Исследования психического развития ребенка в гештальтпсихологии

Исследования психического развития ребенка в гештальтпсихологии thumbnail

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • основные принципы построения гештальт-теории;
  • • понятия, сформированные в рамах гештальт-теории;
  • • законы восприятия, сформулированные в рамах гештальт-теории;
  • • логику развития мышления ребенка с позиции гештальт-теории;

уметь

• анализировать различные феномены, описанные в рамках гештальт-теории;

владеть

• навыками анализа практического применения гештальт-теории с позиции современного научного знания.

Общая характеристика гештальтпсихологии развития

Гештальтпсихология – одно из наиболее известных направлений в исследовании детского развития. Возникновение гештальтпсихологии было обусловлено сложностями в объяснении ряда феноменов и в решении проблем, которые встали перед ассоциативными психологами. Первоначально гештальтпсихологи стремились исправить, уточнить ассоциативную психологию, что в итоге привело к возникновению принципиально иного подхода к пониманию детского развития. Наиболее яркими представителями гештальт-психологии были М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, Г. Фолькельт. Подход гештальтпсихологов не только объяснил целый ряд психологических фактов, но и позволил поставить перед психологией новые задачи (исследование законов структурообразования, определение качественного своеобразия психики ребенка, анализ продуктивного мышления и т.д.) и сделать детскую психологию экспериментальной наукой.

В отличие от ассоциативных психологов, утверждавших, что психика ребенка носит дискретный, разложимый на элементы, характер, гештальтпсихологи считали, что психику ребенку можно понять на основе принципа структурности (или гештальта). Согласно этому принципу всякое явление или объект представляют собой не совокупность различных фрагментов, а целостную структуру. В качестве простого примера структуры они рассматривали музыкальную мелодию. Всем известно, что мелодия записывается с помощью нот. Можно было бы сказать, что эти ноты и есть мелодия. Однако гештальтпсихологи подчеркивали, что мелодия – не совокупность нот, а их структура. Действительно, одна и та же мелодия может быть записана разными нотами (в разных тональностях), но при этом она будет восприниматься, несмотря на различия, как та же самая. Более того, мелодия может быть воспроизведена на разных инструментах. Звуки, которые будут издавать эти инструменты, также будут отличаться по своему характеру, но мелодия все равно будет узнаваема. Гештальтпсихологи говорили, что узнавание мелодии основано на том, что за различными способами ее воспроизведения (пение, свист, использование различных музыкальных инструментов) лежит одна и та же структура.

Принципиальная задача, которую ставили гештальтпсихологи, заключалась в том, чтобы доказать, что ребенок с самого начала воспринимает мир структурно. Они обратили внимание на то, что шепот матери уже на седьмой день жизни ребенка успокаивает его, а шепот чужого человека практически не действует на него. Этот факт доказывает, что уже в начальный период жизни для ребенка характерно реагирование не на отдельные элементы, как утверждали ассоциативные психологи, а на целостное переживание.

На основе структурного подхода гештальтпсихологи объясняли различные действия детей. Успешное поведение детей, перенесенное в другие ситуации, они объясняли аналогично тому, как одна и та же мелодия транспонируется в различных тональностях, т.е. как сохранение структурных отношений. Так, например, Г. Фолькельт писал: “…общую основу следует искать в тех общих, но не изолировннных в отношении всей структуры, моментах, которые присущи этим различным комплексным свойствам, а опять-таки только в тех частичных контурах, которые сами по себе уже являются чем-то целым. Способность к перенесению комплексных моментов является необходимым условием не только для… транспозиций, но и вообще для всех видов продуктивного обучения”.

Для анализа особенностей детского развития гештальт-психологи ввели понятие “феноменальное поле”. Феноменальное поле есть то психическое пространство, в котором существует человек. Например, для ассоциативных психологов таким пространством был поток ощущений. Поток ощущений однозначно определялся окружающей ребенка обстановкой. Таким образом, его внутренний мир можно было фактически описать через внешнее окружение или ситуацию. Гештальтпсихологи отмечали, что внешнее окружение не описывает то психическое пространство, в котором оказывается ребенок. А если так, то на основе внешних воздействий нельзя понять и детское поведение. Иными словами, с помощью понятия “феноменальное поле” гештальтпсихологи стремились раскрыть то, что определяет внешнее поведение ребенка. Приведем несколько примеров. Рассмотрим восприятие чернильного пятна. Одно и то же чернильное пятно для одного человека будет казаться просто кляксой, а другой увидит в нем бабочку или загадочное животное. Ответы людей на вопрос: “Что ты видишь?” будут зависеть не от самого чернильного пятна, а от того, какая психическая реальность возникает в сознании человека, когда он смотрит на пятно. Говоря иначе, различие в восприятии одной и той же кляксы будет определяться особенностями того, каким оказалось феноменальное поле человека.

Общая линия развития заключается в том, что первоначально феноменальное поле, в котором оказывается ребенок, структурировано достаточно примитивно. Один из факторов, обусловливающих этот процесс, – созревание нервной системы. Чем более зрелой оказывается нервная система у ребенка, тем более сложные структуры могут образовываться в его феноменальном поле.

Важную роль в этом процессе гештальтпсихологи отводили слову. В возрасте двух лет ребенок начинает понимать, что каждая вещь имеет свое имя. Это расширяет возможности ребенка в изменении ситуации. Слово для ребенка, в отличие от взрослого, обладает магической силой. Его произнесение как бы заставляет вещь появляться в феноменальном поле. Связь слова и вещи можно увидеть в случае, когда ребенку предлагается переименовать предмет. Если ребенка спросить: “Можно ли чернильницу назвать коровой?”, то ребенок ответит отрицательно. Свой ответ ребенок будет мотивировать тем, что в чернильнице хранят чернила, а корова дает молоко. Иначе говоря, ребенок не понимает условности обозначения предмета, и связь между словом и вещью оказывается очень прочной. Тем не менее наличие такой связи позволяет ребенку создавать новые структуры. Например, ребенок, играющий в прятки, говорит: “Ку-ку”. Наблюдая за закипающим чайником, он заявляет: “Обожжешься”. С помощью разных слов ребенок обозначает разные ситуации – игру в прятки и нагревание чайника. Затем ребенок видит, как садится солнце, и произносит: “Обожжешься ку-ку”. Фактически ребенок объединил две разные ситуации в одну, создав тем самым более сложную структуру, что расширяет возможности действия ребенка в различных ситуациях. Ребенок начинает видеть не только сам объект (солнце), но и те условия, в которых он оказывается (солнце садится).

Читайте также:  Оценивание нервно психического развития ребенка

Всякое новое поведение ребенка обусловливается возникновением повой структуры. Развитие в гештальтпсихологии интерпретировалось как процесс возникновения новых структур в феноменальном поле. Гештальтпсихологи определили ряд областей человеческого развития, связанных с возникновением новых структур. Прежде всего отмечалась значимость моторного развития. К области моторного развития были отнесены перемещения ребенка и движения, связанные с положением его тела. Они полагали, что сначала возникают простейшие формы движения. В дальнейшем движения совершенствуются и, по мере созревания, преобразуются в более сложные: такие как ходьба, речь, письмо.

Подчеркивалось, что возможности действия ребенка определяются развитием его Я. Первоначально, когда детское Я еще не развито, поведение ребенка определяется ситуацией, в которой он оказывается: ребенок полезависим (зависим от тех объектов, которые находятся вокруг него). Например, если двухлетний ребенок идет по дороге и видит лежащую на дороге игрушку, он забывает обо всем остальном и начинает заниматься интересным предметом. Со временем Я ребенка развивается, что связано в первую очередь с появлением целей или планов. Например, ребенку может нравиться играть со своими друзьями. В этом случае он будет стремиться оказаться в ситуации, в которой это возможно. Хотя он находится дома, его мысли будут связаны игрой с друзьями. Ребенок может заявить, что хочет пойти на улицу или в гости к кому-либо из друзей, может отказаться от того, что ему предложит взрослый. В этом смысле важно быть аккуратным в своих обещаниях ребенку. Ведь теперь он начинает жить не только в воспринимаемой ситуации (где его легко “переключить” с одного объекта на другой), но и в ситуации ожидаемой. Другими словами, его ситуация включает прошлое, настоящее и будущее. При этом у него складывается намерение действовать в соответствии с ожидаемым обещанием. Если обещание не выполняется, то неоправданные ожидания приводят ребенка к конфликту.

Источник

Гештальтпсихология (Gestalt — целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений.

Гештальт психология появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гельштат психологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основании Гелштальт психологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гештальт-терапии.

Слово гештальт означает “форма”, “структура”, “целостная конфигурация”, т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части.

Условия возникновения гештальтпсихологии:

  1. Реакция на Вундтовский элементаризм, т.е. в основе психического лежат элементы.
  2. Введение понятия “гештальт”- как качества формы или структуры. Это понятие ввел Х.Эренфельс (1890) в статье “О качестве формы”. Он исследовал особенности восприятия мелодий. В любой мелодии на ряду с шестью элементами есть седьмой элемент- это и есть гештальт (структура). При сохранении гештальта мелодия узнаваема, при изменении гештальта мелодия неузнаваема.
  3. Исследования в рамках Лейпцигской школы (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер), которая получила название школы диффузно-комплексных переживаний или школы психологии развития. Эта школа ввела понятие -комплексное чувство или комплексное переживание, т.е. некое общее, целостное, определяющее формы активности.

Наиболее известные гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие гештальт-психологии общенаучные позиции занимали:

  1. К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения;
  2. К. Гольдштейн – сторонник холизма в патопсихологии;
  3. Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения восприятия межличностного.

История гештальт-психологии начинается с выхода работы М.Вертгеймера(1880-1943, немецкий ученый, экспериментально исследовал восприятие и мышление) “Экспериментальные исследования восприятия движения” (1912), в которой отрицалось наличие в акте восприятия отдельных элементов.

В эксперименте испытуемым предъявлялись поочередно два стимула (один – вертикальный или наклонная полоска(А), другой- горизонтальная(В).

Испытуемый должен был давать отчет при своем восприятии. При значительном временном интервале (200 млсек) эти две полоски воспринимались, как отдельные стимулы; при быстром следовании (интервал 30 млсек) человек видел угол, т.е. эти два стимула группируются. Вертгеймер описал явление “чистого движения”, когда испытуемый, отчетливо видя движение, не воспринимает перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения.

В результате вывод: восприятие человека в определенных условиях образует целостные образы. Вертгеймер объяснял этот факт: в том случае, если на человека воздействует раздражитель А, то возникает зона возбуждения; если быстро предъявлять следующий стимул В , то возникает зона В, а между ними возникает замыкание, т.е. возбуждение передается от А к В, и в восприятии возникает образ движения. Идеи Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальтпсихологии.

После этого в 20-х гг. в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер (1880 -1943), К. Коффка (1886 -1941), В. Келер (1887 – 1967), К. Левин (1890 – 1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Келер в книге “Физические структуры в покое и стационарном состоянии” (1920) проводит мысль – физический мир и психический подчинены принципу гештальта. Предположил существование электромагнитных полей в мозгу, которые возникают под влиянием стимула Принцип изоморфизма, т.е. единства мира – физического, физиологического и психического. Объяснение психических явлений должно состоять в нахождении соответствующих структур в мозговых процессах.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад советский район

Э. Рубин открыл феномен фигуры и фона (1915). Д. Катц показал роль гештальтфакторов в поле осязания и цветового зрения. В. Келер в экспериментах на курах пытался проверить, что является первичным -восприятие целого или элементов. В результате: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Структура – первичный примитивный акт. В 1917г. распространил принцип структурности на объяснение мышления. По Келеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации.

В 1921г. К. Коффка попытался приложить общий принцип структурности к фактам психического развития в онто – и филогенезе. Развитие состоит в усложнении примитивных форм поведения, образованию более сложных структур и установлению соотношений между ними. Также занимался вопросами общей психологии – “Принципы гештальтпсихологии”.

М. Вертгеймер занимался проблемами мышления и творчества Он приходит к выводу, что мышление заключается в осознании структурных особенностей и требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Переход на новую точку зрения – инсайт (озарение), отказ от сложившихся в прошлом опыте шаблонов, схем.

Исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина. Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь поступок, мышление, память, является намерение -потребность.

Потребность – это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Левин называет их квазипотребностями. Они создают в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левиным психологическим полем (общая система, в пространстве которой функционирует человек в его психических качествах и свойствах). Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта.

Основные идеи гештальтпсихологии:

  1. Введение структурного принципа и целостного подхода в противоположность схематизму анатомической теории в трактовке психических процессов.
  2. Новое понимание предмета и метода психологии: важно изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать. Гештальтисты выступили с критикой метода аналитической интроспекции. Аналитической интроспекции был противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (в данный момент).
  3. Эксперименты на восприятии, которые показали, что в качестве первичного в восприятии выступает целое, в зависимости от факторов: близости элементов друг к другу, сходства элементов, замкнутости, продолжения, симметричности и др. Целостный образ – это структура, образующаяся по специальным законам:
  • Закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон Фи1ура замкнута, хорошо локализована в пространстве, занимает главенствующее положение в поле. Фон он служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура.
  • Закон прегнантности – тенденция к внутренней упорядоченности, ведущей к “хорошей” фигуре, к упрощению восприятия.
  • Закон восприятия – закон дополнения до целого («амплификации»). Если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое.

Источник

История возникновения

17 декабря 1924 г. один из основателей гештальтпсихологии, берлинский профессор Макс Вертгеймер, выступил на собрании Научного общества И. Канта с лекцией об основных положениях своей теории. В этой лекции им был предельно ясно и точно сформулирован тезис, являющийся краеугольным камнем в здании гештальтпсихологии. Вертгеймер заявил: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого». Эта идея, сама по себе не новая, даже древняя, легла в основу научного направления, весьма влиятельного в мировой, особенно европейской, психологии первой трети нашего века. Впоследствии научная школа распалась, и интерес к гештальттеории угас. Однако по сей день идеи гештальтпсихологии продолжают оказывать косвенное влияние на многие научные школы и направления, сам термин «гештальт» отнюдь не списан в архив и постоянно употребляется в разном контексте.

Слово «гештальт» – немецкое, приблизительно переводится как «структура», однако точных эквивалентов ни в одном европейском языке не имеет, а потому прямо заимствуется из немецкого. Впервые его ввел в научный лексикон X. Эренфельс в статье «О качестве формы» (1890); посвященной исследованию восприятия. Эренфельс выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса): в нашем восприятии мелодия остается той же самой при переводе ее в другую тональность; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т. п. Однако специальной теории гештальта Эренфельс не создал.

История гештальтпсихологии ведет начало с выхода работы Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера сложилась Берлинская школа гештальт-психологии, костяк которой составили также Курт Коффка и Вольфганг Кёлер и к которой тесно примыкали доцент Берлинского университета Курт Левин, создавший собственную школу, и крупный невролог Курт Гольдштейн. Относительно независимая школа гештальтпсихологии сформировалась также в Граце (Австрия).

20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальтпсихологии. Они касались главным образом процессов зрительного восприятия, хотя выводы делались гораздо более широкие. Разные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в том числе отношений «фигуры-фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т. е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации.

Читайте также:  Мой первый учебник энциклопедия развития ребенка от 1 до 5 лет купить

Эксперименты Келера

Принципиальное значение имели эксперименты Келера на курах с целью проверить, что является первичным – восприятие целого или элементов. Животное дрессировалось на выбор более светлого из двух оттенков серого. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой. Животное продолжало выбирать более светлую из этой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами.

Исследования мышления

В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление. По мнению Келера, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. С чисто описательной точки зрения для этой формы поведения характерно использование предметов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия. Относительно специфически человеческого мышления Вертгеймер указывает: условием переструктурирования ситуации является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта.

Развитие гештальтпсихологии

В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онтогенезе и филогенезе. По его мнению, развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. По мере развития они вступают в соотношения друг с другом. На этой основе подвергалась критике теория трех ступеней развития в филогенезе Карла Бюлера за то, что она представляет психическое развитие как состоящее из различных, не связанных друг с другом единым принципом ступеней.

В том же 1921 году Вертгеймер, Келер и Коффка основывают журнал «Психологические исследования» (Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи Вертгеймера «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории» (1925). В 1926 г. Левин пишет статью «Намерения, воля и потребности» — экспериментальное исследование побуждений и волевых актов. Эта работа имела принципиальное значение: гештальтпсихология приступила к изучению наиболее трудно поддающихся экспериментированию областей. Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии. В 1929 г. Келер прочел курс лекций в Америке, впоследствии изданный в виде книги «Гештальтпсихология». Эта книга представляет систематическое и, наверное, лучшее изложение данной теории.

Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер, Келер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку, где господствовал бихевиоризм. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. Заметным исключением можно назвать лишь выход в 1945 г. (кстати, тоже в декабре — 19 числа) незавершенной работы Вертгеймера (скончавше-гося в 1943 г.) «Продуктивное мышление» (в переводе на русский язык эта классическая работа увидела свет в 1987 г.). В ней автором описаны интересные эксперименты, проводившиеся над детьми. Для аргументации своих выводов Вертгеймер использовал также личные воспоминания о беседах с Эйнштейном (их лекции порой проходили в соседних аудиториях). Исходя из общего положения гештальтистов, что подлинное мышление является «инсайтным», а инсайт предполагает схватывание целого (например, принципа решения проблемы), Вертгеймер выступил против традиционной практики школьного обучения. В основе этой практики лежала одна из двух ложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строится на упрочении связей между элементами), либо формально-логическая. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. Вертгеймер, в ча¬стности, подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался. Он стремился выяснить психологическую сторону умственных операций (отличных от логических). Она описывалась в традиционных гештальтистских терминах: «реорганизация», «группировка», «центрирование» и т. п. Детерминанты этих преобразований оставались невыясненными.

Книга Вертгеймера фактически была последним «громким залпом» гештальтпсихологии. Как самостоятельное научное направление гештальтпсихология перестала существовать. Однако ее идеи в той или иной степени были восприняты самыми разными течениями и школами. Они оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школы «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др.

Источник