Исследование психомоторного развития ребенка 2 лет
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла
☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия или наберите в поиске мессенджера Телеграм – @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы “Дети и нервы” или наберите в поиске мессенджера Телеграм – @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
(приблизительные ориентиры)
А
Н
15 месяцев
А
Н
18 месяцев
А
Н
21 месяц
1. ОРИЕНТАЦИЯ
Кубики: башня из 2.
Масса кубиков: башня из 3-4.
Масса кубиков: башня из 5-6.
Чашка-кубик: 6 кубиков в
чашке. (18 мес.)
Чашка-кубик: 10 в чашке.
Масса кубиков: имитирует
движущийся поезд (24 мес).
Рисование: начинает
имитировать линию.
Пилюли и бутылочка:
вытряхивает на просьбу.
Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).
Доска с формами: без
демонстрации помещает круглый блок.
Рисование: спонтанно скребет
карандашом (36 мес).
Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.
Доска с формами: обязательно
вставляет круглый блок.
Рисование: подражая,
проводит линию(24 мес.)
Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.
Доска с формами: нагромождает
3 блока (24 мес).
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА
Ходьба: несколько шагов,
начинает движение, останавливается
Ходьба: падает редко
Ходьба: во время игры
садится на корточки.
Ходьба: падает вдруг (18
мес.)
Ходьба: быстро бежит на
негнущихся ножках.
Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).
Ходьба: оставляет ползание.
Ступени: идет по ним вверх,
держась одной рукой.(21 мес)
Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).
Ступени: заползает наверх
(18 мес).
Маленький стул: садится сам.
Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).
Большой стул: карабкается на
него
Мяч: кидает (48 мес.)
Большой мяч: толкает всем
телом (21 мес.)
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА
Кубики: башня из 2 кубиков.
Масса кубиков: башня из 3
Масса кубиков: башня из 5-6
кубиков.
Пилюля: (без демонстрации)
помещает в бутылочку.
Книга: переворачивает
страницы по 2
Книга: помогает
переворачивать страницы (18 мес).
4. РЕЧЬ
Словарь: 4-6 слов, включая
имена.
Книга: разглядывает,
выбирает.
Словарь: 20 слов
Вокализация: использует
жаргон (24 мес.)
Словарь: 10 слов, включая
имена.
Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).
Книга: узнает картинки (18
мес).
Книга с картинками: называет
или указывает на одну картинку
Мяч: выполняет 3
последовательные команды.
Тестовые объекты: называет
мяч.
Мяч: выполняет 2
последовательные команды.
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Кормление: не пользуется
бутылочкой.
Кормление: отдает пустую
тарелку
Кормление: держит чашку
хорошо
Кормление: не хватает
тарелку.
Кормление: частично ест сам,
проливает (36 мес).
Общение: просит пить, есть,
в туалет.
Туалет: частичная регуляция
(24 мес).
Туалет: регулируется в
дневное время (24 мес).
Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)
Туалет: контролируется
дефекация.
Игра: тащит игрушку за собой
(30 мес).
Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).
Туалет: показывает мокрые
штанишки (18 мес.)
Игра: качает и обнимает
куклу (24 мес).
Общение: говорит
“та-та” или эквивалент.
Общение: указывает, называет
свои желания (21 мес).
Игра: показывает или
протягивает игрушки.
Игра: бросает игру или
отказывается играть (18 мес).
А
Н
21 месяц
А
Н
24 месяца
А
Н
30 месяцев
1. ОРИЕНТАЦИЯ
Несколько кубиков: башня из
5-6.
Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.
Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.
Несколько кубиков: имитирует
движущийся поезд(24 мес).
Несколько кубиков: берёт 2 и
более и возит(30 мес.)
Несколько кубиков: к
построенному из кубиков поезду добавляет трубу
Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).
Рисование: имитирует
вертикальную линию
Рисование: имитирует
вертикальную и горизонтальную линии
Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.
Рисование: имитирует
окружность (36 мес.)
Рисование: чертит две и
более линии, которые пересекаются
Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.
Доска с формами: укладывает
блоки на доску без демонстрации, не обязательно правильно по форме
Цветные фигуры: помещает
одну фигурку на карточку
Доска с формами: после 4-х
попыток правильно вкладывает блоки (30 мес)
Доска с формами: по просьбе
помещает 3 блока правильно
Чудесная коробка: вкладывает
квадратный блок
Доска с формами: после
поворота доски на 180° блоки вкладывает, но может допускать ошибки
Повторяет: две цифры (1-3
попытки)
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА
Ходьба: во время игры
садится на корточки
Ходьба: хорошо бегает без
падений
Ходьба: ходит на
“цыпочках” (после показа)
Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).
Ступени: один идёт вверх и
вниз
Прыжки: прыгает, отрывая обе
ноги от пола
Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).
Большой мяч: пинает (без
демонстрации)
Стояние: пытается стоять на
одной ноге
Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА
Несколько кубиков: башня из
5-6.
Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.
Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.
Книга: переворачивает
страницы по одной.
Рисование: держит карандаш
пальцами
4. РЕЧЬ
Словарь: 20 слов
Речь: слова могут быть
нечёткими, но они обозначают конкретные предметы и действия (собственный
жаргон)
Имя: говорит полное имя
Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).
Речь: предложения из 3-х
слов
Карта с картинками: узнает 7
картинок в карте, книжке
Мяч: выполняет 3
последовательные команды.
Речь: использует
“я”, “мне”, “ты”
Карта с картинками: называет
5 картинок
Карта с картинками: называет
3 и более
Тестовые объекты:
демонстрирует умение их использовать
Карта с картинками: узнаёт и
указывает 5 и более картинок
Тестовые объекты: говорит
названия 2-х
Мяч: выполняет 4
последовательные команды
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Кормление: хорошо держит чашку
Кормление: не переворачивает
ложку
Общение: говоря о себе
использует чаще местоимение, чем своё имя
Общение: просит пить, есть,
в туалет.
Общение: говорит о
непосредственных впечатлениях
Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)
Общение: просит дать что-то
“другое”, когда заканчивается то, что было до этого
Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).
Общение: обращается к себе
по имени (30 мес).
Игра: целенаправленно
двигает предмет (машинку и т.д.)
Одевание: одевает носки,
рукавички, шапку. Натягивает штанишки.
Игра: помогает убирать
игрушки
Игра: отдаёт чашку, полную
кубиков
Игра: может носить бьющиеся
вещи
Игра: подражание домашней
деятельности взрослых
Игра: в присутствии других
детей играет сам по себе(42 мес.) (параллельная игра)
Туалет: сухой ночью (36 мес)
Туалет: сообщает о своих
нуждах (42 мес.)
Источник
Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.
Что такое психомоторное развитие?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».
Основные периоды психомоторного развития
В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:
- с рождения до 1 месяца;
- с 1 до 3 месяцев;
- с 3 до 6 месяцев;
- с 6 до 9 месяцев;
- с 9 до 12 месяцев;
- с 1 года до 3 лет.
На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:
- генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
- наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
- экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
- сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
- тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
- социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
- материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
- недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.
На первом году жизни
На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.
- 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
- 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
- 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
- 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
- 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
- 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
- 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
- 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
- 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
- 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
- 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
- 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Динамика развития с точки зрения врачей
Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.
Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:
- слабая подвижность, вялость мышц;
- вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
- пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
- равнодушие к игрушкам, неумение играть;
- скудость или полное отсутствие эмоций;
- задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
- невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
- отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
- проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.
После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.
- Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
- Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
- Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.
В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?
Источник