Итоги развития ребенка с психологом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

    Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.)  с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой  сферы, др).  Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

      В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

       В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

     Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

      При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

     После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

     В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

     Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

     Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).

     Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).

     Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).

     Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).

     Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

       Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи /  нужна стимулирующая помощь / организующая помощь). Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).

     Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).

     Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает). 

     Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).

     Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

       Результаты изучения психических функций следующие.

     Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно). 

     Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

      Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

     Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное). 

Читайте также:  Особенности психологического развития ребенка первого года жизни

     Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

     Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

        Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

  • Незрелость всех форм мышления;
  • Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
  • Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

     Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

     Рекомендации:

  • формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
  • развитие концентрации, переключаемости внимания.
  • развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________

                        подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» – Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

Источник

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Аленький цветочек»

Истринского муниципального района

Утверждаю

Заведующий МДОУ ЦРР № 14

«Аленький цветочек»

Аналитический отчет

педагога-психолога Павловой Виктории Петровны

за 2017-2018 учебный год

Информационная справка:МДОУ д/с № 14-2рассчитан на 180 детей от 2 до 7 лет. Комплектуется комиссией согласно возрастным показателям.

В 2017-2018 учебном году в течение года функционировали 10 групп (более 200 детей), из них:

 Вторая младшая группа  №1,№4–две группы;

 Средняя группа №2, №8, № 10 – три группы;

 Старшая группа №5, №9 – две группы;

 Подготовительная к школе группа №6, №7 – две группы;

 Группа кратковременного пребывания №3 (смешанная) -одна группа.

Основная цель работы в учебном году: создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:

  • изучение уровня психических процессов воспитанников и особенностей их развития, нравственного развития, уровня готовности к школьному обучению, уровня адаптации и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • составление рекомендаций для воспитателей и родителей;
  • работа с родителями (лицами их заменяющими) в вопросах развития, воспитания и обучения;
  • организация адаптации воспитанников к детскому саду (младшая группа);
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в детском саду

В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:

  • психодиагностическая;
  • коррекционно-развивающая;
  • консультативная;
  • профилактика и просвещение.

Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование педагогом-психологом составило      157      человек.

Количество проведенных консультаций – 91.

Количество охваченных групп – 9.

Качественный анализ проведенной работы

Работа в адаптационный период.

Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.

Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.

В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах во время занятий. На начало октября 2017 г. 17 % детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 77 %, двое детей были с тяжелой степенью адаптации. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим. У детей с тяжелой степенью адаптация проходила по-разному: один ребенок проявлял повышенное тревожное чувство и при совместной помощи всех участников процесса и соответствующем возрасту уровне развития психических процессов смог успешно влиться в детский коллектив. Второй ребенок поступил в крайне педагогически запущенном состоянии: проявлял ежедневную агрессию ко взрослым и детям (отражено в листе адаптации). Взаимодействие с родителями  не привело к положительным результатам, ребенок с октября месяца сад не посещал.

Читайте также:  Задачи на познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.

На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.

Психологическая диагностика

Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей (таблица 1).

Таблица 1

Категории обследуемых, сроки выполнения

Методика и цель

Дети младших групп (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения

Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель)

Диагностика психологической готовности к обучению в школе по Карте готовности к школьному обучению (составлена по программе «Детство» и утверждена методическим советом Северо-Западного административного округа города Москвы и находящаяся в открытом доступе).

Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года

Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей. Использование проективных методик.

Дети старших групп (март, апрель)

Диагностика познавательного развития детей 5-6 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 5-6 лет. Определение уровня умственной работоспособности детей и умения работать по определенному правилу («Корректурная проба»)

Дети средних групп (октябрь)

Диагностика познавательного развития детей 3-5 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 3-5 лет

Диагностика педагогического коллектива

По запросу

Результатом данной работы являлось:

  • консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
  • составление заключений, адаптационных листов;
  • определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
  • рекомендации педагогам и родителям.

В сентябре-октябре были обследованы группы №3,4 (адаптационный период) и средняя № 2 (уровень развития познавательных процессов).

Результаты по адаптационному периоду представлены в групповых картах адаптации, результаты диагностики психических процессов детей второй младшей,средних групп и старших групп представлены на сводной диаграмме (рис. 1, 2 и 3).

Рисунок 1.Результаты обследования психических процессов у детей                       3-4 лет

Рисунок 2.Результаты обследования психических процессов у детей 4-5 лет

Средние (1 балл) и высокие (ближе к 2 баллам) показатели восприятия, памяти и внимания (ведущие для 4-5 лет) характеризуют достаточную произвольность и целенаправленность психических процессов данного возрастного периода. Слабо развито воображение, в особенности, его оригинальность и произвольность. Зная большое количество современных мультфильмов, воображая себя героями этих мультфильмов,  дети затрудняются привести ассоциативный ряд по предложенным простым картинкам.

По результатам данной диагностики были выявлены 8 человек (10% от всего количества) с низким уровнем развития психических процессов: 3 детей из младшей и из средней группы. С детьми из младшей группы коррекционная работа велась индивидуально.Для детей средней группы была составлена рабочая программа.На протяжении двух месяцев дети были включены в групповую коррекционно-развивающую работу, которая для некоторых продолжится в следующем учебном году.

Также были составлены рекомендации для педагогов и родителей. Акцентом рекомендаций для детей 3-4 х лет было использование большего количества игр, связанных с двигательной памятью. Так как ребенок в этом возрасте хорошо запоминает все, что было связано с собственным движением и что способствует, в дальнейшем, процессам преднамеренного запоминания.  Для детей 4-5 лет было рекомендовано включить ежедневное прослушивание сказок с дальнейшим обсуждением, инсценировкой и кукольной игрой.

Рисунок 3.Результаты обследования психических процессов у детей                       5-6 лет

Низкий уровень имеет показатель пространственно-временных представлений.

С педагогами была проведена консультация на данную тему: рекомендована необходимость наглядного материала, ежедневного включения в занятия стимульного материала по употреблению предлогов, изучению закономерностей смены времен года, интересной информации о месте проживания.

Читайте также:  Роль игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста презентация

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией школьного образования в начале XXI века и его новой парадигмой – компетентностной, которая для своей реализации требует высокого уровня развития познавательной деятельности обучающихся.

Целями диагностики являлось определить уровень интеллектуального развития каждого ребенка и составить обязательную программу групповой коррекционно-развивающей работы в соответствии с показателями готовности к обучению для их улучшения. Повторное психологическое обследование готовности старших дошкольников к школьному обучению проводилось в мае. Результаты обследования по основным показателям и количеству детей по уровням развития (рис. 4 и 5)

Рисунок 4. Результаты по показателям готовности к школьному обучению

Составленная программа в соответствии с основными показателями и их целенаправленной коррекции, совместная работа воспитателей и логопеда позволили достичь положительной динамики и от средних и низких показателей перейти к высоким баллам к концу года.

Рисунок 5. Соотношение в процентах по уровню развития  

Диагностика интеллектуального развития проводилась индивидуально и в группе.

Средний балл группы по всем показателям в начале года составил 1,9 балла, что соответствует среднему уровню, в конце года – 2,6 балла, что приближено к высоким показателям. При повторной диагностике детей с низким уровнем развития не наблюдалось.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа в 2017-2018учебном году формировалась по результатам психологической диагностики, запросам педагогов и родителей.

Были составлены рабочие программы для подготовительной и средней групп.

Для индивидуальных занятий были отобраны дети из младших групп с задержками в развитии познавательных процессов и эмоционально-аффективной сферы.

В процессе групповой и индивидуальной работы использовались приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным поставленным задачам. Подробные данные представлены в Отчете по коррекционно-развивающей работе.

По итогам работы, данные занятия оказались востребованными всеми категориями детей. Ребята проявляли огромный интерес к ролевым играм, рисуночным заданиям, к этюдам с игрушками. Занятия помогли сформировать положительную мотивацию в формировании активного познавательного интереса.

Консультативная работа

В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам. Тематика консультаций была следующей:

  • Проблемы и трудности в обучении
  • Детско-родительские отношения
  • Межличностное взаимодействие в воспитательном процессе
  • Психологическая готовность ребенка к  обучению в школе
  • Возрастные кризисы

Психопросветительская и организационно-методическая работа

Методическая работа велась по направлениям:

  • Анализ научной и практической литературы, работа с интернет-ресурсами
  • Обработка и анализ адаптационных листов
  • Подготовка бланков для диагностики
  • Обработка и анализ результатов диагностики по готовности к школе
  • Подготовка диагностического инструментария для обследования
  • Подбор и составление коррекционно – развивающих, групповых, подгрупповых ииндивидуальных программ для детей
  • Заполнение текущей документации
  • Подготовка консультаций и рекомендаций по адаптации детей, поступающих в ДОУ
  • Подготовка консультаций и рекомендаций по результатам диагностики готовности к школе
  • Подготовка индивидуальных консультаций и рекомендаций
  • Оформление наглядной информации
  • Составление заключений, рекомендаций, индивидуальных программ для коррекционно –развивающей работы
  • Подготовка консультаций и рекомендаций по работе с семьями детей группы риска
  • Разработка вопросов психологического сопровождения образовательной программы ДОУ
  • Составление годового плана работы
  • Оформление документации кабинета
  • Оформление отчетной документации
  • Повышение квалификации

Перспективные направления работы на следующий учебный год:

   В течение учебного года обследование детей на уровень познавательного развития, интеллектуального было преимущественным. Работа с агрессивными и тревожными детьми велась по запросу. Значительное количество рисунков детей свидетельствуют о неблагоприятном психоэмоциональном состоянии, тревожности, наличии страхов. Поэтому в этом году основной диагностической и коррекционной задачей необходимо сделать укрепление эмоциональной сферы детей, включая проективные методики и арт-терапию.

Также продолжить укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду. Исследование интеллектуального и личностного развития дошкольников и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы, выработке рекомендаций для воспитателей и родителей.

Источник