История развития письменной речи у ребенка

Письменная речь как форма общения появилась около 4 тысяч лет назад до н.э. Первыми народами, использовавшими письменную речь, были шумеры. Их письмо называлось рисуночным или картинным.

Многие народы Европы и Азии, в том числе народы России, используют фонетический вид письма. Это наиболее прогрессивный вид, который при использовании небольшого количества знаков позволяет точно передать мысль. Самым большим преимуществом такого письма является правило «пишем так, как слышим».

Письмо – это формирующийся навык, который проходит в своем развитии ряд этапов.

Сначала ребенок учится анализировать речевой поток. Это происходит в добукварный период. Мы учим детей анализировать предложения на составляющие их слова, составлять слова из звуков и слогов. Затем отрабатываются навыки написания букв и слогов.

Следующий этап – обучение слитному написанию слогов в целые слова. Целью данного этапа является закрепление умения соединять буквы, используя правильные способы (верхнее и нижнее соединение букв). Скорость письма увеличивается.

На заключительном этапе развития навыка письма ребенок демонстрирует умение быстро писать отдельные слова. Пишет без отрыва руки, одним движением. Но это еще не скоропись, не письмо взрослого человека.

Совершая акт письма, ребенок решает две задачи: выражает мысль и перекодирует знаки устной речи (звуки) в знаки письменной речи (буквы).

В целом, необходимо понимать, что для успешного овладения письменной речью у ребенка должны быть сформированы:

Внимание, память и мышление;

Зрительно-пространственные функции. Это зрительный гнозис (узнавание букв), зрительный мнезис (память, зрительный анализ и синтез), пространственные представления;

Умение различать звуки на слух;

Правильное звукопроизношение.

Несформированность любого из этих компонентов приводит к нарушению процессов письма.

О развитии внимания, памяти и мышления говорится повсеместно, и все родители могут понять необходимость развития этих функций.

Поговорим о других компонентах этой системы.

Зрительно-пространственные функции: на ранних этапах развития эти функции тесно связаны с практической деятельностью ребенка. Уже в первые месяцы жизни формируются предпосылки развития зрительно-пространственного восприятия – способность к фиксированию стимула взглядом. Но к 3-4 годам пространство еще дискретно (дробно). Примерно в возрасте 5 лет ребенок начинает воспринимать отдельные предметы в их пространственных взаимосвязях. К 6-7 годам происходит приближение к адекватному отражению пространства. Это становится базой для развития пространственного мышления, необходимого для понимания логико-грамматических конструкций, счета, письма и чтения.

Умение различать звуки на слух – не менее важный навык, который необходим школьнику. У некоторых детей, даже при нормальной остроте слуха, наблюдается задержанное формирование слуховых восприятий, иначе говоря, фонематического слуха. Специалисты знают, что через развитие фонематического слуха достигается не только правильное понимание речи, но и правильное произношение. Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. В первую очередь страдают акустически близкие звуки (ж-ш, з-с, с-сь, з-зь и др.)

Правильное звукопроизношение – залог успеха в освоении письма. Сегодня многие дети имеют те или иные нарушения артикуляции. Причины этих нарушений различны, и рассматривать их надо индивидуально.

В силу тесной взаимосвязи речи и слуха, коррекция звукопроизношения ведется в основном путем развития звукопроизношения: правильное произнесение вновь воспитываемого звука содействует развитию фонематического слуха и зрительных представлений письма. Ребенок, имеющий неверное звукопроизношение, сначала произносит, а затем уже слышит вновь произносимое, постепенно совершенствуя свои новые слуховые восприятия, тем самым улучшая само произношение.

Таким образом, становится ясно, что спонтанное овладение столь трудным навыком как письмо невозможно без предварительной работы родителей и педагогов. А профилактика нарушений письма должна начинаться намного раньше, чем ребенок переступит порог школы.

https://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.

Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.

Источник

Стр. 447

Развитие письменной речи у ребенка

Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, т. е. пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима прежде всего выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателя интеллектуальную деятельность. Но чтение, т. е. понимание письменной речи, является более трудной операцией, чем понимание устной речи. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействуют пониманию. Пользуясь ими, говорящий как бы интерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтении нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив относительный удельный вес и правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное истолкование. Подлежащая разрешению задача заключается в том, чтобы по словам текста, дающим совокупность опорных точек, как бы условия задачи, — правильно реконструировать его содержание как смысловое целое. Самостоятельное чтение предполагает известное умственное развитие и в свою очередь ведет к дальнейшему умственному развитию. В частности, читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь.

Очень важное значение имеет и овладение письмом. На первых этапах овладения письменной речью эта последняя обычно во многих отношениях отстает от устной речи. Ребенок, который к тому времени, как он начинает овладевать письменной речью, уже обладает значительным опытом общения посредством устной речи, сначала, естественно, свободнее владеет этой последней. Прежде всего некоторые трудности представляет для ребенка овладение самой техникой письма; и эти трудности не могут не сказаться на уровне письменной речи. Помимо того, сказываются и психологические различия в природе письменной и устной речи. Овладение устной речью плюс техника письма еще не дают владения письменной речью. Она и предполагает, и дает больше. Это искусство, которому нужно учиться, и ребенок, конечно, не сразу им овладевает. Но когда ряд исследователей, и зарубежных и советских (например Р. Гаупп, Л. С. Выготский), односторонне подчеркивая различия между письменной и устной речью, утверждают, что письменная речь вообще у ребенка на несколько (чуть ли не на 7) лет отстает от устной, то это положение нуждается в существенном ограничении. Не подлежит сомнению, что и письменная речь ребенка часто обнаруживает наряду с несомненным отставанием в одних отношениях известные преимущества по сравнению с его устной речью в других отношениях; она по большей части более планова, систематична, продумана; будучи менее распространенной, она иногда бывает скорее более сжатой, чем менее полной.

Читайте также:  Видео зарождение и развитие ребенка в утробе

Источник

Довольно существенным достижением в речевом развитии ребёнка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребёнка, но овладение ею представляет некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, то есть пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима выработка соответствующих технических навыков. Но только лишь навыков недостаточно, т. к. чтение включает в себя понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Чтение как понимание письменной речи является более трудной операцией, чем понимание устной речи. В устной речи интонации, паузы, целая гамма выразительных средств помогают понять её. При чтении же нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, дать ему самостоятельное истолкование. Разрешение задачи заключается в том, чтобы по словам текста, дающим совокупность опорных точек, как бы условия задачи, – правильно реконструировать его содержание как смысловое целое. Самостоятельное чтение предполагает умственное развитие и ведёт к дальнейшему умственному развитию. Читая, ребёнок учится по-новому связно строить свою речь.

Очень важное значение имеет овладение письмом. На первых этапах овладения письменной речью эта последняя обычно во многих отношениях отстаёт от устной речи. К тому времени, когда ребёнок начинает овладевать письмен-

ной речью, он уже обладает значительным опытом свободного общения посредством устной речи. Прежде всего, некоторые трудности представляет для ребёнка овладение самой техникой письма. Ряд зарубежных и советских исследователей утверждают, что письменная речь вообще у ребёнка на несколько (чуть ли не на 7) лет отстаёт от устной.

В развитии речи реально проявляются как различия между письменной и устной речью, так и их общность; она сказывается и в их взаимодействии. Сначала доминирует устная речь; она определяет письменную речь ребёнка; ребёнок пишет, как говорит: выработавшиеся у него формы устной речи определяют на первых порах строение его письменной речи.

Но и в письменной речи неизбежно выпадает рад выразительных моментов устной речи; если они не восполняются надлежащей перестройкой её предметно-смыслового содержания, письменная речь с теми требованиями продуманности, логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенное влияние на развитие устной речи – в той форме, которая нужна для ответа учителю, для связного изложения материала.

Основным звеном в развитии письменной речи является развитие связной речи – умение отобразить в речи все существенные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятный для другого. Развитие связной – контекстной речи существенно зависит от развития письменной речи.

Развитие связной и точной речи падает по преимуществу на время обучения в средней школе. В подростковые годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становится всё более богатой, многогранной, всё более литературной. Уже имевшиеся в распоряжении ребёнка слова приобретают всё более обобщенное, отвлеченное значение. Так же в речь включается ряд новых специальных терминов. Наряду с этим в речи подростка ярче, чем у ребёнка, учащегося в начальной школе, выступают её эмоционально-выразительные моменты, более частым становится употребление метафорических выражений. Структура письменной речи значительно усложняется, увеличивается количество сложных конструкций.

Источник

Одна из главных сложностей, с которой сталкиваются дети во время изучения процесса письма – это то, что речь звучит в мыслях, но плохо произносится устами. Она носит абстрактный и отвлеченный характер.

Понятие «письменная речь»

Согласно О.Г. Ашевой, письменная речь – это один из видов существования любого языка. Ее можно противопоставить устной речи. Ведь письменная речь вторична, она появилась уже после возникновения устной. При этом письменная речь, когда была новой функцией, повторила все этапы развития речи устной.

Согласно В.А. Ковшикову, все на самом деле иначе. Он считает, что письменная речь в наиболее значительных этапах своего формирования не повторяет особенности развития устной речи. Свойства развития письменной речи носят симптоматический характер. Это не просто перевод устной речи в знаки письма. Процесс изучения письма – это не просто усвоение какой-то техники.

С его точки зрения письменная речь – это иная речевая функция, которая подразумевает сформированность абстрактного мышления. Это речь, которая не имеет звукосодержащей стороны, это речь, свойственная нашему мышлению, она зарождается в нашем представлении и лишена самого главного признака устной речи – звука.

По мере того, как ребенок взрослеет, он с помощью устной речи развивает в себе абстрактное мышление по отношению к материальному миру.

И у него появляется новая задача: ему нужно абстрагироваться от чувственного речевого аспекта и перейти к речи отвлеченной, которая выражается не словами, а их представлениями. Поэтому письменная речь полностью отличается от устной и не может быть соответствующей для устной.

Читайте также:  Как игра влияет на умственное развитие ребенка

Согласно многочисленным исследованиям, письменная речь характеризуется своей отвлеченностью, она произносится в мыслях, но не устно. Поэтому для детей она является особенно сложной для развития.

Итак, подготовка детей к обучению письму – это довольно сложный процесс, который требует владение генезисом письма, его психических особенностей, а также точных знаний того, какие ВПФ развивают письмо. Необходимо разбираться в структуре письма, его предназначении, его месте и роли в деятельности психологии. Все это поможет правильно подобрать методику обучения письменной речи.

Взаимосвязь письма и психики

Было замечено, что существует связь между сложностями развития письма у детей младшего школьного возраста и плохим развитием вербальных видов процессов психики, таких как представления о пространстве, звуке, моторных функций. Также на это влияет плохое развитие саморегуляции, то, что дети не могут осуществлять целенаправленную деятельность и у них не сформировано внимание. И это более существенные факторы по сравнению с недоразвитием устной речи.

Согласно Л.С. Цветковой трудности в процессе письма, которые протекают при взаимодействии разных ВПФ, – это плохое восприятие разной речи, модальности, действий с предметами и внимания.

Все эти функции психики нужны для успешного письма, для различения звуков, для актуализации представлений о буквах и звуках, для перекодирования их в движения кистей рук. В процессе написания текста принимают участие эмоционально-волевые процессы, а также мотивы и поведение людей.

Формирование письменной речи и подготовка к ней должна начинаться еще до школы. Так, у детей наблюдается формирование так называемого предметного письма. Это происходит, когда они рисуют. Сам процесс рисования – это уже подготовка к письму. Также это жесты. Ведь жесты – это письмо в воздухе. Рисунок – это одна из важнейших стадий развития пиктографического письма.

Приобретение навыков письменной речи подразумевает изучение сложной системы символов и знаков. Поэтому письмо – это результат долгого формирования личности и поведения детей, а также его ВПФ.

Предпосылки формирования письма

Л.С. Цветкова исследовала и описала психологические предпосылки развития этого типа речевой деятельности. Если их не формировать и нарушать, это может привести к разным видам нарушений письма и к сложностям его развития.

  1. Первая предпосылка – это развитие устной речи, изучение ее, а также способность к синтетической аналитической деятельности. Письмо очень связано с устной речью, и невозможно без высокого уровня ее сформированности.
  2. Вторая предпосылка – это развитие разных типов восприятия, знаний и ощущений, а также их взаимодействия. Сюда же можно включить пространственные представления и восприятия.
  3. Третья предпосылка – это сформированность сферы движений: тонких, предметных. Сюда включаются разные типы праксиса рук: переключаемость, подвижность и устойчивость.
  4. Четвертая предпосылка – это развитие у детей абстрактных типов деятельности, что приводит к тому, что ребенок переходит от действий с предметами к абстрактным действиям.
  5. Пятая предпосылка – это развитие общего поведения. Ребенок должен уметь регулировать самого себя, контролировать свои действия и мотивы, направлять внимание и удерживать его.

Факторы формирования письменной речи

Также нужно отметить, что фактором развития письменной речи считается формирование у детей мозговых структур – морфогенез – которые обеспечивают работу тех функций психики, которые принимают участие в процессах письма. Это области мозга, которые обладают особым строением и иначе работают. Чтобы такой сложный процесс психики, как письмо, протекал грамотно, необходима слаженная активность всех этих отделов мозга.

Левое полушарие у всех людей ведущее. Оно отвечает за мыслительные процессы и полноценную работу речи.

Правое же полушарие обычно подчинено левому. Исключение составляют левши, у них полушария мозга как бы меняются местами по своим функциям. Как мы уже отмечали, разные отделы головного мозга обладают разными функциями.

К примеру, область затылка – это центральный орган зрения, можно сказать главная приемная станция зрения.

За работу слуховых ощущений и анализа отвечает височная область в левом полушарии мозга.

Область темечка  – это корковый аппарат, который анализирует ощущения человека, возникающие в мышцах и коже. С ее помощью мы оцениваем положение собственного тела.

Лобные отделы отвечают за координирование движений тела во времени.

Чтобы разобраться в структуре письма особенностях психофизиологии этого процесса, то для определения недостатков развития в этой области нужно понимать, в каком именно отделе коры появились дефекты, какой уровень процесса работает неправильно и какие психофизиологические особенности приводят к тому или иному типу нарушений речи на письме.

Для этого нужно изучить структуру письма. Не менее важно освоить то, как этот процесс протекает на психологическом и физиологическом уровнях. Владение этой информацией позволит получить более ясное понимание методик коррекции письменной речи.

Уровни протекания процесса письма

Согласно Е.М. Саган, существует три уровня протекания письменных процессов.

Первый уровень – психологический. Он состоит из нескольких звеньев. Начинается он с появления мотивации к осуществлению письменной речи. Эта мотивация называется намерением. Затем это намерение превращается в замысел. Человек принимает решение, о чем писать. Затем на основе этого замысла создается общий смысл содержания текста. И кульминацией процесса является регуляция и контроль за процессом письма.

Исследователь также обращает внимание на то, что кроме психологического уровня существует уровень психолингвистический.

Он отвечает за операционные аспекты реализации программы и включает в себя несколько этапов. Изначально этот процесс проявляется в звукоразличении, с помощью которого человек анализирует словесный звуковой состав, их кинетическую, кинестетическую и акустическую основы на фразовом уровне.

Это звено позволяет анализировать более крупные речевые единицы. Анализируется количество слов и то, как воспринимается звуковой абрис.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка в условиях депривации

Еще одно звено – это объем восприятия акустики и слухоречевая память. Они отвечают за то, как человек воспринимает определенный информационный объем и сколько он может сохранить его в своей оперативной памяти.

Следующее звено – это актуализация образов и представлений графемы. Этот процесс осуществляется на основании звуковой информации, которая поступает в мозг человека, а также на основании ее перешифровки в буквенную форму.

Затем актуализируется моторный образ буквы, она перешифровывается в соответствующую систему движений мелкой моторики. Последнее звено этого уровня – начертание буквы, слова или фразы.

И, естественно, последний уровень, предложенный Л.С. Выготским – это психофизиологический. С его помощью можно реализовать все указанные выше действия и операции. В нем процесс различения звуков может быть обеспечен слаженной работой акустического и речедвигательного анализатора. Объем появления акустических сигналов речи может быть обеспечен анализатором акустики. В структуру восприятия этого анализатора входит звено памяти, которое позволяет кратковременно отбирать и удерживать нужную информацию, чтобы ее обработать, что и является ролью внимания.

Следующее звено – это перешифровка звука в букву, что подразумевает переключение с одного процесса психики на другой. Происходит перешифровка путем совместной работы зрительной, акустической и пространственной систем анализа, которые позволяют обеспечить работой заднюю зону мозга. Именно здесь в теменно-затылочном отделе актуализируются образы представлений знаков букв.

Таким образом, очевидно, что развитие письма и речи не может протекать без межанализаторных связей. Письмо – это результат работы не только одного анализатора, а целой системой анализаторов, действующих совместно друг с другом.

Этапы формирования письма

Также нужно иметь в виду, что во время обдумывания письма на первой стадии все эти уровни последовательно вступают в работу. Но в процессе осуществления этой работы все уровни работают одновременно, в сложной и тесной иерархии. В зависимости от текущей задачи на первое место выступают разные уровни.

Согласно А.Н. Корневу, процесс письма состоит из операций, которые у взрослых людей носят свернутый и сокращенный характер. Также можно выделить такие функции, как побуждение, мотив, замысел, звуковой анализ слов.

После анализа звуков происходит соотнесение фонем со зрительными образами букв, а также их дифференциация с другими буквами. И если воспроизводить этот процесс с помощью движения руки, то помимо создания зрительного образа буквы человек прибегает к кинестетическому контролю.

Согласно Е.А. Камориной, все эти этапы подготавливают к последнему. А последний этап этого сложнейшего процесса – трансформация устной речи в письменную с помощью автоматизированных движений рук.

Если вернуться к исследованию Л.С. Выготского, хочется отметить, что изучая мозговые основы письма, он выделял их как невероятно сложными. Естественно, что процесс этот задействует сразу несколько участков мозга.

Психологическую базу обеспечивают лобные отделы мозга: медиобазальный, передний и задний. Физиологический уровень возможен за счет заднего лобного отдела, нижнего теменного, заднего височного, височного и переднего затылочного отделов.

На лингвистическом уровне проводится комплексная работа задней и передней зон речи, которые отвечают за парадигматику и синтагматику.

Комплексная работа всех этих мозговых образований и есть мозговая основа письменного процесса.

Чтобы процесс письма протекал полноценно, включаются в работу разные отделы левого полушария, а также системы моторного, оптического и акустического анализа. При этом каждый отдел занимается тем, чтобы обеспечить хорошее функционирование того или иного звена в структуре писем. А все эти отделы вместе взятые позволяют осуществить более сложную целостность процесса письма.

Итак, письмо – это не только речь, но и моторика, и зрительное восприятие. Это очень емкий психический процесс, которые включает в свою структуру и невербальные, и вербальные виды деятельности психики. Здесь задействована моторика, восприятие пространства, акустика, зрение, внимание, действия с предметами и пр.

Формирование навыков письма

При развитии письма у ребят каждый уровень организации течет произвольно, но преимущественно задействуется лингвистическая группа операций. Методы изучения детьми письма в школе, к сожалению, обычно задействуют лишь психологические аспекты.

После того, как ребенок освоил написание букв и некоторых слов, он более эффективно переходит на следующий – психологический – уровень. На этом этапе формируется его мотив, появляется интерес к определенному замыслу, ребенок обдумывает содержание с помощью картинок и т.п.

Все эти методы позволяют гармонизировать процесс развития навыка письма у ребят.

Итак, формирование навыков письма вызывает значительные затруднения, поэтому владение генезисом этого процесса и его психических особенностей, а также знания того, на основе чего формируется этот навык, его структура и его функции – все это позволяет грамотно подобрать методику обучения.

Проанализировав литературу, мы делаем вывод, что сегодня ученые, исследующие дисграфию, уделяют внимание тому, что именно формирует неречевые функции, которые принимают участие в процессе письма. Также нужно определять то, насколько они значимы и важны.

Сегодня исследование дефектов письма обычно ограничивается классическим педагогическим подходом, который связывает его с плохо развитой лингвистической основой у детей или с дефектами ориентации в пространстве.

У детей, страдающих дефектами письменной речи, неполноценно развита речевая функция, а также некоторые высшие функции психики. Неполноценно сформирован синтез и зрительный анализ, неправильные пространственные представления, ребенок не владеет дифференциацией звуков, не может анализировать слоги и синтезировать с их помощью слова, не способен делить предложения на отдельные слова, у него страдает грамматический и лексический речевой строй, плохо работает память и внимание, наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы.

Пока недостаточно изученным является то, какую роль внимание играет на формирование навыков письма.

Сегодня значительно растет число детей, страдающих тем или иным видом неблагополучия в психическом и соматическом здоровье. Все больше детей испытывают трудности в процессе обучения в школе.

Источник