История развития ребенка школьный возраст

История развития ребенка школьный возраст thumbnail

Наряду с данными наблюдений и экспериментально-психологического обследования ребенка важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода его психического развития, является история развития ребенка. В литературе по вопросам консультирования история развития ребенка все чаще называется психологическим анамнезом.

Как известно, анамнез — понятие медицинское, в узком смысле слова обозначающее историю развития болезни. В более широком значении анамнез включает не только данные о начале и развитии заболевания, сообщаемые больным (или его близкими), но и сведения об условиях его жизни, работы и т. д. Медики выделяют личный и семейный анамнез, анамнез пренатального периода, периода новорожденности и т. д. в зависимости от того, кто сообщает сведения и к какому периоду развития они относятся. Таким образом, если о собственно анамнезе уместно говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи с болезненным процессом и употребляется как синоним понятия «история индивидуального психического развития ребенка».

В целях учета возрастных закономерностей процесса психического развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации. По этой схеме характеристика каждого этапа развития опирается на общую структуру возраста, включая, таким образом, описание особенностей социальной ситуации развития ребенка, квалификацию развития деятельности, оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших психологических новообразований).

Одна из существенных трудностей, возникающих при составлении психологического анамнеза, связана с необходимостью опираться на те данные, которые сохранились в памяти родителей. Как правило, многие особенности поведения, занятий, черты характера ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном плане специфических для каждого возрастного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка.

Составляя историю психического развития ребенка, консультанту важно установить не только систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характер и степень их влияния на него!!! Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми или даже одним и тем же ребенком, но в разном возрасте нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понимания, осмысливания их ребенком, от сложившихся у него потребностей, привязанностей, взаимоотношений и т. д. Т.о., практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее —характер и средства приспособления к тем или иным трудностям.

В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также установлению стрессовых (в терминах психиатрии — психогенных) факторов и факторов риска нервно-психических заболеваний. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят: разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи или близкого человека, появление новых членов семьи (отчима, мачехи и т. д.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение за рамками семьи (язык, культура) и др..

Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания. Разумеется, психологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие перечисленных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка.

Рассмотрим схему составления истории развития ребенка, включающую основные вехи этого процесса, признаки, имеющие важное диагностическое значение. Строится данная схема по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).

I. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст па момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования

и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

II. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)

III. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

IV. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные — логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

V. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

VI. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальныезапреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

VII. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

VIII. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т. д.).

Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их особенностям его поведения. Теперь можно попытаться более конкретно выяснить: в чем они видят проблему; с чем связано нежелательное поведение ребенка; что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; какова, по их мнению, их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем контакте психолога с родителями изложение жалоб последними в конце беседы становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным, чем при первичном приеме.

Значение психологического анамнеза.

Во-первых, вместе с результатами обследования он необходим для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей).

Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.

Источник

как развивать ребенка - подготовка ребенка к школе

Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.

как развивать ребенка подготовка ребенка к школе

Что особенного происходит с ребенком. Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.

Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл – он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.

Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.

С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.

Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.

Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.

Развиваем память у детей

Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память – это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.

Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.

Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.

В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.

К приемам управления памятью относят такие:

  • повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
  • организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
  • осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
  • формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
  • поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
  • создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.

Особенности психологии детей

Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.

Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.

Воспитание в детях чувства собственной значимости

Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.

К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.
Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.

Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.

Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.

Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.

Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.

Источник