Исследовательская работа интеллектуальное развитие ребенка

Исследовательская работа интеллектуальное развитие ребенка thumbnail

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность».

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Решающую роль в работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играет непосредственно образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» и познание с элементами экспериментирования. Первые позволяют развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Вторая форма непосредственно образовательной деятельности конкретно формирует представления об объектах и явлениях и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний.

Для детей старшей группы планируются интегрированные занятия, на них одновременно реализуются несколько видов деятельности. Цели данных занятий направлены на выявление причинно-следственных связей, учат логично рассуждать ребенка, проявлять творческое мышление. В основе непосредственно образовательной деятельности с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов итогом которых являются умозаключения детей.

При разработке содержания познавательных занятий, учитываются следующие условия:

– предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);

– чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;

– содержание непосредственно образовательной деятельности должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;

– эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию непосредственно образовательной деятельности стимулирует познавательную активность детей.

Мыслительные эксперименты (игры)достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры, действия, и рассуждения в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.

Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры:

«Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?»,

«Картинки-путаницы». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.

Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.

В развитии речи широко используются опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении описательных рассказов по картинкам и игрушкам используется решение проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» Л.Муур – эксперимент с собственным отражением в зеркале. А. Усачев «Умная собачка Соня» (кладезь идей для опытов и экспериментов) – «Впитывает – не впитывает», «Умный язычок (определение вкуса)», «Где можно увидеть радугу? (домашнее экспериментирование, экскурсия)».

В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитиюинтеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 1 до5 минут времени и  учитывая эти данные, планируются кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода.

В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.

В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет. На весь сезон работы на цветнике и в огороде выделяется экспериментальный участок земли, где не во вред всем растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными экземплярами.

Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков. В мини-музее можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, отведать на вкус, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Например, в музее песка можно попробовать песок сделать цветным; в музее солнца провести опыты с солнечным зайчиком, в музее камня с помощью пластилина можно узнать, как появились камни самоцветы.

В ходе данной работы предоставляется возможность на успех каждому ребенку в близком только ему виде деятельности. Музыкальный ребенок отличится в опытах со звуками, инструментами; юный математик легко справится через эксперименты с объемами, весом; творческие личности проявят себя в опытах с бумагой, красками.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется Уголок экспериментирования. В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты(мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Учить действовать детей в уголке экспериментирования начинают со старшей группы, так как именно к этому возрасту формируется необходимый минимум знаний и умений. Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.

Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Каждый ребенок имеет свой «Научный дневник», где фиксируется работа ребенка.

Проектная деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью научного руководителя. Им может быть воспитатель, психолог или родители ребенка, группы детей. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые. Например, творческие проекты «Новогодняя елочка», «Мы – журналисты», «Откуда краски к нам пришли?» вызвали большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором информации, писали статьи, мастерили и проводили эксперименты. Активные и любознательные дети проявили себя в исследовательских проектах «Почему кора на деревья трескается?», «Где зимуют божьи коровки?».

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Источник

Развитие интеллектуальных способностей

детей дошкольного возраста в проектно – исследовательской

деятельности

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Важным показателем социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным

Однако на современном этапе данный вопрос приобрел особую значимость – в свете формирования общей культуры, развития у детей познавательных интересов, интеллекта и интегративных качеств дошкольников, в частности — физических, личностных и интеллектуальных.

Поэтому возникла необходимость в разработке модели развития познавательной деятельности, где воспитание таких качеств ребёнка, как «сообразительный», «любознательный», «осведомлённый», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», выходит на первое место.

На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Чем раньше с ребёнком начнут заниматься, тем больше творческих способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он проявит.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми мы отдаём практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Исходя из вышесказанного мы определили задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка

диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества и деятельностным подходом.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития интеллектуальных способностей дошкольников.

Наша работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Мы считаем, что особое внимание следует уделить организации развивающей среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. В старшей и подготовительной группах оборудовали мини – лабораторию. Приобрели с помощью родителей детские микроскопы, лупы, ёмкости для жидких и сыпучих материалов и др. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

В основе проектной деятельности используем тематические недельные проекты смешанного типа, где сочетаются элементы творческих, исследовательских, игровых и информационных проектов.

Приобщая дошкольников к истокам народной культуры, разработали проекты, тематика и содержание которых разнообразна – это фольклорные, православные и календарные праздники, традиции, желания и интересы детей. Сочетая принципы научной обоснованности и практической применимости, разработали годовой цикл проектов. Тематическое планирование с использованием народного календаря позволило распределить познавательный материал на весь учебный год и решить поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале. Характерной особенностью работы в рамках этого цикла является знакомство детей с крестьянской культурой и бытом, где широко используется музыкальный игровой фольклор, малые формы устного фольклора, достижения музейной педагогики, элементы исследовательской деятельности. В созданном мини-музее «Русская изба», совместно с педагогами проводим семейные гостиные, посиделки, фольклорные праздники и развлечения, выставки в рамках проектов. Например, в ходе реализации проекта «Хлеб – всему хозяин» узнали с детьми из чего можно испечь хлеб и от чего зависит вкус изделия. В лаборатории разбирали пшеничные, ржаные и ячменные колосья, перемалывали их в муку, заводили тесто. На выставке «Волшебное тесто» дети вместе с родителями презентовали свои семейные рецепты, а на ярмарке дегустировали разнообразные хлебобулочные изделия.

Дети готовы не только участвовать в проектах, предложенных взрослыми, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой этих проектов. Именно детьми была предложена туристическая прогулка с родителями на остров Согрёнок, в рамках проекта «Откуда течёт река». Дети определили с помощью корабликов направление течения реки, обследуя камни в реке убедились, что вода камень точит, при соединении воды с землёй образуется грязь, взяли пробы воды для исследования в мини – лаборатории. Мы убедились, что благодаря опытам, дети испытывают большую радость от своих маленьких и больших открытий, а деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

В проекте «Масленица» организовали мини – музей колокольчиков. Родители с детьми изготовили колокольчики из разных материалов (металлические, пластиковые, стеклянные, глиняные, картонные и др.) Играя с колокольчиками в оркестре, дети заметили, что все колокольчики звучат по – разному. В процессе практико – познавательной деятельности (обследования, эксперименты, наблюдения и др.) дети пришли к выводу, что звучание колокольчиков зависит от величины и материала из которого они сделаны. Наши проекты позволяют детям ощутить целостность традиционной народной культуры, естественность её жизненной основы – бытовой, повседневной деятельности людей. Чем разнообразнее и интенсивнее проектно – исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается интеллектуально.

В своей работе мы используем различные формы организации деятельности дошкольников во время реализации проекта:

  • непосредственно образовательная деятельность;

  • совместная деятельность детей;

  • мини-музей, выставки;

  • лаборатория;

  • концерты, викторины, КВН;

  • театральные представления;

  • музыкально-фольклорные праздники, досуги;

  • семейные гостиные;

  • ярмарки;

  • посиделки;

  • медиатека.

Таким образом, использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Проекты – это сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей, родителей и специалистов. Родители являются непосредственными участниками всех проектов. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно для развития их собственного ребёнка. Помогают нам в этом разнообразные формы сотрудничества с семьёй : консультации, групповые родительские собрания, конференции, круглые столы и др., где знакомим родителей с тематикой проектов на год. С помощью родителей приобрели оборудование в лабораторию, пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

Даже самые пассивные родители, видя искреннюю заинтересованность педагогов и детей, активно включаются в работу по реализации проектов. Признание достижений детей, родителей и воспитателей вызывает чувство гордости за свой труд. Мы убедились, в том, что, объединяя разных по возрасту детей и взрослых, проект обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Проекты сближают детей и взрослых, помогают легко и интересно прожить всем вместе дошкольные годы.

Таким образом, анализ целей, задач, результатов проектно – исследовательской деятельности показывает, что данный метод обучения на сегодняшний день действительно соответствует социальному заказу общества, так как в процессе работы формируется активная интеллектуально – творческая личность, которая способна самостоятельно принимать решения, готовая к успешному взаимодействию с окружающими, самореализации. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Список литературы.

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. – М.: Академия, 2009. – 109 с.

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О.А. Князева, М.Д Маханёва.. – СПб., 1997.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для родителей и практических работников ДОУ. АРКТИ-2005.

Источник