Истоки развитие личностной культуры у ребенка

У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети. Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый. Будущие мама и папа уверены, что для того, чтобы стать хорошими родителями, достаточно изучить специальную литературу и овладеть некоторыми методами воспитания. 

Безусловно, знания психологии и педагогики нужны, но одной теоретической базы, к сожалению, недостаточно. Кто такие «хорошие» родители? Может быть те, которые ни секунды не сомневаются в собственной правоте и всегда знают, что можно и нельзя их ребенку, при этом они с абсолютной точностью могут предсказать не только поведение своего ребенка в разных ситуациях, но и его будущее? А может быть «хорошие» родители часто пребывают в тревожных сомнениях, теряются, если сталкиваются с переменами в поведении ребенка, не знают, следует его ли наказать, а после свершившегося наказания, в ту же минуту уверены, что поступили неправильно?

Все новое в поведении ребенка тревожит их, они думают, что теряют родительский авторитет, иногда сомневаются в любви собственных детей. Нередко подозревают своего ребенка в наличии вредных привычек, беспокоятся о его будущем, пытаются оградить от дурных примеров, отрицательного влияния «улицы», могут сомневаться в психическом здоровье ребенка. Но ни тех, ни других родителей нельзя причислить к категории «хороших». Уверенность, и, наоборот, лишняя тревожность не способствуют успешности родителей.

При оценивании любой деятельности следует отталкиваться от определенного идеала или нормы. В воспитательном деле, скорее всего, абсолютной нормы нет. Мы учимся в теории и на практике быть родителями, точно так же, как учимся быть супругами, как постигаем тайны мастерства и профессионализма в каждом деле. В труде родителей, как и в любом другом, вероятны и ошибки, и колебания, и неудачи, которые со временем сменяются победами. Семейное воспитание – это повседневная жизнь, и наше поведение и даже чувства к ребенку порой сложны, переменчивы и двойственны. К тому же все родители и дети не похожи друг на друга. Отношения с ребенком, как и с взрослым человеком, индивидуальны и неповторимы. Родители представляют собой начальную социальную среду для своего ребенка. Специфика чувств, которые возникают между детьми и родителями, главным образом определяется тем, что родительское внимание и забота жизненно необходимы для ребенка. А потребность в любви родителей – важнейшая нужда маленького человечка. Любовь ребенка к родителям безусловна и безгранична. И если в первые годы детской жизни любовь к родителям обеспечивает собственное существование и безопасность, то для взрослеющего человека родительская любовь все больше исполняет функции поддержания и безопасности психологического мироощущения.

Любовь родителей – это источник и гарантия человеческого благополучия, сохранения телесного и душевного здоровья. Поэтому главная задача родителей – создать у ребенка уверенность в том, что он любим. Ни при каких условиях ребенок не должен усомниться в родительской любви. Тем не менее, в нашей жизни многое зависит от обстоятельств. Иногда взрослые дети расстаются со своими родителями. Расстаются они в психологическом, моральном смысле, когда теряются эмоциональные связи между близкими людьми. Психологи утверждают, что за проблемой алкоголизма и наркомании среди подростков часто стоят не любящие родители. Основное требование к воспитанию в семье – это потребность в любви. Но тут важно понимать, что нужно не только любить ребенка и придерживаться этой любви в повседневных заботах о нём, в собственных усилиях по его воспитанию, надо, чтобы ребенок чувствовал эту любовь, несмотря на проблемы и конфликты в детско- родительских отношениях. У ребенка, который не сомневается в родительской любви, происходит правильное формирование психологического мира, только на базе любви можно развить нравственное поведение, потому что лишь любовь может научить любви.

Большинство родителей считают, что нельзя демонстрировать любовь к детям, считая что, ребенок, который хорошо знает о том, что его любят, вырастает избалованным и эгоистичным. Забудьте это утверждение! Все негативные личностные черты возникают при дефиците любви, когда возникает нехватка эмоций и ребенок лишен крепкого фундамента непременной привязанности родителей. Внушение ребенку чувств любви и заботы не зависит ни от времени, которое уделяют ему родители, ни от того аспекта, воспитывается ребенок в домашних условиях или с младшего возраста посещает детский сад. Не зависит это и от материальных условий семьи. Более того, не всегда заметная заботливость других родителей способствует достижению самой важной воспитательной цели.

Устойчивая психологическая связь с ребенком – это универсальное воспитательное требование, которое в равной степени может рекомендоваться всем родителям. Глубокий контакт необходим в развитии каждого ребенка любого возраста. Собственно самоощущение контакта с собственными родителями дают ребенку возможность осознать любовь мамы и папы, их искреннюю заботу и привязанность. Для сохранения контакта с ребенком необходима искренняя заинтересованность во всем, что с ним происходит, неподдельное любопытство к его детским проблемам, стремление понимать, желание наблюдать за изменениями, которые возникают в душе и сознании маленького человека. Вполне нормально, что определенные формы и проявления детско-родительского контакта широко варьируются. Но нужно задуматься и над закономерностями эмоционально-психологического контакта между родителями и детьми в семье. Контакт не возникает сам собой, его нужно выстраивать даже с новорожденным. Когда речь заходит о взаимопонимании, психологическом контакте в детско-родительских отношениях, подразумевается некий диалог, прямое взаимодействие взрослого человека и ребенка.

Читайте также:  Успешный ребенок центр развития и совершенствования

Источник

У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети. Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый. Будущие мама и папа уверены, что для того, чтобы стать хорошими родителями, достаточно изучить специальную литературу и овладеть некоторыми методами воспитания.

Безусловно, знания психологии и педагогики нужны, но одной теоретической базы, к сожалению, недостаточно. Кто такие «хорошие» родители? Может быть те, которые ни секунды не сомневаются в собственной правоте и всегда знают, что можно и нельзя их ребенку, при этом они с абсолютной точностью могут предсказать не только поведение своего ребенка в разных ситуациях, но и его будущее? А может быть «хорошие» родители часто пребывают в тревожных сомнениях, теряются, если сталкиваются с переменами в поведении ребенка, не знают, следует его ли наказать, а после свершившегося наказания, в ту же минуту уверены, что поступили неправильно?

Все новое в поведении ребенка тревожит их, они думают, что теряют родительский авторитет, иногда сомневаются в любви собственных детей. Нередко подозревают своего ребенка в наличии вредных привычек, беспокоятся о его будущем, пытаются оградить от дурных примеров, отрицательного влияния «улицы», могут сомневаться в психическом здоровье ребенка. Но ни тех, ни других родителей нельзя причислить к категории «хороших». Уверенность, и, наоборот, лишняя тревожность не способствуют успешности родителей.

При оценивании любой деятельности следует отталкиваться от определенного идеала или нормы. В воспитательном деле, скорее всего, абсолютной нормы нет. Мы учимся в теории и на практике быть родителями, точно так же, как учимся быть супругами, как постигаем тайны мастерства и профессионализма в каждом деле. В труде родителей, как и в любом другом, вероятны и ошибки, и колебания, и неудачи, которые со временем сменяются победами. Семейное воспитание – это повседневная жизнь, и наше поведение и даже чувства к ребенку порой сложны, переменчивы и двойственны. К тому же все родители и дети не похожи друг на друга. Отношения с ребенком, как и с взрослым человеком, индивидуальны и неповторимы. Родители представляют собой начальную социальную среду для своего ребенка. Специфика чувств, которые возникают между детьми и родителями, главным образом определяется тем, что родительское внимание и забота жизненно необходимы для ребенка. А потребность в любви родителей – важнейшая нужда маленького человечка. Любовь ребенка к родителям безусловна и безгранична. И если в первые годы детской жизни любовь к родителям обеспечивает собственное существование и безопасность, то для взрослеющего человека родительская любовь все больше исполняет функции поддержания и безопасности психологического мироощущения.

Любовь родителей – это источник и гарантия человеческого благополучия, сохранения телесного и душевного здоровья. Поэтому главная задача родителей – создать у ребенка уверенность в том, что он любим. Ни при каких условиях ребенок не должен усомниться в родительской любви. Тем не менее, в нашей жизни многое зависит от обстоятельств. Иногда взрослые дети расстаются со своими родителями. Расстаются они в психологическом, моральном смысле, когда теряются эмоциональные связи между близкими людьми. Психологи утверждают, что за проблемой алкоголизма и наркомании среди подростков часто стоят не любящие родители. Основное требование к воспитанию в семье – это потребность в любви. Но тут важно понимать, что нужно не только любить ребенка и придерживаться этой любви в повседневных заботах о нём, в собственных усилиях по его воспитанию, надо, чтобы ребенок чувствовал эту любовь, несмотря на проблемы и конфликты в детско- родительских отношениях. У ребенка, который не сомневается в родительской любви, происходит правильное формирование психологического мира, только на базе любви можно развить нравственное поведение, потому что лишь любовь может научить любви.

Большинство родителей считают, что нельзя демонстрировать любовь к детям, считая что, ребенок, который хорошо знает о том, что его любят, вырастает избалованным и эгоистичным. Забудьте это утверждение! Все негативные личностные черты возникают при дефиците любви, когда возникает нехватка эмоций и ребенок лишен крепкого фундамента непременной привязанности родителей. Внушение ребенку чувств любви и заботы не зависит ни от времени, которое уделяют ему родители, ни от того аспекта, воспитывается ребенок в домашних условиях или с младшего возраста посещает детский сад. Не зависит это и от материальных условий семьи. Более того, не всегда заметная заботливость других родителей способствует достижению самой важной воспитательной цели.

Устойчивая психологическая связь с ребенком – это универсальное воспитательное требование, которое в равной степени может рекомендоваться всем родителям. Глубокий контакт необходим в развитии каждого ребенка любого возраста. Собственно самоощущение контакта с собственными родителями дают ребенку возможность осознать любовь мамы и папы, их искреннюю заботу и привязанность. Для сохранения контакта с ребенком необходима искренняя заинтересованность во всем, что с ним происходит, неподдельное любопытство к его детским проблемам, стремление понимать, желание наблюдать за изменениями, которые возникают в душе и сознании маленького человека. Вполне нормально, что определенные формы и проявления детско-родительского контакта широко варьируются. Но нужно задуматься и над закономерностями эмоционально-психологического контакта между родителями и детьми в семье. Контакт не возникает сам собой, его нужно выстраивать даже с новорожденным. Когда речь заходит о взаимопонимании, психологическом контакте в детско-родительских отношениях, подразумевается некий диалог, прямое взаимодействие взрослого человека и ребенка.

Читайте также:  Ролевая игра в развитии личности ребенка

Источник

«Формирование личностной и социальной культуры

 младшего школьника».

Семёнова Наталья Владимировна

социальный педагог

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил.

Н.А. Заболоцкий

Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами, способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Всё развитие ребёнка с момента его рождения и до зрелости есть процесс формирования его как личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности и значимых для неё. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между растущими потребностями ребёнка и реальными возможностями их удовлетворения. Деятельность ребёнка всегда опосредована взрослыми, так или иначе направлена ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в процессе развития личности.

  В отличии от личностной культуры человека, которая задает систему его нравственных ценностей, проявляет место в мире, его миссию, поступки, социальная культура определяет степень включения социального с систему личностных убеждений человека, т.е. принятие или неприятие им  социальных норм. Становление социальной культуры школьников как фактора определения их жизненной стратегии – одна из приоритетных задач современного общего среднего образования.

      Социальная культура является составной частью культуры человека, общества. Социальная культура личности представляет собой систему включенных в личностную культуру человека ценностных норм, умений, способов деятельности, универсалий культуры социума, которая предполагает такое развитие общества, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущего поколения. Но формирование социальной культуры ребенка невозможно без развития социальной культуры педагогов, которые работают с ним, развития образовательной практики школы, условием чего, в частности, является определение тех условий, в которых и происходит формирование и развитие социальной культуры учащихся и педагогов сегодня.

Личностная культура младшего школьника  – это:

  1. готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению
  2. готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  3. способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

Социальная культура – это:

  1. осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей.

        Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

        Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

        Педагогический коллектив  должен создать условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стать социальной семьей ребенка, нравственным воспитателем.    

Младший школьный возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный , трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека:  расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательно поведения.

    Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам.

Младший школьный возраст – один из важнейших периодов в жизни ребенка, ибо во время его пребывания в начальной школе активизируется имеющимся социальный опыт и формируется новый. Именно перед начальной школой стоит задача помочь учащимся в формировании ценностных ориентации и поведения, обусловленных требованиями конкретного общества, в котором живет ребенок, и цивилизации в целом, адаптировав к современным условиям их позитивные социальные и культурные традиции. Данные положения соответствуют государственной политике в области воспитания, основанной на принципах гуманизма и высокой гражданственности, нашедшие отражение в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе “Об образовании”, а также международных актах о правах ребенка.

Читайте также:  Центры развития ребенка в калининграде сайты

Годы обучения ребенка в начальной школе характеризуются осознанием им своего места в системе общественных отношений, появлением у ребенка начал творческого восприятия действительности. В возрасте 6-10 лет происходит формирование произвольности психических процессов, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает развитие потребности ребенка в получении признания других людей и потребности в освоении новой социально значимой деятельности. Таким образом, именно в этом возрасте закладываются основы социальной культуры, ребенок начинает формироваться как член общества, в котором он живет.

На образовательное учреждение школьного типа, в том числе начальную школу, возлагаются задачи воспитания социально-нравственных начал личности, которые впоследствии будут удерживать ее на всех этапах жизнедеятельности в пределах социально-культурных традиций того общества, в котором он живет.

Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности и умственного развития.

Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не просто являются товарищами по играм, но конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей; эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет взрослого в поведении и деятельности, высокое доверие учителю и стремление связывать приобретенный личный социальный опыт с изучаемым материалом.

Затрудняют социализацию малышей повышенная утомляемость, неспособность выносить длительное однообразие в учебе, слабая моторика, необходимость инструктажа в учебной деятельности, небольшой жизненный опыт. Реально содержание опыта детей младшего школьного возраста показывает неспособность ребенка вполне соответствовать предъявляемым взрослыми требованиям в школе и дома.

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных  ценностей. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная, социальная и семейная культуры.

Задачами в области формирования личностной культуры являются:

·формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;

·укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

·формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

·формирование нравственного смысла учения;

·формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

·принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

·формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

     ·развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Задачи в области формирования социальной культуры:

·формирование основ российской гражданской идентичности;

· пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

·воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

·формирование патриотизма и гражданской солидарности;

·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

·укрепление доверия к другим людям;

·развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

·становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

·формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

Формирование личности в младшем школьном возрасте играет очень важную роль в дальнейшей жизнедеятельности человека. Формирование всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого школьника есть главная цель школы.

Источник