Источник духовного развития ребенка его эмоций чувств

Источник духовного развития ребенка его эмоций чувств thumbnail

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

• В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

• В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

• В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

• В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

• В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже агрессивности.

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.Источник духовного развития ребенка его эмоций чувств

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.Источник духовного развития ребенка его эмоций чувств

Источник

Эмоции и чувства является неотъемлемой частью жизни любого человека. Каждый ребенок должен научиться понимать эмоции и состояние окружающих его людей. Кроме того, следует научиться контролировать собственный эмоциональный фон. Все эти навыки гарантируют легкое общение со сверстниками и старшим поколением.

Развитие эмоциональной сферы детей

Эмоциональное развитие детей происходит постепенно. С первых минут жизни ребенок учится делиться своими желаниями, которые в этот момент в первую очередь проявляются через эмоции. Это кратковременные неосознанные реакции, которые у малыша развиваются полным развитие эмоций и чувств у детейходом. Именно поэтому с новорожденными, пока они бодрствуют, так важно постоянно находиться рядом, играя и общаясь.

Самый ранний возраст – это очень насыщенный период общего эмоционального развития. В первые три года жизни ребенку приходится пережить два ключевых момента. Первый – аффективный кризис, второй – кризис трех лет. Ни один из данных кризисов не останавливает эмоционального развития малыша, а наоборот – ускоряет и углубляет его через создание прочных отношений с окружающим миром.

Каждый отдельный этап жизни сталкивает кроху с различными особенностями собственного развития.

  • Первому году жизни свойственны скоротечные неустойчивые эмоции. При этом они отличаются большой силой и яркой окраской. Маленькие детки легко возбуждаются, а любое их эмоциональное состояние сразу же проявляется через поведение. Важно знать и понимать такой факт, как «эмоциональное заражение». Оно присуще практически всем детям без исключения. Так, когда один ребенок смеется или плачет, это сразу же начинают делать другие.
  • Ко второму году жизни малыш становится более спокойным. Его самые яркие и бурные эмоции связаны с развитие эмоций и чувств у детейуспешностью или крахом предметной деятельности. Дети этого возраста направляют энергию на определенные ситуации, в которых они оказываются. Если что-то не получается, кроха злится и плачет, если что-то выходит – радуется, забавляет – смеется, удивляет – недоумевает. То есть при помощи достаточно большого спектра уже имеющихся эмоций ребенок показывает родителям, как он чувствует себя в конкретный момент. Ведь говорить он пока еще не умеет, разве что отдельные слова.
  • В три года детки особенно остро начинают переживать из-за тех или иных аспектов, связанных с сюжетными играми. Эти эмоции сигнализируют взрослым, что сюжет игры и сам ребенок становятся более развитыми. Именно этот возраст считается отправной точкой в развитии чувства эстетики. С трех лет малышей начинает привлекать все необычное, яркое, блестящее. Они задают уйму вопросов, пробужденных природной любознательностью. А еще именно в это время они жаждут положительных эмоций и похвалы.

Эмоциональное развитие дошкольников

Успешная социальная адаптация во многом зависит от умения владеть собственными чувствами. Именно это умение позволяет занять определенное место среди сверстников. Найти общий язык со взрослыми также намного проще, когда чувства подчиняются разуму. Власть над чувствами позволяет индивиду учиться контролировать свое поведение, что ведет к примирению с развитие эмоций и чувств у детейобществом.

Зачастую дети стесняются показывать свои эмоции и чувства. Обычно это является результатом укора за их проявление со стороны взрослых, чаще – родителей. Детей стыдят, когда они плачут, ведь они же почти взрослые или настоящие мужчины, а им не положено распускать нюни. Когда малыши восторгаются, им рекомендуют сдерживать эмоции и не привлекать внимания. Так, сопоставляя замечания взрослых и насмешки сверстников, дети учатся сдерживать свои чувства и эмоции, в результате чего превращаются в мудрых шестилетних-семилетних старичков.

Однако именно в младшем дошкольном возрасте эмоциональная сфера находится на пике своего развития. Эмоции так и хлещут из детей. И они вроде бы должны учиться их контролировать. Но ведь контроль не предполагает уничтожение или полное заглушение испытываемых ощущений.

Эмоциональное благополучие ребенка состоит из того, как относятся к маленькому индивиду взрослые, в первую очередь – близкие и родные люди. Ребенок должен постоянно чувствовать любовь своей семьи. Она поддерживает уверенность в собственной значимости.

Кроме потребности в любви, которая является самой сильной, крохе еще нужна справедливость. Если любовь формирует главный «букет» детских чувств, позволяющих смотреть на окружающий мир доброжелательно, то справедливость нужна для оценки его же поступков взрослыми, которые иногда ранят душу, не разобравшись в ситуации, что заставляет чадо в будущем поступать так же.

Для воспитания и развития чувств и эмоций ребенка нужны еще последовательность, разумность действий и соответствие действий словам. Причем все это относится к поведению родителей, а не ребенка.

Любое новое проявление чувств рекомендуется обсудить. Например, соседка пожалела котенка. Что ею двигало? развитие эмоций и чувств у детейХорошо это или плохо? А если заболела подружка? Надо подсказать ребенку, что ее можно навестить или хотя бы позвонить и поинтересоваться самочувствием.

И самое главное – никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за искреннее проявление чувств! Лучше присоединиться к нему и порадоваться теплому летнему дождику, поохать при виде двойной радуги, похихикать из-за смешного костюма пробегающей мимо собачки, повосторгаться ярким платьем женщины напротив… Это позволит ему вырасти искренним и эмоционально открытым.

Источник

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие –  это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Конечно, можно выделить основные эмоции. Но задумайтесь, сколько будет оттенков у каждой из них!

Например, радость. А рядом с ней:

Восторг, воодушевление, гордость, благодарность, надежда, нежность, безмятежность, умиротворение, любовь, восхищение, симпатия, умиление, ликование, предвкушение…

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже – улыбки и смеха. 

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка. Что происходит с человеком, если его эмоций с детства не замечали?

Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

  • Стыд, вина, тревожность

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

  • Гиперпослушание (конформность)

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

  • Агрессивность

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание  ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Источник

Ирина Романенко
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством развития эмоционального интеллекта

В наше время все чаще в детские сады приходят дети агрессивные, конфликтные и, наоборот, замкнутые, обидчивые. Таких детей можно назвать эмоционально неблагополучными. Причины детских эмоциональных трудностей связывают с неправильным воспитанием в семье и в дошкольном учреждении. (В. Г. Колягина, 2016)

Система дошкольного образования является базовым институтом социализации детей, а значит,несет на себе ответственность и за духовно-нравственное развитие ребенка. Путем сознательного, активного присвоения дошкольниками социального опыта, воплощенного в моральных и социальных нормах поведения и отношений людей друг с другом происходит последовательное становление нравственной позиции личности. Хочется отметить, что духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника,как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение адекватно реагировать и отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Одним из важнейших итогов нравственного развития является сформированное моральное мышление,которое включает следующие компоненты:

– понимание моральных норм (их смысла и назначения – необходимо не только вводить правила нравственности, но и активно обсуждать, почему их необходимо соблюдать, как появились эти правила и зачем они нужны);

– децентрация, как способность мысленно встать на позицию другого человека;

– способность осуществлять моральные оценки, т. е. ориентироваться в системе «что такое хорошо и что такое плохо»,

– понимание критериев моральных оценок и способность анализировать ситуации морального выбора. (Т. П. Авдулова, 2016)

На мой взгляд, все вышеперечисленное перекликается с основными параметрами социального и эмоционального интеллектов. К такому выводу я пришла, изучив научную литературу и педагогический опыт развития социального и эмоционального интеллекта: Люсин Д. В. “Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования”, Гоулман Д. “Эмоциональный интеллект“, Микляева Н. В. “Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников“, Авдулова Т. П. “Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО)” и другие.

Изначально концепция социального интеллекта была предложена Торндайком в 1920 г., который рассматривал его как познавательную специфическую способность, обеспечивающую успешное взаимодействие с людьми. Главной функцией социального интеллекта считалось прогнозирование поведения.

Дж. Гилфорд, в свою очередь, рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, определяющую успешность общения и социальной адаптации.

Проблема социального интеллекта в России стала рассматриваться сравнительно недавно – с 90-х гг. ХХ века (Ю. Н. Емельянов, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова и др).

Ушаков Д. В. рассматривает вопрос “является ли социальный интеллект интеллектом“. Озвучивая мнение, что социальный интеллект всего ли лишь личностное свойство, автор все-таки указывает на то, что считает его интеллектом, поскольку на него распространяются те же закономерности, что и на общий интеллект. Ушаков Д. В. приходит к формулировке социального интеллекта как способности к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их. (Д. В. Люсин, 2004)

Социальный интеллект у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Так, согласно мнению И. Исаевой, это способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути сознательного влияния на намерения других людей с целью достижения определенных предметных или коммуникативных результатов. (И. Ю. Исаева, 2011)

И. В. Харитонова считает, что различные компоненты социального интеллекта у детей дошкольного возраста развиты в разной мере. Так, дети лучше определяют эмоциональное состояние по внешним признакам, понимают вербальные сигналы в рамках конкретной ситуации; хуже понимают логику развития ситуации межличностного взаимодействия. При этом уровень развития способности к логическому обобщению, выделению общих значимых признаков в различных невербальных реакциях человека и способности понимать изменения вербальных реакций человека повышаются в условиях специально организованного обучения и педагогического сопровождения процесса развития социального интеллекта. (И. В. Харитонова, 2006)

Таким образом, можно сделать вывод, что место социального интеллекта в ряду с другими видами до сих пор неясным. Обусловлено это тем, что многие ученые отрицают его как самостоятельное образование и сводят исключительно к вербальному интеллекту.

Понятие социального интеллекта неразрывно связано с понятием эмоционального интеллекта. Д. Майер и П. Сэловей разработали модель эмоционального интеллекта, которая, по их мнению,является частью социального и состоит из 4 компонентов: восприятие эмоций, использование эмоций для стимуляции мышления, понимание эмоций, управление эмоциями. Д. В. Люсин предлагает авторскую модель эмоционального интеллекта,состоящую из трех компонентов: когнитивные способности, представления об эмоциях и особенности эмоциональности. (Д. В. Люсин, 2004)

В свою очередь, А. О. Куракина под эмоциональным интеллектом понимает способность к идентификации, осмыслению и регуляции эмоций, а также к использованию эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений.В структуре выделяются следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный (оценка посредством понятий и суждений, поведенческий (не/вербальное выражение эмоций). (А. О. Куракина, 2013)

Поскольку одним из целевых ориентиров духовно-нравственного развития дошкольников является ориентация на человека (дети должны понимать причинно-следственную связь между событиями и результатами своих действий и действий других людей, то можно сделать вывод, что полноценное духовно-нравственное развитие невозможно без развития эмоционального интеллекта. (Т. П. Авдулова, 2016)

Данный вывод подтверждают и требования ФГОС ДО. Так, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания являются задачами дошкольного образования, что отражено в п. 2.6. Также необходимо отметить целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (п. 4.6 ФГОС ДО):

-установка положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;

-активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

-способность договариваться, учитывать чувства и интересы других, сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты;

-способность к волевым усилиям и соблюдению социальных норм поведения.

Развитие эмоционального интеллекта приобретает особую важность в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период эмоции интенсивно развиваются:

• детьми осваиваются социальные формы выражения эмоций;

• благодаря речевому развитию происходит осознание эмоций;

• появляется способность отличать средства выражения эмоций от переживаний;

развиваются эстетические, интеллектуальные, моральные чувства;

• появляются эмоциональные переживания;

• формируется способность к эмоциональной децентрации. (Н. В. Микляева, 2019)

У детей дошкольного возраста эмоциональный интеллект является основой развития положительной адаптации и социализации в обществе. Воспитатели для развития эмоционального интеллекта дошкольников в образовательной деятельности используют различные дидактические игры, подвижные игры, методические пособия, проектную деятельность.

В заключение хочется отметить, что необходимо целенаправленное формирование эмоционального интеллекта путем грамотного педагогического сопровождения. Однако, несмотря на запросы общества воспитать коммуникабельных, способных успешно реализовываться в коллективе, разрешать конфликты детей, на настоящий момент вопрос педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников недостаточно разработан.

Источник