Итоги анкетирования родителей развитие речи ребенка

Анализ результатов анкетирования родителей

«Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка»

Дата анкетирования: с 12 по 21 октября 2017 года в старших возрастных группах детского сада.

Количество родителей, принявших участие в опросе: 33 человека.

Цель анкеты: Выяснить проблемы, возникающие у родителей по данной тематике, а также проанализировать знания родителей о развитии речи детей, проанализировать работу детского сада и семьи по данной проблеме.

  1. Как Вы считаете, какова основная цель развития речи в ДОУ:

-Учить детей слушать литературные произведения разных жанров – 16 (49%)

-Развивать у детей речь- 22 (67%)

-Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения -15 (46%)

-Развивать мышление, память, внимание, воображение -28 (85%)

  1. Насколько важны, по Вашему мнению, занятия по развитию речи в дошкольном возрасте? В чём заключается их важность?

– Очень важны (это основа развития человека, как социальной личности; благоприятный возраст; с речью развивается мышление и память; правильная речь, правильное произношение; для дальнейшего успешного обучения в школе) – 26 (79%)

– необходим логопед -1 (3%)

– нет ответа -6 (18%)

  1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для речевого развития ребёнка?

– да – 26 (79%)

– нормальные – 2 (6%)

– да, но требуется логопед – 4 (12%)

– нет ответа – 1 (3%)

  1. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?

– очень часто – 1 (3%)

– проявляет – 26 (79%)

– иногда – 6 (18%)

  1. Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?

– приобретаем, читаем книги – 29 (88%)

– играем – 1 (3%)

– рассуждаем – 3 (9%)

– покупаем журналы – 1 (3%)

– пример взрослого – 1 (3%)

– ничего -3 (9%)

  1. Какие книги есть у Вас дома?

– разные – 18 (55%)

– детские сказки – 14 (42%)

– энциклопедии – 7 (21%)

– стихи – 3 (9%)

– детская проза – 3 (9%)

– классические произведения – 2 (6%)

– загадки, поговорки – 2 (6%)

-развивающие – 2 (6%)

– журналы -1 (3%)

– нет – 1 (3%)

  1. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком?

– каждый день (вечер) – 22 (67%)

– выходные – 1 (3%)

– иногда, редко – 4 (12%)

– в свободное время – 2 (6%)

– по желанию ребенка – 1 (3%)

– по возможности – 3 (9%)

  1. Какая помощь от воспитателя детского сада Вам требуется по проблеме речевого развития вашего ребёнка?

– словарная работа – 1 (3%)

– произношение – 5 (15%)

– интерес к чтению книг – 2 (6%)

– скороговорки, звук «р» – 1 (3%)

– уделять внимание пересказу – 1 (3%)

– занятия – 5 (15%)

– сообщать о проблемах у ребенка – 1 (3%)

– логопед – 1 (3%)

– удовлетворены работой педагогов – 1 (3%)

– помощь не нужна – 2 (6%)

– нет ответа – 13 (39%)

В целом, по опросу родителей можно сделать следующие выводы:

Результаты анкетирования родителей по теме: «Значение развитие речи  в полноценном развитии ребёнка» указывают на компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

Основная цель развития речи в ДОУ, по мнению 85% родителей – развивать мышление, память, внимание, воображение; 67% родителей – развивать у детей речь; 49% – учить детей слушать литературные произведения разных жанров; 46% – учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные.

По мнению большинства родителей (79%), занятия по развитию речи в дошкольном возрасте очень важны. Это основа развития человека, как социальной личности; благоприятный возраст; с речью развивается мышление и память; ребенок учится правильной речи, правильному произношению; важно для дальнейшего успешного обучения в школе.

К сожалению, есть родители (18%), которые не осознают важности занятий по развитию речи в дошкольном возрасте.

79% родителей считают, что в детском саду созданы условия для речевого развития ребёнка. 12% считают, что в детском саду необходим специалист – логопед.

79% родителей отмечают, что ребёнок часто в домашней обстановке  проявляет интерес к книге. 18% – интерес проявляется иногда. Для поддержания этого интереса 91% родителей читают книги, покупают журналы, рассуждают, играют вместе с детьми. Но в то же время, 9% родителей отвечают, что ничего для этого не делают, ссылаясь на нехватку времени, занятость на работе.

На вопрос «Какие книги есть у Вас дома?», родители перечислили все разнообразие детской литературы: детские сказки, энциклопедии, стихи; детская проза; классические произведения; загадки, поговорки; развивающая и познавательная литература; журналы. И только 1 родитель ответил, что никакой детской литературы в доме нет.

67% родителей часто (ежедневно) уделяют время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком. 33% – по возможности, по желанию ребенка, в выходные, редко.

55% родителей нуждаются в помощи воспитателей детского сада по проблеме речевого развития ребёнка (словарная работа; произношение; воспитание интереса к чтению книг; скороговорки, звук «р»; уделять внимание пересказу; занятия; сообщать о проблемах у ребенка). 39% родителей не ответили на этот вопрос, 6% родителей – не нуждаются в помощи.

Таким образом, родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою роль в этом вопросе, большая часть создают для развития речи ребенка соответствующие условия.

Читайте также:  Физическое воспитание и развитие ребенка задачи средства

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.

Рекомендации:

  1. Педагогам провести анализ наглядной информации педагогического просвещения по речевому развитию с целью предоставления практической полезной педагогически целесообразной информации по повышению уровня речевого развития детей в ДОУ.
  2. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
  3. В родительском уголке систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Источник

Анализ анкет «Речевое развитие ребенка»

Родителям была предложена анкета «Речевое развитие ребенка».

Целью проведения анкетирования являлось: определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

В анкетировании приняли участие 23 родителя из 25 (92% из 100%)

На первый и второй вопрос-родители заполнили данные (Фамилия, имя ребенка; Ф.И.О. родителя; дата рождения ребёнка).

На третий вопрос-. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?

Были получены следующие ответы: 20 (80%) семей ответили –да; 3 (12%) семьи-обращаем.

4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

Были получены следующие ответы: да-12 (48%) семей, нет-6 (24%) семей, не знаю-5 (20%) семей.

5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 5-7 лет) (да, нет)

Были получены следующие ответы: да-14 (56%) семей, нет-9 (36%) семей.

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?

Были получены следующие ответы: 23 (92%) семьи ответили-да (логопедические распевки, скороговорки, проговаривание слогов, слов и др.)

7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)

Были получены следующие ответы:18 (72%) семей ответили- родители, логопед; 5 (20%) семей-родители, логопед, воспитатель.

8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?

Были получены следующие ответы: 10 (40%) семей ответили-да, 13 (52%) семей-нет.

9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли, вы, что означает данный диагноз)

Были получены следующие ответы:15 (60%) семей ответили – да, 8 (32%) семей ответили –нет.

10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)

Были получены следующие ответы:8 (32%)семей ответили – да, 15 (60%)семей ответили-нет.

11. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)

Были получены следующие ответы: 13 (52%) семей ответили-от ребенка, логопеда и родителей; 3 (12%) семьи-от ребенка, родителей, педагогов; 6 (24%) семей-от логопеда, родителей; 1 (4%) семья-от логопеда и ребенка.

12. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед?

Были получены следующие ответы:14 (56%) семей ответили- формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематических процессов; работа над слоговой структурой слова; развитие лексики; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики; развитие артикуляционной моторики; коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение); 9 (36%) семей- формирование правильного звукопроизношения; работа над слоговой структурой слова; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики; развитие артикуляционной моторики.

13. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли).

Были получены следующие ответы: 22 (88%) семьи ответили-необходимо; 1 (4%) семья ответила -не знаю.

14. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).

Были получены следующие ответы: 16 (64%) семьи ответили-да (вопросы: правильное произношение звуков; над чем работать и на что обратить внимание; постановка звуков), 7 (28%) семей-нет.

15. Ваши вопросы и предложения.

Были получены следующие ответы: 5 (20%) семей ответили-продолжить занятия с ребенком, работать сообща с родителями, больше часов для занятий, сколько раз в неделю будет заниматься логопед; 18 (72%) семей не ответили.

Таким образом, родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою роль в этом вопросе, создают для развития речи ребенка соответствующие условия.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи (звукопроизшошению) дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если учитель-логопед и родители будут действовать согласованно.

Источник

АНАЛИЗ

анкетирования родителей

«Речевое развитие ребёнка»

Цель: исследование готовности родителей к сотрудничеству, умения взять на себя ответственность, компетентности в вопросах развития речи.

Респонденты: родители II младшей группы (№7), средних групп (№6, 3) в количестве 56 человек, старших групп (№4, 5) и подготовительных групп (№8, 2) в количестве 60 человек.

Вопрос №1: Как Вы считаете, кто в большей степени должен заниматься развитием речи ребёнка?

Из диаграммы видно, что большинство родителей средних групп (42%) считают, что развитием речи в дошкольном возрасте должны заниматься и родители, и детский сад совместно. Лишь совместная работа принесёт желаемый результат. Также большой процент родителей средних групп (38%) берут ответственность за развитие речи детей на себя.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития для ребенка дошкольного возраста

Родители старших и подготовительных групп (60%) в большей степени берут на себя ответственность за развитие речи. Возможно, это связано с усиленной подготовкой к школе. Лишь четверть родителей (25%) готовы к сотрудничеству и считают, что работа по развитию речи должна быть комплексной.

В обеих группах наблюдаются родители готовые переложить ответственность на дошкольное учреждение (средние группы – 20%, старшие – 15%).

Вопрос №2: Проводите ли Вы со своим ребёнком работу по совершенствованию его речи?

Из диаграммы видно, что родители обеих групп активно работают над совершенствованием речи детей (средние группы – 93%, старшие – 95%).

При анализе анкет выявлены методы и приёмы, при помощи которых родители развивают речь детей. Родители средних групп более подробно описали свои приёмы, чем родители подготовительных групп. Они используют разнообразные методы для коррекции звукопроизношения, развития связной речи.

В основном родители обеих групп используют чтение литературы (сказки, рассказы), заучивание стихотворений, чистоговорки и скороговорки.

Многие родители отметили следующие методы и приёмы: пересказ, обсуждение прочитанного, тренировки, объяснения, ответы на вопросы, вопросы к детям, игры, рассматривание и описание объектов, сочинение, речевой образец, беседы, массаж пальчиков и пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, видеоуроки, инсценировки, рассказы по картинкам.

Вопрос №3: Хотели бы Вы освоить приёмы работы по развитию речи ребёнка?

Практически все опрошенные родители готовы освоить новые приёмы по развитию речи (93% и 91%). В данных ответах чувствуется заинтересованность родителей, желание узнать новые, более эффективные методы и приёмы, которые принесут более значимый результат.

Вопрос №4: Вы следите за тем, как говорит Ваш ребёнок?

100% родителей в обеих группах стараются следить за речью своих детей. Это также является признаком заинтересованности родителей в вопросах развития речи и говорит о том, что все опрошенные родители видят значимость развития речи в дошкольном возрасте.

Вопрос №5: Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребёнок на занятиях по развитию речи в детском саду?

Из диаграммы видно, что родители старших и подготовительных групп более осведомлены о деятельности ДОУ по развитию речи, большинство из них (67%) знают какие знания по развитию речи получают их дети на занятиях в детском саду.

Большой процент родителей (средние группы – 45%, старшие – 33%) не владеют данной информацией. Это может быть связано с недостаточной информативностью со стороны воспитателей, т.к. ранее мы отметили высокую заинтересованность родителей в данном вопросе.

Вопрос №6: Посещаете ли Вы групповые мероприятия, занятия?

Из диаграммы мы видим, что отсутствие знаний родителей по вопросу №5 (какие знания ребёнок получает на занятиях по развитию речи?) обусловлено тем, что большинство родителей (57% и 45%) по тем или иным причинам не присутствуют на занятиях, открытых мероприятиях в группах.

Вопрос №7: Присутствуете ли на детских праздниках?

100% опрошенных родителей присутствуют на детских праздниках, где могут наблюдать речевые умения детей и недостатки.

Вопрос №8: В ДОУ созданы все условия для развития речи дошкольников?

100% родителей из старших и подготовительных групп считают, что в ДОУ созданы все условия для развития речи детей. В средних группах такого же мнения придерживаются 75%. 25% из опрошенных считают, что условия либо созданы недостаточно, либо не созданы вообще. Такие результаты могут быть следствием недостаточной работы по осведомлённости родителей в данном вопросе со стороны воспитателей, которую мы наблюдали выше (родители не посещают занятия, мероприятия в группах, не знают какие знания дети получают на занятиях по развитию речи, в повседневной жизни).

Вопрос №9: Выполняете ли рекомендации по развитию речи, которые дают воспитатель, логопед?

В старших и подготовительных группах родители чаще выполняют рекомендации по развитию речи (81%), это связано с подготовкой воспитанников к школе. Родители средних групп (45%) отмечают, что рекомендации им не даются, но они готовы их выполнять.

Вопрос №10: В ДОУ воспитанники получают хорошее речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

Большинство родители обеих групп (87% и 95%) отмечают, что в дошкольном учреждении дети получают хорошее речевое развитие и хорошую подготовку к обучению в школе. Родители старших и подготовительных групп в большей степени уверены в данном вопросе. Возможно, это связано с тем, что они чаще посещают занятия, мероприятия в группах, выполняют домашние задания, которые им предлагает воспитатель и логопед, т.е. более осведомлены о деятельности ДОУ в данном направлении.

Вопрос №11: Наглядная информация по развитию речи в родительских уголках интересна и полезна?

Информацию в родительских уголках считают интересной и полезной большинство респондентов обеих групп (89% и 95%). Больший процент среди родителей старших и подготовительных групп обусловлен теми же причинами, что и в вопросе №10: актуальность работы для родителей (подготовка детей к обучению в школе), посещение занятий, выполнение заданий педагогов.

Общий вывод: из анкетирования видно, что родители стремятся к взаимодействию между семьёй и дошкольным учреждением, часто ответственность берут на себя (особенно в старших и подготовительных группах), но есть и родители, которые считают, что развитием и воспитанием детей должен заниматься в большей степени детский сад.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка для родителей

Практически все родители отметили свою работу над совершенствованием речи, привели в пример большое количество разнообразных методов и приёмов. Но, не смотря на это, у них есть желание узнать новые способы и усовершенствовать старые. Родители следят за речью детей, присутствуют на детских праздниках, но посещение занятий, мероприятий в группах на низком уровне. В связи с этим наблюдается незнание со стороны родителей результатов деятельности дошкольного учреждения в вопросах развития речи (родители не знают, какие знания получают их дети на занятиях по развитию речи, какие условия созданы в ДОУ для развития речи). Наибольшая компетентность в этих вопросах наблюдается у родителей старших и подготовительных групп, что связано с подготовкой к обучению в школе, более тесным контактом между воспитателями и родителями в решении вопросов, большей ответственностью со стороны родителей.

Большинство родителей отмечают наглядную информацию в родительских уголках интересной и полезной, считают, что в ДОУ воспитанники получают хорошее речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе.

Источник

Светлана Бидова
Результаты анкетирования родителей «Речевое развитие»

Pам. зав. по УВР

Бидова С. М

Результаты анкетирования родителей

МБДОУ №29 «Малышка» по теме «Речевое развитие»

Анкетированием охвачено 213 родителей, 65 семей не посещали детский сад ввиду карантина в связи с эпидемией гриппа, 21 семья в отпуске, 23 семьи отсутствовали по уважительной причине

1. Как вы считаете, какова основная цель развитияречи детей в детском саду:

-научить детей полноценно общаться с взрослыми и сверстниками – 100%

-подготовить детей к обучению в школе – 80%

-развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации – 100%

2. Какую оценку вы даёте уровню развития речи своего ребёнка? Чему он научился за прошлый год?

«Низкий» – 14%

«Средний» – 36%

«Высокий» – 50%

3. Как вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития речи детей?

«Да» -98%, 2% – «не знают»

4. Часто ли ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм, чтение книг?

«Часто» -37%

«Нет» -63%

5. Что вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?

«Покупаю разные детские книги, обучающие, развивающие,красочны игры, книги…. – 77%, скачиваю различные игры с интернета – 23%

6. Часто ли Вы читаете детские книги? Можете ли Вы назвать любимую книгу Вашего ребёнка?

«Часто» -48%

«Нет» -52 %

(любимые книги: «Федорино горе», «Сказки Пушкина». «Дюймовочка», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Смешные рассказы для детей», «Разноцветная семейка», «Кто в море живёт», «Волшебник изумрудного города» и др.

7. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?

«Да» -43%

«Нет» -57%

8. Выполняете ли Вы рекомендации педагогов по развитию речи?

«Да» -98%, «Нет времени» – 2%

9. Как Вы считаете, получает ли Ваш ребёнок в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

«Да» – 87%; 13% – ничего не ответили, проигнорировали

10. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребёнка посещать дополнительные занятия по развитию речи? Какие?

«Да» – 12 %

«Нет» 88 %

11. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас?

«не всегда», «периодически» -23%

«Много информации познавательного характера, не содержит практических рекомендаций» – 37%

«Информация полезная» – 40%

Вывод:

Результаты анкетирования родителей МБДОУ №29 «Малышка» по теме «Речевое развитие» указывают на компетентность родителей в вопросах речевого развития детей. Им интересны как теоретические так и практические педагогические находки для развития речи их детей.

К сожалению есть родители, которые не интересуются формированием речевых навыков детей. Только 48 % читают детям книги, 52 % родителей не читают детям книги. 23% игнорируют реальное общение с детьми, они предпочитают виртуальные игры детей.

Родители оценивают уровень развития речи детей,как:

«Низкий» – 14%

«Средний» – 36%

«Высокий» – 50%

Результаты анкетирования родителей МБДОУ №29 «Малышка» по теме «Речевое развитие» показывают необходимость проведения оценки форм взаимодействия педагогов с родителями по познавательно — речевому развитию (педагогам провести анализ наглядной педагогического просвещения по речевому развитию с целью предоставления практической полезной педагогически целесообразной информации по повышению уровня речевого развития детей в МБДОУ №29 «Малышка»

Уважаемые коллеги, время вносит свои коррективы в образование и предъявляются новые требования к наглядно- информационным материалам. Поэтому рекомендую всем педагогам при размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники — это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав, а также с учётом результатов данного анкетирования чаще обновлять информационно — педагогический материал по теме «Речевое развитие», учитывая доступность, привлекательность, полезность информации.

Источник