Исследования зарубежными психологами в развитии ребенка

Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:
• Биогенетическое направление.
Ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
К числу ранних психологических теорий относится концепция
рекапитуляции Стэнли Холла. Воснову легла теория Э.Геккеля, который
считал, что в процессе внутриутробного развития эмбрион проходит все
стадии, которые проходит материя в процессе эволюции.
С.Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития:
ребенок рождаясь, кратко повторяет стадии развития человеческого
общества (например, игра ребенка с песком – пещерная стадия жизни
людей; далее стадия охоты, стадия обмена и т.д.).
В дальнейшем психологи подчеркивали несостоятельность подобных
теорий.
В рамках этого же, биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Карла Битера. К.Бюлер выделил три ступени развития – инстинкт, дрессура (навык), интеллект. Таким образом, ребенок от рождения до 7 лет находится на стадии инстинкта , с 7 до 14 лет – на стадии научения, и с 14 до 21 года наступает стадия развития интеллекта.
ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.
• Социогенетическое направление.
Его истоки в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска {tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социологизаторский -страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.
• Теория конвергенции двух факторов, разработанная Вильямом Штерном
По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна – созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая – развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Отечественная теория психического развития
Л. С. Выготского
В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка.
У человека есть особый опыт, которого нет у животных, – это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка.
Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности.
Человеческий мозг устроен так, что накопленный общественный опыт не может передаваться генетически. Главную, определяющую роль в психическом развитие ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно.
При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов:
• Макросреду составляет общество, как определенную социально-
экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В
ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности.
• Мезосреда включает национально-культурные и социально-
демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.
• Микросреда – это непосредственная среда его жизнедеятельности
(семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-
образовательные учреждения, которые он посещает).
Л.С.Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития – те знания, умения, навыки и действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития – задачи, которые сегодня ребенок может
выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.
Обучение должно опираться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие “тянет” его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.
Перинатальная психология
Перинатальная психология – новая увлекательная область сихологии, занимающаяся изучением условий становления психики ребенка в перинатальном периоде. Объектом изучения перинатальной психологии является диада «мать-дитя».
Медики – акушеры и неонатологи – определяют продолжительность перинатального периода от срока беременности, когда появившийся на свет малыш способен выжить (по традиционным взглядам с 28-й недели внутриутробной жизни, при современных медицинских технологиях- с 22 недели) по 7-е сутки жизни после рождения. Перинатальные психологи и психотерапевты расширяют границы перинатального периода, включая в него весь период от планирования ребенка до первых месяцев его жизни и вплоть до конца первого года его жизни. В это время психика ребенка развивается самыми быстрыми темпами, а условия ее развития обеспечиваются мамой. Поэтому становление материнской сферы женщины (онтогенез материнства) также входит в сферу интересов перинатальной психологии.
Начало психологическому изучению перинатального периода было положено во второй четверти XX века в рамках психоаналитического направления. В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.
СРОК БЕРЕМЕННОСТИ | РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ | ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ |
Первый триместр | – появление сенсорных переживаний, положительных и отрицательных эмоций (комфорт и дискомфорт) | Влияние матери только через функции организма. Непосредственное взаимодействие отсутствует. |
Второй триместр | – появляется активность ребенка (отвечает движением на тактильную и слуховую стимуляцию) | Поступающие с кровью гормоны матери меняют эмоциональное состояние ребенка (удовольствие или неудовольствие). |
Третий триместр | – формируются индивидуальные особенности нервной системы (тип ВИД), психические особенности (способности). | Под влиянием эмоциональной информации от матери формируется внутренняя реальность будущего ребенка (например, вина и страх напрямую угнетают развитие ребенка) |
В перинатальной медицине и педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Клиницисты и психологи подчеркивают важность перинатального воспитания как основы для будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноценного и творческого включения в человеческую культуру. Перинатальное воздействие должно осуществляться через обращение к эмоционально-ценностному слою личности будущей матери.
Американский психолог Станислав Гроф, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставляемые в психике человека родовым процессом. Им было введено понятие «сгущение опыта». С точки зрения С. Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц».
• В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты
переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение
опасности для жизни.
• Вторая фаза, совпадающая с первой клинической фазой родов, – это
время, когда «существование кажется лишенным смысла», происходит
концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и
безысходности.
• Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией
родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения,
ярости, сопротивления.
• Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается
как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония
доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время
рождения опыт избегания или сопротивления, будет действовать в
новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с
опытом рождения, а к рождению – с опытом внутриутробной жизни;
похожие ситуации оживляют, сгущают его опыт.
Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами.
Новорожденность.
Период новорожденности – это начало младенческого возраста. Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.
Рождение — это всегда резкий переход к новому. Адаптация ребенка в этот период связывается с резкими изменениями средовых факторов. 3. Фрейд сравнивал рождение ребенка со смертью, а крик новорожденного с криком отчаяния и нежеланием покинуть комфортный мир. Вот как драматично описывает момент рождения Е.В. Субботский:
«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила сдавила так, что смерть кажется неминуемой… Страдание и боль достигают вершины.
И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, его головы, ничто не поддерживает его…
«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, -разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» -ив то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»…Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», – скажете вы. И, тем не менее, не то ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»
Причины кризиса новорожденности:
• Физиологические – рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость
смены типа питания (признак кризиса — потеря в весе в первые дни
после рождения);
• Психологические — психика новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают
ребенку в первые часы его жизни.
Особенности развития новорожденного:
• Развитие сенсорных процессов опережает развитие моторики, в то
время как развитие детенышей животных имеет обратный порядок;
• Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения
свойственных человеку форм поведения. Формируются потребности в
получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым.
Источник
Современный родитель не представляет себе успешного воспитания без знания детской психологии. Наука помогает нам лучше понимать собственных детей и находить с ними общий язык. С ней легче решать спорные вопросы и искать ответы на далеко непростые вопросы родительства.
Однако психология — не математика, здесь на один вопрос может быть несколько ответов. Когда мы читаем о каких-либо воспитательных теориях, легко запутаться, что правильно, а что нет. Нередко мнения психологов на одну и ту же проблему могут кардинально различаться. Обычно мы придерживаемся тех научных взглядов, которые ближе к нам и нашему стилю воспитания.
Тем не менее существует ряд исследований, которые помогают родителям ориентироваться в современной психологии.
10 актуальным психологических исследований, о которых должны знать родители
1. В целом, родители более счастливы, чем те люди, у которых нет детей
В последние годы было несколько исследований, утверждающих, что все трудности родительства значительно перевешивают приятные моменты. «Вот! Я так и знал», — втайне подумали многие родители.
Не торопитесь с выводами! Новейшее исследование показывает, что в среднем родители ежедневно чувствуют себя лучше и получают больше удовольствия от заботы о своих детях и общения с ними, чем от каких-либо других занятий (Nelson et al., 2013).
Отцам особенно свойственно получать позитивные эмоции от общения со своими детьми.
2. Детоцентрированные семьи: нужды ребенка – превыше всего
В современном мире, подход, когда родители ставят ребенка на первое место в отношениях в своей семье, имеет ряд преимуществ. При таком подходе родители видят больше смысла в их воспитании, они получают большее удовлетворение от своей родительской роли, испытывая меньше негативных эмоций, связанных с заботой о ребенке.
«Исследование показывает, что чем больше заботы и внимания человек отдает другим, тем более он счастлив. По этой версии, чем больше родители «инвестируют» в благополучие своих детей, тем больше счастья и смысла они получают от родительства» (Ashton-James et al., 2013).
То, что хорошо для детей, хорошо и для их родителей.
3. Гиперопека провоцирует несамостоятельность
Каждому родителю важно вовремя понять две ключевые вещи. Во-первых, то что их ребенок имеет право быть отдельной личностью, и, во-вторых, то что он развивается и растет. Поэтому, необходимо различать адекватную вовлеченность в жизнь своего подросшего ребенка и гиперопеку.
В англоязычном психологическом дискурсе родители, чрезмерно опекающие своих уже взрослых детей, называются «родители-вертолеты», то есть такой родитель, дети которого настолько опекаемы, что становятся несамостоятельны в своих решениях и действиях. Сравнение с вертолетом возникло из метафоры, что родитель «кружит над ребенком», заслоняя собой все вокруг.
В ходе исследования о связи гиперопеки и случаев депрессии у детей было опрошено 297 студентов. Они описывали свои взаимоотношения с родителями и чувства, возникающие в ответ на родительские действия.
Результаты исследования выявили, что дети гиперопекающих родителей демонстрируют более высокий уровень депрессии, они менее инициативны и независимы в своих суждениях и поступках.
«Родителям необходимо учитывать возрастные особенности их детей и приспосабливаться к ним. Излишняя вовлеченность во все стороны жизни подростка или юноши не всегда уместны» (Schiffrin et al., 2013).
4. Строгая дисциплина часто имеет обратный эффект
Около 90% американских родителей признаются, что хотя бы раз были чрезмерно строги к своим детьми. Как правило, это примеры эмоционального насилия, включающего в себя вербальные оскорбления и угрозы.
Многим кажется, что строгость позволяет держать детей в рамках, но это правда лишь до определенной степени, ведь чрезмерная строгость может только усугубить проблему.
Исследование 967 американских семей с 13-летними подростками, сопоставляющее чрезмерную вербальную строгость (угрозы и оскорбления) и поведение детей, выявило, что поведение детей, подвергавшихся такого рода эмоциональному насилию, ухудшилось в течение следующего года (Wang et al., 2013).
Такие примеры «строгой дисциплины», как моральное унижение ребенка, не проходят бесследно даже в случае, если в целом эмоциональная привязанность ребенка и родителя достаточно сильна.
5. О важности режима сна
Ребенку важно ложиться каждый день в одно и то же время. Это подтверждается многолетним исследованием, в котором приняло участие 11 000 детей. На момент начала исследования детям было 3 года, на момент окончания – 4. Ученые сопоставляли влияние регулярного отхода ко сну в одно и то же время на когнитивные способности ребенка (Kelly et al., 2013).
Исследователи выявили, что:
«Дети, режим сна которых не был четко установлен в возрасте 3 лет, в дальнейшем демонстрировали более низкую скорость чтения, более низкие результаты в математике и заданиях на пространственное мышление. Это утверждение верно, как для мальчиков, так и для девочек».
3 года – именно тот возраст, когда режим ребенка должен быть окончательно установлен.
Чем раньше ребенок научится ложиться и вставать в одно и то же время, тем лучше для его когнитивных способностей.
6. Домашние хлопоты – дело всей семьи
Родителям намного проще воспитать счастливого ребенка, если их отношения между собой – близкие и гармоничные. Домашние обязанности – это общая работа всех членов семьи, и отсутствие бесконечных ссор между родителями на бытовой почве благоприятно сказывается на атмосфере в семье.
Супруги более удовлетворены своей семейной жизнью, если они справедливо разделяют обязанности по дому и выполняют их одновременно, каждый – свои (Galovan et al., 2013). Со временем и у ребенка будут появляться свои обязанности по дому, что приучит его к дисциплине и командной работе.
7. Меньше мультиков!
Американская Академия Педиатрии не рекомендует родителям включать мультфильмы детям до 2 лет. После двух лет просмотр телевизора допускается, однако время просмотра не должно превышать 2 часов в день.
Новое исследование, проведенное среди 2 000 канадских детей, показывает, что каждый дополнительный час просмотра телевизора, негативно влияет на их развитие и способность к обучению в будущем (Pagani et al., 2013).
Чем больше дети смотрели телевизор в возрасте 2,5 лет, тем меньше был их словарный запас, менее развита мелкая моторика и математические способности в возрасте 5 лет.
8. Физическое развитие улучшает результаты в школе
Физические упражнения – это отличный способ увеличить активность мозга.
Новое исследование 11-летних детей показало, что умеренные физические нагрузки улучшают академические показатели по математике, естественным наукам и родному языку (Booth et al., 2013). Это подтверждается и исследованием, проведенном среди 16-летних подростков по результатам годовых экзаменов. Интересно, что особенно высокие результаты в области естественных наук показывают девочки, активно занимающиеся спортом.
9. Опасности интенсивного материнства
Некоторые женщины заявляют, что заботиться о детях – намного труднее, чем работать.
Существует взаимосвязь между воспитанием детей и уровнем стресса и чувства вины. Но ведь ранее говорилось о том, что родительство – это источник радости и смысла. Чем объясняется данное несоответствие? Возможно, это связано с разницей подходов к родительской роли. Интенсивное материнство, например, может отражаться на матери достаточно негативно.
В ходе исследования, участниками которого стали 181 женщины, дети которых были младше 5 лет, было установлено, что матери, которые считают детей исключительно женской сферой и отказываются разделять обязанности по уходу за детьми с мужьями, больше подвержены депрессии и менее удовлетворены своей жизнью (Rizzo et al., 2012).
Каждая мать в той или иной степени посвящает себя детям. Тем не менее, это не должно осуществляться ценой собственного психического здоровья.
10. Каждый ребенок — уникален
Каждый родитель двух или более детей заметил любопытную вещь: братья и сестры, даже при внешней схожести, могут кардинально отличаться характерами.
По результатам исследования Пломина и Дениелся (1987), по характеру братья и сестры похожи не больше, чем два совершенно незнакомых, не связанные между собой человека. Это звучит странно, учитывая, что 50% их генетического кода идентичны. Разгадка кроется вовсе не в генах, а в обстановке, в которой росли дети. Но ведь обстановка в одной и той же семье вряд ли кардинально отличается? Да, но у каждого ребенка разные отношения с родителями, братьями и сестрами, одноклассниками и учителями и так далее. Именно этим определяется разность характеров братьев и сестер.
Каждый ребенок в семье обладает собственной индивидуальностью, и к каждому из детей необходим свой подход. Это еще один из многих вызовов, с которыми родители встречаются на своем нелегком пути к счастью.
Перевод: Маргарита Елисеева
По материалам: www.псиблог.рф
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Источник