Исследование развития ребенка в трудовой деятельности
Светлана Шухардина
Оценка трудовой деятельности детей и диагностика развития отдельных ее этапов
В новых образовательных стандартах перед дошкольным образованием поставлена важная социальная задача: развивать у учащихся умение самоконтроля, умение находить допущенные ошибки, неточности и выбирать способы их устранения – это связано с возрастанием объема самостоятельной работы воспитанников. В связи с этим в ФГОС разработаны психолого-педагогические условия, которые позволят успешно решать поставленные задачи.Для данной темы наиболее важными являются: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; может контролировать свои движения и управлять ими и др. [6].
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, мы понимаем, что дошкольник чаще всего дает результатам труда субъективную оценку. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок еще не способен четко выделить ориентиры деятельности, подлежащие контролю и оценке, и плохо владеет приемами оценивания. В то же время, необходимо обучать ребенка адекватно воспринимать замечания по выделенным педагогом критериям и вовремя корректировать выполнение неправильных действий, чтобы успешно выполнить всю деятельность. Выполнение этой задачи возможно в совместной с ребенком деятельности. В психологии труда совместная деятельность характеризуется наличием между участниками деятельности взаимодействия, направленного на достижение общего результата. Как разъясняет Д. Б.Эльконин: «Ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия, создаваемым самим ребенком в ходе совместной работы с взрослым» [9, с. 141-142]. Ребенок, выслушав инструкцию взрослого, уже может попытаться самостоятельно выполнить само действие в одних и тех же условиях. Таким образом, на основе совместной деятельности и в процессе упражнений постепенно возникает индивидуальная деятельность Становление самостоятельной деятельности внутри и на основе совместной представляет собой тот процесс, который называют интериоризацией. На этом этапе ребенок может самостоятельно выполнить целостное действие в разных условиях и, что не менее важно, проявить инициативу – заметить ошибки в работе сверстника и попытаться поправить его.
Не менее важным в освоении действий самоконтроля является умение действовать по алгоритму, т. е. последовательно оценить степень соответствия результатов своей деятельности, ориентируясь на выделенные показатели. Такие показатели могут быть представлены в виде моделей алгоритмов. Модели алгоритмов, позволяют детям на осознанном уровне выбирать правильные пути в решении определенного класса задач, осуществить контроль, оценку и коррекцию. В конструировании алгоритма оценки собственной деятельности необходимо научить детей выбирать необходимые ориентиры (критерии оценивания).
В дошкольном образовании разработка критериев оценки результатов деятельности не может проходить без педагогического руководства. Только педагог может разработать точные требования дизайн спецификации (требования к выполнению конкретных приемов, действий или операций) по изготовлению изделий или деталей, выполнению той или иной трудовой операции: принятие определенной рабочей позы, выполнение отдельных движений, переход их в действия. Задача педагога разработать критерии оценки в соответствии требованиям основной образовательной программы и возрастным особенностям [4], помочь детям разобраться в них, научить пользоваться ими в самостоятельной деятельности. Приведем пример оценки действий детей по разработанным воспитателем критериям на занятиях аппликацией.
Резание по криволинейному контуру. Педагогическая задача – учить вырезать по криволинейному контуру.
Критерии. 1. Умение правильно держать ножницы.
2. Умение правильно открывать и закрывать лезвия ножниц.
3. Умение придерживать заготовку и поворачивать ее для удобства резания.
4. Умение резать по линии разметки, оставляя ее на обрезке.
Этот пример показывает, принцип расчленения умения вырезать детали из бумаги на отдельные движения и действия – критерии. Не трудно по выделенным критериям определить, на каком уровне освоено умение у конкретного воспитанника и разработать стратегию педагогического руководства в формировании или коррекции тех или иных умений и навыков.
Разметка деталей по шаблону. Педагогическая задача – учить выполнять трудовую операцию в правильной рабочей позе и выполнять точные разметочные действия.
Критерии. 1. Умение выполнять операцию стоя.
2. Умение придерживать шаблон и держать карандаш.
3.Соблюдать дизайн-спецификацию:
-разметка выполняется в левом верхнем углу изнаночной стороны листа;
– линия разметки должна быть непрерывной, четкой;
– графическое изображение должно в точности соответствовать внешнему контуру шаблона.
Умение вырезать деталь. Педагогическая задача – учить вырезыванию бумажной детали из заготовки.
Критерии. 1. Умение отделять заготовку из целого листа бумаги.
2. Умение вырезать деталь по требованиям дизайн-спецификации (см. выше).
Аналогично строится работа по формированию действий самооценки. Руководство деятельностью детей со стороны воспитателя заключается в четком инструктаже того, что и как оценивать. Разработанные критерии воспитатель может представить в виде наглядной модели алгоритма, отражающей критерии оценки и последовательность выполнения действий оценивания. Модель алгоритма может быть представлена наглядно в графической или предметной форме на инструкционных картах, которые воспитатель раскладывает на каждый рабочий стол или представляет на интерактивной доске. Следует подчеркнуть, что содержание этих карточек разрабатывается в строгом соответствии с дизайн спецификацией, которое дает воспитатель в процессе первичного инструктажа. Как отмечено нами, в дошкольном возрасте дети не могут еще оценивать все этапы своей работы. В связи с этим, оценка действий детей может выполняться в совместной деятельности с педагогом – воспитатель называет критерий, а дети сверяют свои результаты с требованиями дизайн спецификации.
Поэтому, в успешном формировании действий самооценки на начальных этапах, обязательным является обучение детей оценивать отдельные этапы своей деятельности. Такая работа подготавливает детей к формированию самооценки на основе анализа готового объекта труда. Выбор объекта оценивания предоставлен воспитателю, так как воспитатель в разработке плана занятия выделяет задачи освоения нового материала, закрепления известного и задачи контроля и оценки деятельности. Приведем пример разработанных критериев для выполнения детьми действий самооценки.
Педагогическая задача – учить сравнивать размер и форму изготовленных парных деталей из пластилина для сувенира «Кот», находить неточности и оценивать результаты собственной деятельности:
– сравни детали для конечностей – детали для передних конечностей отличаются по форме и размеру от деталей для задних конечностей;
– сравни детали для головы и туловища – они самые крупные в изделии и по форме напоминают грушу, но отличаются по размеру;
– сравни детали для хвоста и ушей – они самые мелкие и отличаются по размеру и форме.
– сравни свои результаты с образцом, исправь допущенные ошибки.
Все детали изделия должны быть представлены на рисунке и в образце педагога.
На последующих занятиях необходимо продолжить начатую работу на другом наглядном примере. Для сравнения можно представить образец, изготовленный воспитателем или предметные инструкционные карты, выполненные в виде рисунков всех деталей.
Педагогическая задача – учить оценивать качество выполнения сборки многодетального изделия «Лошадка» из пластилина.Критерии:
– детали изделия плавно соединены между собой способом примазывания;
– детали отделки соединены способом придавливания;
– сравни свою работу с образцом изделия. Если требования и готовый результат совпадают – работа выполнена правильно.
Диагностика уровней сформированности отдельных действий или этапов труда необходима педагогу, что бы вовремя осуществить коррекцию совершаемых ошибок ребенком. С этой целью необходимо выделить соответствующие критерии и уровни. Критерии и уровни развития трудовой деятельности детей разрабатывают исходя из наблюдений практической деятельности и степени ее самостоятельного выполнения.
Уровень самостоятельного поиска способа действия: ребенок самостоятельно и уверенно выполняет всю совокупность действий. В тех случаях, когда ребенок сомневается в выборе действия или совершает ошибку, педагогу достаточно приостановить выполнение задания и попросить ребенка подумать правильно ли он выполняет то или иное действие.
Уровень выполнения действия по образцу. Некоторым детям помощь педагога необходима на протяжении большей части выполнения задания. Можно исправить действия ребенка с помощью наводящих вопросов.Например: подумай, что делают в первую очередь, вырезают деталь или делают разметку детали на материале?Другой пример: посмотри внимательнее на предмет, он плоский или объемный?
Копирующий уровень: действия ребенка ошибочные, постоянно обращается за помощью. В этом случае вся задача решается в совместной деятельности с взрослым.Например: посмотри, какого цвета деталь изделия, найдем бумагу такого же цвета. Подумай и назови, какие инструменты понадобятся нам для работы с бумагой. Давай найдем их и разложим на места, которые указаны на модели «Твое рабочее мест» и т. д.
В процессе обследования сначала нужно дать возможность ребенку или группе детей проявить самостоятельность в решении трудовых задач, но, если дети не справляются с задачей, им должна быть оказана оперативная помощь со стороны педагога. После решения первой задачи ребенку или группе детей предлагается следующая задача. За каждую решенную задачу в специальную графу таблицы заносятся отметки в баллах. В процессе выполнения заданий полезно использовать некоторые виды стимулирования деятельности детей: поощрения – похвалу, одобрение; помощь педагога.
Качественная оценка показателей определяется в процессе наблюдений деятельности детей и анализе полученных результатов и заключается в выявлении ошибок в деятельности и ответах детей, причин их совершения, умения самостоятельно найти способы решения поставленной задачи.
Количественная оценка обычно определяется с помощью простейших математических подсчетов (сумма набранных баллов по каждому показателю). Качественная оценка всех показателей и сумма набранных баллов, полученных за решение всех задач, являются критериями для определения фактического уровня сформированности конкретного трудового умения или отдельного этапа деятельности. Покажем методику проведения оценки уровня сформированности умения анализировать образец изделия.
Отметим, что разработанная нами методика может быть применена для старших дошкольников. В соответствии возрасту, разработанный нами алгоритм позволяет выделить не весь комплекс признаков предмета, т. к. дети еще не умеют комплексно анализировать объекты труда.
Педагогическая задача – выявить уровень сформированности умения анализировать образец изделия.
Модель алгоритма «Анализ образца» для старших дошкольников можно представить в виде наглядной иконической модели (изображение натуральных объектов в виде рисунка, схемы):
1. знак «Что это?» – требуется назвать рассматриваемый предмет;
2. знак «Материалы» – требуется назвать, из какого материала изготовлено изделие и его детали;
3. знак «Количество» – требуется назвать количество крупных, средних и мелких деталей в изделии или по другим признакам (цвет, форма);
4. знак «Форма» – требуется назвать форму изделия и его деталей;
5. знак «Размер» – требуется назвать размер изделия и его деталей;
6. знак «Объем» – требуется назвать плоское или объемное изделие;
7. знак «Цвет» – требуется назвать цвет изделия или его деталей;
8. знак «Применение» – требуется назвать, где применяется изделие.
Требования к ответу: соблюдение установленного порядка выделения признаков объекта; точное называние этих признаков (количественных и качественных фактурных показателей); минимальные затраты времени на обдумывание ответа.Уровень сформированности умения анализировать образец изделия по наглядной модели можно выявить и по следующим показателям: выделение признаков объекта, декодирование информации; использование модели алгоритма на практике.
Критерии оценки:
– 0-1 ошибка – ответы даны на уровне самостоятельного выполнения действий;
– 2 ошибки – действия выполнены частично на копирующем уровне;
– 3 ошибки – действия выполнены на копирующем уровне – ребенок пытается но, не справляется с заданием даже с помощью педагога – 1.
Умение организовывать рабочее место можно определить, работая на интерактивных столах или на фланелеграфе.
Педагогическая задача – выявить уровень сформированности умения организовывать рабочее место в соответствии требованиям рабочего человека и безопасности труда.
Требования к ответу:умение классифицировать предметы по группам: инструменты, материалы; знание правильного расположения предметов на рабочем столе; соблюдение техники безопасности.
Критерии оценивания – указаны выше.
В случаях, если педагог пользуется схемами, моделями алгоритма на занятиях, что является необходимостью в современном дошкольном образовании, необходимо выявить умение кодировать и декодировать информацию. С этой целью подходит набор карточек, на которых могут быть изображены отдельные этапы изготовления изделия, изображение отдельных предметов и т. п. Педагог может называть предмет или действие, а ребенок – показать соответствующее изображение (кодирование) или попросить ребенка установить последовательность выполнения изделия с помощью этих же карточек (декодирование).
Таким образом, освоение действий по самооценке строится на основе умений выделять признаки объекта (в соответствии требованиям программы по разным образовательным областям, кодирования и декодирования информации, умения действовать по алгоритму и др. [7]. Переход к самостоятельному оцениванию собственной деятельности, по нашим наблюдениям, в условиях целенаправленной работы с детьми, происходит на 7-8 занятии.
Примеры показывают, что в процессе оценивания деятельности детей могут принимать участие, как педагог, так и воспитанник. Педагогу, в свою очередь, предоставлена возможность контролировать с одной стороны осведомленность ребенка о критериях выполнения каждой трудовой операции, с другой – уровень владения элементарными приемами и средствами оценки собственной деятельности. То есть, в продуктивных видах деятельности сам процесс формирования действий контроля и оценки может стать объектом контроля и оценивания. Исследователи современных технологий конструирования педагогического процесса [1, 2, 3] единодушны во мнении, что в сложившейся обстановке педагог должен быть подготовлен к глубокому научно обоснованному анализу педагогического процесса, чтобы суметь отойти от стремления опираться только на интуицию и изменить свою позицию с «мне так кажется» на позицию «объективно установлено, что…» [3].
Анализ собственных действий и оценивание результатов деятельности предоставляют возможность своевременно осуществить коррекцию неправильных действий и достичь успешных результатов деятельности.
Литература
1. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). – М., 2002.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. – М., 2008.
3. Кальней В. А., Шишов С. А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». – М., 1999.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2014.
5. Психология труда: учеб. для. студентов вузов, обучающихся по специальности 031000» Педагогика и психология» / под ред. проф. А. В. Карпова. М., 2005.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://standart.edu.ru
7. Шухардина С. Б. Теория и практика организации технологической деятельности в ДОО: монография / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014.
8. Шухардина С. Б., Святцева А. В. Формирование универсальных действий – приоритетное направление современного образования. Materialy X mezinarodni vedecko-prakticka conference «Veda a vznik-2013/2014». – Dil 20. Pedagogika.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. – 112 stran.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 1995.
Источник
Консультация
Тема: «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности».
Слайд 2
Воспитание любви к труду, уважения к людям труда формирование элементарных трудовых навыков – важная задача дошкольных учреждений. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, волевых качеств.
Посильный «добрый» и «умный» труд, нередко связанный с игрой, – именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процессе его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценности периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Слайд 3
Решение задач предполагает освоение трудовых процессов и видов труда детьми. Все перечисленные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе. Содержание труда детей дошкольного возраста определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе воспитания в детском саду» применительно к каждой возрастной группе. Там же раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям о труде.
Усложнение программных требований предусматривает:
- Нарастание объема трудовой деятельности. Оно проявляется в том, что в первой младшей группе дети овладевают отдельными результативными действиями в том или ином трудовом процессе.
Например, сначала приемами смывания, затем намыливания рук, вытирания, приемами застегивания и расстегивания пуговиц, надевания отдельных предметов одежды и т. п. Затем какие действия и в какой последовательности будет выполнять каждый участник, какое оборудование ему нужно. Такое предварительное обсуждение помогает правильному планированию и организации коллективного труда. Руководя совместным трудом детей, воспитатель решает две задачи: формирование коллективного труда и воспитание личности ребенка в процессе труда.
Слайд 4
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослым, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.
В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.
Результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых детьми, оказываются полезными не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит, труд дошкольников может быть общественно ценен.
Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.
Слайд 5
Работа, выполняемая маленьким человеком, должна быть организована. Ребенку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовывать рабочее место. Он должен уметь вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда.
Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка.
Труд сам по себе, без вдумчивого руководства и помощи со стороны взрослых не может оказать нужного воздействия на личность ребенка.
В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей:
- отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
- Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества.
- Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.
Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка, в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.
Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.
Развивающая роль труда тесно связана с уровнем развития самой трудовой деятельности: чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем эффективнее ее использование в целях совершенствования личности ребенка. Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:
1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;
2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком трудовым процессом;
3) становление разных видов труда.
Предварительное обсуждение – планирование труда: определив цель труда и выделив трудовые действия, дети договариваются, кто, что будет делать и сколько детей будет выполнять то или иное действие, исходя из его трудоемкости. Например, мытье кубиков занимает меньше времени, чем вытирание, значит, если мыть кубики будут двое, то вытирать – трое. Такое обсуждение формирует у детей представление об объеме труда, справедливом его разделении с учетом сложности. Здесь возможны и конфликты, если несколько детей захотят выполнять одно и то же более интересное действие. Воспитатель учит, как решать конфликты, договариваясь об очередности выполнения более интересных трудовых действий.
Обсуждение организации рабочего места: какое оборудование необходимо, как его расположить, чтобы было удобно работать. При таком обучении планированию труда резко возрастает самостоятельность детей: они сами распределяют участников работы, выбирая каждый себе место с учетом желания других детей, трудоемкости отдельных действий и своих умений. Но эта самостоятельность у каждого формируется постепенно. Выделяются дети-инициаторы, которые, хорошо зная состав и последовательность трудовых действий в трудовых процессах, берут на себя инициативу распределения участников работы по местам. Другие спрашивают у инициаторов, что им делать, не сразу включаются в труд.
Слайд 6
Роль воспитателя состоит в том, чтобы ввести правила, на основе которых обязанности распределяются справедливо (выполнение принципа очередности, учет желаний, трудовых умений и т. д.). Усваивая правила, дети становятся все более самостоятельными в организации и выполнении труда. В таком случае роль педагога состоит в оценке самоорганизации детей уже после ее окончания. В процессе организации труда важно продумать характер привлечения к работе всех детей. Те дети, которые включаются в работу на последних операциях, могут помочь тем, которые выполняют первые операции (например, поднести кубики для мытья), или приготовить место для «продукции» (вытереть полки, на которые будет уложен строительный материал, и т. п.). А затем дети, которые выполняли первые операции, помогают тем, кто завершает работу. Такой подход к деятельности детей позволяет сразу правильно организовать труд и руководить деятельностью всех участников, одновременно показывая им правила регулирования отношений в процессе труда.
Причинами конфликтов являются недостаточные умения детей, невнимание к качеству своей работы. Пути устранения этих конфликтов разные.
Слайд 7
Заключение
Слайд 8
Успешное выполнение задач трудового воспитания предусматривает ряд условий:
1. Наличие соответствующего оборудования для всех видов труда, удовлетворяющего следующим требованиям: функциональность, т. е. прочность и удобство для выполнения тех или иных операций, безопасность при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т. п.), соответствие по весу и размерам возможностям детей, внешняя привлекательность и гигиеничность.
2. Хранение оборудования для разных видов труда в обусловленном месте в установленном порядке, свободный доступ для самостоятельного использования его детьми, поддержание постоянного порядка.
3. Повседневность труда и постоянство участия в нем всех детей, ведение учета участия каждого ребенка в различных видах и формах труда, уровня развития его трудовой деятельности.
4. Посильность труда, т. е. такая нагрузка, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь в виду как физические, так и психические нагрузки.
Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. Поэтому очень важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или меняя детей через каждые 7-10 минут.
Психическая нагрузка увеличивается при однообразном труде: прополка, накрывание на стол, уборка строительного материала, протирание стульчиков и т. д. Такой труд тоже должен быть ограничен во времени: допустимая длительность его составляет в младших и средних группах от 12 до 15 и от 25 до 30 минут в старших группах. Регулирование нагрузки осуществляется дозировкой объема работы. Так, в средней группе каждый дежурный сначала накрывает на один стол (поручение накрывать два стола, как правило, приводит к увеличению количества ошибок в среднем в два раза, к снижению внимания, самоконтроля, к увеличению числа отвлечений). К концу года отдельные дети справляются с накрыванием двух столов.
Слайд 9
Источник