Исследования развития общения ребенка со взрослым

Исследования развития общения ребенка со взрослым thumbnail

Варлакова Юлия
Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками

Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски»

«Умение ребенка правильно общаться

позволяет ему комфортно жить в

обществе людей…»

Выготский Л. С.

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в дошкольном возрасте. Первые «учителя общения» – родители.

Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми:

– ситуативно-личностная;

– ситуативно-деловая;

– внеситуативно-познавательная;

– внеситуативно-личностная.

Период новорожденности – это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка. Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослогои побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого – комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым. Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрос-лого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному внима-нию.

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как образец, помощник, участник и организатор совместных действий.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный – теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индиви-дуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Читайте также:  Общение ребенка со сверстниками на развитие ребенка

Необходимо отметить, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Первый опыт коллективного общения для ребенка – это детский сад. Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми.

Первая наиболее важная отличительная часть состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающие самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность,незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т. д.

Еще одна особенность общения со сверстниками – это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза лучше. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

В общении со сверстникамивыделены следующие этапы:

• Эмоционально практическое (2-4 года);

• Ситуативно – деловое (4-6 лет);

• Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).

На втором году жизни, дети проявляют интерес и внимание друг к другу, но контакты между ними эпизодичны и кратковременны. К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. В такой игре дети общаются непосредственно, без каких- либо предметов. Как правило, такая игра протекает бесконфликтно и сопровождается яркими положительными эмоциями. В ходе таких игр дети начинают чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в его обогащении играет взрослый. Привлекая внимание детей друг к другу, выделяя их положительные качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.

Вся жизнь в детском саду насыщена игрой, в процессе которой они чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.

Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения. Е. И. Щербакова говорит, что «Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни»

Развитие общения ребенка дошкольного возраста имеет свои закономерности и особенности. Учитывая выше сказанное, можно сделать следующий вывод. Развитие и совершенствование навыков общения осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего детства. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. На протяжении всей жизни мы приобретаем коммуникативный опыт, совершенствуем свои умения и навыки общаться.

Читайте также:  Влияние старшего поколения на развитие ребенка

Источник

Название: Изучение типа общения ребенка со взрослыми

Цель: Изучить тип общения ребенка со взрослым.

Материал: Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Проведение исследования: Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

Обработка результатов: Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками — это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания — познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы — личностное общение (III ситуация).

Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из 3 ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в эксперименте.

Ярослав 6 л. 2 мес.

1 этап.

Я: Ярослав, что бы ты хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со мной на интересные тебе темы?

Ярослав: А это энциклопедия?

Я: Да. Может ты хочешь почитать? Узнать что то новое?

Ярослав рассматривает материал.

Ярослав: У меня дома тоже есть энциклопедия про животных, мне бабушка с дедушкой подарили.

Для Ярослава я предоставила выбор между энциклопедией, кногой для дошкольников Азбука, игрой в цветные счетные палочки Кюизенера (набор палочек разного размера и цвета для логических игр) и игрой в конструктор, где нужно собрать птичек из деталей.

Ребенок рассмотрел все предметы.

Я: Ну что ты определился, что мы будем делать? Читать, поговорим или сыграем?

Ярослав: Я хочу поиграть.

Я: Хорошо, какая игра тебя интересует?

Ярослав выбрал игру в конструктор, и подтянул к себе коробку с игрой.

Ярослав: А как в это играть?

Я: Это конструктор. Из деталей которые находятся здесь необходимо собрать все что тебе понравится. С чего ты начнешь?

Ребенок молча собирает из деталей птицу.

Я: Что у тебя получилось?

Ярослав: Это птичка.

Я: Может мы вместе соберем с тобой что нибудь еще? Ведь деталей в коробочке много?

Ярослав: Я сейчас соберу утку.

Собирает утку. И ставит рядом с первой птичкой. После этого Ярослав решил разобрать птичку и утку и собрал новое животное с 2 головами и 2 крыльями.

Я: А это кто у тебя получился?

Ярослав: Похоже на змея- Горыныча.

Мы с ребенком находились в кабинете. За дверью было слышно как дети закричали.

Ярослав: Это Артем, он вечно лезет к нам, к сильным. А потом плачет. Это мальчик из нашей группы.

Я: И вы что его обижаете?

Ярослав: Нет. Получает сдачу.

В коробке имеются детали усы, глаза, уши, рот и нос. Ребенок рассматривает их.

Я: Можно собрать лицо.

Ярослав: Мне птички нравятся.

Разбирает свои игрушки, начинает собирать новые. Новые образы имеют по две головы и 3 крыла. Потом пересобирает их. Получилась птица с 2 головами, 2 крыльями и 2 лапами. Следущей была игрушка с 3 головами, 4 крыльями и 1 хвост.

Я: Летать то она у тебя сможет?

Ярослав: Да.

Во время проведения исследования в кабинет заглянул ребенок. Ярослав показал жест кулаком.

Я: Зачем ты им показываешь кулак? Не обращая на них внимание. Им тоже интересно чем ты тут занимаешься.

Ярослав: Они меня так боятся.

Новый образец имел 2 головы,2 лапы, 2 крыла без хвоста.

Я: Что же у тебя получилось сейчас?

Ярослав: Это дракон.

Ребенок снова разбирает все. Изменил расположение деталей. Придумал новый образ. Он имеет 3 головы, из которых растут крылья.

Ярослав: Мама обещала мне купить новую рогатку, которая, когда ее так бум запускаешь, крутится и летит вниз. Мой дракон так же полетит.

Я: Может мы придумаем имена нашим новым игрушкам.

Ярослав: Да нет.

Ярослав положил готовую игрушку на стол.

Я: Ну что ты наигрался?

Ярослав: Нет. Я еще немного поиграть хочу.

Я: Хорошо давай еще соберем кого-нибудь. Возьми неиспользованные детали. Может мы из них составим что то новое?

Ярослав собирает новую игрушку. У нее 2 пары крыльев и голова.

Читайте также:  Школа развития ребенка в гомеле

Я: Она у тебя наверно только плавает и летает, ведь лапок нет.

Ярослав: Нет, я придумал новую. У меня будет красная уточка.

Ребенок выбрал детали красного цвета и собирает утку, напевая: « Ута- ута- ута- уточка»

Я: Ну все, Ярослав, спасибо тебе за игру. Тебе понравилось?

Ярослав: Да. Придете еще?

Я: Обязательно.

Совместная игра проходила 20 минут.

2 этап.

Я: Здравствуй, Ярослав. Сегодня мы с тобой будем решать что нам делать вместе: играть, читать или поговорить.

Ярослав: Вчера мы собирали.

Я: Да, вчера ты играл, а что сегодня выберешь?

Ярослав: И сегодня хочу. На новый год я попросил шар – лабиринт, он развивает.

Я: Хорошая занимательная игра, потом мне расскажешь как в нее играть.

Ребенок рассматривает книги.

Ярослав: У меня дома тоже энциклопедии. Даже 2. Сегодня буду наверное непонятных птичек собирать.

Я: Давай. Что ты выберешь тем и будем заниматься.

Ярослав: Птичку – истребитель сделаю сейчас. (Выбирает конструктор)

Ярослав: Я смотрел, как террористы в самолет положили бомбу и взорвали его. Из – за этого теперь в Египет летать нельзя. А в другом городе началась война.

Я: Да, я тоже слышала про это. А ты много смотришь таких новостей?

Ярослав: Это папа смотрит.

Ярослав собирает новые виды птиц, на предложенную помощь отказался. Упала деталь.

Я: Давай я подниму мне ближе.

Ярослав: Она близко.

Прикрепил к телу 4 лапы, 3 головы, 2 крыла и 1 хвост.

Я: Где- то я видела похожее существо.

Ярослав: на змея- Горыныча похоже.

Я: Да, у него тоже было 4 лапки. И еще он огнем дышал

Ярослав: Зачем?

Я: Он так защищался. Ведь лапки у него коротки и победить он может только огнем.

Собирает другую игрушку.

Ярослав: Птичка- истребитель, только без крыльев.

Я: Может она бегает быстро?

Ярослав: О, спасибо за идею. Я построю птичку Киви. Вы знаете такую?

Я: Да. Ну давай соберем.

Собрал птицу с 4 крыльями.

Я: Это твоя Киви?

Ярослав: Она отжимается.

Добавляет еще 4 лапы.

Ярослав: Это уже другая, четырехлапная. Мне сегодня приснился сон. Во сне была кость саблезубого тигра. Я там шел, а мои друзья испугались. Я им сказал, что они- глупышки.

Ярослав: О! (Собрал другую)

Я: Это какая то супербыстра птичка. Ведь у нее так много крыльев и лап.

Собирает другу. Последняя похожа на первую.

Я: Ну все, Ярослав. Наше время закончилось. Спасибо тебе за игру.

Ярослав: И вам спасибо.

Время проведения 2 этапа 20 минут.

3 этап.

Я: Здравствуй, Ярослав. Наше дело осталось тем же. Тебе нужно выбрать чего ты хочешь сделать сегодня вместе со мной: почитать, поговорить или поиграть в игру. Что ты выбираешь?

Ярослав: Я думаю. ( рассматривает все варианты)

Ребенок снова выбрал конструктор.

Я: Хорошо, это твой выбор. Давай поиграем.

Собирает образ птицы.

Ярослав: Крылья на разном уровне. Птичка.

Я: Можно исправить. Давай помогу. ( от помощи отказался) Понравился тебе так этот конструктор? Здесь можно и лицо собрать. Посмотри: усы, глаза, губы, уши.

Ярослав: У меня дома тоже конструктор. Лего мелкое и большое, и еще обычный.

Собирает из деталей лицо с усами.

Ярослав: Это для чего? ( Показывает деталь)

Я: Наверное для ног. Давай соберем. Я придумала. Посмотрим человека на косолапых ногах.

Я собрала и показала Ярославу фигуру из лица с ногами.

Я: Если ты хочешь- мы можем прервать игру.

Ярослав: Нет, я хочу эту. (Показывает палочки Кюизенера) Хочу построить что- нибудь в вышину.

Я: Построй то что тебе не интересно, ведь это не обязательно строить бо образцу.

Ярослав стал строить из палочек конструкцию.

Ярослав: На что это похоже?

Я: Похоже намост с преградой для воды. Все наше время закончилось. Хочешь взять игру и поиграть в нее. Потом оставишь ее, а я утром заберу.

Ярослав: Нет, спасибо. У нас много игр.

Обработка данных

1 этап

2 этап

3 этап

итог

Ярослав Г. 6 л. 2 мес.

игра

игра

игра

Практическое общение

Саша Н. 6 л. 8 мес.

книга

книга

игра

Познавательное общение

Даша А. 6 л. 4 мес.

игра

книга

книга

Познавательное общение

Ваня Л. 6 л. 9 мес.

беседа

игра

беседа

Личностное общение

Маша Е. 6 л. 8 мес.

беседа

книга

книга

Познавательное общение

Анализ:

Исследования развития общения ребенка со взрослым

Вывод: В ходе диагностики мною были изучены типы общении ребенка со взрослым. Я выявила, что из подгруппы детей 3 ребенка предпочитают чтение книг, а значит, имеют вид познавательного общения. Один ребенок выбрал игры- имеет практический тип общения, а еще один имел предпочтительный выбор в общении, значит его тип общения со взрослым- личностное общение.

Источник