История развития конвенции о правах ребенка
Конвенция ООН о правах ребёнка
Конвенция ООН о правах ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
История создания
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.
Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.
На последнем этапе подготовки конвенции, 10 ноября 1989 года в Третьем главном комитете ООН от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта Конвенции Председатель Советского детского фонда, писатель Альберт Лиханов. При подписании Конвенции ООН,на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, принимавшей Ковенцию, делегация СССР не взяла, таким образом, слова, удовлетворившись заявлением представителя общественности. Конвенцию от имени СССР подписал Министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. А. А. Лиханов был заместителем руководителя делегации СССР. Впоследствии Советский детский фонд присудил Анджею Лопатке, бывшему Верховному судье Польши, инициировавшему создание Конвенции, свою высшую награду — Международную золотую медаль имени Льва Толстого, вручённую ему в Москве.
Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.
В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).
СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.
В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.
[править] Основные положения Конвенции
[править] Первая часть Конвенции
- Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
- Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
- Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
- Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
- Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
- Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
- Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
Вторая часть Конвенции
- Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
А также о правах
[править] Третья часть Конвенции
- Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).
Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей
Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».
- Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
- Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
- Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.
Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции
- 1993 год Комитет ООН по правам ребенка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года, рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и принял соответствующие замечания.
- 1993 год — Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
- 1993 год — Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации».
- 1993 год — Правительством Российской Федерации создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации (просуществовала до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Правительственная Комиссия по правам ребёнка в Российской Федерации).
- 1994 год — Президент Российской Федерации Указом № 1696 от 18 августа 1994 года утвердил Президентскую программу «Дети России».
- 1995 год — Президент Российской Федерации подписал Указ № 942 от 14 сентября 1995 года «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)».
- 1995 год — Принят Семейный кодекс Российской Федерации.
- 1995 год — Принят Федеральный закон от 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
- 1997 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998—2000 годы» утверждены федеральные целевые программы по улучшению положения детей в Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 15 января 1998 г. № 29 указанные программы объединены в программу «Дети России», которой присвоен статус президентской.
- 1998 год — Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и приложение к нему.
- 1998 год — Государственная Дума Российской Федерации, а Президент Российской Федерации утвердил Федеральный закон от 4 июля 1998 года № 98-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- 2000 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. утверждены 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей на 2001—2002 гг (в связи с окончанием срока действия Президентской программы «Дети России).
- 2002 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2003—2006 годы».
- 2002 год — Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка (1998—2002 гг.).
- 2004 год — Федеральным законом № ФЗ-122 от 22 августа 2004 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, разгранчиения полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
- 2004 год — Федеральным законом № ФЗ-190 от 21 декабря 1994 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, касающейся прав ребёнка в России на отдых и оздоровление.
- 2006 год — Утверждены Указами Президента Российской Федерации и соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации механизмы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье».
- 2006 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 года № 272 утверждена Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- 2006 год — Совместным приказом Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России от 28 июня 2006 года № 506/168/294 создана Межведомственная комиссия по вопросам семьи и детей.
- 2007 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 Г. № 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2007—2010 годы».
- 2007 год — Поручением Президента Российской Федерации в июне 2007 года Правительству поручено разработать новую федеральную целевую программу, направленную на предупреждение правонарушений среди детей и молодёжи, включающую мероприятия спортивной, культурной направленности.
источник Википедия
- Модели из бумаги (papercraft). Делаем игрушки из бумаги своими руками. Веселый паперкрафт.
- Истерика у ребёнка. Как прекратить истерику ребёнка.
- Стихи на английском языке (с русским переводом). Изучаем английский язык.
- Киригами. Открытки к Новому Году 2014. Оригинальная объемная открытка Лошадь своими руками. Символ 2014 года.
- С Днем Семьи, Любви и Верности! Россия почитает святых Петра и Февронию.
- Запись разговора с офисом Данон в Москве.
- Оригами. Создаём цветы из бумаги. Оригами – роза.
- Самые вредные пищевые добавки E
- Карнавальный костюм своими руками. Выкройка костюма – Зайчик.
- Транскрипция английского языка. Англо-русская транскрипция. Учимся с удовольствием!
- Павел Астахов не даст шлепать детей и ставить их в угол
- Конвенция о правах ребенка (официальный текст на русском языке)
- Стать отцом или матерью теперь проще. Спасибо Госдуме.
Источник
В 1989 году Организация Объединенных Наций приняла самый важный международный документ по защите прав детей — Конвенцию о правах ребенка, о которой мы уже не раз упоминали. Вступление Конвенции в силу 2 сентября 1990 года явилось кульминацией усилий, которое мировое сообщество прилагало на протяжении почти 70 лет для обеспечения должного признания особых потребностей и особой уязвимости детей. Человечество шло к
принятию этого документа постепенно и долго: 1924 г. – принята Женевская декларация прав ребенка в рамках Лиги Наций; 1948 г. – Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую Декларацию прав человека; 1959 г. – провозглашена Декларация прав ребенка; 1979 г. – объявлен Международным годом ребенка. Кроме того, в целом ряде договоров по правам человека и гуманитарному праву были закреплены конкретные нормы о положении детей.
Вместе с тем некоторые государства заявляли о необходимости принятия всеобъемлющего международного соглашения о правах детей, имеющего обязательный характер согласно нормам международного права.
Укреплению такой точки зрения способствовали сообщения о крайне тяжелых условиях жизни детей, о чем свидетельствовали высокая смертность, неадекватная охрана здоровья детей, отсутствие у них надлежащих возможностей для получения элементарного образования. Кроме того, не меньшую тревогу вызывала информация о детях, подвергавшихся злоупотреблениям и эксплуатации в форме проституции или опасного труда, о детях, содержащихся в тюрьмах или жертв вооруженного конфликта.
Разработкой Конвенции занималась рабочая группа, созданная Комиссией по правам человека ООН, и состоявшая из делегированных правительствами лиц, а также представителей многих органов и специализированных учреждений ООН, как например, МОТ, ЮНИСЕФ, УВКБ, и неправительственных организаций.
Конвенция является первым юридически обязательным международным документом, включающим столь широкий спектр прав человека: гражданских, политических, экономических, социальных, культурных. Конвенция использует всесторонний («целостный») подход к рассмотрению ситуации детей, и развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребенка, состоящей всего из 10 принципов и сосредотачивающей внимание на необходимости защиты ребенка в период его развития.
Конвенция пошла гораздо дальше, потому что она закрепляет и положения, гарантирующие уважение личности, его самоопределения и участия. Основываясь на уважении достоинства всех людей, Конвенция признает, что каждый ребенок имеет права человека: эти права не производны и независимы от прав родителей или какого-либо взрослого. Это является основанием концепции расширения возможностей ребенка, признания ребенка уважаемым субъектом и членом общества для того, чтобы изменить ограничивающие и дискриминационные взгляды и ожидания в отношении молодых людей.
? Какое из учреждений ООН оказывает помощь государствам-участникам ООН в имплементации положений Конвенции о правах ребенка?
- Содержание Конвенции о правах ребенка.
В Конвенции закрепляются четыре общих руководящих принципа. Эти принципы, призванные содействовать толкованию всех положений Конвенции, включая национальные программы по их реализации, излагаются, в частности, в статьях 2, 3, 6 и 12 Конвенции:
– Недискриминация. Государства-участники должны обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции могли осуществлять свои права без какой-либо дискриминации на основании «расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств». Основой этого принципа является обеспечение равенства возможностей. Девочки должны иметь равные с мальчиками возможностями. Дети из числа беженцев, дети, принадлежащие к коренным народам или меньшинствам, должны обладать такими же правами, какими обладает остальное население.
– Наилучшее обеспечение интересов ребенка. Это положение указывает на необходимость обращать внимание в первую очередь на интересы ребенка. Оно не ограничивается действиями, прямо направленными на детей (например, образование, судебные дела об опеке и т.п.), но и относится ко всем действиям, которые могут оказать прямое или косвенное влияние на ребенка (политика трудоустройства, распределение бюджета и т.п.). Поэтому оно предполагает обязанность каждого лица (государственного или частного) в первую очередь проводить «оценку влияния действий на ребенка» для рассмотрения возможных последствий любой меры или альтернативы, а в дальнейшем проводить мониторинг применения данной меры.
– Право на жизнь, выживание и развитие. Положения статьи о праве на жизнь
включают право на выживание и развитие, которое должно обеспечиваться «в максимально возможной степени». Используемый в этом контексте термин «развитие» следует толковать в широком смысле с учетом его качественного аспекта: целью указанной нормы является не только поддержание физического здоровья, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального и культурного развития.
– Взгляды ребенка. Детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам, причем взглядам ребенка необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Этот принцип предполагает наличие у детей права на выражение своего мнения и серьезный учет их взглядов, в том числе в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства.
Для описания содержания Конвенции, кроме рассмотренных выше руководящих принципов, можно использовать следующую структуру: участие – защита – обеспечение.
– Аспект участия представлен в первую очередь ясным признанием прав ребенка на участие, как это установлено в ст.12 (1). Уделение «должного внимания» точке зрения ребенка, о чем мы говорили выше, является ключевым элементом данного положения. Оно предполагает уровень участия ребенка, который позволяет им действительно влиять на процессы и принятие решений. Конвенция адаптирует некоторые основные политические и гражданские права к правам ребенка, в числе которых свобода мнений и убеждения, ассоциаций, собраний и уважения личной жизни, право на жизнь (включая запрет применения к несовершеннолетним преступникам смертной казни), защита от пыток и от произвольного ареста и гарантии справедливого судебного разбирательства.
– В отношении вопросов защиты, Конвенция включает в себя меры защиты «от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» (данное положение также относится к дисциплинарным наказаниям в школах). Защита дополнительно усиливается положениями, устанавливающими меры против экономической эксплуатации (детского труда), сексуальной эксплуатации и торговли детьми, наркомании, а также стандарты в отношении детей и вооруженных конфликтов.
– Права на обеспечение, гарантированные Конвенцией, включают в себя право на здоровье, образование, социальную безопасность и адекватный уровень жизни. Более того, Конвенция также разработала новые стандарты путем закрепления прав ребенка на защиту его личности, семьи и других социальных взаимоотношений (включая воссоединение семьи), ограничений на международное усыновление и удочерение детей, права ребенка на отдых, свободное время, игры и культурную деятельность, а также закрепления государственной обязанности по обеспечению восстановления и реабилитации всех детей, которые стали жертвами любой формы насилия и эксплуатации.
Комитет по правам ребенка. Статья 43 Конвенции о правах ребенка предусматривает учреждение Комитета ООН по правам ребенка, состоящего из 18 экспертов, работающих в индивидуальном качестве. Таким образом, Комитет по правам ребенка является еще одним договорным органом ООН по правам человека. Он осуществляет надзор за реализацией государствами-участниками положений Конвенции о правах ребенка. К сожалению, Конвенция предусматривает только один механизм мониторинга соблюдения ее положений, а именно предоставление отчетов. В соответствии с данной процедурой государства каждые четыре года обязаны предоставлять Комитету отчеты о прогрессе в реализации положений Конвенции (и Факультативных Протоколов), в которых отражают ситуацию с положением детей в своих странах.
Комитет изучает эти отчеты, что является частью «конструктивного диалога» с соответствующим государств, приводящим к изданию критических замечаний и
рекомендаций. Неправительственные организации, занимающиеся вопросами защиты детей, пытаются пролоббировать на международном уровне создание механизма индивидуальных жалоб, который позволил бы Комитету разработать свое собственное прецедентное право, что явилось бы сильной поддержкой для юридического развития стандартов по правам детей.
Первый доклад Таджикистана о ходе выполнения Конвенции был рассмотрен Комитетом ООН по правам ребенка в 1998г. Основные проблемы, отраженные в докладе, занимают почти все сферы жизнедеятельности детей, например, права детей и основные нормативно-правовые акты в сфере образования; права детей сирот и детей, оставшихся без попечительства; права детей инвалидов; предупреждение детской преступности; охрана здоровья детей; и т.д.
В своих Заключительных Замечаниях Комитет отметил, что приветствует принятие Таджикистаном многочисленных законодательных и административных мер, касающихся прав детей, а также проект государственной программы образования по правам человека. Вместе с тем, Комитет выразил озабоченность, что в последние несколько лет Таджикистану пришлось столкнуться с серьезными экономическими и социальными проблемами, вызванными переходом к рыночной экономике и гражданской войной, включая рост безработицы, нищету и коррупцию, которые особенно сильно сказались на детях, принадлежащих к наиболее уязвимым слоям общества. В Замечаниях Комитета содержатся конкретные рекомендации Правительству страны, которые сейчас стараются учитываться при проведении государственной политики в отношении детей.
? Вспомните, сколько контрольных процедур Комитета против пыток предусмотрено Конвенцией против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания?
Комментарии
Источник