Источники и механизмы развития личности ребенка

Источники и механизмы развития личности ребенка thumbnail

Понятие личности и условий ее психологического развития

Замечание 1

Определений понятия личность великое множество, если собрать их воедино, то можно представить личность как человека, взятого в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях, устойчивы и определяют характер нравственных поступков индивида, значимых как для него самого, так и для его ближайшего окружения.

Развитие ребенка это процесс, происходящий в определенных условиях, в окружении культурного и материального наследия человечества, в системе сложившихся отношений между членами того или иного общества. Таким образом, можно уверенно сказать, что развитие личности ребенка всецело зависит от социальной ситуации.

Именно она предопределяет все изменения, которые будут происходить с личностью на протяжении периода взросления. Благодаря социальной ситуации, возможно, определить пути и формы развития, виды деятельности, новые психические качества и свойства, приобретаемые ребенком.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Именно это и составляет условия для психического развития личности ребенка, и в связи с этим следует обращать максимум внимания на социальные условия, которые окружают ребенка.

Источники развития личности

Основными источниками развития личности являются – ведущая деятельность, ведущий тип общения и основные кризисы развития.

Ведущая деятельность – это деятельность индивида (ребенка) при выполнении которой активно происходит формирование основных и необходимых на данном возрастном этапе психологических новообразований.

Ведущий тип общения – это общение, результатом которого является формирование и закрепление основных положительных черт личности.

Кризис развития – это процесс изменения и перелома личности ребенка, переходный момент в развитии, результатом которого становится выход на качественно новую ступень развития личности. Кризис ознаменует окончание одного возрастного периода и наступление нового, более высокого уровня.

Механизмы развития личности

Процесс развития личности, его закономерности и движущие силы всегда интересовал исследователей. В результате изучения хода развития личности были выявлены определенные механизмы развития личности:

  • присвоение;
  • идентификация;
  • обособление.

Рассмотрим их более подробно.

Определение 1

Присвоение – это процесс развития личности через присвоение индивидом своей неповторимости и уникальности благодаря общественным отношениям вокруг и непосредственному участию в них человека.

Человек является источником развития не только для себя, но и для окружающих его людей и это взаимообратный процесс. Окружение и люди создают определенные обстоятельства и друг друга.

Определение 2

Обособление – это процесс отстаивания индивидом своих границ, своей сущности, своеобразное выделение себя среди других людей, процесс индивидуализации.

Выделяют внешнее и внутреннее обособление:

  • внешнее обособление – это данные человеку от рождения физические параметры, внешность, пол, национальная принадлежность;
  • внутреннее обособление – это врожденные и приобретенные индивидуальные психологические особенности, темперамент, характер, интеллект.

Определение 3

Идентификация – эмоциональное отождествление человека самого себя с другими людьми, образцом поведения, переживание своей похожести или отличия от желаемого объекта подражания.

Идентификация – это процесс, который происходит с личностью на протяжении всей жизни. Источниками идентификации выступают окружающие люди, которые являются носителями эталонных для индивида качеств и форм поведения.

Закономерности развития личности

Помимо условий, источников и механизмов развития личности существуют определенные закономерности, которые она проходит в своем развитии. К ним относятся:

  • неравномерность и гетерохроннгость;
  • кумулятивность;
  • неустойчивость;
  • дивергентность;
  • ковергентность.

Неравномерность – это процесс неравномерного развития психических свойств и функций личности. Данные процесс носит волнообразный характер: за подъемом следует спад, примером неравномерности могут выступать стабильные и кризисные периоды развития личности.

Гетерохронность – это процесс несовпадения во времени процессов развития органов и функций.

Примером можно считать тот факт, что изначально у человека формируются древние анализаторы, а только после них более молодые. Также гетерохронность выявляет закономерность того, что чем более важна та или иная функция для человека, тем ранее и более активно она развивается.

Неустойчивость развития – ярче всего проявляется в кризисные периоды развития личности и те6сно связана с вышеописанными закономерностями неравномерности и гетерохронности.

Сензитивность развития – закономерность, учитывающая наиболее благоприятные периоды для развития личности.

Сензитивный период развития – это период наиболее благоприятных условий для формирования психических свойств и поведения личности в процессе развития.

Сензитивные периоды развития имеют ограничения по времени протекания, в связи с этим следует обратить особое внимание тому, что если в данные период не заниматься развитием того или иного качества в дальнейшем процесс его развития будет усложнен и более длительным по времени.

Кумулятивность (накопление) – данная закономерность развития личности заключается в том, что результаты развития имеют накопительный характер. Результат развития предыдущей возрастной ступени вплетается в последующий этап развития видоизменяясь при этом. Примером может выступать мышление, в процессе развития которого сначала активно развивается наглядно – действенное мышление, затем оно переходит в наглядно – образное и итогом развития выступает словесно – логическое мышление.

Дивергентность – конвергентность – диаметрально противоположные, но при этом неразрывно связанные между собой закономерности. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

Читайте также:  7 месяцев ребенку развитие рост вес мальчики

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Читайте также:  Таблиц развития ребенка по месяцам

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник

Ирина Карагод
Механизмы личностного развития дошкольников. Информация для воспитателей и родителей

Важнейшей задачей дошкольного образования в настоящее время является обеспечение личностного развития ребенка. развитие – фундаментальное понятие диалектики, которое сегодня становится объектом не только психологии, но и педагогики.

Развитие понимается нами как совокупность закономерных изменений, которые приводят к появлению нового качества.

Дошкольный возраст – фундаментальный период, который накладывает отпечаток на всю жизнь человека; это период интенсивного физического роста, накопление психических новообразований, освоения социального пространства. Не случайно Д. Б. Эльконин назвал детство самоценным “периодом взросления”. Вместе с тем дошкольное детство нельзя рассматривать как переходный период, подготовку к взрослости. Это период накопления, создания личности. По этому поводу Л. Н. Толстой говорил, что от рождения до пяти лет – целая пропасть, а от пяти до восемнадцати – всего один шаг.

По мнению многих ученых, истоки развития ребенка заложены в его биологической природе в виде наследственных механизмов. При этом изменения в личности дошкольника происходят как под воздействием внешней среды (под влиянием родителей, педагогов, средств массовой информации и др., так и вследствие внутренней работы над собой. Извне можно стимулировать внутреннее развитие ребенка в желаемых направлениях и тормозить некоторые нежелательные тенденции его воспитания. Управление развитием дошкольника извне – это социальное развитие личности ребенка, а изнутри, развитие по д воздействием самого себя, – личностное. Полное управление развитием дошкольника извне нерезультативно, так как не учитывает желания и возможности самого ребенка, поэтому его необходимо сочетать с управлением изнутри, подразумевающим организацию деятельности, обобщение, проектировку отношений, возникающую в среде дошкольника.

Читайте также:  Развитие ребенка от 2 лет одесса

Эффективность управления воспитательным процессом ДОУ зависит от гармоничного сочетания двух управленческих составляющих – воздействия извне и изнутри. Внутренние источники развития определяют саморазвитие личности. Для личностного развития это наиболее значимый компонент. Современные психологи определяют саморазвитие как активное, последовательное и необратимое качественное изменение психического качества личности. По мнению Г. А. Цукерман, “саморазвитие – это сознательное изменение и столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мое “Я” – самость” [3].

В ходе личностного развития ребенок раскрывает свои потенциалы, материальные предпосылки появления новых актуальных свойств и характеристик, присваивает культурные ценности, входит в культуру и жизнь общества, поэтому педагогу важно знать о механизмах личностного развития дошкольника.

Известно, что механизмом личностного развития и саморазвития ребенка является рефлексия, которую принято считать самой важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром. Способность к рефлексии выступает условием понимания человеком самого се6бя, что в первую очередь обуславливает понимание им других людей и мира в целом. Рефлексивность понимается нами как способность личности за пределы собственного “Я”, осмысливать, изучать, анализировать события и поступки и на этой основе осуществлять свое развитие.

Одновременно рефлексия – глубинное самопостижение, выявление своих психических возможностей. Таким образом, вне рефлексии нет полноценного личностного развития. Этот факт требует обращения к развитию рефлексивных способностей уже в дошкольном возрасте. На данный период объектом рефлексии выступает опыт знаний ребенка о своих возможностях и каких-либо преобразованиях в предметном мире и самом себе. Кроме того, это и опыт ориентации на определенные условия работы, условия и уровень достижения успеха, опыт сотрудничества, соотносимый с умением осуществлять, налаживать сотрудничество, коллективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Овладение рефлексией – процесс многослойный. И. Н. Семенов выделил три уровня развития рефлексии: операциональный, предметный, личностный.

Рассмотрим, как происходит процесс рефлексии у дошкольника.Вначале ребенок осваивает операциональные навыки: умение понимать, воспринимать поставленную перед ним задачу. Этот уровень рефлексии позволяет акцентировать само действие, т. е. деятельность выступает становления рефлексии. осмысленность деятельности ребенком уже является продуктом развития личности, его познания, воли, внимания, памяти, мышления. Следующий уровень – предметный, который непосредственно обеспечивает выявление ребенком сущности предмета, законов его функционирования и развития. На данном уровне дошкольник начинает овладевать методами познания. Достигнув этой позиции, ребенок делает знание своим орудием, а воля к выполнению деятельности становится внутренним механизмом ее совершения. Таким образом, развитие сознания ребенка идет послойным “наращиванием”рефлексивных уровней: в ходе своего развития ребенок рефлексирует прежде всего внешние воздействия, потом познавательные и, в конечном счете, личностные качества, изменяя их посильно своему возрасту.

Необходимой гарантией успешного личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является оптимальное формирование рефлексии на внешние практические действия. На данных действиях следует упражнять и отрабатывать рефлексивный механизм, чтобы в дальнейшем его можно было перенести на познавательные процессы и поведение в целом. Рефлексивная деятельность позволяет ребенку осознать свою индивидуальность и предназначение, которые проявляются из анализа его деятельности и ее продуктов.

У дошкольника развитие рефлексии осуществляется согласно общим психическим закономерностям развития деятельности, сформулированных А. Н.Леонтьевым: мотив, операции, способы осуществления деятельности, продукт деятельности. Генезис рефлексии проявляется на всех этапах развития деятельности. Полнота жизненных связей и отношений может воспитывать полноценную рефлексивную личность уже в дошкольном возрасте, поэтому совместная деятельность со взрослыми и сверстниками должна войти в жизнь ребенка, и тогда на основе рефлексии он сможет самостоятельно поставить цель и осуществить новую образовательную деятельность, скорректировать свое поведение с учетом общепринятых норм.

В ходе развития рефлексия у дошкольника действует общий закон интериоризации, благодаря которому осознаются и постоянно сталкиваются общественно значимые цели с личностно значимыми. Однако в силу индивидуальных различий такая интериоризация осуществляется по-разному. Один ребенок может взять на себя ответственность без дополнительной мотивации, другому необходим сильный мотив, прежде чем он проявит не обходимый уровень активности. Из этого следует учитывать не только интеллектуальную, но и мотивационную готовность воспитанника, которая влияет на развитие внутренней активности ребенка и является первейшим условием его личностного развития. Воспитатель зачастую не учитывает собственную активность ребенка, его потребности и интересы, а значит, не учитывает и источники активности самого ребенка, в то время как любая деятельность, в том числе игровая, подразумевает активность, творчество участвующей в ней личности.

Активность следует рассматривать как интеграционную характеристику субъекта деятельности, который способен совершать сознательные действия и поступки, осуществлять самостоятельный выбор, планировать свою деятельность при условии, что у него есть умение осуществлять рефлексию. Таким образом, активность может быть определена как одно из свойств рефлексивности личности.

Развитие личности дошкольника связано, с одной стороны, с усвоением и воспроизводством человеческих ценностей, норм, установок, образцов поведения, в результате чего и складывается детская личность, а с другой стороны, на современном этапе развития общества на первый план выдвигается собственная активность ребенка, обретение социального опыта в ходе активного самопостроения личности. Рефлексия помогает дошкольнику сформировать полученные знания, скорректировать свой образовательный путь. Она дает ребенку опору как личности, помогает выявить его сильные стороны, такие индивидуальные качества, которые станут стержнем личностного роста, определяет его дальнейший путь, избавят от постоянной зависимости от взрослого в реальных жизненных ситуациях.

Источник