Источники и механизмы развития ребенка

Источники и механизмы развития ребенка thumbnail

Главная»Статьи»Причины деформации и условия личностного развития ребенка

Опубликовано: 29 июня 2016 в 23:31

Источники и механизмы развития ребенкаРазвитие человека — процесс неоднозначный, сложный и не всегда поступательный, прогрессирующий и управляемый. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития, которая отличает его от сверстников.

Причины отличия одного человека от другого в источниках и механизмах процесса развития.

Источники и механизмы развития ребенка

На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.

  • Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:

— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;

— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;

— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;

— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;

— мальчики более агрессивны;

— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.

Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному.  Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.

  • Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
  1. Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
  2. Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
  3. Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
  4. Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
  5. Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
  • Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
  • Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.

Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.

Условия развития ребенка

Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.

  1. Условия развития ребенкаЭмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
  2. Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.

Причины отклонений в развитии детей

Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:

  1. Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
  2. Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.

К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.

Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:

  • Причины отклонений в развитии детейво внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
  • в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
  • постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
  • отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.

Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.

Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.

Источник

Склярова Т. В.

Источники, движущие силы и условия психического развития

Краткий очерк теорий психического развития показал, что существует много теорий, разнообразно объясняющих, каким образом осуществляется психическое развитие человека. Каждая из теорий развития психики, в соответствии со своим предметом и методами исследования, характеризует источники, движущие силы и условия психического развития. Поэтому в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки изучается множество различных теорий, что способствует поиску путей использования данных каждой из теорий, а также помогает найти пути их объединения.

Так, например, бихевиоризм важным условием психического развития считает воздействия внешней среды, а движущей силой полагает связывание новых раздражителей с уже имеющимися у человека безусловными реакциями. Когнитивная теория Ж.Пиаже связывает источники психического развития с врождёнными структурами, которые обрабатывают и организуют информацию, движущей силой развития является взаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции по отношению к требованиям внешней среды. Психоаналитическая теория З.Фрейда рассматривает врождённые сексуальные и агрессивные влечения в качестве источников психического развития, а движущей силой развития является установление равновесия между угнетением и удовлетворением человеком своих потребностей. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского называет источником психического развития ребёнка окружающую его социальную среду и соответствующую ей культуру; особым образом организованное общение взрослого с ребёнком и деятельность самого ребёнка являются движущими силами психического развития ребёнка. Теория В.В.Зеньковского рассматривает в качестве источника психического развития духовное начало в человеке, движущие силы связаны с деятельностью сферы чувств, и опосредованной ею деятельностью интеллектуальной и волевой сфер. Каждая из теорий в соответствии с собственным пониманием структуры и механизмов развития, определяет условия, при которых оно осуществляется.

Исследованию механизмов психического развития детей в процессе взросления в отечественной науке посвящены работы Л.С.Выготского, В.В.Зеньковского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, В.С. Мухиной и др.

Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике явилось культурно-историческое учение Л.С.Выготского, исходной предпосылкой которой выступает идея о соотношении реальной и идеальной форм. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.

Идеальная форма, по Л.С.Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.

Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. – становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д.

Cоциальная среда и её культура представляются Л.С.Выготским не в качестве условия или факторов развития детской психики, а рассматриваются в качестве источника психического развития.

Для В.В.Зеньковского источником психического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, В.В.Зеньковский характеризует, какими путями проявляется оно в разные периоды детства. Вместе с тем, священник-учёный отмечает, что развитие личности ребёнка происходит при непременном взаимодействии с социальной средой. В.В. Зеньковский пишет, что через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке.

Д.Б.Элькониным были изучены закономерности процесса формирования детской психики и выявлено, что воздействие взрослого на процессы психического развития ребёнка всегда опосредуется собственной деятельностью детей. Причём существует прямая зависимость в освоении детьми операционно-технической деятельности от её осмысления – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и только после этого усваивает способы действия. Деятельность ребёнка способствует формированию его психических систем. Д.Б. Элькониным отмечалось, что «невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность». В концепции психического развития Д.Б. Эльконина преодолевается один из серьёзных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров – мира предметов и мира людей. В русле российской культурной традиции Д.Б.Элькониным было показано, что человеческая культура содержит в себе единство смысла и операционной деятельности.

Развивая идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, А.Н.Леонтьев показал, что в основе развития сознания, поведения и в целом всей личности ребёнка лежит как общение языкового типа, так и его предметная деятельность. Только, исходя из «анализа содержания самой развивающейся деятельности ребёнка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребёнка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание» . Благодаря работам А.Н.Леонтьева ведущая деятельность стала рассматриваться в качестве показателя психологического возраста ребёнка.

Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.

Механизмы развития личности ребёнка и взрослого: общее и особенное

В отечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что развитие личности человека опосредуется внешними стимулами. Большинство психических функций личность осваивает через внешние стадии развития, во взаимодействии с окружающей средой и другими людьми.

Так, Л.И.Божович в качестве механизма развития личности ребёнка рассматривала последовательное преобразование потребностей из натуральных форм в высшие, человеческие. В результате опосредования потребностей сознанием происходит построение целостной мотивационной системы. Л.И.Божович ввела понятие «внутренней позиции», как особого личностного новообразования, которое и является движущей силой развития новых психических качеств у человека. Факторами, определяющими внутреннюю позицию, были названы соотношение потребностей и стремлений ребёнка с его возможностями и требованиями окружения. Механизмом развития детской психики в теории личности Л.И.Божович является осознание ребёнком своих потребностей и возможностей, соотнесение их с личными устремлениями и социальными установками.

Л.И.Божович также были высказаны некоторые идеи о возможном содержании внутренней позиции в периоды зрелости. Большое внимание Лидия Ильинична уделяла субъективной стороне мотивации, чувствам и переживаниям как отражению динамики взаимоотношений человека с окружающей его действительностью.

Взрослый человек активно строит собственную жизнь как целостную систему жизненных отношений и деятельностей во времени, объединяя прошлое, настоящее и будущее. Вследствие этого во «внутренней позиции» личности возникают механизмы, осуществляющие эту целостную регуляцию. Исследование личности взрослого человека, как субъекта жизни, позволило Н.Р.Салиховой назвать одним из механизмов развития личности взрослого человека функциональный механизм барьерности-реализуемости личностных ценностей.

Этот механизм работает в режиме согласования и рассогласования важности и доступности ценностей.

Согласование выражается в стремлении к сокращению дистанции между параметрами важности и доступности ценности посредством внешней или внутренней активности личности. Активность личности может быть адекватной достижению поставленной цели, и тогда человек осуществляет то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет. Также активность может быть компенсаторной, в этом случае человек понижает ценность того, что недоступно. Метафорически компенсаторную активность можно выразить словами известных пословиц: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Показателем режима согласования является степень реализуемости – связь между важностью и доступностью ценности.

Рассогласование выражается в разнонаправленном изменении параметров важности и доступности ценности. Повышение одного из них ведет к понижению другого. Так, недоступность ценности увеличивает её важность, недоступное кажется еще более ценным и важным. Доступность ценности понижает ее важность, соответственно, реализуемое и доступное обесценивается. В этом случае «журавль в небе» будет намного ценнее «синицы в руках», именно потому, что он не пойман. Имеющееся в зоне доступного, теряет ценность: трудно ценить песок в Сахаре и лед в Антарктиде. Данная тенденция также нашла отражение в русских народных пословицах: «Хорошо там, где нас нет», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». В этом случае фактором, побуждающим к развитию, является именно труднодоступность. Её показателями могут быть проблемность, как несоответствие важности и доступности ценности (важность высокая, доступность низкая) и барьерность, как прямо-пропорциональное соответствие важности с разностью “важность-доступность”. Охарактеризованный механизм реализуемости-барьерности личностных ценностей иллюстрирует процессы психического развития взрослой личности, в контексте теории личности Л.И.Божович.

В.С.Мухиной феноменология психического развития рассматривается как стремление к сопричастности с внешним миром и его объектами, либо как стремление к отчуждению, отторжению от них. Таким образом, по В.С. Мухиной, внешняя среда, в которой происходит развитие личности, порождает два ведущих механизма развития детской психики – идентификацию и обособление.

Оба названных механизма действуют на эмоциональном и когнитивном уровнях развития психики человека.

Оба названных механизма являются одновременно механизмами социализации и индивидуализации личности.

Представляя наглядно механизмы развития психики, можно их уподобить двум путям развития личности, соединенным воедино. Личность человека постоянно находится в стадии самоопределения, решая для себя проблему уподобления «я – это …» и проблему отчуждения «это – не я».

Рассмотрим каждый из этих путей по отдельности.

Механизм идентификации (от позднелат. identificftio- отождествление) действует двумя способами – внешним и внутренним. Внешний способ отождествления назван В.С.Мухиной экстрариоризационной идентификацией, проявляющейся в том, что человек переносит свои чувства и мысли вовне – на другого человека или иной объект. Таким образом, человек «присваивает», делает своими внешние факторы. Внутренний способ отождествления – самоотождествление, назван интериоризационной идентификацией. Примеры: человек переживает «вчувствование» в другого человека, начинает говорить его словами, переживает его эмоции, мыслит в логике мышления другого человека. Приписывание себе чужих особенностей, склонностей, потребностей – частное проявление интериоризации идей. Это и есть механизм идентификации. Он проявляется в разных формах – имитации (подражании), антропоморфизме (выделении своих свойств и приписывании их другим людям или объектам), сопереживании (соучастии, сочувствовании, сорадовании, сострадании).

В.С. Мухиной подробно охарактеризованы ведущие направления исследований идентификации. Идентификация взрослого и ребенка исследуется преимущественно в диадах матери и младенца, воспитателя и воспитанника. Межличностная идентификация исследует усвоение человеком социальных норм, межличностных ролей, формирование им мировоззрения. Идентификация в искусстве характеризует процесс отождествления Другого, который является объектом искусства, с самим собой, либо процесс создания Другого в искусстве.

При помощи механизма идентификации развитие личности происходит в системе координат « я – это» и позволяет человеку иметь целостную картину самосознания. Механизм обособления представляет собой процесс отстранения личности от определенных условий, обстоятельств, людей. Это процесс выделения личности из общей, недифференцированной атмосферы её существования. Способность к обособлению может выражаться в позитивных формах, таких как воздержании, защиты, сохранения индивидуальности. Негативные формы обособления это – проявления агрессии, неприязни, отчуждения, вражды. По мысли В.С.Мухиной, способность человека управлять своими эмоциями и проявлять отчуждение на рациональном уровне, свидетельствует о том, что человек – эмоционально устойчив.

Источник