Исследования психического развития ребенка а гезелла
Арнольда Луция Гезелл (1880-1961) получил степень доктора философии по психологии от Университета Кларка в 1906 г. После длительных наблюдений в школах для лиц с психическими расстройствами, он развил свой интерес к изучению особенностей развития детей с ограниченными возможностями. Он изучал медицину и служил в качестве помощника профессора Йельского университета, где основал Йельскую клинику детского развития или нормального детства.
В клинике изучалось психическое развитие детей раннего возраста – от рождения до 3 лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темпы этого развития наиболее высоки именно в первые три года, а затем со временем постепенно замедляются. На этой основе им была создана и периодизация психического развития, в которой выделялось три периода – от рождения до года, от года до трех лет и от трех до восемнадцати лет, причем первый период характеризуется максимально высокими темпами психического развития, второй – средними, а третий – низкими. Он помог разработать успешные программы для детей с ограниченными возможностями. В своих исследованиях он изучил многих детей, в том числе Камалу — девушку, выросшую в волчьей стае.
Исследования Гезелла, в отличие от работ Н.М. Щелованова и его Лаборатории генетической рефлексологии, которая также изучала детей раннего возраста, были направлены не на анализ закономерностей развития психики в первые три года жизни, а на разработку нормативности этого развития.
Как психолог, Гезелл понял огромное значение природы и воспитания. Он предостерегал не быть поспешными в выводах, приписывая конкретные причины умственным недостаткам. Многие аспекты человеческого поведения, например беспристрастность и темперамент, он считал наследственными, и напоминал, что «ребенок адаптирован к родителю, родитель адаптирован к ребёнку». Он считал, что общенациональная система детских садов будет благом для его страны.
Будучи новатором, Гезелл использовал в своих исследованиях последние достижения в кино и фотографии. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Он также ввел в психологию новые методы исследования – лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и показателей нормы для детей от 3 месяцев до 6 лет по следующим показателям – моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Модификация этих тестов (как и тестов Бине) лежит в основе современной диагностики психического развития детей.
Геззел утверждал, детство – это также и продукт эволюции. У самых низших животных детство практически отсутствует; период детства тем длиннее, чем выше на эволюционной лестнице располагается данный вид. У человека не только самое длинное детство, но оно качественно другое. Сохраняется общая функция психического – биологическая адаптация к окружающей среде. Главную роль в психическом развитии ребенка он отводил созреванию нервной системы, где основным показателем развития является темп. Он сформулировал закон замедления развития с возрастом: темп развития максимален на начальных этапах развития и минимален на конечных.
Значительный вклад А.Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Нормативный подход в детской психологии ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром.
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Цитата сообщения Jolochka
Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла
Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла
Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году – в 3 месяца, начиная с третьего года жизни – раз в полугодие.
Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:
1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;
2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;
3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;
4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;
5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.
Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения). Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.
Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:
Сбор анамнеза и предварительная беседа:
На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.
Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнкомЛучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку. Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.
Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.
Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:
Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.
Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.
Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:
Минимальная запись – заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов. Рекомендуется иметь видеозапись, стенографическую запись комментария наблюдаемого поведения.
Обсуждение и рекомендации для родителей:
Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.
Письменный отчёт.
Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.
Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:
Мячики: большой и маленький.
Колокольчик с деревянной ручкой.
Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.
Бубенчики на ленточке.
Погремушка.
Красное кольцо на веревочке
Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т.е. предметы, используемые в повседневной жизни.
Взвешенные блоки: 6 штук.
Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.
Десять деревянных красных кубиков.
Чашка из алюминия.
Доска с вкладывающимися в нее формами.
Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.
Мелки.
Книжка с детскими стихами.
«Чудесная коробка».
Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.
Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).
Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:
(+) – образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.
(±) – образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.
(-) – постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.
Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т.к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).
Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О – явный отказ, Н – невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.
Обработка результатов:
Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).
x = (y : na) * nb
Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).
В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.
Приложения:
Порядок выполнения тестовых заданий
Методика проведения обследования
Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей первого года жизни
Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей второго года жизни
Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей третьего года жизни
Источник
А. Гезелл предпринял попытку упорядочить накопленный эмпирический материал в операциональной концепции развития по критерию «степени взрослости». С помощью измерения степени взрослости А. Гезелл стремился преодолеть дуализм организма и среды. Пытаясь выделить чередующиеся шкалы развития – обновление, интеграцию, равновесие, – А. Гезелл, признавая факт культурных влияний, отрицал определяющий их характер для процесса развития личности. Культура, по его мнению, моделирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития.
А. Гезелл. Согласно его теории, развитие не простая функция, определяющаяся х-элементами наследственности и у-элементами среды. Это самообусловливающийся процесс, поскольку развитие – приспособление ребенка к окружающей социальной среде, т. е. адаптация. Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, нужен был адекватный метод. И один из таких методов был найден в сравнительных исследованиях близнецов (близнецовый метод). Близнецы бывают монозиготными (МЗ – идентичная наследственность) и дизиготными (ДЗ – у них разные наследственные основы). Возникает перспектива исследования относительного влияния наследственности и среды на психическое развитие детей, на их поведение. Сопоставляя коэффициенты различий в этом развитии, можно судить о взаимоотношении биологического и социального. Эти исследования проводились А. Гезеллом.
А. Гезелл сопровождает положения о росте и развитии идеей культурных влияний. Он пишет, что «культура модулирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития». Юношеский возраст он соотносит с периодом от 11 до 21 года. На основе лонгитюдных исследований 165 детей А. Гезелл описывал важные новообразования каждого года жизни. Так, он считал, что в 11 лет начинается перестройка организма и ребенок становится импульсивным, негативным, ему свойственны частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет турбулентность частично проходит; отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно — влияние сверстников. Главные черты этого возраста — разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего подростка — обращение вовнутрь, он становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроения.
В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, нарастают его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями книг и литературы, узнавая в них собственные черты. Сущность 15-летия, по А. Гезеллу, выражается в нарастании индивидуальных различий. Новообразования этого возраста — дух независимости, который делает отношения подростка в семье и школе напряженными; жажда свободы от внешнего контроля сочетается с развитием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Все это повышает ранимость и восприимчивость к вредным влияниям.
В 16 лет, по А. Гезеллу, снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности; значительно увеличиваются внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.
Вклад А. Гезелла в детскую психологию, прежде всего, состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативнойдисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Он ввел в психологию метод лонгитюдного (продольного) исследования, разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, проводил систематические сравнительные исследования нормы и разных форм патологии.
Отмечая важные результаты этих исследований, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений. В своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А. Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста.
Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л. С. Выготским, который назвал концепцию А. Гезелла «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Однако призыв А. Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор.
Источник
Теория созревания — подход, в центре которого стоит возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 18 лет, разработанная американским психологом А. Л. Гезеллом, впервые представленная в 1925[1] году и развиваемая им в течение 50 лет[2][3] . Исследования детского развития им проводились преимущественно в Йельской клинике детского развития, основанной им же в 1911 году. В основе развития стоит принцип созревания биологических структур в организме и постепенное замедление темпов психического развития ребенка. Теория Гезелла оказала большое внимание на методы воспитания и обучения детей разного дошкольного и младшего школьного возраста[4].
Критерии периодизации и методы изучения[править | править код]
Гезелла, как и его учителя Г. С. Холла особенно интересовала, как изменяется детское поведение по мере взросления ребенка. Целью его исследований было составление примерного временного графика появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений ребенка, предпочтений в игре и обучении, интеллектуальные интересы. Гезеллу хотелось узнать зависимость психического развития от созревания нервной системы, неравномерность психического развития, замедление его темпа на протяжении детства. По мнению Гезелла людям присуща врожденная тенденция к оптимальному развитию [4].
Теория созревания утверждает, что хотя социальная и культурная среда ребенка также играет роль в его развитии, эти социализирующие силы наиболее эффективны, когда они гармонируют с внутренним графиком созревания. Гезелл выступал против попыток научить детей вещам, опережающим их график развития, утверждая, что как только нервная система достаточно созреет, ребенок начнет выполнять такие задачи, как сидение, ходьба и разговор, исходя из собственных внутренних побуждений[5][6].
Изучение проводилось при помощи следующих методов: наблюдение с фото и видео фиксацией, различного рода тесты, опросы родителей, сравнение развития близнецов. Является создателем одного из лонгитюдных методов в психологии — библиографически-лабораторного метода. Использовал зеркало, помогающее наблюдать поведение и деятельность ребенка в условиях, приближенных к естественным. Проводил исследование детей от рождения до подросткового возраста при помощи метода повторяющихся срезов. Автором был составлен Атлас поведения младенцев из 3200 фотографий описывающий феноменологию развития детей до 16 лет (нормы развития речи, моторики, поведения). Система тестов Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода[7].
Периодизация детского развития Гезелла[править | править код]
Предметом периодизации выступает содержание и темпы психического развития от рождения и до полового созревания.
Основным законом развития выступает следующий механизм: темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые года жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития.
Гезеллом была выделена следующая периодизация детского развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:
Первый период: от рождения до 1 года характеризуется наиболее высоким темпом развития и приростом поведения;
Второй период: от 1 года до 3 лет – средний темп психического развития;
Третий период: от 3 лет до 18 лет — низкий темп психического развития.
Автор акцентировал свое внимание на изучении раннего детства. Развитие им понималось как форма адаптации к среде, основанная на биологических факторах созревания организма[7].
Шкалы психомоторного развития[править | править код]
Гезелл заметил, что созревание всегда происходит в фиксированной последовательности: сердце эмбриона всегда является первым развивающимся органом, затем центральная нервная система (головной и спинной мозг), а затем периферические органы. После рождения младенцы сначала получают контроль над своими губами и языком, затем над движениями глаз, а затем над шеей, плечами, руками, руками, пальцами, ногами и ступнями. Как в пренатальном, так и в постнатальном развитии существует генетическая цефалокаудальная тенденция (с головы до ног) [8]
В 1925 году Гезеллом были впервые выделены шкалы психомоторного развития. Методика была рассчитана на изучение детей в возрасте от рождения до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году — в 3 месяца, начиная с третьего года жизни — раз в полугодие.
Оценка психомоторного развития производилась по пяти областям:
- адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;
- грубая моторика: постуральные реакции (двигательные реакции, поддерживающие равновесие тела при изменении его позы), удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;
- тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;
- речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, вокализацию, слова, фразу и предложения.
- социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение[4].
Критика[править | править код]
Современные критики Гезелла отмечают, что он уделял слишком много внимания созреванию и недостаточно факторам окружающей среды, обучению [9][10]. Критика также включает в себя то, что стадии его развития подразумевают слишком много единообразия, как будто все дети проходят стадии в одном и том же возрасте[11]. Абсолютизация нормативов психического развития, перенос данных, полученных на детях среднего класса на все остальные социально-экономические категории[4].
Современное исследование поставило под сомнение возрастные нормы Гезелла, показав, что у новорожденных может быть больше способностей, чем сообщалось, и что картина развития Гезелла может быть слишком медленной. Новорожденные оказались намного «умнее», чем первоначально сообщал Гезелл, демонстрируя передовые способности в раннем возрасте. Несмотря на многочисленные критические замечания, педиатры и специалисты по младенцам по-прежнему используют нормы Гезелла, чтобы помочь им определить, что младенцы должны уметь делать в разном возрасте[12].
Литература[править | править код]
- Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с
- Арнольд Гезелл Педология раннего возраста; Пер. с англ. А. Д. Островского ; Под ред. проф. В. Г. Штефко. — Москва ; Ленинград : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1932 (М. : ф-ка книги «Красный пролетарий»). — Обл., 248 с
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. . — М.: Аспект пресс, 2001—460 с.
Примечания[править | править код]
- ↑ Jerry Aldridge. Among the Periodicals: Current Issues in Teaching and Learning // Childhood Education. — 1998-10. — Т. 75, вып. 1. — С. 54–55. — ISSN 2162-0725 0009-4056, 2162-0725. — doi:10.1080/00094056.1998.10521981.
- ↑ Lynne Graham-Matheson. Essential Theory for Primary Teachers. — 2014-11-20. — doi:10.4324/9781315754604.
- ↑ Gordon, Ann Miles,. Beginnings and beyond : foundations in early childhood education. — Ninth edition. — Belmont, CA. — xxiii, 527 pages с. — ISBN 1-133-93696-2, 978-1-133-93696-1, 978-1-133-94053-1, 1-133-94053-6.
- ↑ 1 2 3 4 И.В. Шаповаленко. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — Москва: Гардарики, 2005. — 349 с.
- ↑ Manual of child psychology. / Leonard Carmichael. — 1946. — doi:10.1037/10756-000.
- ↑ Slee, Phillip T. Child, adolescent and family development. — 3rd ed. — Cambridge: Cambridge University Press, 2012. — xvii, 625 pages с. — ISBN 978-1-107-40216-4, 1-107-40216-6.
- ↑ 1 2 Е.Е. Сапогова. Психология развития человека. — Москва: Психология развития человека, 2005. — С. 460.
- ↑ Schaffer, H. Rudolph. Key concepts in developmental psychology. — London: Sage Publications, 2006. — 1 online resource (viii, 263 pages) с. — ISBN 978-1-78034-331-0, 1-78034-331-0, 978-1-4462-0471-9, 1-4462-0471-5, 978-1-4462-7882-6, 1-4462-7882-4, 978-1-4462-4342-8, 1-4462-4342-7.
- ↑ Hupp, Stephen,. Great myths of child development. — Chichester, West Sussex, UK. — 1 online resource (xii, 196 pages) с. — ISBN 978-1-118-52124-3, 1-118-52124-2, 978-1-118-52125-0, 1-118-52125-0, 1-118-52123-4, 978-1-118-52123-6.
- ↑ Rathus, Spencer A. Voyages in childhood. — Belmont, CA: Wadsworth/Thomson Learning, 2004. — xxxviii, 507, G1-11, R1-49, I1-18 pages с. — ISBN 0-534-52833-3, 978-0-534-52833-1, 0-534-52836-8, 978-0-534-52836-2.
- ↑ Developmental-behavioral pediatrics : evidence and practice. — Philadelphia: Mosby/Elsevier, 2008. — 1 online resource (xviii, 975 pages) с. — ISBN 978-0-323-07070-6, 0-323-07070-1.
- ↑ William Crain. Theories of Development: Concepts and Applications. — 2015-10-02. — doi:10.4324/9781315662473.
См. также[править | править код]
- Возрастная периодизация
- Гезелл, Арнолд Лусиус
- Возраст
- Психосоциальное развитие
- Психосексуальное развитие
- Развитие человека
- Психология развития
Источник