Исследования развития ребенка дошкольного возраста

Основные характеристики дошкольного возраста

Дошкольный возраст очень ответственный период в жизни формирующейся личности. Именно в дошкольном возрасте происходят самые значительные изменения в развитии психики Возрастает познавательная активность: появляется логическое мышление, развиваются наглядное мышление, восприятие. Увеличению познавательных возможностей ребенка способствует развитие произвольного внимания, смысловой памяти. В данный период возрастает роль речи в познании мира, в развитии общения и разных видов деятельности. У детей-дошкольников формируется возможность выполнения различных действий по инструкции словесной, усвоения знаний на базе объяснений, но при опоре на наглядные представления. Базой познания для данного возраста является, прежде всего, чувственное познание — наглядное мышление и восприятие.

От того, в какой степени сформировано у дошкольника восприятие, а также наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, зависят прежде всего познавательные возможности ребенка и дальнейшее развитие деятельности, речи, а также более высоких форм мышления. В этом возрасте у детей активно формируются пространственные представления, играющие огромную роль в общем психическом развитии ребенка и служащие основой овладения счетными операциями, математическими понятиями.

Замечание 1

Важное обретение дошкольного возраста — это появление игры, в качестве первого и ведущего вида совместной деятельности детей. Параллельно с игрой в дошкольный период развиваются и продуктивные виды деятельности.

Интенсивное развитие психических функций, а также расширение спектра практической деятельности формируют у дошкольников познавательное отношение к окружающему миру.

Дошкольный возраст ребенка также характеризуется очень интенсивным развитием личности ребенка. Развивается воля, у ребенка формируется внутренняя оценка различных ситуаций, поступков, действий, оттачивается внимание, закладываются базовые основы нравственности.

К концу дошкольного периода у детей формируется готовность к обучению в школе.

Условия проведения обследования

При обследовании дошкольников необходимо соблюдать условия, которые обеспечат самую объективную оценку состояния детей:

  • создание комфортности и налаживание эмоционального контакта;
  • предъявлять задания от простого к сложному варианту для поддержания ситуации успеха, которая вызывает желание дальнейшей работы;
  • чередование наглядных и словесных методик для предупреждения утомления;
  • игровые задания;
  • учет уровня развития у определенного ребенка познавательной деятельности.

Компоненты обследования

Психологическое обследование начинать с беседы с ребенком, направленной на установление эмоционального контакта. В процессе беседы следует выявить общий запас знаний, представлений ребенка об окружающем мире, ориентировку во времени, пространстве, а также эмоциональные особенности, такие как контактность, любимые игры и занятия, интересы.

При выборе методик для диагностического обследования ребят дошкольного возраста следует учитывать психологические возрастные новообразования:

  • уровень наглядно-образного мышления,
  • уровень развития перцептивных действий,
  • ведущей игровой деятельности,
  • видов деятельности: конструирования и рисования.

Важнейшей задачей обследования детей четырех-пяти лет является изучение уровня развития ориентировочно-познавательной деятельности, так как именно она становится базовой структурной единицей познания.

Дети 4-5 лет с нормальным интеллектуальным развитием решают практические, а также проблемно-практические задачи при помощи метода целенаправленных проб. В данном возрасте у детей появляется сюжетно-ролевая игра, активно развивается сюжетная игра. Отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким как рисование и конструирование.

При обследовании детей шести лет следует учитывать психологические новообразования: отражение сюжета в продуктивных видах деятельности, сюжетно-ролевая игра. А также показатели развития детей этого возраста: решение задач методом практического примеривания изрительной ориентировки.

Замечание 2

Основная цель обследования детей семи лет — это изучение их психологической готовности к обучению в школе, то есть мотивационную, умственную, эмоционально-волевую, коммуникативную готовность.

Основными критериями умственного развития дошкольника считаются:

  • принятие задания;
  • полное понимание условий задания;
  • способы выполнения задания;
  • обучаемость в ходе обследования;
  • отношение ребенка к результату деятельности.

Для диагностики особенностей познавательной сферы дошкольников используются задания в форме «обучающего эксперимента» и задания, которые позволяют выявить уровень сформированности умений и знаний. Анализ выполнения заданий дает возможность оценить характер деятельности ребенка. Такой подход к оценке позволяет определить также потенциальный уровень развития, то есть зону ближайшего развития.

Важным критерием психологической готовности ребенка к школе служит владение элементарными учебными навыками, такими как звуковой анализ слова, вычислительные навыки, чтением, готовностью руки к письму, некоторый объем знаний об окружающем мире.

Компонентом психолого-педагогического изучения дошкольников является логопедическое обследование, которое включает в себя анализ основных компонентов, составляющих систему речи.

Замечание 3

Одним из важных показателей уровня развития дошкольника служит его игровая деятельность, оценка ее является одним из диагностических критериев.

При нарушениях и патологии развития самые ранние изменения наблюдаются в игре детей: игра не соответствует возрасту, игра приобретает своеобразный характер. Яркими показателями являются отсутствие усложнения игры, недостаточный уровень конструктивного творчества, снижение инициативы в игре, однообразие, монотонность, стереотипность, отсутствие эмоциональной реакции.

Читайте также:  Роль речи в развитии ребенка выготский

Психолого-педагогическое изучение дошкольника завершается составлением характеристики, которая отражает развитие изученных видов деятельности и характерологические особенности.

Источник

«Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка».

С. Гин

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, одним из методов которых является проектно – исследовательская деятельность.

В дошкольном возрасте дети успешно познают свойства окружающих их предметов и устанавливают связи и внутренние отношения. У них формируются способности к умению обобщать предметы, делать умозаключения. Обучение в основном происходит в наглядно – образной форме, в процессе обследования предмета или объекта. В ходе такой деятельности создаются проблемные ситуации, которые дошкольник разрешает путем «проб и ошибок»: проводит различные опыты, учится анализировать и делает выводы, умозаключения, самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении, предмете.

В дошкольном учреждении проектно- исследовательская деятельность является методом обучения, которая позволяет детям формировать в своем сознании картину окружающего мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлениях взаимосвязей, умозаключениях. Эксперименты и опыты вызывают у детей интерес к исследованию природы, развивают умение делать анализ, классификацию и обобщение предметов; стимулируют любознательность и познавательную активность, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.

Изучая окружающий мир, дошкольники в младшем возрасте испытывают стремление не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками и языком, проверить на прочность и т. д. В старшем возрасте ребенок начинает задумываться о том, как и зачем образуются снежинки, как происходит замерзание воды, откуда берутся сосульки. У детей дошкольников начинает формироваться словесно – логическое мышление, но с опорой на наглядно – действенные и наглядно – образные способы познания. Опыты и эксперименты, проводимые ребенком самостоятельно, позволяют ему создать естественно – научные представления о том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и сделать выводы о значимой ценности явлений для себя.

Эксперимент, который ребенок проводит реально, намного большую составляет ценность, чем эксперимент проводимый мысленно. В реальном эксперименте обнаруживаются все стороны наблюдаемого объекта или явления. В ходе этой работы у дошкольника развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.

Проектно- исследовательская деятельность, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально – исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.

В дошкольном учреждении, создавая уголок для детского экспериментирования, воспитатель создает атмосферу творческого единодушия, где каждый ребенок может найти себе дело по своим интересам и способностям. В исследовательской деятельности, как и в любом творчестве, существует пространство свободы, где ребенок самореализует себя. Это проявляется в деятельности и развивается согласно текущему процессу.

В исследовательской деятельности особое внимание уделяется: постановке цели проводимого эксперимента, предвидение способов его достижения и слежением за протекающим процессом деятельности, включающим в себя взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса.

Основным для познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности являются противоречия между полученными знаниями, умениями, навыками, усвоенными в ходе достижений результатов опыта и новыми задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и их достижения.

Детское экспериментирование состоит из системы, содержащей: демонстрационные опыты, осуществляемые воспитателем в специально организованных видах деятельности, наблюдения за окружающим миром, лабораторные работы, (выполняемые детьми самостоятельно). Каждое понятие в исследовательской деятельности, с которым детям предлагается познакомиться, экспериментально обосновывается и поясняется для ребенка в ходе наблюдений и опытов. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы познаются ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В обыденной жизни дети очень часто экспериментируют с различными веществами, пытаются узнать, что – то новое: разбирают предметы на части, наблюдают за листком бумаги (полетит или нет) и т. д. В домашнем экспериментировании существует всегда опасность, т. к. дошкольник еще не знаком с законами смещения веществ, элементарными правилами безопасности. Опыты и эксперименты, организуемые воспитателем в дошкольном учреждении, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизни. Сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных воспитателем видах деятельности, затем вносятся необходимые материалы и оборудование для проведения опыта в групповую комнату, для самостоятельного выполнения ребенком работы, если нет угрозы для его здоровья. В дошкольном образовательном учреждении экспериментирование должно отвечать следующим условиям: максимальная простота приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и получаемость результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Читайте также:  Актуальное и ближайшее развитие ребенка

Усвоение системы в проектно- исследовательской деятельности: научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволяет дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности. детский экспериментирование дошкольник личность.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Поэтому цель воспитателя в ДОУ заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.

Одна из игровых форм исследовательской технологии которую мы применяем -«Путешествие по карте».

Цель игровой формы «Путешествие по карте»: обеспечение условия для развития у детей представлений об окружающем мире. Данная форма исследования помогает создать наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, родной стране, родном крае).

«Путешествие по карте» создает в воображении ребенка живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» – символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).

Через «Путешествие по карте» происходит освоение пространственных схем и отношений, формирование представления о пространстве мира.

Игровая форма «Детское экспериментирование».

Экспериментирование– эффективная форма обучения детей исследовательской деятельности во всех видах повышения самостоятельности ребенка. Она вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка во время прогулок, экскурсий. У детей развивается творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность – способность общаться с взрослыми и сверстниками.

Важнейшей задачей становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.

Применение технологии исследовательской деятельности дает положительную динамику роста развития воспитанников, которое прослеживается при систематическом проведении мониторинга.

Это способствует развитию у детей поисково-исследовательской активности. Дети пытаются анализировать, делают выводы, объясняют закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возрастает познавательная активность и интерес к миру.

Помочь в формировании творческой, самостоятельной личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. При проведении экспериментирования можно использовать доступные предметы и вещества, где учитывается самостоятельное выполнение практических действий, тем самым создается проблемное обучение. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять.

Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов. Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом. Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

Формирование развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:

Основные принципы организации детского экспериментирования:

– Связь теории с практикой.

-Развивающий характер воспитания и обучения.

Читайте также:  Ребенок до 1го года развитие

– Индивидуализация и гуманизация образования.

– Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

– Целостность и системность обучающего процесса.

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.

Структура занятия – экспериментирования:

– Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

-Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

– Уточнение плана исследования.

– Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

– Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

-Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

В процессе работы одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды.

Среда должна создавать условия для:

– возможности действий с природным и рукотворным материалом;

– систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

– усиление интереса к явлениям природы;

– поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает детскую лабораторию.

• Подборку литературы, карточки-схемы;

• Дидактические игры, различные картотеки;

• Различные коллекции.

Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

– с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы); – с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

– с литературой (чтение познавательных книг:«Почемучка», «Детская энциклопедия)»-отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);

– с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью)-с социальной- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

– с игровой (игры с песком, снегом, водой).

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе с воспитателем. Полученные знания, в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя исследовательскую и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в когнитивном развитии дошкольников в соответствие с ФГОС.

Список используемой литературы:

1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2014

2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2013

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой М., 2016

4. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. – СПб., «Детство-пресс», 2016

5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2015

6. Материалы Интернет-сайтов.

7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2012.

8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2012.

9. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. Рекомендации. – М. АРКТИ,2013.

10. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. – М. АРКТИ,2013.

11. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2011.

12. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами – М., 2015

13. Рыжова Н. А. Почва – живая земля – М., 2015

14. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду – Самара, 2014

15. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2012. С. 46.

16. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2016.

Источник