История развития ребенка с овз
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация “История развития системы образования детей с ОВЗ в России”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Плющ Лариса Константиновна «История развития системы образования детей с ОВЗ в России»
2 слайд
Описание слайда:
История развития системы образования детей с ОВЗ в России
3 слайд
Описание слайда:
Князь Владимир Первое упоминание об аномальных людях относится к 996 году, когда князь киевский Владимир Святославович в утвержденном им Уставе о православной церкви обязывает церкви «заботиться об убогих, нищих, юродивых». Основной идеей на данном этапе является деятельностное милосердие.
4 слайд
Описание слайда:
Князь Владимир Мономах прославился своим «нищелюбием», оставил первое на Руси педагогическое наследие «Духовная», завещал своим детям: «всего же паче убогих не забывайте, но, сколько вам возможно, по силе своей кормите». Его сестра, княгиня Анна, основала в Киеве воспитательное учреждение для убогих детей. Сын, князь Ярослав Владимирович, открыл первое в Новгороде училище для бедных юношей.
5 слайд
Описание слайда:
Отношение начинает меняется по мере того, как аномальные люди (чаще всего – умственно отсталые и психически больные) в силу своих особенностей, зачастую не желая того, становятся виновниками различных преступлений (грабежей, поджогов, краж), и возникает настоятельная необходимость в их изоляции от общества. Их начинают помещать в монастыри. Церковь и монастыри стали первыми заботиться о людях с различными нарушениями. Этому свидетельствует и «Повесть временных лет» – летопись киевского летописца Нестора (1047). Имеется свидетельство, что в Киево-Печорской лавре уже в XI веке были убежища для аномальных.
6 слайд
Описание слайда:
Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иоанном Грозным на Стоглавом Соборе. Он говорил, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы и созданы приюты для всех нищих и убогих. К середине XVI века многие государственные деятели, убедившись, что раздача милостыни без разбора не уменьшает, а увеличивает нищенство, начали относиться к этой форме благотворительности отрицательно. В общественном сознании уже со времен Стоглавого Собора зрела идея перехода от благотворительности к системе общественного и государственного призрения.
7 слайд
Описание слайда:
Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Первый период От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии.
8 слайд
Описание слайда:
В России возникновение первых монастырских приютов приходится на 1706-1715 г.г. и связано с реформами Петра I и Екатерины II. По указам Петра I начинают формироваться новые разновидности благотворительных и церковных учреждений для некоторых категорий аномальных лиц. С 1712 года основываются губернские госпитали для незаконнорождённых детей; специальные сиротские дома при монастырях. В них находят поддержку инвалиды: глухонемые, калеки, убогие. Расширяются разновидности других учреждений Это воспитательные дома, лечебницы, больницы, народные школы. Деятельность этих учреждений контролируется государством.
9 слайд
Описание слайда:
Второй период От осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.
10 слайд
Описание слайда:
Первые организованные попытки обучения и воспитания различных категорий аномальных детей и подростков в России начинают предприниматься во второй половине XVIII столетия. Первое в России учреждение для слабоумных открывается в 1854 г. в Риге доктором Ф.Пляцем. В нём оказывается помощь больным эпилепсией, малоспособным, «идиотам». В Санкт-Петербурге в 1882 году открыто частное врачебно-воспитательное заведение доктора И.В. Маляревского. В 1894 году в Москве открыт приют Е.К. Грачёвой, созданный на средства благотворительности. В 1911 году в Санкт-Петербурге открываются первые вспомогательные школы для детей и подростков с лёгкими нарушениями интеллекта.
11 слайд
Описание слайда:
Одновременно с созданием специализированных учреждений для аномальных детей, подростков и взрослых встает вопрос о содержании и специальных методах обучения. Исследователи, педагоги, практики начинают разрабатывать содержание обучения различных видов аномальности. Обучение умственно отсталых детей вбирает идеи зарубежных педагогов (Э. Сегена, М. Монтессори, Ф. Фребеля). Кроме того, начинают разрабатываться собственные методы и приемы специального обучения.
12 слайд
Описание слайда:
Третий период От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. (1927-1935 г.г.) Врачи, педагоги, общественные деятели обращаются к правительству с требованиями создания государственных учреждений для аномальных детей и подростков. Введение законодательных актов о всеобщем обязательном начальном образовании приводит к выявлению проблем обучения умственно отсталых детей. К 1917г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринодаре, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове.
13 слайд
Описание слайда:
Принципы обучения и воспитания аномальных детей и подростков впервые провозглашены на Первом Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью и беспризорностью в 1920 году. Создаются и функционируют следующие типы учреждений: школы для глухих детей; дошкольные детские дома для глухих детей’ (в 1926 году их насчитывается 12; в 1930 году Е. Ф. Pay открывает первый детский сад для глухих преддошкольников); школы для умственно отсталых; школы для слепых детей и подростков. Становление отечественной специальной педагогики во всех ее отраслях связано с научной деятельностью Л. С. Выготского (1896-1934), который закладывает основы современного специального образования.
14 слайд
Описание слайда:
Характерной особенностью развития специального образования является углубление медицинских, клинических исследований по проблеме. Это становится возможным благодаря бурному развитию медицинской науки – физиологии, генетики, отоларингологии, психиатрии, офтальмологии и др. Помимо медицинских классификаций, разрабатываются педагогические классификации различных нарушений. Появление их способствует созданию новых форм обучения аномальных детей и подростков. Стимулом для этого послужило увеличение количества аномальных лиц в связи с последствиями войны. Четвертый период От осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. (50-90-е годы)
15 слайд
Описание слайда:
Начиная с 50-х гг. система дифференцируется, объединяя уже 5 видов специальных школ (для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых), их число быстро растет. К 1954 г. число учреждений удвоилось, появляются новые типы дошкольных учреждений. Возрастает и число видов специальных школ до 8, а число типов специального обучения достигает 15. Создаются дошкольные и постшкольные специальные образовательные учреждения. Система специального образования интенсивно развивается.
16 слайд
Описание слайда:
В конце 60-х – начале 70-х годов начинается изучение, обучение и воспитание детей с задержкой психического развития (В. И. Лубовский, Р. Д. Триггер, Т. В. Егорова, Ю. И. Демьянов, Г. М. Капустина, Л. В. Кузнецова, И. Ф. Марковская, Л. И. Переслени и др.). В середине 70-х годов при общеобразовательных школах открываются логопункты, цель которых – коррекция нарушений речи школьников в условиях массового обучения. В конце 70-х – начале 80-х годов начинается изучение детей и подростков с ранним детским аутизмом (О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, С. А. Морозов и др.).
17 слайд
Описание слайда:
К началу 90-х годов структура специального образования оказывается окончательно сформированной. Этому способствуют принятые в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» и в 1995 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» В начале 90-х годов XX столетия начинается новый этап в развитии отечественного специального образования. Кроме того, открытость границ (до этого периода Россия оставалась достаточно закрытой страной), возможность ознакомления с зарубежными системами специального образования, позволяют, отечественным исследователям не только знакомиться, но и перенимать зарубежный опыт, связанный с воспитанием и обучением аномальных детей и подростков.
18 слайд
Описание слайда:
Пятый период От изоляции к интеграции. Ведущая тенденция — интеграция инвалидов в общество, кардинальная реорганизация взаимодействия структур массового и специального образования, полное гражданское равноправие. Перестройка организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах. Подготовка ребенка с особыми потребностями к будущей взрослой жизни в обществе (признающем полное гражданское равноправие инвалидов
19 слайд
Описание слайда:
Каждая страна гордится выдающимися соотечественниками. Россия подарила миру Великие имена, такие как: Л. С. Выготский Г.Е. Сухарева В. П. Кащенко В. М. Бехтеров А.Н. Граборов Л. В. Занков Владимир Михайлович Бехтеров, Граборов Алексей Николаевич, Занков Леонид Владимирович, Певзнер Мария Семёновна, Рау Фёдор Андреевич, Шиф Жозефина Ильинична, Екатерина Константиновна Грачёва, Всеволод Петрович Кащенко, Маляревский Иван Васильевич, Лев Семёнович Выготский, Гнездилов Михаил Федотович, Сухарева Груня Ефимовна и Дульнев Григорий Митрофанович.
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данная презентация была представлена на школьной научно-практической конференции “Актуальность классических подходов в обучении детей с ОВЗ в современной коррекционной школе» 26 марта 2019г.
Содержание конференции:
Открытие конференции, Сидорова Г.Н.
•«История развития системы образования детей с ОВЗ в России»,докладчик – Плющ Л.К.
•«Вклад Грачевой Екатерины Константиновны в создание первых в России учреждений для глубоко умственно отсталых детей, 1866-1934гг.», докладчик – МарчукН.Д.
•«Создание системы коррекционно-воспитательной работы для умственно-отсталых детей. Граборов Алексей Николаевич,1885-1949гг.»,докладчик – Зимина Н.В.
•«Научное наследие Выготского Льва Семеновича, 1896-1934гг.», докладчик –Балакирева Е.А.
•«Основные положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития у детей. Певзнер Мария Семеновна, 1901-1989гг.», докладчик – Астанина Е. В
•«Об особенностях формирования личности и методахисследования психики умственно отсталого ребенка .Рубинштейн Сусанна Яковлевна, 1911-1990гг.», докладчик – Сябрюк Н.А.
•«Методическое наследие Воронковой Валентины Васильевны, год рождения – 1938», докладчик – Базаркина Е.В.
Подведение итогов конференции, Коновалова Н.И.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-606994
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Отечественная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья развивалась поэтапно. Первый этап, в течение которого инвалидность интерпретировалась в рамках функционального подхода, относился к советскому периоду. Инвалидность рассматривалась как особая категория, основными компонентами которой являлись болезнь, ограничение способности к труду и социальная дезадаптация [33, с. 109]. Согласно В.Н. Малофееву, советское государство решало беспрецедентную задачу массового обучения и трудоустройства инвалидов. Нигде в мире не было опыта подобного рода. Людей с многочисленными нарушениями в состоянии здоровья не только обучали, но и привлекали к труду. Единственно возможным вариантом для такого масштабного эксперимента являлось создание специальных условий, в которых среда обитания была регламентирована нормами, соответствующими медицинским представлениям о потребностях в лечении, обучаемости, способности к труду, самостоятельному обслуживанию. Таким путем было сформировано единое социальное пространство для людей с инвалидностью, в том числе и детей, за счет создания сети специальных учреждений и производств, включающих дома-интернаты, школы-интернаты, специальные профессиональные училища и предприятия. Уровень образования в специальных школах соответствовал образовательным стандартам. Ребенок с отклонениями в развитии за годы обучения в интернате должен был усвоить, хотя в иные сроки и при помощи специальных методов обучения, общий государственный стандарт [26, с. 110]. Достижение единого уровня образования, позволяло трудоустроиться на общих основаниях или продолжить образование в техникумах и высших учебных заведениях страны. Так, например, существовали специализированные программы в технических вузах, ориентированные на отдельные виды инвалидности (МВТУ им Баумана, Северо-Западный политехнический институт в Ленинграде). Некоторые центральные вузы принимали инвалидов на групповое и индивидуальное обучение (Институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена, Ленинградский государственный университет, Ленинградский политехнический институт) хотя, по понятным причинам, количество доступных для инвалидов специальностей было ограничено [13, с. 130]. Возможность трудоустройства после обучения способствовала профессиональной реализации и создавала стимул к получению образования. Труд инвалидов был востребован на специальных предприятиях.
То, что в рамках советской системы специального образования люди с тяжелыми функциональными поражениями получили возможность достичь общего уровня знаний, является фактором, ставящим Россию в особое положение по отношению к западным странам. Нельзя не заметить принципиальное различие в целях социальной политики, проводимой в русле функционального подхода в нашей стране и на Западе. Советское государство стремилось достичь максимальных результатов для социальной реализации граждан, как в образовании, так и в профессиональной сфере.
Однако данный подход имел свои недостатки. Пассивная адаптация в социальном пространстве воспринимались естественными условиями их существования, поэтому в рамки компетенции государства не входили вопросы:
- – доступности социальной инфраструктуры (пандусы, поручни, сигнализаторы, указатели, специальный транспорт и инженерные конструкции и т.д.);
- – воспитания культурной терпимости общества, соучастия к проблемам людей с инвалидностью;
- – поощрения активности инвалидов, способности влиять на политическую ситуацию и самостоятельно решать свои социально-экономические проблемы (например, создание всесоюзного общества инвалидов, имеющих заболевания опорно-двигательной системы, а также общие заболевания на протяжении десятков лет не признавалось «целесообразным») [14, с. 109].
Второй наступил после вступления в силу Федерального закона № 181 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ», в котором определение инвалидности представлено с позиции социальной компетентности. Новая трактовка инвалидности исходит из понятия, предполагающего нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты. Люди с инвалидностью позиционируются как равноправные граждане, а проблема ограниченности их выбора признается дискриминационной. Впервые на законодательном уровне им гарантируется обеспечение равных возможностей в реализации гражданских, экономических, политических прав и свобод. В рамках закона, регламентирующего основные принципы социальной политики, вводится понятие интеграции, цель которой направлена на включение инвалидов во все сферы общественной жизни. Взамен специализированных условий школ, учреждений профобразования и предприятий предполагается изменение социальной инфраструктуры всего общества для активной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. С целью беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры предусматривается снятие архитектурных, информационных, транспортных ограничений. Изменения социальной политики в сфере образования выразились в предоставлении возможности каждому ребенку, вне зависимости от тяжести инвалидности, реализовать свое право на обучение в учреждениях любого типа с использованием необходимой специализированной помощи. С этой целью разрешено использовать более гибкие формы получения образования: альтернативой специальным учреждениям становится обучение в специализированных классах массовых школ, на дому с посещением педагогов, а также дистанционным способом.
Таким образом, в России переход к этапу становления инклюзивного образования обозначился значительно позже, чем в Европе; в отличие от Европы в России обучение детей с особыми образовательными потребностями долгое время осуществлялось по сегрегационному пути; в результате эволюционного становления образования для детей с особыми возможностями здоровья оформились понятия «инклюзивное образование», «интегрированное образование», «дети с особыми образовательными потребностями».
В процессе становления инклюзивного образования в России термин «интегрированное обучение», который используется в работах ведущих ученых в области специального образования (Л.С. Волковой, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Н.Д. Шматко и др.), определяется как результат и состояние, при которых инвалиды не являются социально обособленными или изолированными, а участвуют во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. На современном этапе развития общества законодательно оформлено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [1].
Зарубежные модели интегрированного обучения детей-инвалидов не могут быть полностью перенесены в условия России, так как за многие годы у нас сложилась разветвленная система специальных учреждений. В структуре общеобразовательной школы в связи с системой компенсирующего обучения появляется диагностико-коррекционный центр, в функции которого вошли диагностика детских проблем, коррекция выявленных недостатков развития. Цель интегрированного обучения в данном комплексе – создать оптимальные условия социализации, воспитания и образования детей согласно их индивидуальным возможностям и потребностям. В отечественной школе превалирует строго дифференцированная система компенсирующего обучения, когда в параллели работают классы коррекции для детей-инвалидов.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.
Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Таким образом, сегодня на законодательном уровне определено право детей на доступное образование, которое подразумевает активное вовлечение в процесс обучения каждого ребенка; мобилизацию ресурсов внутри школ и окружающих их сообществ; действия, направленные на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся.
Источник