История развития детских домов и домов ребенка
Консультация для педагогов детских домов по теме “История появления детских домов в России”.
Консультация для педагогов детских домов и всех заинтересованных темой сиротства. Данная статья будет полезна воспитателям и сотрудникам детских домов, студентам факультета педагогики и психологии. В статье описана история появления детских домов в России от 1072 года до наших дней.
История появления детских домов в России.
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Согласно закону Российской Федерации “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Проблема сиротства всегда существовала в нашем государстве.
Усыновление и воспитание в государственных учреждениях существовало в России с 11-го века. Причем, учреждения, создаваемые для сирот, сразу носили воспитательный и образовательный характер. Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 г. Ярославом Мудрым. В этом училище проживало и обучалось 300 юношей. В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания.
В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи. Причем многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи.
При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ. В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.
В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для “незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев”. К 1706 году митрополит Иов уже открыл 10 приютов и сиропитательниц, в которых призревались до 3 тысяч сирот и приносимых детей, “коих жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают”.
Петр Первый 4 ноября 1715 г издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать “гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру Новгородского Архиерея”. В “гошпиталях” практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя. То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для “спасения каждой христианской души”, для удержания женщин от греха детоубийства.
Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. Был открыт Московский воспитательный дом. В марте 1770 г. – Санкт-Петербургский воспитательный дом. По всей стране создавалась сеть подобных заведений. Также как и при Петре I практиковался тайный принос младенцев, и открывались родовспомогательные отделения, где женщинам разрешалось рожать в маске, не открывая себя. При Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, то есть, девочек – в услужение, мальчиков – в мастерские. Указ Екатерины от 7 ноября 1775 г “Учреждения для управления губерний”, в котором приписывалось Приказу неимущих сирот (ст. 385) отдавать последних “добродетельным людям” для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу для дальнейшего воспитание и обучение. Большое количество приютов для детей-сирот было создано и на частные средства. Известно, что только “Московское общество попечения о бедных и больных детях” в 1899 г открыло 86 учреждений для 848 детей-сирот в возрасте от 3-х до 10 лет. Известна сеть детских приютов, созданная на средства П.Г. Ольденбургского (СПб 1846), приют в Сокольниках, созданный и существовавший на средства Бахрушиных, приют барона Штиглица, содержавшийся им на свои деньги в течение 70 лет, приют, созданный горнозаводчиком А. Демидовым и др. Заслуживает внимания его книга “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”.
Организации, принципам, содержанию деятельности воспитательных домов посвящены работы известного русского педагога В.Я. Стоюнина (1826 – 1888), имеющего опыт работы в Николаевском сиротском институте Москвы. Работа Гатчинского Сиротского института тесно связана с именем русского педагога Е.О. Гугеля (1804 – 1841).
Распространение сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х – 30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.
Первая империалистическая война способствовала увеличению числа детей, лишившихся семьи, родителей, крова. Факторами, отвлекающими от естественной заботы о детях, в 1917 году стало революционное брожение в широких массах населения, развертывание политической борьбы. Увеличилось число бездомных детей, детей, оказавшихся сиротами при живых родителях. Поскольку впервые послеоктябрьские годы одной из главных причин страдания всех детей был голод, новое государство сосредотачивает свое внимание именно на этой проблеме. Декреты и постановления СНК 1918-1921 гг. имели своей целью обеспечение всех детей независимо от сословной, классовой принадлежности их родителей. Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, невозможно было оградить детей от трудностей, порождаемых военным коммунизмом. Увеличению числа бездомных детей способствовали в то время как голод так и резкое сокращение числа детских учреждений, где они могли бы спастись. Особенно пострадали от голода 1921 г. дети Поволжья. К 1922 г. детей оставшихся без родителей насчитывалось около 7 млн. человек.
Нехватка средств на оказание помощи нуждающимся детям послужила толчком к созданию 26 января 1923 г. специального фонда имени В.И. Ленина при ЦИК СССР. Все эти годы оказание помощи детям осуществлялось главным образом под знаком борьбы с детской беспризорностью. А она имела непосредственное отношение к защите детей-сирот, поскольку больше половины детей-бродяг, беспризорников составляли дети, оставшиеся без родителей. Бимиеспризорность как явление, порожденное сиротством, социально-экономическими условиями, окружающими ребенка, то возрастала, то шла на некоторый спад, но продолжала существовать.
Причины беспризорности:
• гражданская война;
• голод;
• репрессии;
• дети, убегающие из детских домов;
Поэтому предпринимались разные меры хотя бы по сокращению ее масштабов путем устройства детей в другую семью. Но в результате за десятилетия гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями (взаимосвязь прошлого – настоящего – будущего). Этот удар отразился и на состоянии российской семьи.
Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока, наконец, не исчезнет вообще. В 20– 30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Исчезло отношение к браку как к величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легкомыслие. Гибель семьи, ее традиций, негативное отношение к семейному воспитанию приводило к увеличению бездомных детей. В 1931 г. 1.600000 женщин вырваны из семьи, вовлечены в производство, идет процесс “раскрепощения ” женщины, что порождало новые проблемы. Чем дальше шел процесс отрыва матери от семьи и ребенка, тем больше создавалось предпосылок для возникновения социального сиротства, физической и духовной гибели целых поколений. Попытка как-то остановить этот процесс, ставший уже неизбежным, проявилась в более пристальном внимании устройства детей в другую семью.
Накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. проблема устройства детей, оставшихся без родителей, продолжала существовать. Не снимается она тем, что только в РСФСР 165 тысяч несовершенных находились на патронате, примерно такое же количество – в детских домах. По-прежнему существует задача ликвидации беспризорности. Правда, одно из межведомственных совещаний по вопросу о ликвидации беспризорности и безнадзорности констатирует: “Беспризорности как массового явления у нас сейчас нет”.
В предвоенные годы источником появления детей, оставшихся без семьи, попечения родителей, оставалась занятость родителей, материальная необеспеченность многих из них, потеря отца и матери в результате репрессий. Но среди прочих причин в это время заметное место занимают побеги детей из детских домов. Великая Отечественная война лишила тысячи и тысячи детей крова, семьи, родителей. Как известно из материалов Нюрнбергского процесса, на территории нашей страны было уничтожено и сильно разрушено 1710 городов и более чем 70 000 деревень и населенных пунктов. Лишенные дома, родителей, теплой одежды и пищи дети погибали от голодной смерти, становились инвалидными. Только в осажденном Ленинграде умерло 630 тыс. человек. Среди них были и те, кто оставил своих детей сиротами. А если учесть, что всего на оккупированной территории погибло почти 10 млн. советских граждан, то станет ясно, сколько сирот породила эта война в нашей стране. Многие дети потеряли родителей, погибших на фронте. Так же детей насильственно разлучали с родителями, которых угоняли на работу на Запад. Было решено отправить в Германию для домашних работ 500 000 наших женщин в возрасте от 15 до 35 лет. Только из СССР этапировали сюда 4 978 000 человек. Среди них были женщины-матери, вынужденные оставить своих детей.
Например, в Гжатске Смоленской области до войны было 13 тысяч жителей. В день освобождения их оказалось немногим более одной тысячи – в подавляющем большинстве своем разлученные со своими родителями малолетние дети. Отрыв массы детей от своих родителей по причинам военного времени вызвал к жизни необходимость незамедлительного принятия государственных мер по их спасению. В их числе была и эвакуация детского населения на Восток. Причем дети далеко не всегда уезжали с родителями. Тысячи и тысячи эшелонов с детьми всех возрастов, начиная от ясельного, двигались в восточные, северные районы страны в неизвестность, в жизнь без семьи, без матери. К ним присоединились воспитанники детских домов. Масштабы эвакуации были огромными. Из докладной записки Совету народных комиссаров РСФСР от 18 декабря 1941г. видно, что по неполным данным число эвакуированных детей составляло тогда уже 255 620 человек.
В первые послевоенные годы – годы разрухи, нехватки продовольствия, материальных трудностей – к массе детей-сирот стали прибавляться те, кто оказался заброшенным по причине крайней занятости матери, чьи рабочие руки стали особенно нужны из-за гибели мужской части населения.
В условиях послевоенного времени решение проблемы устройства всех детей, оставшихся без семьи, лишенных заботы со стороны родителей и живущих в тяжелых материально- бытовых условия, связывалось с созданием школ-интернатов. Для предупреждения социального сиротства, детской безнадзорности постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 января 1960 г. были введены школы с продленным днем. А для детей дошкольного возраста предназначалась широкая сеть яслей, детских садов.
Строительство именно этих учреждений достигло в те годы небывалого размаха. Другими словами, для 50-х и 70-х годов характерно стремление всяческими путями заменить семью, родителей даже тем, у кого она была. Негативные последствия проведения именно этой линии находились тогда еще где-то подспудом. Они начали давать о себе знать в 80-е – 90-е годы, когда масштабы социального сиротства достигли небывалых размеров. Сегодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Сегодня, в мирное время, первое место в мире по количеству детей-сирот занимает Россия. Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этому явлению особый трагизм.
Используемая литература:
1.Гурко Т.А., Тасеев В.Б. Приемные семьи в России (на примере Самарской области)// Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 74-91.
2.Добровольская А.В. Патронатное воспитание – новая возможность решения проблемы социального сиротства //Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 92-102.
Рекомендуем посмотреть:
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Источник
Одной и наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот. В связи с этим предлагаются различные формы их устройства. В последнее время популярно противопоставление семейных форм воспитания — усыновления и патроната — воспитанию сирот в интернатах. Часто сиротские учреждения в этом контексте выводятся средоточием жестокости, косности и формализма, подлежащими немедленному расформированию.
Между тем, если мы обратимся к российской истории, то увидим, что усыновление и воспитание в государственных учреждениях мирно сосуществовали в России с XI века. При этом, учреждения, создаваемые для сирот, сразу носили воспитательный и образовательный характер.
Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 г. Ярославым Мудрым. В этом училище проживало и обучалось 300 юношей.
В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания. В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи. При чем многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи.
При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.
В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.
В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для “незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев”. К 1706 году митрополит Иов уже открыл 10 приютов и сиропитательниц, в которых призревались до 3 тысяч сирот и приносимых детей, “коих жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают”.
Вдохновленный его примером, Петр Первый 4 ноября 1715 г издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать “гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру Новгородского Архиерея”. В “гошпиталях” практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя.
То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для “спасения каждой христианской души”, для удержания женщин от греха детоубийства.
В 1721 году архиепископ Феофан (Прокопович) учредил Карповскую школу для сирот и бедных детей в своем собственном доме. Эта школа содержалась на его личные средства. В ней преподавались языки, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка. За 15 лет в школе обучилось 160 человек.
Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. По проекту, разработанному профессором Московского университета А.А. Барсовым и известным деятелем просвещения И.И. Бецким в 21.04.1764 г. был открыт Московский воспитательный дом. В марте 1770 г. – Санкт-Петербургский воспитательный дом. По всей стране создавалась сеть подобных заведений: Воспитательные дома были открыты в Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и др. городах. Также как и при Петре I практиковался тайный принос младенцев, и открывались родовспомогательные отделения, где женщинам разрешалось рожать в маске, не открывая себя. При Воспитательных домах имелись структуры, занимающиеся подготовкой воспитанников к жизни вне учреждения. Это были фельдшерская, земледельческая и др. школы. Уровень обучения в этих школах был профессионально высок и позволял воспитанникам поступать в Московский университет. Хочется отметить, что на базе мастерских Московского Воспитательного дома в 1868 г возникло Императорское Московское техническое училище с девятилетним курсом обучения с тремя отделениями: механико-строительным, инженерно-механическим и инженерно-технологическим. Сейчас оно известно нам как МВТУ им. Н. Баумана.
В 1837 году на базе учебных классов Санкт-Петербургского Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года — Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка.
Опыт образовательной деятельности Николаевского сиротского института позже был использован в организации первого высшего педагогического заведения в России — Императорского Женского педагогического института (1903).
2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны воспитательного общества благородных девиц, а позже назначил ее “начальствовать” над всеми воспитательными домами. При жизни Марии Федоровны при ее содействии было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. После ее смерти эта сеть получила название “Учреждения императрицы Марии Федоровны”. К 1904 году эта сеть включала 140 учебных заведений, императорский Воспитательный дом, 376 детских приютов и яслей. Мария Федоровна способствовала открытию в Воспитательных домах педагогических, пепиньерских (готовили гувернанток), латинских, немецких, французских классов. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, в немецких – обучались будущие акушерки и няни; выпускники французских классов могли работать воспитателями в частных домах.
Как при Петре I, так и при Екатерине II и при Марии Федоровне формы устройства сирот не ограничивались только помещением последних в государственные учреждения.
При Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, то есть, девочек — в услужение, мальчиков – в мастерские. См Указ Екатерины от 7 ноября 1775 г “Учреждения для управления губерний”, в котором приписывалось Приказу неимущих сирот (ст 385) отдавать последних “добродетельным людям” для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их (сирот) во всякое время Приказу” для дальнейшего воспитания и обучения “в общественных для сирых училищах…, дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином”. При Екатерине семьи, в которые отдавали сирот, получали деньги на содержание, одежду и оплату в зависимости от возраста ребенка. Более того, помимо оплаты, Воспитательный дом присылал в семьи врача и надзирателя для оказания необходимой помощи.
Мария Федоровна особенно трепетно относилась к устроенным в крестьянские семьи детям, самостоятельно выбирая инспекторов, объезжавших деревни, поощряя крестьянок-воспитательниц подарками и денежными наградами.
С 1864 года государственное призрение сирот осуществлялось в двух направлениях: Ведомством императрицы Марии, в ведении которого оставались столичные и губернские воспитательные дома, а также земством на местах. Деятельность земских учреждений по призрению сирот во многом зависела от местных условий. В одних ведомствах ребенок призревался в приюте, в других местах приюты не учреждались и ребенок-сирота немедленно отправлялся на патронаж в деревню, в других подкидышей призревали при родильном отделении губернской больницы, а затем отдавали на воспитание бесплатно или за вознаграждение. Там, где была развита промышленность, приюты создавались при родовспомогательных заведениях для подкидышей и сирот фабричных рабочих. К 1913 г в Российской глубинке существовало 921 учреждение для детей-сирот (не считая воспитательных домов и приютов в крупных городах).
Убежище для бесприютных детей Благотворительного общества при Архангельской городской больнице. 1915 год
Большое количество приютов для детей-сирот было создано и на частные средства. Известно, что только “Московское общество попечения о бедных и больных детях” в 1899 г открыло 86 учреждений для 848 детей-сирот в возрасте от 3-х до 10 лет. Известна сеть детских приютов, созданная на средства П.Г. Ольденбургского (СПб 1846), приют в Сокольниках, созданный и существовавший на средства Бахрушиных, приют барона Штиглица, содержавшийся им на свои деньги в течение 70 лет, приют, созданный горнозаводчиком А. Демидовым и др.
оспитанницы приюта принца П.Г.Ольденбургского во время выступления на празднике. Фотография К.Буллы. 1913 год.
Важно отметить, что с призрением сирот в России связаны имена известных государственных деятелей и педагогов. Так в 1830 году Владимир Федорович Одоевским (1803 – 1869) вел агитацию за организацию детских приютов. В 1837 году он возглавил “Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал “Положение о детских приютах”. Заслуживает внимания его книга “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”. Организации, принципам, содержанию деятельности воспитательных домов посвящены работы известного русского педагога В.Я. Стоюнина (1826 – 1888), имеющего опыт работы в Николаевском сиротском институте Москвы. Работа Гатчинского Сиротского института тесно связана с именем русского педагога Е.О. Гугеля (1804 – 1841).
Воспитанники приюта принца П.Г.Ольденбургского в мастерской за изготовлением музыкальных инструментов. Фотография К.Буллы 1909 г.
Особое место в воспитательной и образовательной системе занимают школы-интернаты. Петровские школы математических и навигационных наук, артиллерийско-инженерная, медицинская, разноязычная; Благородный пансион при МГУ для детей дворян, закрытое женское учебное заведение при Смольном монастыре, сухопутный шляхетский корпус, кадетские корпуса, пансионы для девочек, Царскосельский Лицей и, наконец, современные частные школы Великобритании, Франции являются представителями именно этой “интернатной системы”. Именно эта система воспитания и образования подарила нам Грибоедова, Жуковского, Лермонтова, Раевского (выпускники Благородного пансиона при МГУ), Пушкина и его талантливых друзей; доблестных российских офицеров и нравственно чистых женщин, воспитанных в русле традиционных семейных ценностей.
В детском приюте. Москва, 1925
Российские дореволюционные сиротские учреждения послужили прообразом для советских детских домов и школ-интернатов. Конечно, в годы советской власти и в постсоветский период они претерпели ряд качественных изменений, чаще не в лучшую сторону. Но они сохранили структуру и цели своих предшественников. Дети до сих пор находят в них приют и возможность получить среднее и часто первичное профессиональное образование, так как на базе многих детских домов и школ-интернатов функционируют различные мастерские (столярные, слесарные, швейные, обувные, компьютерные и т.д.) и самые разнообразные кружки и студии. В 60-е годы многие д. дома отказались от казарменного режима работы. В 80-е годы работа в детских домах стала организовываться по семейному принципу.
Благодаря отлаженной, исторически сформированной в течение столетий, государственной системе учреждений призрения и образования детей-сирот были сохранены жизни миллионов наших маленьких сограждан в тяжелые для страны времена: в 20-е годы прошлого столетия, во время ВОВ, постперестроечный период. Эти учреждения продолжают спасать жизни и души российских детей и в настоящее время, когда новая волна беспризорности, обусловленная нравственным обнищанием, захлестнула нашу страну. Поэтому очень печально и страшно слышать призывы к расформированию уже существующих сиротских учреждений.
В.В. Розанов в книге “Богомольная и милостивая Русь” писал: ”Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса или медицинского знания вдруг исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие; кто знает – может быть, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость…”
Будем же мудрыми, как наши великодушные предки, создавая и сохраняя, а не разрушая российские детские дома, школы-интернаты, приюты. Не будем путать различные понятия: количество детей-сирот и количество сиротских учреждений. Растущее число детей-сирот в стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях. Применяя зарубежный опыт работы с сиротами в нашей стране, будем делать это осмотрительно, учитывая российские традиции и менталитет.
Использованная литература:
— Дорожкина О. А. “Сиротство в России” Тамбов
— Нечаева А.М. “Охрана детей-сирот в России” М. 1994
— Горшкова Е.А. “Воспитательные дома и приюта в Российской империи” (“Педагогика № 1 1995)
— Беляков В.В. “Сиротские детские учреждения России” М. 1993
— Кобелева В.Г. “Исторический обзор проблемы сиротства в России”
— Касацкая И.Ф. “Профессионально-трудовое воспитание в детских приютах и учреждениях для детей-сирот на рубежах ХIХ – ХХ и ХХ – ХХI веков” (конференция в Кемерово 2003)
— Парфенова О. “История развития социального призрения детей-сирот в России ХVIII – ХХ века (ж-л “Развитие личности” № 1 2004)
— Холина Н.А. “Из опыта Великобритании по решению вопросов социального опекунства над детьми-сиротами или лишенными родительской опеки”
— История отечественного образования (ХVIII – ХХ вв)
— Турчина Е.В. “ Истоки и ранний период становления благотворительности в России” (“Социально-педагогическая поддержка и сопровождение”)
— “Духовные основы обучения, воспитания и профессиональной ориентации детей-сирот в учреждениях социального призрения дореволюционного Санкт-Петербурга” (Покровский чтения 2000)
— Чернова М.Н. “Из истории благотворительных учреждений: Московский Николаевский Сиротский институт” (ж-л “Образование в современной школе” № 4 2005)
— Холостова Е.И. “Традиции милосердия и благотворительности в общественной и духовной жизни России” (хрестоматия “Теория и практика социальной работы” 2002)
— Разоренова Е.Л. “Модели социально-педагогической реабилитации в государственно-общественной системе поддержки детей-сирот” (“Педагогические науки” № 6 2005)
— Катионова А.О. “Социальные и психолого-педагогические основы организации призрения детей в России в 20-20 годы ХХ века” (автореферат СПб 2003)
— Иванова Н. “Из истории детского призрения на селе” (ж-л “Социальная работа 02.1999)
— Погодина А. “История создания Московского воспитательного дома” (ж-л “Юный художник” 8 – 1997)
Статья опубликована в сокращении. Поднятая Еленой Олеговной тема — целесообразности и желательного направления реформ существующей системы социального обеспечения сирот, — чрезвычайно важна и обширна. В ближайшее время читайте на сайте интервью с ней, которое, надеемся, станет началом плодотворной дискуссии.
Редакция
Источник