История детского сада центра развития ребенка
155 лет назад был открыт первый детский сад в России.
Как это было, что изменилось с тех пор и каковы перспективы развития дошкольного образования в нашей стране, читайте в этой статье.
Царская Россия: первые детские сады
27 сентября в России с подачи журнала «Обруч», газет «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование» отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Впервые это произошло в 2004гор году. Почему именно 27 сентября?
В этот день в 1863 году Софья Андреевна Люгебиль на Васильевском острове в Санкт-Петербурге открыла самый первый детский сад в нашей стране. Сразу внесем ясность. Широко распространено мнение, что это был первый детский сад на территории современной России, но отнюдь не Российской империи. Бытует мнение, что первое такое учреждение открыл в 1859 году Франц Фридрих Седмиградский в Гельсингфорсе (теперь это город Хельсинки, столица Финляндии). На самом деле Седмиградский скончался в 1855 году, завещав все свои деньги на строительство школы либо сиротского приюта. И лишь в 1905 (!) году в Гельсингфорсе были построены на эти средства школа и детский сад. Надо сказать, что оба учреждения работают до сих пор.
В общем, сад г-жи Люгебиль – действительно первый в нашей стране.
Сама Софья Андреевна – супруга петербургского профессора и педагога Карла Люгебиля – была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети – цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы. В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. В 1869 году «детище» Любегиль прекратило свое существование. Причиной стала нехватка средств.
В 1866 году в Санкт-Петербурге супруги Аделаида Семеновна и Яков Миронович Симоновичи начали издавать «Детский сад» – первый в России журнал о дошкольном воспитании. В журнале рассказывалось о методиках – в том числе европейских – обучения дошколят. В издании принимал участие Константин Дмитриевич Ушинский. Параллельно Симоновичи организовали платный детский сад для детей обеспеченных родителей. В занятиях с малышами Аделаида Семеновна и Яков Миронович руководствовались педагогическими идеями Ушинского о глубоко национальном характере образования.
Дети Хитрового рынка в приюте-яслях попечительства 2 и 3 участков Мясницкой части. Фотография из книги И.Ф.Горностаева «Дети рабочих и городские попечительства о бедных в Москве», 1900-й год
В том же 1866 году «Общество дешевых квартир» для детей работниц Санкт-Петербурга открыло первый бесплатный детский сад. Его посещали малыши из бедных семей. Они изучали Священное писание, молитвы, играли в подвижные игры и занимались рукоделием. В общем, пока мамы работали, дошколята проводили время весело, с пользой и под присмотром взрослых. В саду работала швейная мастерская по пошиву детского белья, прачечная, общая кухня, начальная школа. Идиллию нарушило отсутствие спонсоров. Спустя недолгое время детский сад закрыли из-за отсутствия финансирования.
В Москве детские сады появились в 1866 году. Первый из них был создан при пансионе фрейлен девиц Герке. В следующие два года дошкольные учреждения открыли в Смоленске, Иркутске, Воронеже, Тбилиси, Ораниенбауме. В 1870-е годы детские сады появились в Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте и других городах Российской империи. Все эти учреждения были частными и платными.
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество организовывало курсы и лекции для воспитательниц, проводились платные Фребелевские курсы разной продолжительности: летние, годичные и трёхгодичные. Однако кадров не хватало, и к 1914 году в России существовало всего 150 садов, их посещали 4 000 детей. Правда, ассортимент учреждений был широк: платные и бесплатные, для детей дворян, рабочих и интеллигенции, а также приюты для сирот. Открывались садики на квартирах либо в одном помещении с женскими гимназиями.
Советский Союз: да здравствует социализм
20 ноября 1917 года была принята «Декларация по дошкольному воспитанию». Так стартовала государственная программа дошкольного образования в нашей стране. Документ определил главные принципы: доступность и бесплатность общественного воспитания для всех детей дошкольного возраста. С этого момента детсадовское движение развивалось неслыханными темпами. Если в 1918 году функционировало 400 дошкольных учреждений, то через два года их было уже 4723 – почти в двенадцать раз больше. К этому времени их посещало около 250 000 детей.
В 1918 году профессор Константин Николаевич Корнилов вместе с коллегами создал во 2-м Московском государственном университете педагогический факультет с дошкольным отделением (спустя несколько лет факультет был преобразован в Московский государственный педагогический институт).
Годом позже в Москве прошел первый Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию.
В 1928 году начал издаваться ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание» для преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений. Правда, термин «детский сад» не использовался: в 1920 – 1930-е годы такие заведения назывались «детский очаг» либо просто «очаг».
Прогулка в советском детском саду
В 1934 году вышла первая «Программа работы детского сада». Четыре года спустя были опубликованы «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада». Устав определял задачи, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений. Руководство содержало методические указания по работе с детьми.
В 1937 году Совнарком выпустил специальное постановление о создании ведомственных детских садов. Двумя годами позже были установлены типовые штаты сотрудников для садиков каждого вида и ведомственной принадлежности.
Уже к 1940-му году детский сад посещали 2 000 000 мальчиков и девочек. К 1976 году число воспитанников в 120 000 дошкольных учреждений увеличилось до 12 000 000, а в 1991 году их стало 15 000 000.
В послевоенные годы появились ясли-сад, куда принимали детей уже с двухмесячного возраста. Страна нуждалась в работниках, и, по замыслу государства, ничто – даже материнство – не должно было отвлекать женщину от трудовых свершений.
В 1960-е годы был разработан единый для всех дошкольных учреждений документ, определяющий программу их работы. Авторами регламента стали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1980-е годы этот документ сменила Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.
Российская Федерация: дети – наше будущее
Распад Советского Союза и пришедшие за ним годы разрухи и неустроенности затронули все сферы жизни бывших советских граждан. Это повлияло и на ситуацию с дошкольным образованием. Часть детских садов пришлось закрыть: резкий спад рождаемости, недостаток финансирования, отсутствие кадров. Пострадали в том числе и ведомственные детские сады, которые всегда считались на порядок лучше обычных, поскольку были закреплены за определенными предприятиями или организациями. В период кризиса многие из этих учреждений закрывались либо переходили на режим строжайшей экономии. Тогда даже сотрудникам нечем было платить зарплату, что уж говорить о содержании детских садов. Внезапно освободившиеся помещения – чтобы не простаивали – перепродавали, сдавали в аренду или вовсе бросали на произвол судьбы. В последнем случае не было денег даже на элементарную охрану садовской территории – имущество разворовывалось, кое-где селились бомжи.
Да, часть дошкольных учреждений продолжала работать, но и им было далеко до уровня советских учреждений. Нехватка денежных средств ощущалась буквально во всем: общая обстановка, качество питания, оснащение в группах, дефицит спортивного и музыкального оборудования.
Постепенно ситуация в стране менялась, менялась и ситуация с детскими садами. После разрухи 90-х пришло время стабильности. Это сразу отразилось на демографической ситуации. В 2000-е годы резко повысилась рождаемость. Большую роль сыграла программа материнского капитала. В результате тех немногих детских садов, что выжили в «смутное время», стало катастрофически не хватать. Уже в 2012 году более 2 000 000 детей ждали очереди, чтобы попасть в садик.
Беби-бум продолжается и сейчас. Это, конечно, радует. Но чтобы ребенок попал в садик к трем годам – то есть к концу маминого декретного отпуска – родители должны вставать на учет в гороно сразу после появления малыша на свет. Правда, для льготных категорий (мать-одиночка или многодетная мать) очередь немного короче.
Современный детский сад в Шадринске
Переломить ситуацию решили на государственном уровне. В последние годы было построено множество новых садов, число которых постоянно растет. Уже появились населенные пункты, в которых проблема дефицита мест в детских садах полностью решена.
Сейчас ассортимент дошкольных учреждений достаточно широк: от стандартного государственного садика до частного или семейного. По всей России их функционирует почти 46 000. В это число входят ясли, детские сады, группы кратковременного пребывания и центры дошкольного образования. Посещает их 6 000 000 детей.
Приоритетным стало повышение качества дошкольного образования. В рамках государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» формируется современная качественная предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях, создается эффективная система психолого-педагогической экспертизы, учебно-методической и электронной продукции. Один из ключевых принципов – максимальная реализация потенциала каждого ребенка.
Пять лет назад впервые в российской истории был принят совершенно особый ФГОС – федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Любые вложения в сферу дошкольного образования – наиболее эффективны для повышения качества последующего обучения и выравнивания стартовых возможностей наших детей.
Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.
Источник
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Размер шрифта
Шрифт
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
Цветовая схема
Изображения
Источник
История дошкольного отделения ГБОУ Школа лицей 1420 корпус 10 |
У каждого образовательного учреждения есть своя история. Мы хотим рассказать вам о нашем детском саде.
В районе новостройки Выхино, по адресу город Москва Самаркандский бульвар дом 32 корпус 2, в феврале 1969 года открылись новые типовые детские ясли № 458 для самых маленьких граждан столицы.
Дошкольное учреждение обеспечивало уход и присмотр за детьми раннего возраста от 2 месяцев до 3 лет.
Приоритетным направлением деятельности яслей являлась работа по развитию и воспитанию детей раннего возраста. Для работы воспитателей и ребят были предоставлены все условия. В яслях были круглосуточные группы для малышей.
Работники детского сада, как и сейчас, старались создать для маленьких воспитанников комфортные условия, иногда даже заменяя им мам.
На территории детского сада были оборудованы прогулочные участки индивидуальные для каждой возрастной группы. Участки имели теневые навесы – веранды с деревянными полами и шиферными крышами. Постепенно шло озеленение участков деревьями и кустарниками.
За годы существования детских яслей №458 (с 1969 – 1992 г.г.) заведующими были:
1. Мануркина Валерия Михайловна
2. Чинарова Зинаида Фроловна
3. Кузнецова Эмилия Васильевна
Воспоминания бывших сотрудников детских яслей № 458 очень светлые и тёплые. Все подчёркивали то, что коллектив детского сада был очень дружным, работал слаженно и профессионально. Коллектив детского сада принимал активное участие во всех мероприятиях, проводимых в дошкольных учреждениях.
17 февраля 1992 года, в связи с отсутствием необходимого количества мест для детей дошкольного возраста, произошла реорганизация детских яслей № 458 в ясли – сад № 2118: 3 группы – для детей раннего возраста, 4 группы – для детей дошкольного возраста.
С января 1993 года по февраль 2012 год дошкольным учреждением руководила Аринская Ольга Николаевна.
Как и прежде отличительной особенностью детского сада была организация образовательной работы с детьми раннего возраста. Педагоги использовали потенциал разных видов детской деятельности для поддержания положительного самоощущения, уверенности, успешности. Занятия, праздники, развлечения всегда проходили в увлекательной, доступной, игровой форме.
В 2010 году назрела необходимость в открытии новых детских садов, так как разрастался район Выхино, велось активное строительство жилья, инфраструктуры, увеличивалось количество детей дошкольного возраста. Правительство города Москвы приняло решение полностью перестроить здание дошкольного учреждения на новое соответствующего новым требованиям и стандартам.
Появление нового 11-ти группового детского сада №2118 с бассейном стало долгожданным событием и для взрослых, и для детей. Строители работали быстро и слаженно, и вот в марте 2011 года детский сад открыл свои двери для малышей.
Было построено новое современное трехэтажное здание с бассейном, уютными группами и просторными площадками для прогулок на свежем воздухе. В детском саду функционирует одиннадцать групп: 3 ясельных группы, 8 дошкольных. Каждая группа оснащена: отдельным групповым и спальным помещением для детей, умывальной, туалетной и раздевальной комнатами. В ДОУ оборудованы:
- медицинский блок: изолятор, процедурный кабинет;
- пищеблок;
- методический кабинет;
- музыкальный зал;
- физкультурных зал;
- бассейн;
- прачечная.
За годы своего существования детский сад выпустил сотни выпускников. Многие из них уже приобрели профессию, стали самостоятельными людьми и имеют своих детей дошкольного возраста, некоторые – учатся в ВУЗах, колледжах, лицеях, другие еще учатся в школе. Но все они вспоминают свой родной детский сад, своих воспитателей и нянечек.
Прошло немало лет с момента открытия детского сада, но здесь продолжают трудиться сотрудники, стоявшие у истоков: Шмелёва Яна Игоревна – бессменный шеф-повар, Елисеева Ольга Владимировна – повар, Быстрова Валентина Егоровна – прачка. Менялись заведующие, каждый руководитель вкладывал частичку своей души и сердца в работу.
Течет время, совершенствуются формы воспитания и развития детей. Преображаются помещения: развивающая среда групп и их оснащение постоянно обновляются и модернизируются в соответствии с современными требованиями построения развивающей среды. Сегодня в детском саду трудится молодой энергичный сплоченный коллектив.
В детском саду № 2118 работают квалифицированные педагоги, преданные своему делу, любящие свою работу. Главной задачей коллектива является охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников.
За время работы в нашем дошкольном учреждении появились традиции:
- Проведение праздника, посвященного «Дню Великой Победы» и возложение венков к памятнику «Защитникам города Москвы»
- Проведение субботников в нетрадиционной форме
- Сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ сохранил всё ценное, что было в прошлом.
Так для приобщения детей к истокам русской народной культуры в детском саду создан уголок «Русская изба», где воспитатели в доступной форме знакомят детей с русским бытом: с тем как люди жили на Руси, какие они строили дома, как их обставляли, какую одежду носили и т.д.
В детском саду проводятся этнические праздники и развлечения: «Масленица» и «Коляда».
В сентябре 2013 года наш детский сад влился в комплекс ГБОУ Школа № 1420 под руководством Николаевой А.И. На этом история нашего детского сада не заканчивается, а только получает новый вектор развития. Мы снова встречаем детей и наши педагоги помогают им достичь личных результатов в развитии, обрести уверенность в себе, что определяет всю их дальнейшую жизнь. Мы понимаем, как важно, чтобы рядом оказались настоящие воспитатели.
На данном этапе наше структурное подразделение корпус № 10 открыл на своей базе 1 класс начальной школы с углубленным изучением иностранного языка. Родителям предоставляется услуга по уходу и присмотру за детьми. Дополнительно ведется кружковая работа. Функционируют кружки «Лего-конструирование», «Мультипликация», «Дельфиненок».
Для детей раннего возраста с сентября 2014 года открыта группа кратковременного пребывания.
Наш дошкольный корпус № 10 предоставляет широкий спектр дополнительных образовательных услуг: ритмопластика «Веселые горошины», изостудия «Акварелька», ФЭМП «Пифагорик», развитие лингвистических способностей «Весёлая грамматика», центр игровой поддержки ребёнка «Малыш и мама», организацией плавания в бассейне «Дельфиненок».
Коллектив структурного подразделения корпус 10 стабильный, давно сложившийся. Все работники – члены профсоюза.
В феврале 2015 года нашему детскому саду исполнится 46 лет. Добрые традиции всеобъемлющей заботы о детях передаются из поколения в поколение. А что касается родителей, то они в «Книге отзывов» детского сада пишут: «Спасибо за щедрость души, доброту, отзывчивость и внимание к нашим детям». Эта благодарность людям, которые каждый день дают возможность 311 московским семьям спокойно идти на работу, не опасаясь за жизнь и здоровье детей.
Жизнь идет вперед, но все, что делается в нашем образовательном комплексе ГБОУ Школа №1420 , делается для детей. Весь коллектив детского сада смело смотрит в будущее. Впереди еще много творческих планов, больших и малых побед, и для этого у нашего дошкольного отделения есть силы, возможности и уверенность в завтрашнем дне.
Источник