Источники информации о развитии ребенка

Светлана Кадачникова
Дошкольник и доступные средства получения информации

Информация играет важную роль в жизни человека. Используя разные источники, мы находим интересные факты, планируем свой отдых, маршрут до работы, определяем место для встречи с друзьями и т. д. При этом не меньшее значение имеет умение пользоваться доступными средствами получения информации. Особенно актуально формирование данного навыка на этапе подготовки ребенка к школе, когда дети учатся слушать, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию как необходимое условие обучения.

Возрастающее внимание педагогики и практики образования к вопросам информационной грамотности обусловлено главными особенностями современного мира – его высокой динамичностью и огромным потоком информации. Становится очевидным, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать умения пользоваться доступными средствами познания и получения информации.

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.

Информационная потребность возникает тогда, когда стоящая перед ребёнком цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.

1. “Развитие потребности в дополнительной информации” предполагает создание ситуаций для воспитанников, когда им необходим поиск информации для решения поставленной задачи.

Можно использовать игры например:

Игра “О чем рассказывает обложка книги?”

Воспитатель предлагает детям рассмотреть обложку и высказать предположение, о чем может быть эта книга. Дети рассматривают ее и высказывают свои предположения. Книга для данной игры подбирается с соответствующим возрасту детей содержанием и яркими иллюстрациями.

Игра “Когда это бывает?”

Воспитатель называет сезонные признаки времен года, а дети говорят, в какое время года это бывает.

Игра “Что за дерево такое?”

Воспитатель перечисляет характерные признаки дерева, а дети догадываются, какое это дерево.

Игра”Зоопарк”

Воспитатель предлагает детям поиграть в “Зоопарк”. Он показывает недорисованные картинки животных и просит воспитанников закончить рисунки.

2. “Работа с источниками информации” направлены на развитие у дошкольников умений находить нужную информацию посредством наблюдения, общения со старшими, умения задавать вопросы; работы с книгами, энциклопедиями, справочниками; с помощью телевидения, CD, Интернета.

Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдая, ребенок учится выделять признаки объекта и расширяет свое представление о нем. Получить необходимую информацию дошкольники могут также, общаясь со взрослыми, задавая вопросы.

Организованная образовательная деятельность в ДОУ строится таким образом, что старшему дошкольнику необходимо самому найти нужную информацию, пользуясь книгами, энциклопедиями, справочниками, в т. ч. электронными ресурсами (телевидение, CD, Интернет).Использование медиаресурсов имеет ряд преимуществ:

– представление информации в игровой форме на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка;

– проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером стимулируют познавательную активность детей;

– ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

3. “Использование информации для построения умозаключений и принятия решений в различных жизненных ситуациях”. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и развитого воображения.Проводятся они следующим образом: сопоставляются два объекта, в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Особое внимание необходимо уделять заданиям на ориентирование дошкольника в будущем “школьном пространстве”. Ребенок должен уметь принимать решения в различных жизненных ситуациях. Данный вид заданий поможет успешной адаптации будущих первоклассников к школе.

4. “Создание собственных информационных объектов” предполагает, что полученную разными способами информацию дети смогут использовать в практической деятельности при создании макетов, графических работ (рисунков, сообщений, проектов, моделировании.

Для передачи информации при выполнении заданий дошкольники используют сообщение, в ходе которого передаваемая информация может совпадать и не совпадать с содержанием речевого произведения.

С целью исследования детьми объектов (предметов, процессов, явлений) познания используются их модели. Упражнения на создание информационных моделей помогают дошкольникам получить объяснение этих явлений, дополнительную информацию о признаках предметов и т. д.

Источник

Наше время называют веком информации.

Информация — это от латинского informatio — «сведение», «оповещение», то есть сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека, как взрослого, так и ребенка .

Мир информации сегодня очень обширен: от Интернета до самого маленького рекламного объявления. Знакомясь с разными источниками информации было выявлено противоречие между доступностью, то есть свободой получения этой информации и ее качеством.

Я считаю, эту проблему весьма актуальной и социальнозначимой и предлагаю рассмотреть ее глазами шестиклассницы.

Источники получения информации ребенком

В результате социологического опроса среди своих одноклассников на вопрос: «Назовите в порядке значимости источники информации» я получила следующую картину : телевидение-36%; Интернет-29%; сверстники, родители-21%; книги, журналы, газеты-14%; реклама, инструкции-0%. На первый взгляд, у моих сверстников достаточно широкий выбор источников информации, но и здесь кроется проблема: качество и доступность в реальной жизни. Попробуем разобраться.

Книги, журналы – как источник знаний.

Ученые провели исследования и выяснили, что по сравнению с 1998 годом в 2005 году число детей, читающих на досуге книги, стало на 31% меньше . По мнению школьного библиотекаря, такая проблема и в нашей школе тоже присутствует, к тому же школьный библиотечный фонд устарел и интересных для детей 12—15 лет книг очень мало. Моих сверстников больше интересуют журнальчики типа: «Молоток», «Cool», «Oops!» или «Fuzz», копирующим «взрослую» бульварную прессу.

А еще интересно полистать взрослые журналы, потому что там больше информации. Ведь в детских журналах и газетах ребятам 12-15 лет предлагаются сказочки, рассказы, а журнал или газета для моих сверстников, по-моему, должна быть спутником. Как, например, наладить отношения с одноклассниками, как правильно решить конфликтную ситуацию, как правильно выбрать плеер или детскую косметику? Как объяснить изменения в организме? Кто такие подростки «ЭМО»?

Встречаются и откровенно вредные для детей печатные издания. Так, например, детский подростковый журнал «Ведьма» (что стоит только одно название). Он предлагает «любовные чары» с заклинаниями, делится рецептами колдовства, типа «как приворожить нового поклонника».

Стали популярны книги о различных школах магии «Гарри Поттер», «Таня Гроттер» и многие другие, где органично вплетены сцены с черной магией, жестокостью и оккультизмом. Так, фильмы «о Гарри Потере» созданные по мотивам творений английской писательницы Джоан Кетлин Ролинг, в Финляндии государственной кинопросмотровой компанией был запрещен просмотр фильмов до 11 лет, в Британии только в сопровождении родителей. Представители русской православной церкви неоднократно высказывали резко негативное отношение к этому кинотворению и литературному оригиналу, где, по их мнению, дается заведомо ложное и путаное представление о силах зла, их роли в мире .

Еще один «шедевр» литературного жанра. Американский писатель Тод Харрис Голдман написал книжку для детей, которая сейчас продается в нашей стране «Все мальчики-дураки! А девочки-умницы!» . В предисловии к этой книге автор признается, что посвящает эту книгу «родителям – за то, что они воспитали такого тупого и вонючего мальчишку» . На 80 страницах рассказывается девчонкам, что «мальчишки не умеют ходить в туалет», что из них получаются неплохие домашние животные. Предлагается тест «кто вам больше нравится» – свин, кобель, осел. А завершается эта книга следующим «на каждого мальчика найдется камень» .

Я думаю, что это пошло, да и вряд ли понравится мальчикам – моим друзьям, одноклассникам. Разве это не нарушает их право на защиту чести и достоинства?

Интернет.

Сейчас это слово известно каждому ребенку. Здорово, что есть возможность скачать любимый фильм, музыку, фото кумиров, найти готовые рефераты, отыскать близких и знакомых людей, вести переписку и так далее. Сейчас создан каталог детских ресурсов – «Зернышко» – «Клепа» – «Санька – бешеный кролик» – «Детские сказки mp3» – «Дошколенок» – «1001 сказка» – детская сетевая библиотека – мультики – «Детский мир», энциклопедия Кирилла и Мефодия и т. д.

Но проблема состоит в том, что самостоятельный доступ к этому источнику информации, например, у моих одноклассников очень ограничен. Как показал социологический опрос ( из 18 человек, только у 9 есть компьютер, и только 2 человека имеют выход в Интернет. У нас в школе предмет информатика в 6 классе еще не преподается, поэтому навыков работы с Интернет ресурсами мы не имеем. И не менее весомая причина это – высокая стоимость за пользование Интернетом. Можно сделать вывод, что этот источник информации для детей, моих сверстников не является общедоступным. Нельзя ли государству подумать о льготах для детей, чтобы сделать Интернет для детей более доступным.

Общение со сверстниками

Самый доступный источник – общение со сверстниками, где можно получить много различной информации, новости о происходящем в школе, поделиться опытом и многое другое. Но, оказывается, что важная порой информация оказывается из уст подруг недостоверной. Можно узнать различную информацию у родителей, но не на все вопросы взрослые могут дать ответ.

Реклама

Она сегодня прочно вошла в жизнь не только взрослых, но и детей, подростков, которые воспринимают ее как информацию. Ни каких проблем с правом на доступ к такому виду информации, в отличие от Интернета, у детей нет. Они ее ценят за яркость, узнаваемость, доступность, простоту запоминания. Проблема состоит в том, что дети воспринимают ее буквально и требуют у родителей обязательно купить все, о чем говорится в рекламе. Проверяют перед зеркалом стали ли зубы белее от отбеливающей жвачки, обижаются, если ни чего не выиграли, собирая крышки от бутылок, этикетки, вкладыши, считают себя «белой вороной», если не попробовал разные марки пива, ведь в рекламе задавался вопрос «Разве у меня нет вкуса?». И еще, например, о недобросовестности рекламодателей. Известно, что дети главные потребители сладкого – мороженного, конфет, пироженных и т. д. Что же можно прочитать на упаковках, вкладышах, наклейках? Помимо состава, изготовители предлагают детям рецепты различных развлечений: «Перекати шарик» или «Прищепка» – предлагается навешать друг на друга бельевые прищепки, завязать глаза и на ощупь эти прищепки снимать. Стоит ли удивляться, что потом начинают пропадать прищепки из дома. Или сейчас в Новосибирске выпустили шоколадные конфеты «А ну-ка отбери» на фантиках, это вряд ли доступно объясняет детям, что сладости портят зубы .

Мои одноклассники в социологическом опросе однозначно считают, что реклама на TV ни чему не учит, а лишь мешает просмотру интересных передач.

Таким образом, реклама пытается воздействовать на подростка так, что есть угроза потери индивидуальности и получении заведомо ложной информации.

Телевидение – как главный источник информации

И все же основным источником знаний у подростков является телевизор. По результатам моего опроса среди одноклассников они проводят в среднем до 5 часов в сутки . И рейтинг популярности TV передач в нашем классе выглядит таким образом

Что же предлагает телевидение в это время? Здорово, что сейчас «1 канал» создал проект «Теленяня», начал работу детский канал «Бибигон» и все же в целом детско-юношеский эфир ужасно беден. Так, например, с 17 до 22 часов (когда дети возвращаются с кружков, секций, дополнительных занятий) на этот период выпадает 2 телепередачи – «Ералаш» и «Спокойной ночи малыши» (для совсем маленьких детей). Вот и смотрят дети не образовательные передачи, а взрослые сериалы. Ребята, которые учатся по 6-дневке и во 2-смену (как в нашей школе) имеют один выходной день воскресенье и поэтому отсыпаются, а значит, лишены возможности просмотра интеллектуальной программы «Умники и умницы». Страшно и то, что с телеэкрана подросткам предлагаются «эталоны красоты» (высокий рост, худоба), а девчонки-подростки, желая быть похожими на модный ориентир, отказываются принимать пищу, дабы не поправиться. А ведь это затем переходит в «анорексию» – модную болезнь, здесь есть угроза не только потери индивидуальности, но и даже жизни .

Как показали результаты опроса , подросткам нужны специальные подростковые передачи, художественные фильмы, сериалы, где главные герои – на 2-3 года старше детей смотрящих телевизор, познавательные передачи, фильмы о войне.

Я хочу предложить свой вариант программы детских передач, на одном из центральных каналов, на один день .

Я люблю смотреть наши мультфильмы, сказки, фильмы для детей, в них много юмора и доброты. Очень жаль, что наши режиссеры мало снимают детских фильмов, сериалов и сказок. Еще я люблю передачи о путешествиях и животных.

Если бы у меня была возможность, я бы придумала передачу для детей «Пушистые лапки». Где телезрители смогли бы рассказать забавные истории о своих четвероногих питомцах. А специалисты могли бы давать полезные советы за правильным уходом за животными и отвечать на вопросы. Может быть, брошенный щенок или котенок с помощью этой передачи найдет себе хозяина.

И еще много, много полезных, веселых, интересных передач для детей, школьников, подростков. Так чтобы телевидение стало бы настоящим другом и учителем, а не врагом.

Заключение

В результате данной работы на первый взгляд приходят мысли, что:

• «телевидение», книги, реклама – зло!

• «Интернет» – как недоступная планета!

• Сверстники – могут обмануть!

Но так ли это? Нет! Считаю необходимым:

1. Выпуск ярких, интересных, содержательных и обязательно добрых книжек и журналов, что позволит сделать наш мир ярче. Подросткам же самим нужно предлагать авторам интересные истории из школьной жизни, сюжеты для программ, рассказов, фильмов, то есть участвовать в различных творческих конкурсах.

2. Сделать Интернет доступным для детей, при этом, защищая ребенка от негативной информации, способной пагубно повлиять на формирование, развитие его личности.

3. Организовать телевидение так, чтобы оно учитывало возрастные особенностей подростка и стало другом для детей.

4. Проводить экспертизу рекламных роликов, объявлений с целью выявления заведомо ложной информации, влияющей в конечном итоге на формирование индивидуальности ребенка.

Таким образом, можно предположить, что сочетание доступности и качества источников информации будет способствовать воспитанию гармонично развитой, творческой свободной личности.

Источник

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник