История развития правового статуса ребенка
1 слайд- История становления института прав ребенка
2 слайд
Ребёнок (множ. дети) — в основном значении, это человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода, т.е. до периода полового созревания.
В настоящее время, в соответствии со ст. 1 Конвенции о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
3 слайд
В основе всех научных теорий о правах детей лежат представления о конкретно-исторических условиях. Известны несколько наиболее распространенных факторов, влияющих на особенности развития и становление личности ребенка:
этнокультурный,
социально-экономический,
исторический,
дифференциально-психологический,
индивидуально-типологический,
а также отношения между членами семьи ребенка и особенностей отношения к ним взрослых людей в целом.
Рассмотрим отношение к детям в различные культурно-исторические эпохи
4 слайд
В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.
5 слайд
Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II-I век до нашей эры) называет институт отцовской власти «ius proprium civium romanorum» (строго национальным институтом римских граждан).
Самостоятельным лицом был только отец (personas ui iuris, pater familias); сыновья и дети были лицами чужого права (persona ealieni iuris). Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.
Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры – 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.
Право полностью распоряжаться жизнью и смертью детей было отобрано у отцов только в конце IV века н. э. Инфантицид стал считаться преступлением только при императоре Константине в 318 г., а к человекоубийству он был приравнен лишь в 374 г.
6 слайд
Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX века. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.
7 слайд
В Средние века, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежал к обществу взрослых. Слово «ребенок» не имело в языке своего современного смысла, который придается ему сейчас. Дети в XVII в. не имели права жаловаться на родителей, убийство сына или дочери каралось лишь годом тюремного заключения, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал беспощадно казнить.
Так, например, Положение детей в семье было различным в северной и южной частях Франции. В стране обычного права (XVI-XVII века) родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми. В период позднего средневековья отец даже получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
8 слайд
Французский Гражданский кодекс (Code Napoleon) 1804 года говорит о праве ребенка так:
«Параграф 371. Ребенок в любом возрасте обязан оказывать повиновение и уважение своему отцу и матери.
Параграф 372. Он находится под их властью до того, как станет совершеннолетним или приобретет полную дееспособность».
«Параграф 375. Отец, у которого имеются достаточные и серьезные основания сомневаться в достойном поведении своего ребенка, обладает следующим средством для его наказания:
Параграф 376. Если ребенку исполнилось 16 лет, то отец может поместить его в тюрьму на срок, который, однако, не может превышать одного месяца. Во исполнение этого президент окружного суда обязан выдать ордер на его содержание в тюрьме по требованию отца.
Параграф 377. Если ребенку до 16 лет, отец может только попросить поместить ребенка в тюрьму. Причем такое прошение органы власти должны рассмотреть и принять решение: удовлетворить его или отклонить».
9 слайд
Средневековое право Германии закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.
10 слайд
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
11 слайд
Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно». Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело в этом случае по существу не рассматривалось и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство; несмотря на осуждение церкви, практиковалось и пострижение их в монахи.
12 слайд
Великая Французская революция оказала существенное влияние на изменение социального статуса детей не только в этой стране, но и во всем цивилизованном мире, в том числе в России. Отцовская власть наказания ребенка ограничивалась семейным судом, возрастная граница зависимости была снижена до 21 года, были уравнены в правах сыновья и дочери, законнорожденные и незаконнорожденные дети, устранялось право перворожденногo. Ошеломляющим открытием социолог Н. Элиас называет возникшую тогда идею прав ребенка. Государство признало за ребенком все основные права человека, включая свободу и равноправие со взрослыми. Новая тенденция заключалась в расширении защиты прав детей, где явной основой стала концепция автономного развития ребенка.
13 слайд
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).
14 слайд
В XIX в. интерес взрослых к ребенку стал основываться на конкретных проблемах его воспитания и обучения. Эпоха романтизма характеризуется появлением культа ребенка и культа детства. Именно в этот исторический период особое значение приобрела игровая деятельность ребенка, которая по праву заняла основное место в его воспитании и процессе обучения. Огромным стимулом к пересмотру системы передачи молодому поколению опыта и знаний послужила техническая революция. Философия и педагогика XX в. обозначили проблему социокультурной роли ребенка в обществе.
15 слайд
Советская педагогика нашла методологическую и общетеоретическую основу для разработки основных проблем развития детей, их обучения и воспитания в марксистско-ленинском учении. Советское государство предприняло серьезные легитимирующие действия, установившие новый статус детства в обществе. Детство провозглашалось не этапом подготовки к жизни, а временем активного участия в строительстве нового общества и формирования будущих участников борьбы за коммунистическое будущее. Расширение институционализированного сектора детства произошло через целенаправленное воздействие на детское и пионерское движение.
16 слайд
Таким образом, в современных условиях, когда, с одной стороны, изменилась общеисторическая ситуация функционирования человеческого сообщества, а с другой – возник глобальный кризис, охвативший экологию, энергетику, экономику, демографию, взаимоотношения этносов, слоев и групп населения, на первый план выдвигается главная для общества проблема –проблема его будущего. Концентрированно она выражается, в частности, в проблеме детства.
17 слайд
На данный момент,Основным документом в РФ по правам ребенка является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности»
18 слайд
Права ребенка в РФ также закреплены в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ.
19 слайд
Подводя итог, можно сделать вывод, права ребенка наиболее обоснованно были регламентированы в XX веке, на современном этапе уже практически все государства мира, взяли на себя ответственность за защиту и обеспечение прав детей.
Источник
В июне отмечается ряд праздников, приуроченных защите прав детей: Международный день защиты детей (01 июня), Международный день невинных детей-жертв агрессии (04 июня) и День защиты детей Африки (16 июня). В дни празднования предлагаю вспомнить эволюцию института защиты прав ребенка как в России, так и за рубежом.
При подготовке материалов мы используем только проверенные источники информации
Историко-правовой анализ возникновения и развития защиты прав ребенка имеет важное как теоретическое, так и практическое значение, проявляющееся как в семейном праве, так и в смежных отраслях права. До принятия христианства на Руси была признана власть обоих родителей над детьми, существовало право родителей отдавать детей в рабство. С принятием христианства на Руси (988г.) отношение к детям изменилось, на положение которых стали влиять церковные каноны, христианская семейная мораль и древнерусское право.
В источниках права Древней Руси первое упоминание о правах ребенка содержится в Русской Правде, разграничившей «детей господина» и «рабьих» детей. По Русской правде, незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Дочери бояр и дружинников имели право наследования, а у смердов наследовать могли лишь сыновья, при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Наследственная масса делилась между сыновьями поровну, но младший сын имел преимущество – он получал двор отца. Древнерусское право заимствовало из византийского права правило о приеме стороннего в составе семьи через усыновление, которое изначально рассматривалось как «способ защиты осиротевшего ребенка, позже это переросло в желание иметь наследника».
Следующий этап становления института прав ребенка приходится на период образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.), зафиксирован в Судебниках 1497 и 1550 гг., Стоглаве 1551г., Домострое (XVI в.).
Во времена Петра I статус внебрачного ребенка предопределялся статусом матери, но отец должен был принимать участие в обеспечении ребенка[1]. За внебрачными детьми закреплялись не все права, которые предусматривались за детьми, рожденными в браке, к примеру, закон их ограничивал в праве наследования после смерти отца.
Можно отметить уменьшение абсолютизма родительской власти в рассматриваемый период. Петр I снизил срок отдачи детей своими родителями внаем пятью годами, воспретил против воли детей: отдавать в монастырь, женить, отдавать замуж. Петр I Указом от 20 января 1714 г. закрепил контроль на заключение брака в отношении тех лиц, «которые ни в науку, ни в службу не годятся, жениться и замуж идтить не допускать». При Петре I устанавливается за детьми признание личных прав.
Право ребенка на опеку, которая была известна еще со времен Древней Руси, признавалось и в XVIII в. при Екатерине II. Указ от 1775 г. более подробно регламентировал опеку, установил различия между опекой и попечительством по возрастному критерию: до 14 лет – опека, с 14 до 21 – попечительство, предусмотрел систему органов опеки. Этим Указом также устанавливались лица, которые не могут быть опекунами, и, в отличие от Русской Правды, опекун, помимо управления имуществом сироты, выполнял еще воспитательную функцию. При установлении опеки соблюдался сословный принцип. Эпоха правления Екатерины II ознаменовалась расширением прав ребенка. При Екатерине II функционировала система учреждений для детей-сирот: учреждались специальные государственные организации – воспитательные дома для оставшихся без семьи, брошенных родителями детей.
Следующим рубежным этапом вполне обоснованно можно назвать создание ювенальной юстиции в Российской империи, т.е. специальных судов по делам несовершеннолетних. Далее можно выделить советский период, который был в первую очередь связан с ликвидацией ювенальных судов и построением целой системы социального обеспечения и охраны материнства и детства.
Впервые вопросы, связанные с актуальными проблемами детства, были подняты на международном уровне женщинами в 1925 году, на Всемирной конференции, которая проходила в Женеве. Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался 01 июня в 1950 году.
На международном уровне в целях обеспечения детям счастливого детства, их прав и свобод, которые должны быть использованы на их собственное благо и благо общества, приняты Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года.
Российское законодательство о правах несовершеннолетних включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года и пр. Также к защите прав несовершеннолетних в России относятся отдельные нормы СК РФ, ГК РФ, ТК РФ.
Итак, на современном этапе основными гарантиями прав детей являются право на семью, образование, охрану здоровья и ряд других.
Список источников:
- Владимирский -Буданов М. Ф.Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 800 с.
- Домосторой / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2000.
- Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие. – Москва: Проспект, 2010. – 160с.
- Невзоров А. С. Опека над несовершеннолетними. Ревель. 1892.
- Неволин К. А. История российских гражданских законов. Т.1. СПб., 1851.
- Нечаева А.М. Охрана прав детей в России (историко-правовой аспект). М., 2001.
- Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е. Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 231с.
- Романенкова Е.Н. История отечественного государства и права. Конспект лекций: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2011. – 96 с.
- Трошкина О. Н. Социально-правовая защита несовершеннолетних в России / Журнал Модернизация образования, 2012 г. №1.
[1] Семейное право: Учебник под ред. П.В. Крашенинникова.
Источник
Слайд 1
Права ребенка в разные исторические эпохи. Авторы: Захарова Елена Анатольевна, у читель истории и обществознания, Бондаренко Андрей 11 класс Автономная некоммерческая организация « Гуманитарный лицей»
Слайд 2
О времена, о нравы! Именно таким выражением можно охарактеризовать отношение к детям в Средневековье. В этот период вообще не было понятия “ребенок”, оно появилось в некоторых странах лишь к концу этого периода. С самого рождения ребенок считался взрослым, соответственно и относились к нему как к ровне, и спрос как со взрослого. Равнодушное отношение, не замечание ребенка как такового можно увидеть и на картинах того времени: как правило, все детские персонажи рисовались со взрослыми лицами и во взрослой одежде. Количество детей в семье могло достигать 15 человек (не считая не родившихся или умерших), и это являлось нормой. Ведь чем больше детей, тем больше рабочих рук – вот стимул, побуждающий к рождению. И высокая детская смертность также приводила к рождению очередного “кормильца” в будущем.
Слайд 3
Детство: от 0 до 7 Специального воспитания детей такого возраста не было. Ребенком в принципе не занимались. В богатых аристократических семьях дети сразу же после рождения отдавались кормилице. У ремесленников и крестьян ребенок с малых лет ползал по кухне и дому, никем не замечаемый. Никаких игр, никаких разговоров, никаких навыков малышам не давали. Он должен был сам все познавать, глядя на взрослых. Детей этого возраста не замечали. Смерть ребенка в раннем возрасте частое явление и она не была трагедией для семьи. Такой ребенок не мог еще приносить пользу (работать), поэтому “лишний рот” мог и мешать. Период до 7 лет считался малоценным и быстро заканчивающимся. А интерес к ребенку возникал тогда, когда он достигал 7-летнего возраста.
Слайд 4
Отрочество : от 7 до 12 “Взрослые в миниатюре” – так относи к детям в этом возрасте. Даже по церковным законам считалось, если ребенок умеет отличить добро от зла, значит он уже вырос. Теперь он обязан разделять все тяготы и работу взрослого, превышающей его физические возможности. Единственная поблажка делалась на “ум”, т.е. в возрасте 7-12 лет – это просто глупый человек, который должен помалкивать и делать все, что ему прикажут. Его занятие – слушать старших, молчать и безропотно всем подчиняться. У аристократов было принято отдавать свое дитя на воспитание более богатым родственникам. А городской житель мог отдать ребенка в обучение к мастерам. Смерть ребенка в этом возрасте уже становилась утратой для семьи, т.к. она лишалась пары рабочих рук. Но оплакивания и горького сожаления о потери родного дитя не было.
Слайд 5
Взрослая жизнь: от 12 С 12 лет начиналась полноценная взрослая жизнь. С этого возраста можно было заключать браки (для девочек) и полностью взвалить на свои плечи всю взрослую работу. Никаких скидок на физическую силу, опыт и знания не делается. За любое нарушение следует наказание, как обычному взрослому. Даже суд мог осудить подростка на общих правилах. Высокая смертность среди всех слоев населения приводила к тому, что не все дети доживали к 20 годам.
Слайд 6
Ребёнок на Древнем Востоке
Слайд 7
Родители имели безусловное право распоряжаться судьбой собственных детей как разновидности вещей (так, согласно Законам вавилонского царя Хаммурапи, выбитым на скале из базальта и относящимся к 1792-1750 гг. до н.э., отец имел право отдать детей в долговую кабалу, дочь – в жрицы , а сына лишить наследства «за тяжкие грехи ».
Слайд 8
В Древнем Китае отец мог свободно продавать детей, кроме старшего сына.
Слайд 9
Понятие «отец» обозначалось в Китае иероглифом «фу», выражавшим руку, держащую прут, и символизировавшим возможное наказание членов семьи за непослушание
Слайд 10
Существование обязанности почитания и уважения родителей находит подтверждение в законодательных установлениях, относящихся к наказаниям за побои и убийство. Повсеместно на Древнем Востоке дети жестоко карались за подобные действия в отношении собственных родителей, последние же, напротив, освобождались от ответственности в случае совершения их в отношении своих детей. Так, по Законам Хаммурапи в случае, если сын бил своего отца, ему отрезали пальцы.
Слайд 11
Схожая ситуация с правовым регулированием статуса ребенка и его обязанностей складывалась в Древней Греции и в Древнем Риме. В частности, сочинения древних мыслителей свидетельствуют о том, что в древнейших Афинах к детям относились, как к вещам, и разрешалась продажа родителями своих детей в рабство. В Древнем Риме также имело место восприятие детей как определенного рода « недосубъектов », т. е. «недочеловеков» Определенным своеобразием отличалось правовое положение детей в Спарте. Детей с физическими отклонениями сбрасывали со скалы в пропасть.
Слайд 12
В период Средневековья единого понятия, как «ребенок» или «несовершеннолетний», по-прежнему не существовало.Наиболее жесткие правила действовали на территории современной Испании, где в IV-VII вв. существовало Вестготское королевство, бывшее ранее провинцией Римской империи, а потому во многом унаследовавшее элементы ее правовой системы: отец там мог продавать детей в рабство с правом дальнейшего выкупа.
Слайд 13
В Средние века практически повсеместно устанавливается минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности – 10 лет (исключение составляет более низкий предел в Китае., где предусматривалась ответственность с семи лет)
Источник