История пензенского края как средство развития личности ребенка
Центр дошкольного образования 22 сентября 2020 года в рамках проекта «Моя Малая Родина» модуль «Дошкольникам о родном крае» провел очередное заседание педагогического салона «История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста».
В работе педагогического салона приняли участие 108 человек – педагогов дошкольных образовательных учреждений городов и районов Пензенской области.
Башмаковский район на педсалоне представила Плеханова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ Д/С «Солнышко» р.п.Башмаково. Она поделилась опытом работы над проектом «Знаменитые соломинские ковры». Материал собирал по крупицам. Включились в работу и родители детей. Оказалось, что у их родителей, бабушек есть такие ковры. Многие из них работали на фабрике. Большую помощь оказал краеведческий музей, межпоселенческая районная библиотека. Педагоги, родители были удивлены, что истоки соломинской ковровой фабрики уходят в далёкие 90 годы 19 века. Основателем её была Мария Фёдоровна Якунчикова., племянница знаменитого мецената, фабриканта Саввы Мамонтова.
Соломинские ковры экспонировались на международной выставке в Бельгии, на выставке в Москве, на 6 Всемирном Фестивале молодёжи. Изучив всю историю, мы приступили к реализации проекта. В течении года были организованы встречи с людьми, которые много лет трудились на фабрике. Художник этой фабрике рассказала, о том какой орнамент и геометрические фигуры использовались. Ковры ткались из ниток 28 различных цветов. Дети в своих рисунках пробовали сделать эскизы ковров. Мы посетили с детьми краеведческий музей.
Проект очень заинтересовал не только детей, но и педагогов и родителей. Итогом работы проекта стало создание мини книги в патриотическом уголке «Из истории соломинской фабрики». Цель проекта зажечь искорки любви к родному посёлку была достигнута. В 2004 году Соломинская ковровая фабрика была закрыта. Но есть надежда, может быть кто-то участников проекта родители, дети заинтересовались знаменитыми коврами и их производство будет продолжено.
Фото предоставлено отделом образования Башмакаовского района
Новости соседних регионов по теме:
Вниманию родителей!
25 сентября с 10:00 до 13:00 часов в рамках IV Всероссийского дня приема родителей дошкольников в управлении образования Динского района будет проведён дистанционный прием родителей дошкольников по вопросам дошкольного образования.
17:11 22.09.2020 Динской район – Динская
9 декабря в музее Боевой Славы средней школы с. Рамзай прошло посвящение учащихся в ряды юнармейцев.
Мокшанский район
Работать над новым, всегда интересно!. Воспитанники Военно – патриотического клуба “Росич”, Юнармейцы Бессоновской школы, в рамках дополнительного образования на Точке роста,
Бессоновский район
14 декабря 55-летний юбилей отмечает Андрей Рогов — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физическое воспитание» Пензенского государственного университета.
ПГУ
Лунинцы возложили цветы и венки к мемориалу Славы в посёлке Лунино. Марина Денисова, фото автора.
Газета Сурская правда
27 ноября 2020 года в полицию поступило сообщение о том, что на ул.Лядова в г. Пензе рядом с кафе горит грузовой автомобиль.
УМВД Пензенской области
В полицию г. Кузнецка обратился местный житель 1989 года рождения. Мужчина рассказал, что злоумышленники похитили из торгового зала магазина в г. Кузнецке 4 бутылки коньяка на общую сумму 8890 рублей.
УМВД Пензенской области
В настоящее время в нашем районе регулярно проводятся рейды по соблюдению масочного режима в общественном транспорте.
Газета Наша газета – Бессоновские известия
В условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции напоминаем, что встреча Нового года и предстоящие длительные праздники должны быть в первую очередь безопасными.
Центр гигиены и эпидемиологии
Период восстановления после перенесенной коронавирусной инфекции может растянуться на несколько месяцев.
Газета Заречье
Дарья Василенко переехала в сельскую глубинку из закрытого города Заречный и кардинально поменяла все свои планы на жизнь.
Газета Сурская правда
Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны.
Нижнеломовский район
Фото © Дмитрий Журкин, 2012
Ушла из жизни Наталия Аркадьевна Кугель.
Режиссер, художник, актриса, заслуженный деятель искусств Российской Федерации,
Драматический Театр им. А.В. Луначарского
Источник
Светлана Гордикова
Проект «Пройдись по Пензенскому краю»
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»
|В. А. Сухомлинский |
Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила в целом создать систему патриотического воспитания на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и обеспечить их устойчивое функционирование и развитие. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании граждан понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – одно из важных звеньев системы воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Жизнь в обществе накладывает на человека определенные обязанности. И одна из них – это овладение культурой, сформировавшейся к настоящему времени. Одним из средств ее овладения является ознакомление с прошлым, так как история, исторические знания – это основа любой культуры.
В силу природной любознательности у ребенка дошкольного возраста формируются определенные представления об истории родного края, однако, как правило, в виде отдельных, не связанных друг с другом впечатлений, хотя иногда ярких и глубоких.
В то же время у некоторых дошкольников 6-7 лет полностью отсутствуют правильные представления о людях прошлого, об особенностях их жизни, даже если речь идет о ближайших предках – прабабушках, прадедушках.
Нельзя не отметить и то, что ребенок дошкольного возраста не в состоянии самостоятельно понять достижения человеческой культуры. Он может делать это только при постоянной помощи и руководстве со стороны взрослого.
Все это делает проблему ознакомления дошкольников с историей родного края актуальной.
Осваиваемые ребенком знания о прошлом края через свою биографию, историю семьи и родного города должны стать основой для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине, гордости за людей, известных своим трудом и талантами, должны стать основой основания течения времени и самого себя как части истории.
На сегодняшний день многие дошкольные образовательные учреждения занимаются этой проблемой. Педагоги выбирают наиболее подходящую с их точки зрения программу, методы и формы работы с детьми.
Сегодня речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Метод проектов — это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он преду-сматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, и ценности.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, роди-телей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Для организации системы образовательно-воспитательной работы по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств мной был выбран метод проекта.
Тема проекта: «Пройдись по Пензенскому краю»
Тип проекта: информационно-творческий
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта: формирование у дошкольников чувства сопричастности к истории Пензенского края
Задачи проекта
Для детей
• Вызвать у детей живой интерес к истории Пензенского края.
• Расширить представления об историческом прошлом родного края через историю людей, историю города Пензы, Пензенского края, историю вещей.
• Пробуждать и развивать у дошкольников чувство любви к родному краю, гордость за нее, что создано талантливыми людьми, жившими раньше.
• Формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов.
• Подвести детей к мысли, что они сами – часть истории, что они могут быть создателями и творцами.
Для педагогов
• Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
• Оказание помощи родителям посредством предоставления информации в вопросах патриотического воспитания детей.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Для родителей
• Включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности:
Оформление краеведческой панорамы «Сохраняя родную культуру – сохраняем родную страну»; создание коллекции пород деревьев Пензенского края; изготовление литературной газеты «Памятники героям – Пензенцам»; принятие участия в совместной викторине «Что? Где? Когда?»;
посещение с детьми краеведческого музея; издание сборников сказок и стихов о Пензенском крае.
• Повысить нравственно-патриотическую грамотность среди родителей.
Планируемые результаты реализации проекта:
• Сформированность у дошкольников общих представлений о Пензе, Пензенском крае
• Наличие интереса к фактам, событиям, связанным с историей Пензенского края
• Ориентация в поведении на нравственные ценности, всегда уважаемые в родном крае
Продукт проектной деятельности:
• Иллюстрированный альбом «История возникновения города на Суре»
•Книги: «Сказки Пензенского края», «Стихи и песни о Пензе»
Этапы работы над проектом
1 этап – организационный
2 этап – практический
3 этап – заключительный
1-й этап –организационный включал:
• изучение методической литературы;
• подбор познавательной и художественной литературы для дошкольников;
•подбор наглядного материала: иллюстрации, плакаты, фотографии, книги-энциклопедии, авторские книги, иллюстрированные журналы, фотоальбомы;
• дидактические игры, настольные игры;
• подбор презентаций по теме;
• выставка книг, рисунков, творческих работ родителей и детей;
•составление тематического плана работы над проектом
• Сбор информации о Пензе, ее знаменитых жителях и гостях.
• Поиск литературы о Пензе, которой нет в группе, привлечение родителей к совместной работе.
• Беседа и анкетирование родителей.
• Разработка тематического плана по реализации проекта
•обсуждение с детьми проблемы: «Нужно ли знать историю своей Родины?»
• просмотр презентации «Прогулки по Пензе», целью которой является возбудить в детях интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает получение ответа на вопрос о том, что нужно знать о своем городе. Познакомить детей с историей возникновения города на Суре.
Решением этих вопросов стала реализация долгосрочного проекта сроком на 2 года, реализующегося краткосрочными проектами:
«Пенза – город мой родной»
Цель: Формирование познавательного интереса к родному городу. Расширение представлений о его достопримечательностях.
Знакомство с Пензенской областью.
«Мастера земли Пензенской»
Цель: Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Пензенского края. Развивать чувство прекрасного.
«Красная книга Пензенской области»
Цель: познакомить детей с реками Пензенского края, их обитателями; рассказать об охране природы, бережном отношении к ней и разумном использовании.
«Дружба народов»
Цель. Знакомство детей с народами, живущими на территории нашего края, их бытом, традициями; с историей национального костюма (русского, мордовского, татарского, чувашского. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре
«Возникновение города на Суре»
Цель: знакомство детей с древней историей Пензенского края, с историей возникновения поселений (городов) на его территории; приобщение детей к историческому наследию; привитие любви к малой родине.
«Ими гордится наш город»
Цель. Познакомить детей с мужеством и героизмом наших земляков на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны; воспитание любви к своей Родине, уважения к людям старшего поколения.
Познакомить с жизнью и творчеством известных земляков –
М. Ю. Лермонтовым
Я считаю, что создание краткосрочных проектов, позволяет детям в доступной форме усвоить сложный познавательный материал через совместный поиск решения проблемы, увидев ее со всех сторон, найти собственные, правильные способы ее решения. Это дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольников.
2-й этап – практический, В совместной деятельности мы искали решение проблем, используя беседы, игровые ситуации, просмотр презентаций, экскурсии, художественно-творческую деятельность.
3-й этап – заключительный послужил созданию продуктов проектной деятельности:
иллюстрированный альбом «История возникновения города на Суре»;
книги: «Сказки Пензенского края», «Стихи и песни о Пензе»;
презентация «Пройдись по Пензенскому краю»
В процессе реализации проекта были проведены такие мероприятия,как:
Непосредственно образовательная деятельность:
• «Мой любимый детский сад»
• «Моя родословная»
• «Прошлое нашего города»
• «Государственные символы Пензы – герб и флаг»
• «Природа Пензенского края»
• «Национальная культура земли Пензенской»
• «Путешествие по родному городу»
• «Улицы Пензы»
• «Декоративно-прикладное искусство Пензенского края» – «Абашевская игрушка»
• «Экскурсия в Пензенский зоопарк»
Дети рисовали рисунки на тему «Вечерняя Пенза»
• «Памятники Пензы»
• «Мое любимое место отдыха»
• «Я люблю свой город»
• «Пензенский край, весну встречай»
Лепили из теста
•«Соловушки» по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной «Соловей»
• Игрушки-свистульки «Барашек» /по мотивам Абашевской игрушки/
Конструировали
• «Город строится»
Совместно с детьми мы организовывали вечера поэзии, где читали произведения поэтов и писателей Пензы, Пензенского края, писателей, пребывавших на Пензенской земле, заучивали пословицы Пензенского края.
Вели различные беседы о Пензенском крае:
• «Город, в котором я живу»
• «С чего начинается Родина?
• «Тарханы – Родина великого поэта М. Ю. Лермонтова»
• «Город Пенза в будущем»
• «За что я люблю свой город»
• «Народы Пензенской области»
• «Чем гордится наш город» /культурные сооружения/
• «Герои России, чьими именами названы улицы Пензы»
• «Народные костюмы народов Пензенского края»
• «Пензенцы – герои России»
• «Традиции моей семьи»
Также в процессе проектадети активно участвовали в непосредственной образовательной деятельности:
• «Моя родословная»
• «Государственные символы Пензы – герб и флаг»
• «Прошлое нашего города»
• «Природа Пензенского края»
• «Национальная культура земли Пензенской»
• «Декоративно-прикладное искусство Пензенского края» – «Абашевская игрушка»
Дети рисовали рисунки на тему «Вечерняя Пенза»
• «Памятники Пензы»
• «Мое любимое место отдыха»
• «Я люблю свой город»
• «Пензенский край, весну встречай»
Лепили
• из теста птиц по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной «Соловей»
Игрушки-свистульки «Барашек» /по мотивам Абашевской игрушки/
Конструировали
• «Город строится»;
Посетили музей народного творчества;
Организовали виртуальную экскурсию в Пензенский зоопарк
Совместно с родителями собрали коллекцию магнитов «Пенза и Пензенская область»;
Рассматривали иллюстрации, альбомы,иллюстрированные книги:
• «Пенза-Родина Моя»
• «Исчезающие виды растений Пензенской области»;
Слушали песни Пензенских поэтов и композиторов;
Разучили «Хоровод Пензенский»
Провели Вечер поэзии «На берегах Суры родной»
Изготовили альбомы:
• «История Пензенского края»
• «Труд наших земляков – Пензенская кондитерская фабрика»
• «Пензенская детская поликлиника»;
Оформили папку-передвижку «Растительность Пензенской области»;
Выпустили литературную газету «Будем помнить их поименно» о Пензенцах-героях ВОВ.
В режимные моменты дети играли в дидактические, настольные игры, среди которых игры о родном городе, подвижные игры народов Пензенской области, сюжетно-ролевые игры.
Организовали игру-викторину «С чего начинается Родина?»
Решали ребусы, кроссворды «Пенза – Родина моя»
Провели:
праздник «Защитникам Родины посвящается»
развлечение «Приходите к нам в театр» /Как Собака себе друга искала/
Совместно с родителями издали литературную газету «Памятники героям-пензенцам», создали коллекцию пород деревьев пензенского края,
иллюстрированный альбом «История возникновения города на Суре»,
книги: «Сказки Пензенского края», «Стихи и песни о Пензе».
Подведя итоги проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что метод проекта в работе с дошкольниками, очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
У родителей, как активного участника педагогического процесса, отмечается повышение заинтересованности в формировании чувства патриотизма у детей. Их заинтересованность способствует тесному взаимному сотрудничеству.
Источник