том, похвалите вы ребенка, или не похвалите; у него формируется опыт успешности – он взялся за новое дело, освоил новые навыки, успешно его завершил. С каждым новым опытом уверенность в своих силах возрастает, а ваша похвала – дополнительный стимул!
Помогите преодолеть неудачу
Решение сложной задачи может завершиться неудачей. Как быть? Использовать ее как ступеньку для дальнейшего роста!
Неудачи в жизни ребенка были, есть и будут, когда он станет взрослым. Опыт одних только удач даже вреден, поскольку малыш будет бояться провала, и чем дальше, тем больше. Жизнь без страха ошибки, знание, что все их допускают, и ошибки можно и нужно исправлять – одно из важнейших для уверенности в себе.
Допустим, из-за неумелого полива растение погибло. Покажите, как можно взять веточку/листик у растения, как его укоренить и вырастить новый цветок.
” Важно: объясните ребенку, какие знания и умения ему понадобятся, чтобы справиться с новой задачей. Понятный план – то, что нужно для уверенности в себе.
Зачем вообще нужно взращивать успешного человека?
Действительно, мнение, что главное – любить ребенка, а остальное как-то само собой приложится, достаточно распространено среди родителей. Этого действительно достаточно внутри семьи, но чтобы уверенно выйти за ее рамки, ребенок должен уметь принимать новые вызовы и справляться с ними, причем постепенно переходить от обучения и повторения за учителем к созданию нового, экспериментального. Все это невозможно без ощущения уверенности в своих силах, без опыта успеха.
Мы обсуждаем воспитание детей, но… если вы сомневаетесь в своих силах, то многое можно применить и к себе, правда? Главное, не бойтесь ошибок и не забывайте себя хвалить!
20.12.2017
Автор: Анна Первушина
Фото Анны Масловой
Ruth
Я помню это ее интервью. Она еще сказала, что ребенку не нужна мама-домашняя наседка, ребенку нужна успешная мама, чтобы он мог ей гордиться.
И маме хорошо, и ребенку ( это ее слова)
Давайте мы не будем эти понятия разделять. Ведь по сути, речь идёт обдном и том же
Ой, как много интересного. Извините за повторения, если они будут, не дочитала комментариии до конца. Хочется свернуть с темы” Успех”, ибо как было сказано одним из участников: каждый понимет успех по своему. А свернуть хотелось бы на тему : как помочь ребёнку самореализоваться/самоактуализироваться. Некоторые психологи разделяют эти понятия
Успех, а что это?
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
Наша маленькая задача научить ребенка жить счастливо. Ну более-менее. Любить себя, уметь преодолевать трудности, противостоять чужому влиянию, уметь трудиться. А успех – это каждый для себя решает, что за зверь такой.
Ruth
(27/12/2017)
Демонстрировать любовь ребенку не надо. Он поймет неестественность и перестанет вам верить. Надо просто любить – а это труднее всего.
Жаль, что понятие любви у многих очень мало имеет общего с понятием о настоящей любви.
Ruth
(27/12/2017)
Как-то Марии Лондон заметили, что она совсем не занимается сыном. На что она амбициозно ответила: “Зато я успешна. Мой сын узнает (!) о моем успехе и будет мной гордиться!
Возможно, вам будет интересна новая статья на нашем сайте
Опыт успешности: как сформировать его у ребенка
Просто хвалить – мало…
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными в себе, смело берущимися за новые задачи, не пасующими перед трудностями и, в конечном итоге, становящимися победителями. Возможно, вы даже знаете рецепт такого педагогического чуда – чаще хвалить ребенка. Однако нетрудно заметить, что он… не работает!
А может, вообще не нужно пытаться прививать ребенку опыт успеха? Нужны ли детсадовцам амбиции… Обсудим?
главное не переусердствовать, и не приписывать ему желания мамы.
Вот все советуют, любить надо детей, поддерживать.А как это сделать?Как это сделать так, чтобы ребенок это почувствовал?Как запустить этот процесс?Как верить в свое дитя?И как не сломать его при этом своими взрослыми амбициями?Нужно учиться этому.А успех придет сам.
Добрый день.
Разберемся в понятиях. Достижение успеха и избегание неудач – это два вида мотивации, т.е. того, что движет человеком. Один человек – стремится достичь успеха, ищет пути и способы, делает ошибки. Другой – избегает неудачи, выбирает легкие задачи и отказывается от сложных, при ошибке прекращает стараться и идти в ту сторону, отказывается от деятельности.
Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудач – стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, особенно связанных с оценкой другими людьми.
Поведение человека, ведомого первым мотивом, будет отличаться от поведения человека, ведомого вторым мотивом.
Человек, руководимый мотивом достижения успеха:
- ставит перед собой адекватные своим способностям крупные цели
выбирает не самый легкий путь, но самый эффективный по результату
самосовершенствуется, развивается в личностном и профессиональном планах
видит зону своей ответственности
анализирует ошибки, делает выводы и корректирует свою деятельность
знает свои сильные и слабые стороны и использует это знание
Человек, руководимый мотивом избегания неудач:
- ставит перед собой или маленькие цели или непомерно высокие, нереалистичные. Т.е. и те и другие неадекватны его способностям. Первые он достигает, но не считает это хорошим достижением, а вторые – не достигает и считает это подтверждением своей «неудачности».
выбирает самый легкий путь
не считает нужным доучиваться и развиваться
всю ответственность перекладывает на окружающих – винит всех: от членов семьи до правительства и государства
боится ошибок, считает их крахом и при первой же ошибке или отличии результата от ожидаемого, бросает дело
не знает свои сильные и слабые стороны
Согласно исследованиям, наилучшие результаты достигает тот человек, у которого есть обе эти мотивации примерно в равных долях. Если же преобладает одна, любая из них, эффективность достижения цели будет ниже.
Как родителю помочь ребенку сформировать адекватную мотивацию? Прежде всего «сколько ребенка не воспитывай, он все равно будет вести себя так же как родители, поэтому прежде всего развивайтесь сами.
1. Учитесь ставить цели, расписывать задачи и план достижения цели. Подключайте ребенка к обсуждению целей и задач. Помогайте ему превращать его желания в цели.
Например, ребенок хочет получить «5» за четверть по предмету. Это цель. Насколько же она достижима? Если до этого ребенок учился по предмету на «2» и «3», то получить «отлично» будет маловероятно; а вот если нацелиться на «4», то это уже выполнимо. Для того чтобы достигнуть этой цели, ребенку требуется получить по предмету на уроках в основном оценки «5». Задачи можно поставить такие: каждый день заниматься этим предметом в течение 30 минут, или решать по 5 задач в день и т.п.
2. Задумайтесь, что и как часто вы делаете для саморазвития. Если родители берут книгу в руки раз в год, то и ребенок брать ее чаще не будет. Если родители выходной проводят перед телевизором, то и ребенку трудно будет объяснить, зачем нужна музыкальная школа или танцы.
3. Постепенно передавайте ответственность за ребенка самому ребенку (по мере его возможностей) – пусть он сам подбирает одежду по погоде, собирает школьную сумку, распределяет свое время между уроками, играми, общением, обязанностями, развлечениями и отдыхом. И пусть он сам несет за это ответственность, т.е. сталкивается с последствиями.
4. Объясните, что ошибаться – это не только нормально, но и полезно. На ошибках учатся, как говорят. Не старайтесь предупреждать ошибки, если они не опасны для жизни ребенка. Вам с вашим опытом понятно, что это сделать не получится, пусть и ребенок опробует сам. Избегайте обвинений «я тебе говорила, что не надо так», вместо этого принимайте ошибку как факт, событие.
5. Помогайте ребенку тогда и только тогда, когда он просит. И только в том, о чем просит. Уточняйте «в чем тебе помочь», «что сделать, чтобы помочь тебе». Помните, что «помочь» это совсем не то же самое, что «сделать вместо ребенка».
Специалист по работе с молодежью
Мезенцева Н.В.
МБУ Центр “Радуга”
Мама Тамара писал(а): |
дети не роботы, но некоторые поддаются программированию и формированию. Все зависит от родителей – хотят ли они программировать своего ребенка или им достаточно просто заботиться, воспитывать, любить ребенка… Успешный ребенок – это уверенный в родительской любви ребенок. Уверенный в безопасности. Свободный в своем выборе. |
Присоединяюсь, любить надо ребенка, а в свободном мире он при любом раскладе шишек набьет и сделает выводы
Mama-Olga писал(а): |
Я думаю, что достаточно не прорвоцировать комплекс неполноценности в ребенке, дать понять, что у него все будет получаться. И все будет хорошо. |
Присоединяюсь. Пореже говорить ребенку, что он не такой, как надо, почаще хвалить, если что-то получилось хорошо. Еще, мне кажется, важно видеть небольшие детские успехи. Например, если ребенок научился шнурки завязывать, то для кого-то это мелочь, а для него настоящий успех. За него надо обязательно похвалить. И тогда он в следующий раз будет стараться еще чему-нибудь научиться.
дети не роботы, но некоторые поддаются программированию и формированию. Все зависит от родителей – хотят ли они программировать своего ребенка или им достаточно просто заботиться, воспитывать, любить ребенка… Успешный ребенок – это уверенный в родительской любви ребенок. Уверенный в безопасности. Свободный в своем выборе.
Леди Вояж писал(а): |
Я в воспитании дочки формирую посыл на желаемый результат. Вот щас, за ужином : “ненавижу овощи!!”, а в полдник перед булкой пообещала что вечером будет есть именно овощи. Я сначала взываю к ее ответственности – в ответ :”Я передумала!!”. Перехожу к “плану Б”:”Моя любимая доченька такая умничка – она всегда делает то, что мамочке любименькой пообещала. Съест сейчас 5 ложек вкуснющих овощей !!! Такая молодец будет!! …””Дочь уже улыбается и с вдохновением загребает полную ложку. Вдохновения хватает на 2 ложки..Но она уже ВЫПОЛНИЛА обещание, еще немного моих радостных призывов и 5 ложек осилили!! А моя подруга – отличный психолог из жениха-жмота воспитала за полгода или год – мужа ЩЕДРОГО. И тоже – предвосхищением желаемого результата. Мы прямо обалдели, когда увидели каким он стал!! |
а мне вот это интересно ,тож бы очень хотела кой кого проработать
Vogue13
а если у мамы на подкорке записано желание чтобы ее ребенок… – это непонятно?Любая значимая идея будет разрушаться.
Источник
Виктория Кожевникова
Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка (из опыта работы)
Мастер-класс «Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка»
(слайд 1)
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования, т. к. предъявлены предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем?И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Какие образовательные методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Мы разделяем точку зрения тех дошкольных работников, которые склоняются к необходимости самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию на достижение успеха.
(слайд 2)
Значимость данной технологии состоит в следующем. Во – первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка).
Благодаря технологии портфолио сегодня, возможно, продемонстрировать успехи воспитанников д/с. Создание портфолио- представления позволит раскрыть индивидуальные достижения, а главное- объединить в творческом процессе усилия родителей, воспитанников и педагогов д/с.
Но, все ли работы включены в портфолио (их может быть сотни и даже тысячи, например, фото? Конечно, же нет, в портфолио включаются только лучшие работы автора, его основные достижения, то, в чем он успешен больше всего в своей деятельности, те аспекты, которые характеризуют его с лучшей стороны.
(слайд 3)
Таким образом, портфолио дошкольника – это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.
(слайд 4)
Виды портфолио:
Портфолио можно разделить на несколько видов.
Электронный портфолио – это ещё новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
Портфолио – раскраска – ребенок может сам раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией.
Портфолио традиционное, в виде папки – печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
(слайд 5)
Цель: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей.
(слайд 6)
Задачи:
Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
-Повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;
-Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
-Развить познавательные интересы дошкольников и формировать готовность к самостоятельному познанию;
— формировать установку на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развивать мотивацию творческого роста;
— формировать положительные нравственные качества личности;
— приобретать навыки рефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
(слайд 7)
Функции:
диагностическая – фиксирует изменения и рост, за определенный период времени;
целеполагательная – поддерживает образовательные цели;
мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
(слайд 8)
Алгоритм работы над портфолио:
Постановка цели: нам должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
Определить вид портфолио.
Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
Определить структуру портфолио: количество, название разделов.
Презентация портфолио.
(слайд 9)
Портфолио имеет свою структуру,каждый раздел имеет название:
«Познакомьтесь со мной»;
«Я расту»;
«Как стать красивой?», «мои любимые занятия»;
«Кем буду»;
«Награда для героя»;
«Волшебные пальчики»;
«Чем могу, помогу»;
«Прыг-скок» и т. д.
(слайд 10)
Просветительская работа с родителями
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально мы оформили информационный стенд в рамках просветительской работы, чтобы привлечь активных, неравнодушных родителей.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
(слайд 11)
Рассмотрим подробнее структуру,а именно разделы:
Титульный лист: информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения; дата начала ведения, дата окончания.
(слайд 12)
Раздел 1. «Давайте познакомимся». Фото. Фамилия, имя ребенка.
(слайд 13)
Раздел 2.Девочки: «Мои любимые занятия», «Как стать красивой?». Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы).
(слайд 14)
Мальчики: «Я будущий солдат».
(слайд 15)
Раздел 3. «Я расту!».Антропометрические данные: «Вот я какой!», «Как я расту!».Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.
(слайд 16)
Раздел 4. «Награда для героя». Грамоты, дипломы.
Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то становится победителем творческого конкурса. Данный раздел – копилка всевозможных наград, полученных ребенком.
(слайд 17)
Раздел 7. «Чем могу, помогу».
Дошкольники с первых лет жизни активно “принимают участие” в работе по дому: поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль, помогать по кухне.
Сначала это игра, подражание. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому, в группе.
(слайд 18)
Раздел 8. «Волшебные пальчики».
(слайд 19)
Раздел 9. «Что ни слово-золото».
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. Воспитанники нередко называют предметы или действия своим собственными забавными словечками, придумываю новые, совершенно оригинальные слова. А как интересно они порой высказываются! В этом разделе портфолио мы собираем собственную удивительную коллекцию слов и высказываний, сочинений, творческих рассказов наших воспитанников.
(слайд 20)
Раздел 10. «Прыг-скок».
В данном разделе мы фиксируем освоение ребенком тех или иных физических упражнений. Это могут быть хождение на лыжах, кувырки, хождение по бревну без поддержки, отжимание от пола, лазание по канату, упражнения с мячами, обручами и т. д.
(слайд 21)
Раздел 11. На будущее «Почитай-ка».
Чтение – залог успеха в будущем. Мировое сообщество давно уяснило для себя важность наследия культуры и образования, в котором чтение в его традиционном или новом виде играет все возрастающую роль. Чтение – залог успеха и в нас. Хочется верить, что современные родители уделяют большое внимание развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге,но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды.
Создание Клуба «Юного читателя» сформирует интерес у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
(слайд 22)
Раздел 12. На будущее «Мне интересно».
Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках. Это может быть также и исследовательская деятельность.
Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в д/с. Работа над созданием портфолиопозволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути ребенка.
Портфолио также мы используем как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, нами было отмечено, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Нами был проведён цикл родительских собраний и консультаций на тему:
– «Для чего нужен портфолио?»;
– «Как правильно его составить?».
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.
Самое главное, что работас родителями дала положительные результаты:
– расширилось представление родителей о необходимости ведения портфолио детей дошкольного возраста;
– в процессе бесед с воспитателями у родителей повысилась коммуникативная компетентность;
– при решении сложных педагогических ситуаций проявлялись толерантные отношения между родителями.
Мы систематически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга. А когда достигается единство действий семьи и дошкольного учреждения, у ребёнка формируются нравственные понятия и представления о жизни. Именно тогда воспитательный процесс будет проходить с наименьшими трудностями, а ребёнок будет легче воспринимать окружающий его мир через портфолио.
Оформление портфолио различно, так как они составлялись добровольно и по желанию. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному увидели своего ребенка, восхищались и радовались его успехам, но и открывали новые таланты. Страницы оформлены так, что ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Портфолио состоит из папки с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. Внедряя портфолио в деятельность нашего дошкольного учреждения, мы, предложили родителям варианты разделов, продумали возможное их содержание.
Таким образом, главным воспитателем в жизни ребенка был и остается родитель, воспитатель может повлиять на ребенка лишь в определенной ситуации, а родитель – во всех ситуациях. Вам трудно выделить в ребенке его достижения и успехи, и ребенку – тоже именно потому, что об этом вы ему не говорите. Лишь тогда, когда вы сами станете обращать внимание свое и ребенка на его достижения, успехи, положительные моменты его жизни, тогда и сам ребенок начнет их замечать, искать их, стремиться к ним.
(слайд 23)
Памятка для педагогов.
И в завершении хочется напомнить, так что же такое портфолио. Портфолио – это собственность ребёнка. Его любимая книга, которую воспитанник сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии “ребенок – родители“. А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
Источник