Источник движущие силы и условия психического развития ребенка
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Движущими силами в психическом развитии выступают те факторы, которые и обусловливают развитие ребенка. Они заключают в себе побуждающие источники развития и направляют сам его процесс.
Под движущими силамиразвития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.
Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими:
1. Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.
2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.
3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.
4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.
Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.
Одним из важных моментов движущей силы является мотивация.
Она выполняет несколько функций:
– побуждает поведение;
– направляет и организует его;
– придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).
Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.
Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.
Условия психологического развития ребенка
Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации.
Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку.
Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.
Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими словами, вопрос о движущих силах психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии. В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к однозначному решению. Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные.
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление— социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Дж. Локк. Он считал, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa),на которой можно написать все что захочется. Ученый придерживался того мнения, что любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию.
Противоположной точки зрения придерживались французские философы Р.Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «природного», «биологиэаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности
имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально
Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Л.С.Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития.
Одна из главных идей Л.С.Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию).
Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом счетными системами и др.
Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, — этот процесс называется «интериоризация».
Как отмечал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» позволяет совершенно по-иному взглянуть на процесс психического развития и указывает путь выхода из тупика проблемы двух факторов.
Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта — это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
Принцип развития – психика как специфический компонент эволюции организма, при этом ее развитие понимается не только как рост, но и как изменение, как процесс количественного изменения в качественное и приводит к скачкообразным появляется новообразованиям (в развитие речи – ребенок молчит, хотя все понимает, а потом резко заговорил). Предпосылки органические свойства создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования ВПФ, но не их содержания и не их структуру.
Источник – соц. среда, культурный опыт человека выступают для ребенка в качестве источника развития.Условие– врожденное свойство организма, его созревание; 2-е условие – общение со взрослым.Движущие силы – по Выготскому, являются – обучение., по Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.бихевиоризм важным условием психического развития считает воздействия внешней среды, а движущей силой полагает связывание новых раздражителей с уже имеющимися у человека безусловными реакциями. Когнитивная теория Ж.Пиаже связывает источники психического развития с врождёнными структурами, которые обрабатывают и организуют информацию, движущей силой развития является взаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции по отношению к требованиям внешней среды. Психоаналитическая теория З.Фрейда рассматривает врождённые сексуальные и агрессивные влечения в качестве источников психического развития, а движущей силой развития является установление равновесия между угнетением и удовлетворением человеком своих потребностей. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского называет источником психического развития ребёнка окружающую его социальную среду и соответствующую ей культуру; особым образом организованное общение взрослого с ребёнком и деятельность самого ребёнка являются движущими силами психического развития ребёнка. Каждая из теорий в соответствии с собственным пониманием структуры и механизмов развития, определяет условия, при которых оно осуществляется.
27. Основные стр-е комп-ты возраста: сср, психич- новообразования, ввд. Понятие сензитивности. Понятие возрастного кризиса.
Возраст –периоды в жизни детского развития, относительно замкнутые и имеющие свою структуру и динамику (Выготский). Возраст –конкретная огр во времени ступень психич р.индивида и его р. как личности, характеризуемая сов-ю закономерных физиол-х и психол-х изм-ий, не связ.с различием инд-х особ-ей (Фельдштейн).. Кризис развития – это следующий основной механизм развития ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает на стыке двух возрастов. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми’ и видами (способами) деятельности. Такое противоречие является основной движущей силой развития ребенкаВедущая деятельность – это деятельность, в которой происходит формирование новообразований возраста.возраст всегда начинается с новой социальной ситуации развития. Возникает кризис в потребностно-мотивационной сфере между потребностями и возможностями. Основными являются 2 сферы: – эмоционально-потребностная (общение); – операционально-потребностная (техническая деятельность: игра, учение).Противоречия между этими сферами являются основными силами развития, обусловленные новыми социальными ситуациями развития, что приводит к кризису..3.Основные новообразования возраста – то новое, что появилось в определенный возрастной период. Например: младенчество – комплекс оживления, младший школьник – развитие произвольности.Сензитивный период – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.Периоды сензитивности:Речевое развитие – от 6 месяцев до 6 лет.Двигательное развитие – от 2 до 7 лет (крупная и мелкая моторика).Любознательность – от 3 до 7-8 лет.Образное мышление – от 4-5 до 9-10 лет.Логическое мышление – от 10 до 17 лет.
Источник
5.1
Источники психического развития
В
психологических теориях можно выделить
два направления, которые по-разному
рассматривают источники психического
развития – биологизаторское и
социологизаторское:
Биогенетическая
концепция развития. Представители этой
концепции считают, что ведущей в развитии
человека является наследственность.
Человек рассматривается как существо
биологическое, наделенное от природы
определенными способностями, чертами
характера, формами поведения.
Наследственность определяет весь ход
его развития – и его темп, быстрый или
замедленный, и его предел – будет ребенок
одаренным, многого достигнет или окажется
посредственностью. Американский ученый
Э. Торндайк утверждает, например, что
все духовные качества личности, ее
сознание – это такие же дары природы,
как и наши глаза, уши, пальцы и другие
органы нашего тела. Все это наследственно
дается человеку и механически воплощается
в нем после зачатия и рождения. Американский
педагог Джон Дьюи считает, что человек
рождается даже с готовыми моральными
качествами, чувствами, духовными
потребностями. Представители теории,
известной под названием «биогенетический
закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают,
что ребенок в своем развитии постепенно
воссоздает все этапы исторического
развития человека: период скотоводства,
земледельческий период, период
торгово-промышленный. Только затем он
включается в современную жизнь. Ребенок
живет жизнью своего исторического
периода. Это проявляется в его склонностях,
интересах, стремлениях и действиях.
Сторонники теории «биогенетического
закона» отстаивали свободное воспитание
детей для того, чтобы они могли полноценно
развиваться и включаться в жизнь того
общества, в котором живут.
Социогенетическая
концепция развития. Согласно
социогенетическим теориям, развитие
человека определяется социальными
условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что
ребенок появляется на свет с душой
чистой, как белая восковая доска: на
этой доске воспитатель может написать
все, что угодно, и ребенок, не отягощенный
наследственностью, вырастет таким,
каким его хотят видеть близкие взрослые.
Социологизаторские идеи о неограниченных
возможностях формирования личности
ребенка получили достаточно широкое
распространение. Они созвучны идеологии,
господствующей в нашей стране до середины
80-х годов, поэтому их можно найти во
многих педагогических и психологических
трудах.
В
начале ХХ столетия возникла педологическая
концепция психического развития.
Педология придерживалась теории двух
факторов развития: биологического и
социального, считая, что эти два фактора
конвергируют, то есть, взаимодействуя,
не всегда находят надлежащее теоретическое
обоснование, оставляя открытым вопрос
о движущих силах психического развития.
Современные
представления о соотношении биологического
и социального, принятые в отечественной
психологии, в основном, базируются на
положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский
подчеркивал единство наследственных
и социальных моментов в процессе
развития: «…Наследственность присутствует
в развитии всех психических функций
ребенка, но имеет как бы разный удельный
вес. …Элементарные вещи (начиная с
ощущений и восприятия) больше обусловлены
наследственностью, чем высшие (произвольная
память, логическое мышление, речь).
Высшие функции – продукт
культурно-исторического развития
человека, и наследственные задатки
здесь играют роль предпосылок, а не
моментов, определяющих психическое
развитие. С другой стороны, среда тоже
всегда «участвует» в развитии. …Никогда
никакой признак детского развития не
является чисто наследственным. Психическое
развитие не определяется механическим
сложением двух факторов, а лишь их
взаимодействием».
Психическое
развитие, таким образом, – это
дифференцированное, изменяющееся в
процессе развития единство наследственных
и социальных влияний.
5.2
Движущие силы психического развития
Теория
психического развития личности в
отечественной психологии базируется
на признании того, что движущие силы ее
развития проявляются в противоречиях
между потребностями, которые постоянно
изменяются (усложняются) в деятельности
человека, и реальными (которые не отвечают
новыми требованиями) возможностями их
удовлетворения.
Движущие
силы психического развития – это
противоречия: между потребностями
личности и внешними обстоятельствами,
между ее возросшими физическими
способностями, духовными запросами и
старыми формами деятельности; между
новыми требованиями деятельности и
несформированными умениями и навыками.
Преодоление
противоречий в деятельности через
овладение соответствующими способами
ее выполнения (умениями, навыками,
приемами, знаниями) ведет к развитию и
представляет собой его суть. Ведущая
роль в овладении новыми эффективными
способами удовлетворения потребностей
принадлежит обучению и воспитанию.
Отбор, развитие и культивирование
потребностей, имеющих общественную и
личностную ценность, является одним из
центральных заданий в формировании
личности. Этот процесс длительный,
происходит в течение всей сознательной
жизни человека и характеризуется рядом
особенностей.
Предпосылки
психического развития личности – это
то, что оказывает определенное влияние
на индивида, т.е. внешние и внутренние
обстоятельства, от которых зависят
особенности, уровень ее психического
развития. Они бывают внешними и
внутренними.
Внешними
предпосылками психического развития
личности выступают качество и особенности
воспитания человека.
Внутренними
предпосылками развития личности
выступают активность и желание, а также
мотивы и цели, которые перед собой ставит
человек в интересах своего совершенствования
как личности.
Уровни
психического развития – степень и
показатели психического развития
человека (ребенка) в процессе и на
различных этапах формирования его
личности.
Уровень
актуального развития личности –
показатель, характеризующий способность
человека. выполнять различные
самостоятельные задания. Он показывает,
какова обученность, навыки и умения
личности, какие ее качества и как развиты.
Современное состояние развития психологии
и ее экспериментальных прикладных
исследований дают возможность постоянно
замерять и определять с помощью конкретной
аппаратуры их важнейшие характеристики.
Уровень
ближайшего развития личности – показатель
того, что человек может выполнить
самостоятельно, но с чем справляется с
небольшой помощью других.
Рис.2.
Движущие силы психического развития
личности.
5.3
Условия психического развития личности.
Взаимосвязь обучения, воспитания и
развития
Развитие
личности – сложный процесс, в котором
уровни развития постоянно изменяются.
Развитие познавательных психических
процессов, эмоций и чувств, воли,
потребностей, интересов, идеалов и
убеждений, сознания и самосознания,
способностей, темперамента и характера,
умений, навыков и привычек находится в
сложном межэтaпном взаимодействии.
Высшие
уровни развития зарождаются на предыдущих
этапах, но и особенности предыдущих
возрастных этапов проявляются на
следующих этапах. Чтобы способствовать
своевременному зарождению и успешному
развитию всего прогрессивного, нового
на всех этапах формирования ребенка
как личности, нужно знать возрастные
особенности физического и духовного
его развития. Каждый возрастной этап
развития личности имеет свои
анатомо-физиологические и психологические
особенности и возможности. В соответствии
с этими особенностями планируется и
осуществляется учебно-воспитательная
работа в яслях, детских садах и в школе.
Для
педагогической практики имеет большое
значение правильное понимание и
профессионально грамотное применение
принципа, утверждающего ведущую роль
обучения и воспитания в психическом
развитии ребенка на всех возрастных
этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С.
Выготский писал, что процессы развития
не совпадают с процессом обучения…
процессы развития идут вслед за процессами
обучения, создающего зоны ближайшего
развития.
Иными
словами, обучение должно быть ориентировано
не на зону актуального развития, т.е. не
на то, что уже сложилось и составляет,
по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний
день», а на зону ближайшего развития –
на «завтрашний день».
Зона
ближайшего развития определяется
содержанием тех задач, с которыми ребенок
еще не может справиться самостоятельно,
но решает с помощью взрослого. Это тот
следующий шаг в развитии ребенка, к
которому он уже готов, и требуется лишь
небольшой толчок, чтобы шаг был сделан.
Обучая ребенка чему-то новому, взрослый
помогает ему решить ту самую задачу, к
пониманию и овладению которой он уже
готов, но самостоятельно с ней еще не
справился. Л.С. Выготский подчеркивал,
что если ребенок с помощью взрослого
не справляется с задачей, значит, она
находится за пределами зоны ближайшего
развития и никакого развивающего эффекта
иметь не будет; в лучшем случае удастся
лишь натаскать ребенка на выполнение
подобных заданий или действий. Зона
ближайшего развития, демонстрируя еще
скрытую от внешнего наблюдения меру
зрелости психических процессов, имеет
гораздо большее значение в плане прогноза
и обучения, чем зона актуального развития,
показывающая лишь то, что ребенок уже
может.
В
становлении личности существенную роль
играет преемственность в обучении и
воспитании. Базируясь на достигнутом
ребенком уровне развития, детские ясли,
детские сады и школа готовят ребенка к
освоению им общественного опыта и знания
на следующем этапе обучения и воспитания.
Детский сад готовит ребенка к обучению
в школе, а средняя школа – к обучению в
высшей школе, к труду.
Возрастные
особенности развития не являются чем-то
устойчивым статичным в пределах возраста,
механически заменяющимся особенностями,
свойственными следующему этапу развития.
Направляя развитие личности, надо иметь
в виду и то, что характерные для
определенного возраста особенности
развития не всегда совпадают с паспортным
возрастом ребенка. Есть дети, которые
в развитии опережают свой возраст или
отстают от него. Это обусловливается
врожденными анатомо-физиологическими
особенностями организма, но преимущественно
причинной отставания являются условия
жизни и воспитания ребенка: они или
способствуют развитию или тормозят
его. Задачи учебного заведения и
преподавателя – выявлять эти причины,
укреплять то, что способствует успешному
развитию, и устранять все, что негативно
сказывается на воспитании личности
молодого человека.
В
формировании личности важную роль
играет подражание ребенка взрослым.
Дети подражают как положительному, так
и негативному, поскольку у них еще
недостаточно опыта и нет критического
отношения к действиям, поступкам
взрослых. Подражание особенно ярко
проявляется у детей дошкольного возраста.
Дети этого возраста еще не имеют
собственного отношения к поступкам,
поведению, мнениям, высказываниям
взрослых и механически повторяют их. С
развитием личности в подростковом и
юношеском возрасте, с ростом умственного
развития и самостоятельности дети
критически оценивают поступки и поведение
взрослых, и подражают только тому, что
соответствует их идеалам и ценностям.
Если положительный опыт окружающей
действительности не станет доминирующим
в их жизни и не сформируется
морально-этическое отношение к поступкам
других и самому себе, то укоренятся
вредные привычки и негативные черты
характера.
С.Л.
Рубинштейн писал, что психические
функции формируются в процессе
функционирования и существенно зависят
от того объективного содержания, на
котором они формируются. У ребенка это
функционирование неразрывно связано
с освоением содержания человеческой
культуры и установившейся в данном
обществе системы межлюдских отношений.
Освоение содержания культуры совершается
в процессе обучения; освоение межлюдских
отношений… в процессе воспитания,
неразрывно связанного с обучением.
Единство
развития и обучения, развития и воспитания
означает взаимосвязь и взаимопроникновение
этих процессов. Развитие не только
обусловливает обучение и воспитание,
но и само обусловливает ход созревания
и развития. Таким образом, психические
свойства ребенка следует рассматривать
не только как предпосылку, но и как
результат всего хода его развития в
процессе обучения и воспитания.
Образовательная
среда, которую организуют взрослые и в
которой обитает ребенок, состоит:
1)
с одной стороны, из знаний, умений,
правил, деятельностей и т.п., которые
как бы присваивает ребенок;
2)
с другой стороны, из его отношений к
этим знаниям, умениям, правилам,
деятельностям и т.п.;
3)
с третьей – из отношений ребенка к самому
себе, к окружающим его сверстникам и
взрослым, из понимания им своего места
в этой обетованной среде, его эмоционального
самоощущения в ней.
Значит,
эффективность образования, а, следовательно,
и психического развития зависит от
того, насколько средства, содержание,
методы обучения и воспитания разрабатываются
с учетом психологических закономерностей
возрастного и индивидуального развития.
При этом они не только опираются на уже
имеющиеся возможности, способности,
умения детей, но и задают перспективу
их дальнейшего развития. Взрослые в
работе с детьми разного возраста должны
акцентировать внимание на формировании
у них интереса к окружающей жизни,
интереса и умения учиться, способности
к самостоятельному добыванию знаний,
потребности в активном отношении к той
деятельности, в процесс которой они
включаются.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
22.02.20151.18 Mб14возростная психология.doc
- #
- #
Источник