Исторический экскурс в проблему семьи воспитывающей ребенка с проблемами в развитии

Содержание

1. Генезис научных и социальных подходов к проблеме семьи ребенка-инвалида

2. Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности

3. Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с психофизическими нарушениями

4. Первые опыты оказания помощи детям с психофизическими нарушениями и их семьям

5. Организация консультативной помощи родителям «дефективных» детей в начале XX в.

6. Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Библиографический список

1. Генезис научных и социальных подходов к проблеме семьи ребенка-инвалида

Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Следует отметить, что ситуация проблемности возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с психофизическими недостатками и проявляется как отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка (родители, другие члены семьи, опекуны).

Генезис проблемы такой семьи детерминирован историей отношения общества к лицам с психофизическими недостатками на протяжении развития современной цивилизации и может рассматриваться в тесной взаимосвязи с нею. Изучение литературных источников дает возможность выделить определенные этапы в истории этих взаимоотношений. Подробный анализ и авторская периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии представлены в монографии Н.Н. Малофеева (1996), а также в более ранних работах других отечественных авторов (Замский, 1980).

‘ Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 11-47.

Свой взгляд на возникновение и развитие проблемы семьи аномального ребенка мы строили, опираясь на литературные источники и исторические данные. Краткий исторический экскурс в генезис проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, позволил выделить отдельные аспекты данной проблемы по мере их возникновения.

2. Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности

В разные исторические эпохи восприятие здоровыми согражданами лиц, имеющих физические и психические недуги, имело свои особенности и складывалось по-разному. Так, история отношений к аномальным детям в Древних Греции и Риме свидетельствует о негуманном способе обращения с ними (Плутарх). В обществе такое обращение понималось как форма защиты нации от воздействия аномальных лиц. Эта позиция обосновывалась и философски (Аристотель, Платон). «Пусть в силе будет тот закон, — писал Аристотель, — что ни одного калеки ребенка кормить не следует» (цит. по: Дьячков, 1957. С. 7). Имеются также свидетельства о том, что существовал закон царя Спарты Ликурга (IX—VIII в. до н. э.), предписывающий умерщвлять физически неполноценных младенцев, руководствуясь, по мнению римского философа Сенеки, «правилами разума: отделять негодное от здорового». Родительские чувства при этом никем не учитывались. Римское право относило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц (включая в нее как бедных, так и богатых) и лишало их гражданских прав. Последующая историческая эпоха также не внесла положительных изменений в этот вопрос.

В период Средневековья серьезное влияние на многие проблемы социальной жизни оказывала религия. Особенно это касалось католицизма. Согласно церковным канонам того времени, физическое или психическое увечье считалось наказанием за прегрешения самого человека или его предков. Оно также представлялось современникам в виде воплощения дьявольских сил (В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери»). Православие отличалось более мягким отношением к лицам с физическими и психическими недостатками. Некоторые из юродивых и калек были отнесены к лику святых. Юродивых на Руси чтили как посланников Бога: свидетельства этому мы находим в литературных источниках (А. С. Пушкин. «Борис Годунов»). В их честь возводились храмы (например, собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве).

3. Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с психофизическими нарушениями

Пришедшая на смену Средневековью эпоха Возрождения позволила человеку впервые взглянуть на себя открыто. Именно в этот период возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отношении к лицам с психофизическими недостатками. Одним из первых высказал мысль о необходимости проявления заботы о воспитании и обучении слабоумных, обосновав свою позицию философски, знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Он считал, что учить можно всех аномальных детей. В этой связи он писал: «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и умственно отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? — Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека (курсив В. Т.)» (Коменский, 1958. С. 206—207).

Понимание необходимости в оказании помощи лицам с физическими и психическими недостатками и активизация такой помощи приобретает особую значимость к началу XVIII в. Литературные источники подтверждают, что впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных лиц была доказана на рубеже XVIII и XIX вв. известным французским психиатром Жаном Итаром (1775—1838), который предпринял попытку обучить и воспитать мальчика Виктора, найденного им в лесу под г. Авероном. Позже, в середине XIX в., проблема начинает рассматриваться уже как научная.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 27187
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… и помощь должны быть направлены на то, чтобы окружающий мир стал понятен для детей с ограниченными возможностями здоровья. Глава 2. Изучение практической деятельности содействия семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в организации социальной реабилитации (на примере, специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей с …

… и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями. Специальная педагогика опирается на соответствующие обще- педагогические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью, однако их реализация в системе специального …

… здравоохранения «Поликлиника восстановительного лечения» Городской реабилитационный центр в структуре которого находятся отделение медико-социальной реабилитации и отделение дневного пребывания. Данный центр реализует программы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ежедневно в течение периода, определенного для пребывания в отделении. Центр оказывает огромный спектр …

… задач и путей их реализации, решают очередную непростую воспитательную ситуацию. Глава II. Изучение организационных форм и содержания работы МДОУ с семьями воспитанников 2.1 Организация, ход и содержание эксперимента Экспериментальное изучение работы с родителями специализированного учреждения осуществлялось на базе МДОУ №20 города Богородицка Тульской области, в течении 2001 – 2002 и …

Читайте также:  Комплексное развитие ребенка 2 лет

Источник

Содержание

1. Генезис научных и социальных подходов к проблеме семьи ребенка-инвалида

2. Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности

3. Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с психофизическими нарушениями

4. Первые опыты оказания помощи детям с психофизическими нарушениями и их семьям

5. Организация консультативной помощи родителям «дефективных» детей в начале XX в.

6. Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Библиографический список

1. Генезис научных и социальных подходов к проблеме семьи ребенка-инвалида

Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Следует отметить, что ситуация проблемности возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с психофизическими недостатками и проявляется как отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка (родители, другие члены семьи, опекуны).

Генезис проблемы такой семьи детерминирован историей отношения общества к лицам с психофизическими недостатками на протяжении развития современной цивилизации и может рассматриваться в тесной взаимосвязи с нею. Изучение литературных источников дает возможность выделить определенные этапы в истории этих взаимоотношений. Подробный анализ и авторская периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии представлены в монографии Н.Н. Малофеева (1996), а также в более ранних работах других отечественных авторов (Замский, 1980).

‘ Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 11-47.

Свой взгляд на возникновение и развитие проблемы семьи аномального ребенка мы строили, опираясь на литературные источники и исторические данные. Краткий исторический экскурс в генезис проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, позволил выделить отдельные аспекты данной проблемы по мере их возникновения.

2. Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности

В разные исторические эпохи восприятие здоровыми согражданами лиц, имеющих физические и психические недуги, имело свои особенности и складывалось по-разному. Так, история отношений к аномальным детям в Древних Греции и Риме свидетельствует о негуманном способе обращения с ними (Плутарх). В обществе такое обращение понималось как форма защиты нации от воздействия аномальных лиц. Эта позиция обосновывалась и философски (Аристотель, Платон). «Пусть в силе будет тот закон, писал Аристотель, что ни одного калеки ребенка кормить не следует» (цит. по: Дьячков, 1957. С. 7). Имеются также свидетельства о том, что существовал закон царя Спарты Ликурга (IXVIII в. до н. э.), предписывающий умерщвлять физически неполноценных младенцев, руководствуясь, по мнению римского философа Сенеки, «правилами разума: отделять негодное от здорового». Родительские чувства при этом никем не учитывались. Римское право относило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц (включая в нее как бедных, так и богатых) и лишало их гражданских прав. Последующая историческая эпоха также не внесла положительных изменений в этот вопрос.

В период Средневековья серьезное влияние на многие проблемы социальной жизни оказывала религия. Особенно это касалось католицизма. Согласно церковным канонам того времени, физическое или психическое увечье считалось наказанием за прегрешения самого человека или его предков. Оно также представлялось современникам в виде воплощения дьявольских сил (В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери»). Православие отличалось более мягким отношением к лицам с физическими и психическими недостатками. Некоторые из юродивых и калек были отнесены к лику святых. Юродивых на Руси чтили как посланников Бога: свидетельства этому мы находим в литературных источниках (А. С. Пушкин. «Борис Годунов»). В их честь возводились храмы (например, собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве).

3. Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с психофизическими нарушениями

Пришедшая на смену Средневековью эпоха Возрождения позволила человеку впервые взглянуть на себя открыто. Именно в этот период возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отношении к лицам с психофизическими недостатками. Одним из первых высказал мысль о необходимости проявления заботы о воспитании и обучении слабоумных, обосновав свою позицию философски, знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Он считал, что учить можно всех аномальных детей. В этой связи он писал: «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и умственно отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека (курсив В. Т.)» (Коменский, 1958. С. 206207).

Понимание необходимости в оказании помощи лицам с физическими и психическими недостатками и активизация такой помощи приобретает особую значимость к началу XVIII в. Литературные источники подтверждают, что впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных лиц была доказана на рубеже XVIII и XIX вв. известным французским психиатром Жаном Итаром (17751838), который предпринял попытку обучить и воспитать мальчика Виктора, найденного им в лесу под г. Авероном. Позже, в середине XIX в., проблема начинает рассматриваться уже как научная.

4. Первые опыты оказания помощи детям с психофизическими нарушениями и их семьям

Опыт Жана Итара постепенно приобретает в Европе популярность. Им широко пользуются его коллеги-врачи, которые результатами своей деятельности доказывают возможность лечения и воспитания детей с отклонениями в развитии (Пинель, Эскироль, 1838; Сеген, 1903 и др.). Они же становятся первыми наставниками и педагогами душевнобольных лиц. Разработкой вопросов воспитания и обучения лиц с аномалией развития занимались А. Бине и Т. Симон (1910, 1911), Д. Бурневиль (Bournevile, 1894, 1899); Г. Даниэль и Ж. Филипп (Daniel et Philippe, 1899); Ж.Декроли (Decroly, 1905); Ж.Демор (Demoor, 1898, 1909); Ж. Демор и Г. Даниэль (Demoor et Daniel, 1898, 1900); М. Монтессори (1913); С. Сантктис (Santctis, 1906), Ж. Филипп и П. Бонкур (1911); Э. Сеген (1903) и другие.

Читайте также:  Роль сюжетно ролевой игры в психическом развитии ребенка

В России первый отечественный опыт положительного влияния семьи на состояние душевнобольного возник в начале XIX в. Специалисты, работавшие с этой категорией больных, обратили внимание на возможность использования семейного окружения как для профилактики, так и для лечения различных психических расстройств. В конце 30-х гг. XIX в. по инициативе одного из основателей общественной психиатрии И. Ф. Рюля впервые в мировой практике была проведена общегосударственная перепись душевнобольных (см.: Шерешевский, 1978). Одновременно с обобщением результатов переписи И. Ф. Рюль (1839, 1840) составил «Краткое наставление» для родителей и близких душевнобольных лиц. Наряду с общими советами в «Наставлении» определялись меры, которые должны были предпринимать члены семьи в отношении душевнобольного лица. Среди них упоминалось о «приветливом обхождении в разговоре между собой», о «стабильности положительных привычек и образа жизни». Родителям вменялось в обязанность вести разъяснительные беседы с детьми и занимать их полезным делом.

Одновременно в России расширялась практика лечения душевнобольных в семьях, которые могли содержать таких больных. Указывалось на необходимость гуманного отношения близких к больному ребенку, и рассматривалась возможность лечебного воздействия на него членов семьи. С 1859 г. в рамках развития семейного патронажа обсуждалась проблема оказания специального воздействия лечащим врачом на семью больного. Имелось в виду не только постоянное наблюдение и контроль за состоянием больного, но и «просветительские беседы с членами семьи, дабы они, по-доброму относясь к подопечному, своими разговорами положительно влияли на его самочувствие» (Шерешевский, 1978. С. 142). Таким образом, первоначально проблема семьи с аномальным ребенком или взрослым рассматривалась в аспекте привлечения такой семьи для использования ее благотворного воздействия на состояние больного.

Опыт работы с семьями в патронаже обсуждался на I Съезде отечественных психиатров. В докладе известного русского психиатра С. С. Корсакова были определены категории больных, которых он считал возможным лечить дома. Расширение масштабов содержания душевнобольных в семьях позволяло проводить лечебные мероприятия наряду с «моральным воздействием». Это предполагало правильное понимание их состояния ближайшим окружением (членами семьи).

Считалось, что лечение в семьях дает неплохие результаты при их размещении в территориальной близости друг к другу. Семья больного становилась не только известным фоном для проведения лечебных мероприятий и психотерапии, но и ее определенным компонентом. Семья содействовала врачу в правильном выборе метода лечения и создавала соответствующую обстановку для его использования. К началу XX в. в крупных городах России появились и были апробированы разнообразные формы лечения душевнобольных в семьях.

ребенок неполноценный инвалид семья

5. Организация консультативной помощи родителям «дефективных&

Источник

ВЫСШАЯ ШКОЛА

В.В. ТКАЧЕВА

ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

помощи

СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Учебное пособие

для студентов педвузов

АС

АСТ • Астрель Москва

УДК376 ББК74.3 Т48

СОДЕРЖАНИЕ

Ткачева, В.В.

Т48    Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. – М.: АСТ; Астрель, 2007. -318, [2] с. — (Высшая школа).

15ВК978-5-17-045822-6 (ООО «Издательство АСТ») 13ВК978-5-271-17138-3 (ООО «Издательство Астрель»)

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, — новое направление в социальной психологии.

Книга является первым учебником, в котором раскрываются теоретические подходы к воспитанию в семье детей с отклонениями в развитии и предлагаются психотерапевтические приемы по оказанию помощи семье.

Представлена авторская методика коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии, отражена специфика преемственности в работе с другими реабилитационными учреждениями.

Виктория Валентиновна Ткачева — доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и кли­нических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор много­численных работ по проблеме психологической поддержке семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Пособие предназначено для студентов дефектологических и психологических факультетов, практикующих психологов, де-фектологов, психотерапевтов, а также родителей.

УДК 376 ББК 74.3

Подписано в печать 05.05.2007. Формат 84×108 ‘/и-усл. печ. л. 16,8. Тираж 3000 экз. Заказ № 5461 Э.

978-5-17-045822-6 (ОО.О «Издательство АСТ») 978-5-271-17138-3 (ООО «Издательство Астрель»)

© В.В. Ткачева, 2007

© ООО «Издательство Астрель», 2007

Введение……………….————-—— °

РАЗДЕЛ I ——————————————————————————— 9

Глава 1. Предпосылки к формированию

Нового направления в специальной психологии —

Психологической помощи семье ребенка

С отклонениями в развитии 9

Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии,

в исторической ретроспективе…………………………………… 9

Философские подходы к пониманию природы

человеческого отношения к дефекту……………………………. 25

Психотерапевтические истоки психологической

помощи семье ребенка с отклонениями в развитии …………. 31

Личность и стресс ……………………………………………. 31

Проблема личности в семье…………………………………. 43

Роль семьи и родителей в воспитательном процессе

в разные исторические эпохи ……………………………………. 47

Современные исследования семей, воспитывающих детей

с отклонениями в развитии ………………………………………. 52

Глава 2. Теоретические основы психологической помощи

Семье ребенка с отклонениями в развитии

Теоретико-методологическое обоснование

психологической коррекционной работы

с семьей, воспитывающей ребенка

с отклонениями в развитии.

Основные концептуальные положения ……………………….—

Цели, задачи и принципы

психологической коррекционной работы

с семьей ребенка с отклонениями в развитии,…——………..

61

61

71Глава 3. Организационные основы психологической

Коррекционной работы с семьями,

Воспитывающими детей с отклонениями в развитии 74

Психологическое консультирование родителей детей

с отклонениями в развитии в медицинском учреждении …… 74

Организационные аспекты деятельности и задачи

специальных дошкольных учреждений (ДОУ)

в работе с семьями воспитанников……………………………… 77

Специальная школа (реабилитационный центр)

и семьи воспитанников ……………………………………………. 83

Образовательно-просветительская работа с родителями …… 84

Административно-информационный блок……………….. 85

Медицинский блок..……………………………………………. 86

Педагогический блок………………………………………….. 88

Блок социально-правовой поддержки ………………………   91

Психологический блок………………………………………… 92

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии ………. 93

Диагностика, консультирование

и психологическая коррекция……………………………………. 93

Формы работы с родителями воспитанников

в специальных школах и реабилитационных центрах……….. 97

Роль психолога в организации работы специалистов

с родителями воспитанников…………………………………….. 100

Глава 4. Особенности семейного воспитания детей

С отклонениями в развитии 102

Принципы семейного воспитания……………………………….. 102

Дисгармоничные модели воспитания в семьях

с проблемными детьми…………………………………………….. 106

Модель «сотрудничество» как оптимальная

форма воспитания ребенка с отклонениями в развитии……. 112

Глава 5. Методика психологической помощи семьям, воспитывающими детей с отклонениями в развитии

Читайте также:  Влияние изобразительного творчества на развитие ребенка

Технологии психологической коррекции эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии …………………………

118

Технологии психологической коррекции личностной межличностной сфер родителей………………………………. 125

Психолого-педагогическая коррекция……………………… 125

Психологическая коррекция

(индивидуальная и групповая) ……………………………… 147

РАЗДЕЛ II ———————————————————————————— 180 Практикум 1 «Гармонизация отношений между матерью и ребенком: психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии». Конспекты групповых психокоррекционных занятий ……….. 180

Практикум 2 «Гармонизация внутрисемейных отношений:

мама, папа я — дружная семья».

Конспекты групповых психокоррекционных занятий ……….. 229

Литература для специалистов ……………………………………. 289

Литература для родителей………………………………………… 290

Приложение 1. Документация психолога при проведении коррекционной работы с семьями воспитанников специальных учреждений………… 292

Приложение 2. Рекомендации родителям детей

с отклонениями в развитии ………………………………………. 306

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в оказании психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями разви­тия, обуславливается наличием огромного числа разно­образных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. К числу наиболее актуальных относятся: принятие или непринятие родителями ребенка с психо­физическими недостатками; преодоление социальных проблем, связанных с ощущением себя родителем ре­бенка не такого, как у всех; организация ухода за ним; преодоление учебных и воспитательных проблем, а в случае необходимости и сопровождение ребенка в тече­ние всей жизни.

Наш опыт психолого-педагогического консультиро­вания семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, позволил определить ряд проблем, характер­ных для таких семей:

— низкий уровень реабилитационных возможностей семей для оказания помощи ребенку с недостатками в развитии;

— низкая психолого-педагогическая компетентность родителей, отсутствие необходимых педагогических знаний и низкая мотивация к их приобретению;

— высокий уровень психической травмированности родителей (лиц, их замещающих), вызванный рождением ребенка с психофизическими недостатками;

— пассивность позиции родителей в отношениях «родитель — ребенок с проблемами в развитии — спе­циалист».

Большинство родителей не могут правильно оценить реальные возможности своего ребенка, не понимают целей и задач специальных психолого-педагогических мероприятий, которые проводят специалисты, и часто отвергают их помощь, замыкаясь в собственном горе.

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии — новое направление в специальной психологии, которое решает пробле­мы, возникшие в таких семьях, оказывая помощь как детям с отклонениями в развитии, так и их родителям.

В пособии «Технологии психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии» представле­ны теоретическое обоснование и методика психологи­ческой помощи семье ребенка с отклонениями в разви­тии. Эта книга является первым в отечественной науке учебным пособием по данной тематике.

Цель пособия — обеспечить студентов дефектологи­ческих, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателей курсов повышения квалификации, других специалистов теоретическими и практическими материалами, необходимыми в коррекционной психо­логической работе с семьями, имеющими детей с недос­татками в психофизическом развитии.

Пособие представляет интерес для специалистов, работающих в учреждениях как общего, так и специаль­ного образования, в центрах лечебной педагогики, ме­дицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Может быть использовано в системе среднего специального и высшего образования при чтении лекционных курсов «Специальная психоло­гия», «Психолого-педагогическая диагностика», «Орга­низация и содержание специальной психологической помощи», «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии», «Психологическая помощь семье, воспи­тывающей ребенка с отклонениями в развитии», а так­же различных спецкурсов и практикумов по данной проблематике.

Пособие состоит из теоретического и практического разделов, а также приложений. Теоретическая часть включает пять глав.

В первой главе представлен ретроспективный анализ предпосылок к формированию нового направления в спе­циальной психологии — психологической помощи се­мье ребенка с отклонениями в развитии, включающий ис­торические, философские и психотерапевтические истоки.

Во второй главе раскрыты концептуальные положе­ния теоретических основ психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в раз­витии, а также определены цели, задачи и принципы ВВЕДЕНИЕ деятельности специального психолога в работе с семьей

данного типа.

Третья глава посвящена вопросам организации коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. В ней отражена специфика деятельности различных специалистов дошкольных и школьных специальных образовательных и реабилита­ционных учреждений при осуществлении взаимодейст­вия с родителями воспитанников.

В четвертой главе представлены особенности семей­ного воспитания детей с отклонениями в развитии. Рас­крыто содержание принципов адекватного семейного воспитания и модели «сотрудничество»,

В пятой главе изложена авторская методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ‘отклонениями в развитии, включающая техники психо­логической коррекции в работе с детьми и взрослыми, индивидуальный и групповой подходы в работе с роди­телями детей с отклонениями в развитии.

Каждую главу завершают контрольные вопросы и задания.

Практическая часть учебного пособия представлена двумя практикумами в виде конспектов групповых психо-коррекционных занятий: «Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии»; «Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа я — дружная семья». Практикумы заверша­ются списком литературы для специалистов и родите­лей.

В приложениях представлены материалы, которые рекомендуется использовать в практической работе с семьями (документация психолога при проведении коррекционной работы с семьями воспитанников специ­альных учреждений; продукты деятельности родителей и детей в процессе психокоррекионных занятий; реко­мендации родителям детей с отклонениями в развитии).

Автор учебного пособия искренне благодарит за поддержку и ценные рекомендации и советы своих учи­телей: доктора психологических наук И.Ю. Левченко, доктора психологических наук В,И. Лубовского, докто­ра психологических наук В.Г. Петрову. ,’

8

РАЗДЕЛ I

Глава 1

 предпосылки к формированию нового

 направления в специальной психологии —

психологической помощи семье ребенка

с отклонениями в развитии

Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями     в развитии, в исторической ретроспективе

Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения се­мьи и общества прошли путь от диктата социума, пред­писывающего избавляться от неполноценных младен­цев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Следует отметить, что ситу­ация проблемности возникает в семье с момента рож­дения в ней ребенка с психофизическими недостатками и проявляется как отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка: родители, другие члены семьи, опекуны.

Генезис проблемы такой семьи детерминирован ис­торией отношения обшества к лицам с психофизиче­скими недостатками на протяжении развития современной цивилизации и может рассматриваться в тесной взаимосвязи с нею. Изучение литературных источников дает возможность выделить определенные этапы в ис­тории этих взаимоотношений.

Источник