Истории развития ребенка в психодиагностике

Консультация

Педагога-психолога

МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления» №108 г. Саратова

«Правила проведения и особенности

психодиагностики детей

дошкольного возраста»

Нетесова М.В.

Основные рассматриваемые понятия:

  1.  Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей в ДОУ
  1.  Немного из истории психодиагностики
  1. Основные методы психодиагностики
  1. Методы психодиагностики и особенности их использования с детьми дошкольного возраста
  1. Профессионально-этические аспекты психодиагностики

-1-

Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей в ДОУ

  Слово ПСИХОДИАГНОСТИКА означает буквально – постановка психологического диагноза, или принятие квалифицированного решения о психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. (целое- уровень развития познавательных процессов, ГШО,  сформированность КГН; отдельное- память, внимание, самооценка, произвольность….)

«ТО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ, СУЩЕСТВУЕТ В КАКОМ-ТО КОЛЛИЧЕСТВЕ И,   СЛЕДОВАТЕЛЬНО, МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕРЕНО.»

(Э. ТОРНДАЙК)

 Психодиагностика сама по себе не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития личности.

В плане развития ребенка она необходима для:

– обеспечения контроля за динамикой его развития;

– предупреждения возможных отклонений;

– определения программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития;

– оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.

 Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.

Диагностика и коррекция связаны между собой. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития.

Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка  и, что является самым главным  для родителей и воспитателей – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.

-2-

Немного из истории психодиагностики

История развития и проблем психодиагностики уходит в глубокую древность.

Есть сведения о том, что узе в III тысячелетии до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ писцов.

В Древнем Египте к обучению искусству жреца допускались наиболее способные люди, прошедшие жесткое тестирование.

Пифагор в свою школу отбирал учеников, способных преодолевать целую серию различных испытаний.

В Древнем Китае существовала система диагностики определенных способностей чиновников правительственного аппарата.

В монастыре Шаолинь существовала оригинальная система оценки мотивации, эмоционально-волевой устойчивости, нравственно-этических и др. качеств.

Приведенные исторические данные донаучного использования психодиагностики подтверждают важность психодиагностических процедур для оценки индивидуальных качеств людей как неотъемлимой части общественной жизни многих цивилизованных народов.

.

-3-

Основные методы психодиагностики

Основной метод

Варианты основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Формирующий

Методы обработки данных

Методы математической статистики

Методы качественного анализа

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения личности.

Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы и методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовом обследовании лучше применять легко интерпретируемые экспресс-методики.

Любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель  обязан владеть педагогической диагностикой.

Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны.

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путём систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведён в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Диагностика уровня овладения учебным материалом и развития навыков должна проводиться по каждой учебной теме, а также охватывать всех учащихся без исключения. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.

-4-

Методы психодиагностики и особенности их использования с детьми дошкольного возраста

НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике.

Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении детей.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1.   Целенаправленность – наблюдение проводится не за ребенком вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определённые задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчёты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

3.   Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей.

4.   Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для ребенка условиях.

5.   Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, регулярно в соответствии с планом. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. Чем более ранний возраст мы берем, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями.

6.   Объективность – воспитатель  должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

7.   Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение – метод трудоёмкий. Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.  Фиксировать всё невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное. Этот метод пассивный: воспитатель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий. Наблюдение даёт информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

В  педагогической психодиагностике рекомендуется применять СКРЫТОЕ наблюдение.

Объективность наблюдения можно обеспечить за счет использования нескольких наблюдателей, объединения и обобщения их наблюдений.

ОПРОС

Опрос – широко распространен в педагогической практике. Этот метод основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Различают несколько видов опроса:

анкетирование (письменно),

интервью (устно),

 беседа (более свободная форма).

Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда понимает адресованные ему вопросы. По этой причине в психологических исследованиях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется, прежде всего, убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать  и обсуждать даваемые им ответы.

Перед тем как начать опрос, необходимо дать ребенку приспособиться к новой ситуации. Родители могут присутствовать во время обследования, но должны сидеть в стороне, у ребенка за спиной. Если ребенок сильно застенчив и робок, то можно предложить родителям сесть рядом, взять ребенка за руку, чтобы тот успокоился. Но необходимо следить за тем, чтобы родители не  подсказывали.

Разговор с ребенком следует вести неофициально и доверительно.

Если ребенок испытывает затруднения, то его необходимо подбодрить. Нельзя его торопить, ругать за плохие ответы или их отсутствие. Проявлять недовольство.

      Желательно в начале опроса  предлагать лёгкие вопросы, затем трудные, далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение – снова простые.

       На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ребенка. Это касается вопросов относительно личностных качеств ребенка и их оценка им.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задаёт вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех её членов, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с группы, поверхностного изучения различных вопросов или для получения информации о социальных процессах в группе.

  Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

 Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.

Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой могут быть неприятны ребенку.  Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.

 Не следует злоупотреблять временем беседы.  Опрос ребенка не должен  длиться более: 5-15 минут. (в зависимости от возраста). Снижается интерес и устойчивость внимания.

      К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

–   Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы.

– Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ребенку.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится ещё более серьёзной помехой. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

Важным фактором, влияющим на получении объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка.

Нельзя категорично настаивать на проведении психодиагностики. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании.

После окончания опроса диагност должен дать положительную оценку деятельности ребенка. (Молодец! Отлично! Хорошо, постарался!)

ТЕСТИРОВАНИЕ

Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик. Часто оно является наименее трудоёмким способом получить объективные  сведения.

Тест как научный инструмент – это результат  работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача воспитателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

В педагогике применяются главным образом тесты  успеваемости, тесты, определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты, проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.

С точки зрения формы можно различать тесты, предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам формулировать ответ), и тесты, предполагающие выбор (тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов).

В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как человек интерпретирует и воспринимает некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др. Предполагается, что человек в оценку и интерпретацию подобных объектов «вкладывает» или «проецирует» самого себя.  К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или, как у детей – неосознаваемых ими психологических особенностей.

  Проективные тесты применяются лишь специалистами т.к. они требуют большой специальной теоретической и практической подготовки, опыта их применения. По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени. Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности. Снижена объективность исследования.

Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные

 ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент- то активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт.

Эксперимент представляет собой метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его. Исследователь планово воздействует на происходящее с целью выявить закономерности и комплекс наиболее благоприятных условий. Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности воспитателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приёмов работы.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряжённости, скованности испытуемого, его стеснённости из-за непривычных условий.  Поэтому он редко применяется для решения педагогических проблем учебно-воспитательного процесса

Естественный эксперимент отличается тем, что дети, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом психологическом исследовании. Естественный эксперимент сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его результаты сложнее подвергнуть количественной обработке. Но здесь отсутствует отрицательное влияние эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.

Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

-5-

Профессионально-этические аспекты психодиагностики

В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души.

 ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

1. Принцип ответственности: ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.

2. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.

3. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ребенка, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. На родительских собраниях не следует указывать на конкретных детей: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку.

4. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.

5. Принцип ненанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования.                                      

6. Принцип объективности: выводы по результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование.

7. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

8. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения

Поскольку воспитатель, проводя психодиагностическое обследование, тесно взаимодействует с детьми и может воздействовать на них, он должен обладать определенным личностным качествами: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура.

 Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение — достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.

При психодиагностики  несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка;    

 Результаты психологического обследования и рекомендации, дающиеся на их основании  предоставляются в доступной для правильного понимания форме;

Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.            

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г.  «Основы социально психологических исследований»  М.: Гардарики, 2007г.
  2. Казанская В.Г. «Педагогическая психология: Учебное пособие» СПб.:Питер,2003г
  3. Немов Р.С. «Психология» Кн.2: Психология образования-М.:ВЛАДОС,2003г.
  4. Немов Р.С. «Психология» Кн.3 Психодиагностика-М.:ВЛАДОС, 2003г.
  5. Шевандрин Н.И. «Психодиагностика, коррекция и развитие личности» М.:Владос,2001г.
  6. Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога». Ростов н/Д: Феникс, 2004г.

Источник