Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности

Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности thumbnail

Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности

Развитие детской одаренности обусловлено сложным динамическим взаимодействием интеллектуальных и мотивационно-личностных особенностей ребенка, а также условий его окружения. И поэтому в последние десятилетия взоры исследователей все чаще обращаются к изучению мотивационно-личностных предпосылок развития одаренности и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению.

Какие мотивационно-личностные особенности ребенка способствуют или, напротив, препятствуют развитию его одаренности? Какие условия необходимы для становления значимых для развития одаренности личностных качеств? Что может, а чего не может сделать школа для развития одаренности ребенка?

Наиболее ярким и важным проявлением высокого творческого потенциала в детском возрасте считается исследовательская активность ребенка, которая может иметь разные формы и в процессе творческого развития преобразуется, поднимаясь на все более высокие ступени. Так, у одаренного ребенка дошкольного возраста исследовательская активность проявляется как очень широкая любознательность и выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. В подростковом же возрасте она переходит в стадию самостоятельного формулирования проблем и познавательных задач, что выражается в проявлении стойких личностных интересов к той или иной области знания или деятельности человека. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, творческое порождение образов.

Исследовательская позиция возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности ребенка. Именно эта мотивационно-личностная характеристика, активно развивающаяся на протяжении младшего школьного возраста, во многом определяет благоприятный прогноз развития одаренности в последующие возрастные периоды.

Все факторы развития одаренности у детей можно объединить в три группы: первая группа включает природные задатки, индивидуальные особенности ребенка; вторая группа – это зависимость развития одаренности от характера деятельности; в третью группу входят все формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и образовательного учреждения).

«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Какая должна быть деятельность для развития одаренности ребенка? Наверно, та, к которой ребенок тяготеет: художественной, естествоведческой, спортивной, социально-гуманитарной, технической, математической, научно-исследовательской. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Самая сильная потребность одаренных детей – накопление и усвоение знаний. Самостоятельная исследовательская практика детей позволяет активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Она рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.

Исследовательская позиция выражает определенный тип отношения ребенка к познанию окружающего мира – отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, познания в широком смысле слова. На протяжении школьного детства большое значение отводится её проявлению в обучении как частном случае познавательной деятельности. Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях:

– в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью;

– в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки «тайн мироздания»;

– в предпочтении самостоятельных, продуктивных способов познания.

Таким образом, центральным звеном в развитии исследовательской позиции ребенка, является создание таких занимательно-игровых ситуаций, в которых могла бы проявиться исследовательская активность ребенка, его познавательная потребность, склонность к творчеству.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которое позволило бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать выводы, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. 

Читайте также:  Центр развития ребенка 266 пермь

В своей работе необходимо использовать различные формы и методы обучения для развития логического мышления своих учеников: нетрадиционные уроки («Математический КВН», «Урок – сказка»), конкурсы («Урок – олимпиада», «В царстве смекалки», «Блиц – турнир по математике»), дидактические игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”, “Что здесь лишнее? Почему?” и др.
Логическое мышление развивают загадки, ситуационные задачи и логические игры: ребусы, шарады, головоломки. Все они тренируют логическое мышление младших школьников и помогают получать новые мыслительные навыки.
Они развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. 
Наибольший эффект на уроках при работе с текстовой задачей может быть достигнут в результате применения различных приёмов работы над задачей. Мини-исследование, решение задач различными способами, разбиение текста задачи на смысловые части, моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка, изменение вопроса задачи, использование приема сравнения задач и их решений, составление аналогичной задачи с измененными данными, решение обратных задач. Систематическое использование на уроках математики данных приёмов работы над текстовой задачей, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

При решении занимательных нестандартных задач преследуются следующие цели: 
– формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
– развитие и тренинг мышления, в том числе творческого;
– поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
– развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта.
Также на уроках математики, для развития логического мышления, используются различные творческо-исследовательские задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте ребенок отличается особой восприимчивостью по отношению к развитию у него важнейшей мотивационно-личностной особенности – исследовательской позиции, которая может способствовать дальнейшему развитию его одаренности.

Важнейшими условиями развития исследовательской позиции личности являются обеспечение обогащенной проблемной среды, позволяющей ребенку с высокой степенью самостоятельности открывать знания об окружающем мире, а также поддержка со стороны взрослых (учителя и родителей) всех проявлений исследовательской активности ребенка, создание атмосферы значимости или ценности творчества.

Источник

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Нелюбинская средняя общеобразовательная школа»

Томского района, Томской области

«Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности»

Педагог:

Юхник Елена Ивановна,

первая квалификационная категория

2019-2020 учебный год

«Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности»

Какая должна быть деятельность для развития одаренности ребенка? Наверно, та, к которой ребенок тяготеет: художественной, естествоведческой, спортивной, социально-гуманитарной, технической, математической, научно-исследовательской. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Самая сильная потребность одаренных детей – накопление и усвоение знаний. Самостоятельная исследовательская практика детей позволяет активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Она рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.

Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях:

  • в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью;

  • в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки «тайн мироздания»;

  • в предпочтении самостоятельных, продуктивных способов познания.

А для этого учителю необходимо:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

  • уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

  • устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Читайте также:  Развитие игровой деятельности ребенка в доу

Поиск неизвестного

Наибольший эффект на уроках при работе с текстовой задачей может быть достигнут в результате применения различных приёмов работы над задачей. Мини-исследование, решение задач различными способами, разбиение текста задачи на смысловые части, моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка, изменение вопроса задачи, использование приема сравнения задач и их решений, составление аналогичной задачи с измененными данными, решение обратных задач. Систематическое использование на уроках математики данных приёмов работы над текстовой задачей, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Ситуация новизны, познания в широком смысле слова.

Раздел: Диалог. Монолог.

Тема: Как отличить диалог от монолога.

  1. Предположения детей. Если не знают или неуверенны, решают, где можно найти ответ (учебник, словарь, интернет, спросить).

  2. Чем-то похожи слова? Чем отличаются? (на что похожи, что напоминают, где слышали).

– Если узнать что значит моно, диа, лог. поможет узнать значение слов.

  1. Узнать значение слов (в толковом словаре), остальные читаю перевод.

  2. Выслушивают подготовленные ответы.

  3. Сравнивают все ответы. Делают вывод.

  4. Читают в учебнике и слушают запись.

Подойдут темы: Подлежащее и сказуемое. Распространенное и нераспространенное предложение. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова.

Таким образом, центральным звеном в развитии исследовательской позиции ребенка, является создание таких занимательно-игровых ситуаций, в которых могла бы проявиться исследовательская активность ребенка, его познавательная потребность, склонность к творчеству.
Такая работа способствует развитию самостоятельной логики мышления, которое позволяет детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать выводы. В конечном счете, самостоятельно приобретать знания. 

В своей работе я использую различные формы и методы обучения для развития логического мышления своих учеников: нетрадиционные уроки («Математический КВН», «Урок – сказка»), конкурсы («Урок – олимпиада», «В царстве смекалки», «Блиц – турнир по математике»), дидактические игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Назови предмет в ряду», «Домино», «Как одним словом можно назвать предметы», «Что здесь лишнее? Почему?» и др.
Логическое мышление развивают загадки, ситуационные задачи и логические игры: ребусы, шарады, головоломки. Все они тренируют логическое мышление младших школьников и помогают получать новые мыслительные навыки.
Они развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. 
Также на уроках математики, для развития логического мышления, используются различные творческо-исследовательские задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте ребенок отличается особой восприимчивостью по отношению к развитию у него важнейшей мотивационно-личностной особенности – исследовательской позиции, которая может способствовать дальнейшему развитию его одаренности.

Источник

Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности

Современный обучающий процесс не отвечает на вопрос, как развить логическое мышление, потому что он не предполагает его развития. Ведь традиционно детей, начиная с детского сада, обучают мыслить в рамках заданной программы: малейшее отклонение от нее моментально наказывается и считается недопустимым, неправильным.

А ведь все учащиеся индивидуальны, значит, и мыслить они умеют по-разному. Тогда почему у одной задачи должно быть только одно правильное решение?

Внутренним психологическим условием индивидуального развития детской одаренности  в рамках ФГОС НОО является высокая исследовательская (творческая) активность, которая обусловливает становление исследовательской позиции личности – фактора, обеспечивающего развитие одаренности, достижение человеком наиболее высоких форм творческой активности.

На протяжении школьного детства большое значение принадлежит проявлению исследовательской позиции в обучении. Она характеризуется:

1) высоким уровнем и широтой поисково-исследовательской активности ребенка, стремлением к самостоятельному «познанию истины»;

2) выраженной склонностью к продолжительным умственным усилиям;

Читайте также:  Значение гибкости для физического развития ребенка

3) позитивным отношением, предпочтением продуктивных способов познания.

Центральным звеном является создание таких занимательно-игровых ситуаций, в которых могла бы проявиться исследовательская активность ребенка, его познавательная потребность, склонность к творчеству.

       Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которое позволило бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать выводы, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

 В своей работе я использую различные формы и методы обучения для развития логического мышления своих учеников: нетрадиционные уроки («Математический КВН», «Урок – сказка»), конкурсы («Урок – олимпиада», «В царстве смекалки», «Блиц – турнир по математике»),  дидактические игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”, “Что здесь лишнее? Почему?” и др.

Логическое мышление развивают загадки, ситуационные задачи и логические игры: ребусы, шарады, головоломки. Все они тренируют логическое мышление младших школьников и помогают получать новые мыслительные навыки

   Они развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

  Наибольший эффект на уроках при работе с текстовой задачей  может быть достигнут в результате применения различных приёмов работы над задачей как мини-исследование, особенно на уроке математики: решение задач различными способами, разбиение текста задачи на смысловые части, моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка, изменение вопроса задачи, использование приема сравнения задач и их решений, составление аналогичной задачи с измененными данными, решение обратных задач. В кабинете создан банк разноуровневых текстовых задач «Лабиринт»

Систематическое использование на уроках математики данных приёмов работы над текстовой задачей, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

При решении занимательных нестандартных задач преследуются следующие цели:

– формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;

– развитие и тренинг мышления, в том числе творческого;

– поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);

– развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта

    Также на уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные творческо-исследовательские задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

         Как создать условия для развития познавательных универсальных учебных действий: умение логически рассуждать,  выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними,  выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поисково­го характера,  осуществлять  поиск и выделяет необходимую

Благодаря целенаправленной работе ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в конкурсах творческих и исследовательских проектов. Интерес к исследовательской деятельности учащихся возрастает, обусловливает становление их исследовательской позиции.

В 2019-2020 году  все учащиеся представили мини-проекты на уровне класса «Мои первые открытия».

Данная работа позволяет достичь метапредметных результатов: приобретение младшими школьниками  опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера, формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику достичь личностных результатов: совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Высокая исследовательская (творческая) активность, которая обусловливает становление исследовательской позиции личности – фактор, обеспечивающий развитие одаренности.

Источник