История развития прав человека для ребенка
Права человека — это неотъемлемые правила, которые должны защитить достоинство и самое главное свободу каждого человека (гражданина). В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.
Права человека это основа конституционного законодательства любого государства. Так же они закреплены в международном законодательстве (международное публичное право, контролируемое ассамблеей ООН). Ведь вопросы свободы (гражданина, СМИ) и демократии очень важны в современном мире и определяют социально-экономическое развитие государства и гражданского общества.
Гражданское общество – это собрание индивидов (граждан страны), они находятся вне властно-государственного процесса. Это сфера самоорганизации граждан, которые «ограждают» себя от вмешательства и влияния государства на себя, представляют и отстаивают свои права перед ним. Гражданское общество возможно лишь в правовом государстве (где всё подчиненно праву) и где человек обладает правами (которые закреплены в Конституции страны. Вообще существование такого общество возможно: во первых благодаря широкой автономии общества, во-вторых: автономия и свобода от предрассудков (государственных, религиозных) гражданина и в третьих: равноправие граждан перед законом и в правах.
Принцип прав человека, имеет давнюю историю, уходящую своими корнями в древность. Но, в основном он развился и начал своё становление в эпоху Возрождения (эпоха пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени). Период феодального авторитаризма и доминировавший во времена средневековья переживал переходный период.
Обычно историки и политологи пишут о том что концепция прав человека зародилась в Западной Европе (в 15-17 века). Однако и другие более древние государства (Древняя Греция, Рим), располагали морально-этическими правилами, поведения людей, их обязанностями перед государством. Однако самих прав человека у них не было.
Первым официальным и историческим документом где были закреплены права человека была Великая Хартия Вольности 1215 года. Этот исторический документ подписанный королём Англии Иоанном Безземельным (такое было требование английской аристократии и купцов).
Эта хартия стала наиболее ранним документом, оказавшим значительное влияние на процесс исторического развития, который в итоге привёл к появлению современного конституционного права в англоговорящем мире.
Далее права человека были описаны в так называемом Калишском статуте 1265 года.
В 1689 году, английским парламентом, был принят акт о правах и свободах человека, вошедший в историю как «Билль о правах».
Затем по мере развития человечества и прогресса, Америка (бывшая колония Британии), начала борьбу за независимость. Была принята Декларация о независимости, а позднее, – 17 сентября 1787 года, была принята Конституция Соединённых Штатов (Филадельфия).
В 1789 году из за социальной и политической напряжённости во Франции произошла революция. Уже 26 августа был принят важнейший и основополагающий документ: Декларации прав человека и гражданина.
Эта декларация закрепила и обосновала личные права человека. Это был безусловный Прорыв вперёд в этой области.
ЮНЕСКО в 2003 году включил этот акт в реестр «Память мира».
Нужно отметить, что и последующие конституции (демократических стран) основывались так или иначе на этой декларации.
Далее был фундаментальный «Кодекс Наполеона», простимулирующий развитие гражданско-правового законодательства не только Европы, но и мира.
Безусловно что в развитии прав человека сыграли не только демократические ценности, но и идеология либерализма.
Либерализм, с латинского как свободный. Является философско-политическим учением, оно провозглашает верховенство и незыблемость прав и свобод человека.
В 1905 году, в России произошла первая революция (1905 года). Страна оказалась на грани государственной и политической катастрофы. В октябре 1905 года, императором Николаем Вторым был подписан акт/манифест (об усовершенствовании государственного порядка), с подачи премьера (либерала) Витте. Этот документ провозглашал права и свободы, совести, собраний, неприкосновенность личности и её прав, но самое главное, это учреждение парламента (Государственной Думы). Нужно добавить, что подвижкой к правам человека, было освобождение крестьян от крепостной зависимости (1861 год).
После 1917 года, и установления коммунистического режима, права и свободы человека, существовали лишь номинально.
Уже после кровопролитнейшей Второй мировой (1939-1945), ООН, была принята «Всеобщая декларация прав человека». В ней говорилось что каждый человек должен уважать права и свободы свои и других.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Важнейшей гарантией гармоничного развития общества на пути формирования правового государства является обеспечение прав несовершеннолетних. Значительные изменения в общественно-политической жизни и экономическом развитии России требуют совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность несовершеннолетних граждан, защиту их жизни, здоровья, личные права и свободы, как этого требует Конституция Российской Федерации[7].
История развития прав несовершеннолетних уже неоднократно привлекала внимание исследователей[8]. В данной статье предпринята попытка соединить исследования системы ювенальной юстиции[9], международной[10] и национальной систем защиты прав детей[11] для формирования полной, объективной картины данного правового института.
Человеческое общество на ранних этапах своего развития относилось к слабейшим своим членам, в том числе и к несовершеннолетним, по-разному. “Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные годы) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой… Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным…”[12] – пишет Г.П. Медведев.
Позднее общество нашло применение подрастающему поколению. Это происходит тогда, когда человечество научилось добывать огонь и возникла необходимость его сохранения, и тогда несовершеннолетним наряду с женщинами поручалось охранять очаг – источник жизни. “Постепенное усложнение труда повлекло за собой необходимость обучения подрастающего поколения приемам профессиональной деятельности, передачи трудовых навыков и хитрости охоты…”[13].
В итоге общество перешло от инстинктивного к осознанному пониманию необходимости защиты и воспитания своих будущих членов. А когда появились нормы права, то, понятно, возникла необходимость их применения в отношении младших членов общины[14].
В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста. Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II – I вв. до н.э., 3-я книга, § 1) называет институт отцовской власти “ius proprium civium romanorum” (строго национальным институтом римских граждан).
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г.[15] за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. “Домострой” рекомендует в этом случае “биение жезлом и сокрушение ребер”. Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало “бить их кнутом нещадно”.
В петровские времена родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Таким образом, можно констатировать улучшение положения детей.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 г., хотя начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX в. если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).
Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (ст. 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь. В XIX в. такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.
В Своде законов Российской империи (ст. 161 Законов гражданских) было записано, что “власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых”. Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.
Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.
Особую роль в вопросе прав несовершеннолетних традиционно играло правосудие. Становление и развитие уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В России до XVII в. не было гарантий защиты прав данной категории лиц. Уместно упомянуть работу Бычкова, одну из немногих рассматривающих данный институт всесторонне и полно[16].
В начале XVIII в. одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении (ч. 10 главы 6 Краткого изображения процессов и судебных тяжб 1715 г. [17]), но возрастные границы не указываются.
Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. ст. 143 – 150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.[18]. В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления.
В XX в. были зафиксированы небывало высокие темпы преступности молодежи и подростков. Поэтому в конце XIX в. прогрессивные юристы Европы и Америки подняли голоса в защиту детей и подростков, поставили вопрос о необходимости создания для них специальных судов. В России специализированные суды по делам несовершеннолетних были созданы в 1910 – 1917 гг.
Первый такой суд начал действовать еще в 1910 г. в Санкт-Петербурге[19]. Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Декретом от 14 января 1918 г. суды для несовершеннолетних были упразднены.
После издания Постановления ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. в Москве и ряде других городов СССР дела о преступлениях несовершеннолетних были переданы в ведение общих судов с созданием специальных камер (участков) для рассмотрения дел подростков до 16 лет. Однако специальные камеры (участки), созданные при общих судах, просуществовали недолго, так как были упразднены Законом “О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик” от 16 августа 1938 г. (ст. 5), вводившим унифицированные организационные формы судебной деятельности страны.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. “О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности” в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних[20].
В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: “Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой”[21].
В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей[22]. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер.
Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях[23].
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 г., Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 г., касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.
В настоящий момент 193 страны либо подписали Конвенцию о правах ребенка 1989 г., либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР – 13 июня 1990 г.), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.[24]. В 1996 г. по инициативе Франции 20 ноября, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.
В 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.
В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 г. Комитет принял “Заключительные замечания”, в которых, в частности:
– рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отражения правосудия в отношении несовершеннолетних;
– выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовал активно развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях;
– выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предложил “разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними”.
Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999 г. в “Заключительных замечаниях” Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 г. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия, безусловно, стремится к исполнению своих международных обязательств.
Итак, завершая краткий обзор истории прав несовершеннолетних, следует отметить, что любое сравнительное исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в них исторически-правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение исторического подхода способствует полноте изучения взаимосвязи институтов правосудия по делам несовершеннолетних, их преемственности и противоречий. Лишь при таком подходе можно ожидать определенных позитивных результатов, сравнения и использования их для выработки модели правосудия, приближающейся к оптимальной. Бедственное положение несовершеннолетних в современной России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Остается надеяться, что обращение к истории позволит с большей эффективностью решать указанные проблемы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5377; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2016;
проверки требуют 63 правки.
Права ребёнка — это права человека[1] (согласно Конвенции о правах ребёнка и российскому закону[2], это лица, не достигшие 18 лет).
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Права ребёнка в России регламентированы также Семейным кодексом РФ[3].
Декларация прав ребёнка[4], принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:
- Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, C рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
- Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
- Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
- Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
- Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
- Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
- Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
- Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
- Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребёнок не товар.
- Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Права ребёнка в России[править | править код]
Российский закон постулирует, что права и свободы человека и гражданина принадлежат ребёнку от рождения и гарантируются государством. Запрещается ограничение прав ребёнка при обучении в семье, детском саду или в школе. Дети старше 8 лет могут беспрепятственно создавать общественные объединения, кроме партийных, политических и религиозных.
Закон называет несколько прав ребёнка, описывая порядок их обеспечения:
- право на охрану здоровья — предусматривает оказание детям бесплатной медицинской помощи, включая оздоровление, профилактику, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями;
- право в сфере профессионального обучения и занятости — предполагает трудовые гарантии для детей от 15 лет (вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск) и разные льготы, для детей от 14 лет обеспечивается профессиональное обучение;
- право на отдых — включает государственный контроль за обеспечением безопасного, качественного и доступного детского отдыха.
Федеральный закон предполагает также несколько мер по защите детей:
- защита от информации, наносящей вред здоровью и нравственному развитию, в том числе от пропаганды неравенства, нетерпимости, насилия и антиобщественного поведения, порнографии, алкоголя, табака и наркомании, в частности предполагается экспертиза игр и игрушек.
- защита социальной инфраструктуры для детей, в частности ликвидация таких объектов только с согласия специальной комиссии;
- противодействие эксплуатации детей и торговле детьми, в том числе поддержка жертв и их родителей;
- защита прав детей, находящихся в трудной ситуации — сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, жертв насилия, вооруженных конфликтов и катастроф, детей из малоимущих семей или семей беженцев, детей из воспитательных колоний.[5]
Имущественные права ребёнка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ[6].
Профильные ведомства[править | править код]
Федеральные власти принимают концептуальные документы, например национальную стратегию действий в интересах детей, и проводят федеральные целевые программы защиты прав ребёнка и поддержки детства, следят за исполнением международных обязательств в этой сфере.
Региональные власти ответственны за социальную поддержку сирот и детей-инвалидов, обеспечение отдыха и оздоровления детей.
Закон предполагает назначение специального федерального уполномоченного по правам ребёнка и детских омбудсменов на региональном уровне.
Примечания[править | править код]
См. также[править | править код]
- Защита детей
- Международный день защиты детей
- Детское избирательное право
- Женевская декларация прав ребёнка
- Детский омбудсмен в России
Литература[править | править код]
- Адвокация: права ребёнка М.: Права человека, 1997 ISBN 978-5-7712-0378-2
Ссылки[править | править код]
- ООН
- Конвенция о правах ребёнка, ООН, 1989
- Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, МОТ, 1999
- Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, МОТ, 1973
- Документы о правах ребёнка на русском портале ЮНИСЕФ
- Комитет по правам ребёнка ООН (англ.)
- Документы Комитета на русском языке
- Европейские международные организации
- Европейская конвенция об осуществлении прав детей, Совет Европы, 1996
- Права ребёнка согласно Европейской социальной хартии (англ.)
- Руководство ЕС по защите и поддержке прав ребёнка: пояснительная записка, 2007
- Отдельные страны
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Правовой портал для детей (Белоруссия)
- Государственная инспекция по защите прав детей(Латвия)
Источник