Истории развития ребенка в психодиагностике
Консультация
Педагога-психолога
МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления» №108 г. Саратова
«Правила проведения и особенности
психодиагностики детей
дошкольного возраста»
Нетесова М.В.
Основные рассматриваемые понятия:
- Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей в ДОУ
- Немного из истории психодиагностики
- Основные методы психодиагностики
- Методы психодиагностики и особенности их использования с детьми дошкольного возраста
- Профессионально-этические аспекты психодиагностики
-1-
Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей в ДОУ
Слово ПСИХОДИАГНОСТИКА означает буквально – постановка психологического диагноза, или принятие квалифицированного решения о психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. (целое- уровень развития познавательных процессов, ГШО, сформированность КГН; отдельное- память, внимание, самооценка, произвольность….)
«ТО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ, СУЩЕСТВУЕТ В КАКОМ-ТО КОЛЛИЧЕСТВЕ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕРЕНО.»
(Э. ТОРНДАЙК)
Психодиагностика сама по себе не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития личности.
В плане развития ребенка она необходима для:
– обеспечения контроля за динамикой его развития;
– предупреждения возможных отклонений;
– определения программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития;
– оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.
Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.
Диагностика и коррекция связаны между собой. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития.
Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей и воспитателей – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.
-2-
Немного из истории психодиагностики
История развития и проблем психодиагностики уходит в глубокую древность.
Есть сведения о том, что узе в III тысячелетии до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ писцов.
В Древнем Египте к обучению искусству жреца допускались наиболее способные люди, прошедшие жесткое тестирование.
Пифагор в свою школу отбирал учеников, способных преодолевать целую серию различных испытаний.
В Древнем Китае существовала система диагностики определенных способностей чиновников правительственного аппарата.
В монастыре Шаолинь существовала оригинальная система оценки мотивации, эмоционально-волевой устойчивости, нравственно-этических и др. качеств.
Приведенные исторические данные донаучного использования психодиагностики подтверждают важность психодиагностических процедур для оценки индивидуальных качеств людей как неотъемлимой части общественной жизни многих цивилизованных народов.
.
-3-
Основные методы психодиагностики
Основной метод | Варианты основного метода |
Наблюдение | Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее |
Опрос | Устный Письменный Свободный Стандартизированный |
Тесты | Тест-опросник Тест-задание Проективный тест |
Эксперимент | Естественный Лабораторный Формирующий |
Методы обработки данных | Методы математической статистики Методы качественного анализа |
На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения личности.
Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы и методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовом обследовании лучше применять легко интерпретируемые экспресс-методики.
Любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель обязан владеть педагогической диагностикой.
Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны.
Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путём систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведён в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Диагностика уровня овладения учебным материалом и развития навыков должна проводиться по каждой учебной теме, а также охватывать всех учащихся без исключения. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.
-4-
Методы психодиагностики и особенности их использования с детьми дошкольного возраста
НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике.
Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении детей.
Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за ребенком вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.
2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определённые задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчёты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей.
4. Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для ребенка условиях.
5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, регулярно в соответствии с планом. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. Чем более ранний возраст мы берем, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями.
6. Объективность – воспитатель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.
Наблюдение – метод трудоёмкий. Практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Фиксировать всё невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное. Этот метод пассивный: воспитатель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий. Наблюдение даёт информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.
В педагогической психодиагностике рекомендуется применять СКРЫТОЕ наблюдение.
Объективность наблюдения можно обеспечить за счет использования нескольких наблюдателей, объединения и обобщения их наблюдений.
ОПРОС
Опрос – широко распространен в педагогической практике. Этот метод основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Различают несколько видов опроса:
анкетирование (письменно),
интервью (устно),
беседа (более свободная форма).
Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда понимает адресованные ему вопросы. По этой причине в психологических исследованиях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется, прежде всего, убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.
Перед тем как начать опрос, необходимо дать ребенку приспособиться к новой ситуации. Родители могут присутствовать во время обследования, но должны сидеть в стороне, у ребенка за спиной. Если ребенок сильно застенчив и робок, то можно предложить родителям сесть рядом, взять ребенка за руку, чтобы тот успокоился. Но необходимо следить за тем, чтобы родители не подсказывали.
Разговор с ребенком следует вести неофициально и доверительно.
Если ребенок испытывает затруднения, то его необходимо подбодрить. Нельзя его торопить, ругать за плохие ответы или их отсутствие. Проявлять недовольство.
Желательно в начале опроса предлагать лёгкие вопросы, затем трудные, далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение – снова простые.
На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ребенка. Это касается вопросов относительно личностных качеств ребенка и их оценка им.
Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задаёт вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех её членов, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с группы, поверхностного изучения различных вопросов или для получения информации о социальных процессах в группе.
Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.
Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой могут быть неприятны ребенку. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.
Не следует злоупотреблять временем беседы. Опрос ребенка не должен длиться более: 5-15 минут. (в зависимости от возраста). Снижается интерес и устойчивость внимания.
К несомненным достоинствам беседы следует отнести:
– Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы.
– Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ребенку.
Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится ещё более серьёзной помехой. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.
Важным фактором, влияющим на получении объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка.
Нельзя категорично настаивать на проведении психодиагностики. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании.
После окончания опроса диагност должен дать положительную оценку деятельности ребенка. (Молодец! Отлично! Хорошо, постарался!)
ТЕСТИРОВАНИЕ
Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик. Часто оно является наименее трудоёмким способом получить объективные сведения.
Тест как научный инструмент – это результат работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача воспитателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.
В педагогике применяются главным образом тесты успеваемости, тесты, определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты, проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.
С точки зрения формы можно различать тесты, предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам формулировать ответ), и тесты, предполагающие выбор (тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов).
В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как человек интерпретирует и воспринимает некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др. Предполагается, что человек в оценку и интерпретацию подобных объектов «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или, как у детей – неосознаваемых ими психологических особенностей.
Проективные тесты применяются лишь специалистами т.к. они требуют большой специальной теоретической и практической подготовки, опыта их применения. По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени. Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности. Снижена объективность исследования.
Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные
ЭКСПЕРИМЕНТ
Эксперимент- то активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт.
Эксперимент представляет собой метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его. Исследователь планово воздействует на происходящее с целью выявить закономерности и комплекс наиболее благоприятных условий. Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности воспитателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приёмов работы.
Лабораторный эксперимент проводится в искусственных, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряжённости, скованности испытуемого, его стеснённости из-за непривычных условий. Поэтому он редко применяется для решения педагогических проблем учебно-воспитательного процесса
Естественный эксперимент отличается тем, что дети, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом психологическом исследовании. Естественный эксперимент сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его результаты сложнее подвергнуть количественной обработке. Но здесь отсутствует отрицательное влияние эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.
Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.
-5-
Профессионально-этические аспекты психодиагностики
В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души.
ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
1. Принцип ответственности: ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.
2. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.
3. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ребенка, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. На родительских собраниях не следует указывать на конкретных детей: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку.
4. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.
5. Принцип ненанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования.
6. Принцип объективности: выводы по результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование.
7. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.
8. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения
Поскольку воспитатель, проводя психодиагностическое обследование, тесно взаимодействует с детьми и может воздействовать на них, он должен обладать определенным личностным качествами: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура.
Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение — достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.
При психодиагностики несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка;
Результаты психологического обследования и рекомендации, дающиеся на их основании предоставляются в доступной для правильного понимания форме;
Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.
ЛИТЕРАТУРА
- Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г. «Основы социально психологических исследований» М.: Гардарики, 2007г.
- Казанская В.Г. «Педагогическая психология: Учебное пособие» СПб.:Питер,2003г
- Немов Р.С. «Психология» Кн.2: Психология образования-М.:ВЛАДОС,2003г.
- Немов Р.С. «Психология» Кн.3 Психодиагностика-М.:ВЛАДОС, 2003г.
- Шевандрин Н.И. «Психодиагностика, коррекция и развитие личности» М.:Владос,2001г.
- Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога». Ростов н/Д: Феникс, 2004г.
Источник