Исследование ребенка с целью выявления уровня психического развития

Исследование ребенка с целью выявления уровня психического развития thumbnail

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

проведение диагностики с группой детей;

взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

использование апробированных на практике диагностических материалов;

легкость в получении результата;

наличие протоколов обследования;

наглядность;

применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:

получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;

создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;

обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

при создании предметно-развивающей среды;

для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

  1. Нарисуй дождик.

hello_html_m35b24de5.png

  1. Соедини точки.

hello_html_m40b97f66.png

3. Заштопай коврики.

hello_html_m30352711.png

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

hello_html_89bf416.png

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

hello_html_3c636c4b.png

1 задание:

высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;

средний уровень – линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;

низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время – 2 минуты.

2 задание:

высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;

средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;

низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

высокий уровень – все выполнено правильно;

средний уровень – допущено 2 ошибки;

низкий уровень – задание выполнено неверно.

4 задание:

высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;

средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;

низкий уровень – задание не выполнено.

5 задание:

высокий уровень – точное следование инструкции;

средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;

низкий уровень – задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей старшей группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________

Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________

1. Помоги рыбкам найти маму.

hello_html_m51163218.png

2. Домики.

hello_html_m467ff5fe.png

4. Найди игрушки.

hello_html_4ced7179.png

hello_html_m18fa7a84.png

5. Какой предмет лишний.

hello_html_5d9141ff.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа______________________ Дата_____________________

Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика сформированности мышления

«Найди игрушки»

Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»

Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»

Итого:________________________________________________________________________

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_____________________________________________________________

1 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

5 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;

средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________

1. Опусти фигурки в формочку.

hello_html_m5ca48ec7.png

2. Соедини половинки предметов.

hello_html_5a27989d.png

3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.

4. Обведи похожие на образец фигуры.

hello_html_3608eeda.png

5. Кто где живет.

Читайте также:  Источником психического развития ребенка являются

hello_html_m5d096b10.png

Образец на определение уровня развития зрительной памяти

hello_html_m2e440aef.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа_______________ Дата_____________

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Дата рождения_______________________

Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик».

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития зрительной памяти

«Зрительная память»

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»

Итого: _______________________________________________________________________

Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»

Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»

Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»

Итого:________________________________________________________________________

Психолог _____________________

1 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник

Юлия Разенкова
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста

Исследования в помощь воспитателям и педагогам, работающим с детьми раннего возраста.

Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года) (Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-48 с.)

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Исследование восприятия

1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле

ный.

Стимульный материал:цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций

1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

сличение – от 1,5-2 лет;

выбор по названию – в 2-3 года;

самостоятельность названия – в 2,5-3 года.

Вступление

В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста. И в случае выявления нарушений появляется возможность, как можно раньше начать коррекционные действия. Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.

В ходе диагностикиоцениваются следующие параметры познавательной деятельности ребенка:

– принятие задания;

– способы выполнения задания;

– обучаемость;

– отношение к результату своей деятельности.

План работы

Введение….

Методика 1….

Методика 2. …

Заключение….

Список литературы…

Испытуемая – Новоселова Лиза-2,5 года

Методика 1 «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок – цветочков.

Нормативы:

выбор из двух картинок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Инструкция:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?».

Результат исследуемой:

• выбор 4 картинок соответствует возрастным нормам.

• Выбор цвета – цвета различает по названиям, что так же соответствует возрастным нормам

Общая оценка: Ребенок принял задание после повторной просьбы, понял его, но выполнить задание самостоятельно у него не получилось, после обучения задание выполнил безошибочно, положительно и адекватно оценил результат.

Общий результат обследования:

Уровень развития психической деятельности соответствует возрастной норме. Ребенок понимал задания и стремился к их выполнению. У него не получалось самостоятельно выполнить задание, но после обучения взрослого мог самостоятельно справиться с ним. После выполнения задания адекватно оценивал свой результат и радовался правильному решению задачи.

Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.

Методика 2

Пространственный гнозис (методика подходит детям-2,5-3 лет).

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки уложенные в коробку. В моем случае в корзинку.

Пример инструкций:

Посади мишку в корзинку. Положи мишку в корзинку. Положи картинку под корзинку. Достань из-под корзинки. Покажи, где верх; где низ.

Нормативы:

2,5-3-года дети понимают предложно-падежные конструкции, ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются.

Анализ результатов:

1. подражание внешним манипуляциям взрослого без учета пространственных отношений.

2. подражание манипуляциям с учетом пространственного расположения;

3. самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Инструкция:

Сейчас мы будем с тобой складывать игрушки в корзинку. Я начну, а ты будешь мне помогать.

1) Посади мишку в корзинку.

2) Положи куклу в корзинку.

3) Положи картинку под корзинку.

4) Достань картинку из-под корзинки.

5)Покажи, где верх; где низ.

Результат исследуемой:

1) подражает манипуляциям с учетом и пространственного расположения, понимает предложно-падежные конструкции;

2) самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения;

3) определяет несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу;

4) результаты исследования развития говорят, что оно соответствует возрастным нормам.

Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.

Список литературы

1. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. –176 с.

2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Справочник педагога-психолога, 01-2011, 02 -2011

Заключение

Новоселова Лиза-2,5 года. Обследование проводилось 3 сентября 2015г. в ГБОУ Школа 878 д/о «Лучик».

Цель: исследование познавательных процессов ребенка 2 -3 лет

Сведения о ребёнке

Ребёнок от 1-ой беременности. Беременность проходила без

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка я сам саратов

осложнений

Показатели при рождении:

вес – 3500г,

рост – 53см,

по шкале Апгар – 7-8 баллов.

Развитие:

На первом году жизни – без осложнений.

На втором году жизни – без осложнений.

По достижении трёх лет – без осложнений.

На настоящий момент:

Наблюдается высокий уровень познавательных способностей.

Ребёнок идёт на контакт, отвечает на вопросы. В выполнении поставленной задачи заинтересована, охотно принимает помощь и ждёт похвалу. Выполняет задание старательно, с результатом, следит за реакцией взрослого. При указании на ошибки быстро пытается исправить их, успешно. Восприятие пространственных отношений не снижено.

Обращенную речь понимает в полном объеме.

Выводы

Проведенное исследование показало, что у ребёнка до конца не сформированы прогнозирование и планирующая деятельность, пространственное ориентирование и соотнесение форм предметов. Движения мелкой моторики не затруднены. Наблюдается высокий уровень развития речи и уровня развития словесно-логического мышления.

Список литературы

1) Психология в 3-х кн. кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики:

Уч. для студ. высш. пед. учебн. завед. /Р. С. Немов

2) Психология развития. Словарь/ Под ред. А. Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005

3) Специфика психического развития ребенка.

https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=542

Источник

Детская психология пользуется целой системой методов, которые можно подразделить на четыре группы (по Б. Г. Ананьеву).

Первую группу методов можно назвать организационными, к ним относятся методы сравнительный – метод поперечных срезов (проводится сравнение результатов нескольких групп испытуемых, отличающихся по выбранным признакам), лонгитюдинальный – метод продольных срезов (испытуемые многократно исследуются на протяжении длительного времени), комплексный (объединение методов лонгитюдного и поперечного срезов). Они действуют в процессе всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам (теоретическим – в виде каких-либо теорий и концепций, практическим – в виде практических рекомендаций к совершенствованию или созданию новой психокоррекционной методики, психодиагностики и т.д.).

Практический пример

Исследование возрастных особенностей мыслительной деятельности на протяжении дошкольного детства может проводиться с помощью метода продольных срезов (при этом проводится диагностика мышления группы детей трех лет, затем через год, два и три проводится диагностика мышления этих же детей в возрасте четырех, пяти, шести лет соответственно, затем полученные результаты сравниваются и делается вывод). Также исследование может проводиться с помощью поперечных срезов (при этом диагностика мышления будет проводиться в нескольких группах детей, различающихся по возрасту – трех, четырех, пяти, шести лет, затем полученные результаты сравниваются и делается вывод).

Вторую, самую большую группу методов представляют эмпирические методы, которые направлены на получение научных данных, К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или генетико-моделирующий эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседы); анализ процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ и т.д.), которые можно назвать праксиметрическими методами; социометрия (метод изучения статуса человека в группе и взаимоотношений в группе); биографические методы (анализ фактов, дат и событий прошлого жизненного пути, документации, свидетельств и т.д.).

Третью группу составляют методы обработки данных (экспериментальных и др.). К ним относятся количественный (математико-статистический) анализ, качественный анализ результатов исследования (в том числе дифференциация полученных данных по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил).

Четвертая группа – интерпретационные методы, различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития – от нейронного до поведенческого. Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. При структурном методе интерпретации определяются связи между разными характеристиками психики на определенном этапе развития.

Основными методами исследования психики ребенка являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Рассмотрим подробнее особенности основных методов.

Наблюдение – преднамеренное активное восприятие определенных явлений с целью их всестороннего изучения. Деятельность наблюдателя обычно не связана с созданием специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления. От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается целенаправленностью, планомерностью и оснащенностью определенными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов. Специфика наблюдения как научного метода психологического исследования заключается в невмешательстве в деятельность наблюдаемого объекта и в наличии прямого зрительного контакта наблюдателя с наблюдаемым. Главное достоинство наблюдения как исследовательского метода состоит в том, что сбор информации, как правило, не влияет на ход событий и не препятствует естественности психических проявлений детей. К недостаткам метода можно отнести пассивную роль наблюдателя, трудность формализации данных и их количественного анализа, трудность точного установления причин наблюдаемых явлений из-за невозможности учета всех воздействующих факторов, непроизвольную субъективность наблюдателя.

Обычно различают следующие виды наблюдения: объективное (внешнее) – самонаблюдение (внутреннее, или интроспекция); полевое – лабораторное; индивидуальное – коллективное; систематическое – несистематическое; сплошное – выборочное; констатирующее – оценивающее; стандартизированное – нестандартизированное); открытое – скрытое; включенное – невключенное.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

  • • определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
  • • выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
  • • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  • • выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
  • • обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

При планировании наблюдения важно определить те внешние показатели поведения детей, которые могут свидетельствовать об определенных особенностях исследуемого психического свойства.

Практический пример

Наблюдение с целью изучения эмоциональных проявлений дошкольников может изучаться по следующим внсшнеэмоциональным показателям: положение рта, бровей, окраска лица, взгляд, движения рук, интонация и содержание высказывания, дыхание.

Эксперимент является наиболее точным методом исследования в детской психологии. Эта точность является главным отличием психологического эксперимента от других психологических методов и заключается в том, что он обеспечивает адекватное и однозначное проявление психических явлений во внешнем поведении ребенка. Эксперимент – это метод, при котором исследователь сам создает необходимые для него явления и варьирует условия их протекания с целью выявления вызвавших их причин и закономерностей развития. Получаемые в результате проведения эксперимента научные факты могут быть неоднократно воспроизведены благодаря управляемости и строгой контролируемости экспериментальных условий. Это позволяет проверить полученные экспериментальные факты, накопить и систематизировать количественные данные, на основе которых можно сделать вывод о закономерности или случайности изучаемых психических явлений.

Читайте также:  Влияние бисероплетения на развития ребенка

Эксперименты бывают нескольких видов. По способу организации выделяют следующие виды экспериментов: лабораторный (проводится в специальных условиях), естественный (проводится в реальных условиях) и полевой (проводится по схеме естественного с использованием портативной аппаратуры для точной регистрации данных при информированности испытуемых об участии в эксперименте).

По цели исследования выделяют такие эксперименты: поисковый (направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями), пилотажный (пробный эксперимент, который проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке) и подтверждающий (направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными).

По характеру влияния на испытуемого различают эксперименты: констатирующий (предполагает измерение состояния объекта, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями), формирующий (предполагает применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых) и контрольный (повторное измерение состояния объекта после формирующего эксперимента).

Эксперимент с детьми в детской психологии проводится в игровой форме. Метод наблюдения и констатирующий эксперимент – это варианты реализации констатирующей стратегии исследования. Формирующий эксперимент относится к формирующей (генетической) стратегии исследования. В современных исследованиях по детской психологии констатирующий и формирующий эксперименты часто сочетаются, являясь его разными этапами. Па констатирующем этапе проводится диагностика, констатация как обеспечение фиксации достигнутого, актуального уровня развития определенного психического явления. На формирующем этапе с помощью определенных средств и методов обеспечивается достижение нового уровня развития в соответствии с выдвинутыми предположениями. Контрольный этап вновь констатирующего типа, направлен на определение степени развивающего эффекта и результативности формирующего эксперимента.

Практический пример

Исследование с целью доказательства гипотезы о том, что с помощью занятий, направленных на амплификацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, можно повысить уровень представлений об эмоциях, проводится по формирующей стратегии:

  • 1-й этап – диагностика уровня представлений дошкольников об эмоциях;
  • 2-й этап – проведение тренинговых занятий с детьми;
  • 3-й этап – повторная диагностика уровня представления детей об эмоциях.

Практический пример

Исследование с целью доказательства гипотезы о том, что существует связь между статусным положением в группе сверстников и доминирующим типом эмоциональных состояний детей, проводится по констатирующей стратегии:

  • 1-й этап – диагностика доминирующего типа эмоциональных состояний детей;
  • 2-й этап – выявление статусной позиции в группе сверстников;
  • 3-й этап – выявление связи между типом и степенью выраженности эмоциональных состояний и статусом дошкольников в группе сверстников.

К дополнительным методам исследования особенностей психики относят опрос в форме беседы или анкетирования, тестирование, анализ продуктов деятельности. Опрос – это метод целенаправленного получения информации об определенных психологических явлениях в процессе общения исследователя с респондентом (опрашиваемым). Опрос бывает двух видов: устный опрос – интервьюирование и письменный опрос – анкетирование. Теория и практика опросного метода выработали целый арсенал приемов конструирования вопросника в целом и формулировки отдельных вопросов, общая совокупность которых дифференцируется на ряд разновидностей, нацеленных на решение определенных специфических задач. Не вдаваясь в их описание, приведем наиболее известные виды вопросов: открытые – закрытые; прямые – косвенные; личные – безличные; простые – сложные; общие – частные; основные и дополнительные. Анкетирование – письменный опрос, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты – определенной системы вопросов, составленных для достижения целей и задач исследования. Респондентами при анкетировании в рамках исследований по детской психологии являются родители и педагоги. Интервьюирование – это устный опрос. Беседа – метод устного получения информации от респондента в процессе ведения с ним тематически направленного разговора. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное получение от респондента данных о его деятельности, в которых объективируются присущие ему психологические явления. Все вышеперечисленные коммуникативно-вербальные методы (различные виды опроса и беседа) используют в детской психологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В частности, считается целесообразным использовать опрос и беседу как методы исследования психики ребенка, начиная в среднем с четырехлетнего возраста. Задаваемые вопросы должны быть краткими, понятными для ребенка, не должны оказывать внушающего влияния, по возможности предполагать опору на наглядный материал (изображения, сюжетные картинки и т.д.).

Психологическое тестирование – это метод психодиагностики с использованием тестов (англ. test – испытание, проверка, проба) – стандартизированных, обычно кратких и ограниченных во времени испытаний для выявления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Каждый тест должен удовлетворять таким основным требованиям, как объективность, валидность и надежность. Объективность психологического теста предполагает независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных особенностей и субъективных суждений экспериментатора. Валидность психологического теста означает степень измерения определенного свойства, для диагностики которого данный тест предназначен. Надежность психологического теста означает степень точности измерения определенного свойства, для диагностики которого этот тест предназначен. Предметом тестирования в рамках детской психологии могут являться любые психологические характеристики ребенка – познавательные процессы, психические состояния, личностные свойства, отношения. Тестирование с детьми дошкольного возраста также проводится в игровой форме с опорой на наглядный материал.

Анализ продуктов деятельности является одним из методов получения первичной информации на первоначальных этапах психологического исследования для предварительного знакомства с ребенком. Этот метод предполагает, например, изучение рисунков, детских поделок по лепке, аппликации, конструированию и др.

Социометрия используется для психологического исследования межличностных отношений в группе детей с целью определения структуры взаимоотношений и выявления социометрических статусов каждого ребенка (“звезды”, “предпочитаемые”, “пренебрегаемые”, “изолированные” и др.). Социометрические методики проводятся в игровой наглядной форме в различных вариантах, начиная со старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте складывается более или менее четкая дифференциация в структуре взаимоотношений в детской группе.

Практический пример

Социометрическое исследование группы дошкольников может проводиться в форме игры “Капитан корабля”: в процессе индивидуальной беседы ребенку показывают нарисованный или игрушечный кораблик и спрашивают: “Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее плавание?”, “Кого пригласил бы на корабль в качестве пассажиров?”, “Кого ни за что не взял бы с собой в путешествие?”, “Кого ты оставишь на берегу?” После того как все ответы получены, проводят обработку результатов.

Для исследования индивидуальных особенностей психики также используются биографический метод, который