История семьи в развитии ребенка

История семьи в развитии ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие семьи и брака

ЛЕКЦИЯ № 12

Тема: Социология семьи.

1. Понятие семьи и брака.

2. История возникновения и развития семьи.

3. Типы семейных структур.

4. Функции семьи.

Семья является одним из наиболее древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии и государства. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Именно в семье разворачиваются основные процессы человеческой жизни, именно семья накладывает огромный отпечаток на все развитие человека.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна страна, ни одно общество не обходились без семьи. Будущее общество невозможно без семьи. Для каждого из нас семья – это начало начал. Понятие счастья и благополучия большинство людей связывают с семьей. Счастлив тот, кто имеет свой дом и свою семью.

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнеятельности, начиная от простейших и крайне расширенных (например, семья- это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Наиболее правильное и полное определение семьи дает социология. Семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Маркс и Энгельс определяют семью как отношение между мужем и женой, родителями и детьми.

Современная социология занимается изучением семьи в следующих направлениях:

2. Проблемы современной семьи, такие как: внутресемейные отношения, структура и функция семьи, распределение ролей в семье, взаимодействие семьи и общества и т.д.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак, являясь ядром семьи. Сама этимология слова «брак» восходит к глаголу «брать». Что же такое брак?

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Брачные отношения регулируются не только юридическими законами, но и моралью, обычаями и традициями. К юридически закрепленным нормам относятся, например, вопросы владения имуществом, связанные с расторжением брака. Нормы ухаживания, выбора брачного и добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами и т.д. относятся к обычаям и традициям.

Брак разделяют на: гражданский и церковный. Существует и другая форма брака – сожительство, при котором супружеские отношения не оформляются в установленном порядке.

2. Когда появилась семья и какие ступени в своем развитии она прошла?

Семья как одна из наиболее давних форм общности людей, первая социальная ячейка возникла еще до появления классов, государств и прошла, постоянно видоизменяясь, через все формации. Семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество, точно так же, как это было в прошлом. Она представляет собой продукт общей системы.

Начиная с 19-го века, появляются капитальные исследования, посвященные браку и семье, их историческим формам. Крупнейшим исследователем в этой области был Льюис Морган (1818- 1881гг.), крупный американский юрист и этнолог, изучавший формы семейных отношений в их историческом развитии на примере быта индейского союза племен ирокезов. Работы Льюиса Моргана «Лига ирокезов», «Система родства и свойства человеческой семьи», «Древнее общество» положили начало глубокому изучению древности вообще и истории развития семейно-брачных отношений, в частности. По мнению Л.Моргана, семейно- брачные отношения прошли сложный путь развития через групповые браки к моногамии.

Л.Морган разработал методы и формы изучения брака и семьи. Его работы широко использовал идеолог марксизма, уделивший особое внимание проблеме изучения брака и семьи,- Ф.Энгельс. Один из его главных трудов – «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опубликованный в 1884 году.

Семья в своем развитии прошла следующие стадии: промискуитет, кровно-родственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая, или парная и моногамная.

Первой стадией развития семьи был промискуитет, т.е. период неупорядоченных и неограниченных никакими запретами половых отношений.

Для второй стадии развития семьи было характерно постепенное исключение из круга брачных партнеров родителей и детей. Появляется новый тип семьи – кровно-родственная семья, основанная на групповом браке. В этой семье мужчины живут в многоженстве, а женщины одновременно в многомужестве, почему и дети и тех и других считаются общими детьми их всех.

Дальнейшее развитие семьи шло в сторону сужения брачного круга и установления дальнейших ограничений. Постепенно из круга половых отношений исключаются братья и сестры и возникает следующая форма семьи, тоже основанная на групповом браке – пуналуальная семья. В такой семье группа сестер (родных, двоюродных, троюродных и т.д.) были общими женами своих общих мужей (но не своих братьев) и, наоборот, группа братьев имела в общем браке группу женщин (только не своих сестер).

При таких групповых брачных связях неизвестно, кто является отцом ребенка. Поэтому имеет значение лишь материнство, происхождение ведется по материнской линии.

Эпизодическое сожительство отдельными парами, имевшее место в рамках группового брака, с развитием матриархата привело к возникновению парного брака, объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение). Позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только матери и ее роду. Особенностью как группового, так и парного браков было равенство супругов в браке.

Парная семья – это слабый, неустойчивый брачный союз одного мужчины с одной женщиной, свободно расторгаемый по желанию одной из сторон.

Семья, основанная на групповом браке, и парная семья существуют в эпоху матриархата, т.е. периода, когда родство и наследование определялось по материнской линии и женщина играла решающую роль в первобытном хозяйстве, была главным добытчиком средств к существованию, а, следовательно, естественной главой рода.

Однако по мере дальнейшего развития общества (возникновения скотоводства, плужного земледелия) решающей производительной силой общества становится мужчина, а домашнее хозяйство, которым занимается женщина, утрачивает свое былое решающее значение .В этот период начинается переход от матриархата к патриархату и появление патриархальной, а затем и моногамной семьи, призванной прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи. С развитием производства и появлением возможности накоплений главной целью брачного союза стало увеличение богатства и обеспечение условий его наследования. Поскольку самым важным из них являлась бесспорность происхождения наследника от определенного отца, жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми была отдана под безусловную власть мужа. Перед мужчинами же открылись новые возможности многоженства. С наибольшей полнотой это проявилось в странах мусульманского востока, где многоженство стало законной формой брака. В Европе развитие данной тенденции остановилось на патриархальной семье, которую ученые определяют как промежуточную форму между многоженством и моногамией. Она включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов.

Для современного общества характерно появление нуклеарнойсемьи, которая включает лишь супругов и их детей.

3. Какие бывают типы семейных структур?

В зависимости от формы брака в обществе наблюдаются разные типы семейных структур. Под структурой семьи понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.

В качестве основных срезов структуры семьи наряду со структурой родства выступают:

1.структура власти, по которой различают патриархальные семьи, где мужчина и муж имеют власть над другими членами семьи, и матриархальные, где власть принадлежит женщине- матери. Этот тип семьи получил название авторитарный. Есть семьи, в которых власть и влияние распределяются между мужчиной (отцом) и женщиной (матерью) почти в равной мере. Они получали название эгалитарные.

2.структура коммуникаций – это характер обсуждаемых вопросов, культура и интенсивность духовного общения между супругами. В этом аспекте можно выделить партнерские и авторитарные семьи. В партнерской семье решение принимается совместным обсуждением. Однако если в семье муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена- с доминированием жены. В авторитарной семье решение принимается одним из супругов.

3. по составунеполные, когда отсутствует один родитель. Это происходит либо в результате смерти, либо в результате развода, либо в результате внебрачного рождения ребенка. Нуклеарные семьи образуют супруги, живущие отдельно от своих родителей с детьми или без детей. Сложные, или расширенные семьи образуют представители нескольких поколений (молодые супруги, их родители, бабушки и дедушки).

4. по количеству детей – бездетные (не имеющие детей), однодетные (имеющие одного ребенка), малодетные (имеющие двух детей), многодетные (имеющие от трех и более детей).

5. по семейному стажу – семья молодоженов, молодая семья, семья среднего возраста (от трех до десяти лет стажа), семья старшего супружеского возраста (от десяти до двадцати лет), пожилые супружеские пары.

6. по однородности социального состава – социально-однородные семьи, способствующие лучшему взаимопониманию, в которых супруги и их родители принадлежат к одному культурно-профессиональному слою. Социально-разнородные, где супруги имеют различные профессии, неодинаковое образование.

7. ролевая структура, характеризующая систему взаимодействий и отношений членов семьи в соответствии с ролевыми предписаниями, основанными на традициях и обычаях и социально-экономических условиях. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Четкое представление о своем ролевом образе формируется в зависимости от внутрисемейных отношений, прежде всего. Именно здесь у мальчика формируется представление о том, что ожидают от него в роли мужа, отца семейства и т.д., а у девочки- в роли жены, матери, сестры и т.д. Качества личности человека не всегда согласуются с отведенной ему семейной ролью. Так, мужчина со слабой волей вряд ли сможет выполнить в семье роль ее главы, особенно в современных условиях. Поэтому во избежание семейных конфликтов важное значение имеет гибкость ролевого поведения, способность и готовность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в другую, если этого требует ситуация.

4. Каковы функции семьи и как они изменяются по мере развития общества?

Социология изучает функции семьи в прошлом и настоящем, выясняет причины изменения функций семьи, взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, и целью этого изучения является выявление тех факторов, которые способствуют гармонии интересов личности, семьи и общества.

Под функциями семьи понимается способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов.

Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия.

. Что касается семьи, то у этого социального института нет главных и второстепенных функций. Однако функции семьи можно разделить на специфические, характерные только для семьи, и неспецифические.

Специфические функции отражают ее особенности как социального явления. Неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной и приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. К специфическим функциям относят репродуктивную и воспитательную (социология молодого поколения). К неспецифическим относят: хозяйственно-бытовую, досуговую, экономическую (получение материальных средств одними членами для других), регулирование сексуальных отношений (упорядочивают сексуальные отношения, определяя по закону и обычаю возможные сексуальные контакты), сферу первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), социально-статусную (распределение ролей в семье), духовного общения (удовлетворение человека в общении).

Остановимся на некоторых, наиболее важных функциях семьи.

Брак превращается в настоящую семью только тогда, когда появляются дети. Воспроизводство в детях численности родителей и рассматривается в настоящее время как репродуктивная функция семьи. Однако задачей репродуктивной функции является не только воспроизводство населения, но и удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих мужчину и женщину создавать семью.

Для воспроизводства населения оптимальным числом детей в семье считается три и более, так как а обществе много холостых, однодетных семей и бесплодных браков.

Не менее, а, пожалуй, и более важное значение для общества имеет воспитательная функция семьи, благодаря которой дети входят в общество. Именно в семье ребенок совершает свои первые, столь важные шаги в осмыслении и освоении окружающего мира. Здесь закладываются основы нравственного опыта ребенка – его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом.

Воспитательная функция не сводится к воспитанию лишь детей в семье. Она предполагает и самовоспитание и взаимовоспитание супругов и всех остальных членов семьи.

Общество не в состоянии полностью учесть все и выработать определенную политику воспитания с учетом индивидуальности каждого человека. Поэтому воспитание должно осуществляться через семью.

Может ли семья когда-либо устраниться от воспитания детей, как это представляли себе социалисты-утописты и некоторые писатели-фантасты? Конечно, нет. Семья как сегодня, так и всегда будет активно участвовать в воспитании детей, оказывая глубокое воздействие на формирование характера, привычек, нравственных качеств и эстетических вкусов ребенка.

Другой важной функцией семьи является экономическая. Семья участвует в общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это и есть экономическая функция семьи.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствуют укреплению супружеских отношений, воспитанию детей. При несправедливом распределении, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети – лишь в роли потребителей, влияние будет неблагоприятным.

Не менее важной функцией семьи является рекреативная (восстановительная) функция. В семье мы получаем моральную, психологическую, материальную помощь и поддержку.

Семья выполняет коммуникативную функцию, обеспечивая своим членам желательное благоприятное общение с людьми, близкими и приятными им. С помощью такого общения человек может снять полученный вне семьи стресс, получить приятные эмоции. Кроме того, внутрисемейное общение необходимо для решения проблем, возникающих возникающих у всех членов семьи.

Основными факторами, скрепляющими семейный союз постепенно становились личностные: стремление к формированию устойчивых, прочных позитивных эмоций, к созданию культурной микрообщности, скрепленной единством жизненных ценностей и представлений. Это не значит, что ранее любовь и семья исключали друг друга. Однако современные супружеские пары предъявляют более высокие требования к личности друг друга, взаимное чувство и уважение стало основой основ семьи.

Семья играет в обществе незаменимую роль, поскольку ее функции удовлетворяют основные потребности общества. Из этого следует, что от полноценного функционирования семьи зависит благополучие и членов семьи и всего общества в целом.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 20595; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Анастасия Иванова
Занятие «История возникновения семьи»

Тема: «История возникновения семьи»

Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения семьи.

Задачи:

• дать представление о семье;

• помочь осознать важность семьи для человека;

• пополнить словарный запас воспитанников.

Оборудование: интерактивная доска, листы бумаги А4, фломастеры.

Вводная часть

Упражнение «Здравствуй, это Я»

Воспитанники ходят по комнате. Сначала ведущий предлагает им с теми, кого они встречают здороваться молча, посмотрев внимательно в глаза. После хлопка здороваются друг с другом громко, представив себе, что они давно не виделись.

Основная часть

Воспитатель: Тема нашего занятия «История возникновения семьи». Ответьте мне на вопрос, что такое семья в вашем представлении? (ответы детей)

В большом энциклопедическом словаре мы можем найти ответ на этот вопрос: «Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

А в толковом словаре Ожегова С. И. Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

Семья – одно из старейших социальных образований в истории человечества. Семейные отношения развивались от ничем неограниченных отношений между мужчинами и женщинами через групповой брак к парному браку.

На начальном этапе парный брак был весьма непрочным, так как муж продолжал жить в своём роду, а жена в своём. Позже жена стала переходить в род мужа и оставалась там.

С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значение мужчины, как основного кормильца семьи резко возросло. Брак становился более прочным и со временем перешёл в единобрачный.

Феодальная патриархальная крестьянская семья обычно была многочисленна. Она являлась и производственной и потребительской единицей. Распад хозяйства, которое было экономической базой старой семьи, повлёк за собой исчезновение и самой этой семьи. Вместо неё стала складываться индивидуальная (брачная, супружеская) семья. Которая является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характеризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семьювходят лишь ближайшие родственники: муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными.

Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичное воспитание детей вплоть до достижения ими зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.

Игра «Верно – неверно»

Воспитатель: «Я буду говорить вам фразы, а вы, если согласны со мной делайте хлопок рукам, а если не согласны сидите тихонечко.

Семья – это все мои друзья и знакомые?

Семья – это группа живущих вместе близких родственников?

Родители могут быть младше детей?

В семье осуществляется продолжение рода?

Семья – это я?

Всем людям нужна семья?

Воспитатель: Трудно переоценить значение семьи в жизни человека. Безусловно, семья в жизни каждого человека, это в первую очередь огромный источник энергии и душевного тепла.

Перед вами на интерактивной доске высказывания великих людей о важности семьи в жизни каждого человека. Внимательно прочитайте их и выберите то, которое вам понравилось и объясните почему.

Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья в особенности в жизни общества является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. (А. С. Макаренко)

Семья ведь тоже созидается, а не даётся готовою и никаких прав, никаких обязанностей не даётся тут готовыми, а все они сами собой, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи. (М. Ф. Достоевский)

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (Оноре де Бальзак)

Семья – один из шедевров природы. (Д. Сантаяна)

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (Сухомлинский В. А.)

Заключительная часть

Игра: “Ассоциации”.

“Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, – услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову”.

Вопросы-задания могут быть такими:

• если семья – это постройка, то она…

• если семья – это цвет, то она…

• если семья – это музыка, то она…

• если семья – это геометрическая фигура, то она…

• если семья – это название фильма, то она…

• если семья – это настроение, то она…

Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.

Подведение итогов воспитанниками

– Что нового вы узнали на занятии?

– Что вам понравилось?

– Что вам не понравилось?

– Что на занятии запомнилось больше всего?

Подведение итогов воспитателем

Вы познакомились с историей возникновения семьи, высказывания великих людей помогли осознать важность семьи для человека. В будущем у каждого из вас будет семья. Семья- это место где каждый из нас получает поддержку и помощь, в семье должно быть тепло и радостно. Семья, которую каждый из вас хочет иметь должна быть основана на уважении, честности и доверии.

Знаете, как это сделать?

На следующих занятиях мы об этом поговорим.

Источник