Исправление психических и физических недостатков развития ребенка это

Исправление психических и физических недостатков развития ребенка это thumbnail

Наталья Кочетова
Коррекция недостатков психического и физического развития как инструмент инклюзивного образования

Древняя китайская пословица гласит:

«Ты можешь стать умнее тремя способами:

путем опыта – это самый горький путь;

путем подражания – это самый легкий путь;

путем размышления – это самый благородный путь».

Наш детский сад прошел, пожалуй, по всем трем путям и понял, что путь подражания не для нас. Мы не ищем легкой жизни, мы размышляем и накапливаем опыт. По пути опыта и размышлений, думаю, идут сегодня те детские сады, которые работают в режиме инновации и развития. Путь опыта наш, потому что мы одни из первых в городе начали эту нелегкую работу, с детьми с особенными возможностями здоровья. И трудностей и проблем у нас было и есть не мало.

Путь размышлений, потому что без этого невозможно выбрать и применить те способы работы с такими детьми, которые помогли бы им в дальнейшем развитии. Осознание этого привело наш коллектив к пониманию того, что заимствование самого лучшего опыта – это не механическое перенесение отдельных методов и приемов в свою работу, а перенесение идеи.

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были здоровыми, умными и красивыми.

Но не всегда так происходит. Неожиданно на свет появляется ребенок с тяжелыми врожденными дефектами или сложными нарушениями, которые ставят под сомнение его «нормальное» развитие. Это «особый ребенок».

Таким семьям очень нужна своевременная поддержка специалистов, верящих в возможность помочь ребенку с любыми нарушениями.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, растет.

В нашем детском саду организованна работа по коррекции недостатков физического и психического здоровья детей. Коррекция осуществляется:

в 4-х логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи;

1 коррекционной группы с задержкой психического развития;

в 5 общеобразовательных группах 10 детей с ОВЗ по разным диагнозам.

Всего в ДОУ 38 детей нуждающихся в помощи.

Поэтому главной целью стало: Создание условий для специальной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей равные возможности получения образования в пределах образовательных стандартов, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи,которые мы перед собой поставили:

1. выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

2. осуществлять индивидуальную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;

3. способствовать усвоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования;

4. обеспечить позитивные сдвиги в психо-физическом развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;

5. оказывать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Вся работа должна осуществлять планомерно и целенаправленно.

Для решения поставленных задач мы выделили и реализовываем следующие этапы работы:

Разработана и действует модель продвижения ребенка с ОВЗ по его образовательному маршруту. Данная модель позволяет ребенку постепенно «вливаться» в среду более здоровых сверстников.

Маршрут сопровождения детей с особенными возможностями здоровья и оказание помощи родителям таких детей направлен на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.

Маршрут состоит из следующих разделов:

1. Сбор информации о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.

2. Изучение состояния здоровья ребенка проводят медицинские работники.Берут на заметку:

3. Группа здоровья.

4. Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья, полученные в детской консультации

5. Выявляют, стоит ли ребенок на «Д» учете, на инвалидности.

На основании полученных результатов выявляют детей «группы риска» и доводит до сведения администрации, ст. воспитателя, воспитателей той группы, куда идет ребенок.

Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы:

1. Условия проживания.

2. Вредные привычки родителей.

3. Тип воспитания – изучают участие каждого члена семьи в воспитании ребенка.

Неблагополучные семьи берутся на заметку и ставятся на учет в ДОУ.

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребёнка в ДОУ воспитатели, и специалисты наблюдают за ребёнком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. В это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка. Наблюдая за ребенком, педагоги имеют четкие представления о нормальных показателях развития детей. Индивидуальный образовательный маршрут реализовывается во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения, учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра.

Далее организуется обсуждение результатов всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребёнка, о его развитии в разных областях, что облегчает понимание потребности ребёнка, семьи и планирование программы развития. Вся информация заносится в маршрут ребёнка.

Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, с первой младшей группы на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Структура индивидуального образовательногомаршрута включает следующие компоненты:

1. целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

2. содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

3. технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

4. диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

5. результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Нами было определено ключевое понятие нашей работы – программа индивидуального сопровождения ребёнка. Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.

Читайте также:  Показать развитие ребенка в утробе матери

Такая программа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый ребенок способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным.

Для этого в детском саду организованна работа Психолого – Медико – Педагогический консилиума (ПМПк,в состав которой вошли:

1. директор ДОУ

2. учитель – логопед

3. учитель – дефектолог

4. врач – педиатр

5. воспитатели

6. музыкальный руководитель

7. воспитатель по физической культуре

Предварительно изучив практический опыт и специальные документы разработали и утвердили приказом Положение о Психолого – Медико- Педагогический консилиума (ПМПк) составили план работы ПМПк, составили алгоритм работы Психолого – Медико – Педагогический консилиума (ПМПк) координирует работу всех специалистов ДОу.Это позволяет:

1. вырабатывать общие задачи коррекционно – развивающей работы;

2. прослеживать динамику развития ребенка посредствам прохождения ПМПк

3. с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;

4. осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом особенностей их заболеваний;

5. обеспечивать преемственность в работе всех специалистов по выполнению индивидуальной программе развития

Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Детям и их родителям необходима поддержка и оказание психолого-медико-педагогической помощи. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку. С момента обнаружения нарушения развития ребенка, родителей информируем обо всех результатах его обследований и обсуждают их с ними, выбирая для этого приемлемую форму. Специалисты не должны скрывать проблемы ребенка. Родители участвуют в работе по реабилитации их ребенка, в которой у них формируется адекватная оценка ситуации, реальных возможностей и перспектив ребенка.

С целью оказания помощи родителям в воспитании детей с ОВЗ организована работа консультативного пункта.

Одним из важных условий работы с детьми с ОВЗ является создание условий для сенсорного воспитания. Рекомендуется сенсорная комната с набором оборудования, пособиями и тренажорами. В нашем ДОУ нет возможности создать отдельную комнату, поэтому мы устанавливаем отдельные элементы по сенсорному воспитанию в музыкальном зале и группах.

Работа по маршрутам сопровождения и индивидуальным программам обучения анализируется и результаты коррекции недостатков заслушиваются на Психолого – Медико- Педагогическом консилиуме (ПМПк) и на итоговом педсовете.

Эффективность сопровождения определяется не только по данным психологической, педагогической, медицинской диагностики,но и по общим показателям в соответствии с требованиями:

1. удовлетворенность ребенка и его родителей пребыванием в ДОУ;

2. уверенность ребенка (в своих возможностях);

3. способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;

4. успешность овладения адекватными возрастному этапу и особенностями ребенка видам деятельности.

Опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми и родителями дает положительный результат.

Все выпускники ДОУ продолжают обучение в общеобразовательных школах, участвуют в городских мероприятиях.

Именно взрослые помогают детям с особыми потребностями, создают «мир равных возможностей» для любого, кто в этом нуждается. Они смело вливаются в коллектив при поступлении в школу.

Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и

ценили.

Коррекция недостатков психического и физического развития как инструмент инклюзивного образования

Источник

Статья:

Определение понятия «коррекция». В проекте концепции специального обучения и воспитания детей с нарушением умственного и физического развития, в исследованиях ведущих дефектологов страны (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Т. Власенко,  А.П. Гозова, В.П. Ермаков, А.Г. Зикеев, М.В. Ипполитова, К.Г. Коровин, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева, Э.М. Стерина, Е.А. Стребелева,  Л.И. Тигранова, В.А. Феоктистова, Г.В. Чиркина) коррекционно-педагогическая работа определяется как ведущий ориентир системы специального образования и воспитания аномальных детей. Если задачей коррекционной педагогики является разработка путей коррекции различных аномалий развития, то практическая работа с ребенком предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направлению и содержанию методов воспитания и обучения.

В настоящее время активно развиваются теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии.

Развитие коррекционной педагогики и специальной психологии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии.

В словаре иностранных слов понятие «коррекция» определяется как производное от латинского слова «correctio» – исправление. В «Словаре-справочнике по коррекционной педагогике и специальной психологии» дается следующие определение: «Коррекция – система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии».

Чаще всего понятие «коррекция» встречается в словарях, раскрывающих содержание ряда терминов и понятий современной дефектологии и некоторых смежных с ней дисциплин. Так, коррекция определяется как система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии.

Сам термин «коррекция развития» как определенная форма психолого-педагогической деятельности впервые возникает в дефектологии применительно к вариантам аномального развития детей. В данной области этот термин означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. В дальнейшем по мере развития прикладной возрастной психологии произошла своеобразная экспансия понятия «коррекция» на область нормального развития. Такое расширение сферы приложения было обусловлено новыми социальными задачами «значительного повышения морального и интеллектуального творческого потенциала, формирования у всех детей разносторонних творческих возможностей». Таким образом, произошло принципиальное изменение характера задач и адресата коррекционных воздействий – от исправления дефектов, лежащих за порогом нормального развития, к созданию оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы.

Задачи коррекции развития ребенка. Как указывает Д.Б. Эльконин, «основными задачами коррекции развития ребенка являются, во-первых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных тенденций личностного и интеллектуального развития».

Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития».

Читайте также:  Развитие речи ребенка в 4 года консультация для родителей

Д.Б. Эльконин, в зависимости от характера диагностики и направленности коррекции, предлагал различать две формы коррекции:

– симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии;

– каузальную, направленную на источники и причины отклонений в развитии.

Сравнивая эти формы коррекции, автор отмечает безусловный приоритет коррекции каузальной направленности перед симптоматической формой. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений в развитии ребенка.

И, следовательно, будут требоваться различные способы преодоления и профилактики негативной симптоматики у ребенка. Поэтому для успеха коррекции необходимо исходить из психологической структуры нарушений и анализа их генезиса. Коррекционные усилия, таким образом, должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отклонений в развитии, на их симптоматике, сколько на действительных источниках, порождающих эти отклонения, и на их причинах.

Однако следует дифференцировать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическим этногенезом отклонений. В каждом отдельном случае аномального развития существует своя специфика целей, задач и методов коррекции.

Подход к коррекции развития ребенка в отечественной и зарубежной педагогике и специальной психологии.

Как отмечают многие отечественные педагоги, зарубежные ученые располагают значительным арсеналом хорошо отработанных методов, процедур и техник коррекционной работы. Знакомство с этими методами приводит к существенным положительным результатам в решении задач коррекционного воздействия на развитие ребенка.

В развитии детей с различными (зрительными, слуховыми, интеллектуальными, эмоциональными, физическими) проблемами направленное обучение и воспитание играют еще большую роль, нежели в развитии нормального ребенка. Успех в преодолении дефектов развития зависит в значительной степени от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, максимального использования сензитивных периодов развития. При любом характере дефекта мы сталкиваемся с нарушениями познавательной деятельности. У маленького ребенка это в первую очередь трудности ознакомления с окружающим предметным миром, то есть проблемы, связанные с чувственным познанием.

Первую систему упражнений для коррекции дефектов органов чувств создал Ж. Ваней. Эти упражнения выполнялись детьми в первые два года обучения. Данная работа была нацелена на знакомство с предметами окружающей среды и разграничение этих предметов по форме, величине и цвету. Задания, созданные Ж. Ванеем, способствовали совершенствованию деятельности соответствующих анализаторов (зрительного, кинестетического, двигательного и осязательного).

В своих исследованиях М. Монтессори совершенствует систему упражнений, разработанную Ж. Ванеем, используя ее для коррекции недостатков у детей с проблемами. Эта система была названа теорией сенсомоторной культуры и психической ортопедии.

В системе М. Монтессори роль обучения доведена до пассивной организации сенсорного окружения ребенка. Определенные условия организации среды, по ее мнению, в состоянии вскрыть способности ребенка, развить его мышление и скорректировать дефекты, присущие его развитию.

Трудовая деятельность, рекомендованная Э. Сегеном и О. Демором как средство развития, в системе М. Монтессори сведена к минимуму. Все упражнения сведены к обогащению сенсорного познания посредством совершенствования деятельности рецепторов.

Таким образом, система М. Монтессори отрицает ведущую роль обучения в развитии ребенка и утверждает идеалистическое понимание саморазвития психических сил, якобы унаследованных им.

В своих исследованиях О. Декроли усовершенствовал систему сенсорной культуры. В новый вариант системы автор включил три этапа работы для развития ребенка: наблюдательность, ассоциации и действия.

Формирование наблюдательности в основном соответствует работе М. Монтессори, направленной на развитие органов сенсорного познания, то есть воздействие.

Формирование ассоциации мышления совершается с помощью обучения общеобразовательным предметам.

Формирование действий достигается с помощью речи, пения, рисования, ручного труда, движения.

Система О. Декроли, как и система М. Монтессори, зиждется на идее спонтанного развития унаследованных психических качеств. Поэтому автор рассматривает обучение как условие для саморазвития, которое не вносит существенных перемен в унаследованные способности.

Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития, является основой формирования сложных психических процессов. Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка. Развитие психической деятельности у нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии происходит аналогично: от восприятия и представления – к наглядно-действенному, наглядно-образному и затем к элементам понятийного мышления.

В современной отечественной дефектологии коррекционно-воспитательная работа рассматривается как система специальных комплексных мер педагогического воздействия, направленных на устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка, на различные особенности личности детей с отклонениями в развитии, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях.

Коррекционно-воспитательная работа не сводится к механической тренировке элементарных функций или набору специальных упражнений, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды работы в процессе формирования у дошкольников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.

Содержание коррекционной работы в специальном образовательном учреждении – это программа оптимальной, целеустремленной педагогической, психологической, медицинской деятельности и самообразование учащихся, направленные на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей.

Развитие ребенка – это не саморазвитие унаследованных способностей, а результат организованного воздействия среды. Рассматривая развитие как единый процесс, где каждый последующий этап зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реагирования зависит от достигнутого ранее уровня, Л.С. Выготский говорил о необходимости различать первичный дефект и вторичные усложнения развития. По его мнению, неправильно было бы выводить все симптомы из основной причины отсталости, то есть из факта поражения головного мозга. Такой подход равнозначен игнорированию процесса развития. Отдельные симптомы дефекта находятся в различном и сложном отношении к причине, они выстраиваются в один ряд, каждый член которого находится в тождественном отношении к причине. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию, чем то, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование …может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено» .

Читайте также:  Раскраска алфавит буквы и развитие ребенка

Важнейший вывод, к которому приходит Л.С. Выготский, в том, что в коррекционной работе главное внимание надо сосредоточить на профилактике, которую следует начать как можно раньше. Ранняя диагностика и коррекция отклонений развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений и социальной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ребенка.

Исследования Л.С. Выготского были развиты в дальнейшем в работах Р.М. Боскис, Т.А. Власовой, Л.А. Головчиц, М.И. Земцовой, С.А. Зыкова,  Ю.А. Кулагина, Р.Е.Левиной, А.Г. Литвака, В.И. Лубовского,  Н.Н. Малофеева, Л.И. Солнцевой и других и позволяют разрабатывать методики, направленные на дифференцированное обучение, воспитание разных категорий аномальных детей (слепых, глухих, детей с интеллектуальной недостаточностью, с речевой патологией).

Для организации дифференцированного индивидуального подхода, необходимо глубокое исследование психофизических особенностей ребенка. Такое исследование должно быть всесторонним, проводиться совместно разными педагогическими и медицинскими специалистами.

Важным положением при проведении коррекционных процессов является не созерцательное отношение ребенка к предметам окружающего мира, а включение его в активную деятельность. В деятельности ребенка формируются, развиваются и корригируются его психические качества и свойства.

По мнению С.Л. Рубинштейна, значение деятельности для внесения перемен в сознание столь важно, что «…любая попытка воспитателя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность для их овладения, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка и воспитания его личностных свойств и качеств».

Коррекционно-воспитательная работа, по утверждению А.Н. Граборова (1961), включает: «…оздоровительную работу, сознательность обучения, индивидуальный подход к учащимся, структурную простоту учебного материала, наглядность и труд. Выполнение этих мероприятий – основа построения работы с умственно отсталыми детьми» .

Следует согласиться с мнением Г.М. Дульнева (1992), определяющего коррекцию как характерную особенность вспомогательного обучения. «…Коррекционное влияние процесса обучения и воспитания на развитие умственно отсталых учеников наиболее эффективно тогда, когда оно ориентировано на формирование у детей высших форм психической деятельности, логического мышления, причинного обоснования их предметно-практической деятельности, мотивов их трудовой деятельности… под влиянием коррекционно-воспитательного обучения развитие умственно отсталых детей идет как бы сверху вниз: от исправления недостатков наиболее сложного, поздно формирующегося у ребенка психического процесса – его логического мышления – к исправлению недостатков других форм психической деятельности…».

Коррекционная работа предусматривает и нравственное, и эстетическое воспитание детей, осуществляемое как в процессе обучения, так и в ходе трудовой деятельности и направленное на выработку норм общественного поведения, понимания отношений между людьми, их отношения к труду, к своим обязанностям.

Выдвинутый Л.С. Выготским тезис об особенностях закономерностей нормального и аномального ребенка, был подтвержден рядом более поздних исследований. И в норме и при патологии психическое развитие имеет поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных, по сравнению с предыдущими, качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым общим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенностями.

Частью коррекционно-воспитательной работы является система лечебно-оздоровительных средств, направленных на физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья и развитие двигательной сферы, что осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, в режиме дня, созданных для развития детей условиях жизни, в физическом труде и путем организации специальных оздоровительных и лечебных мероприятий.

Современные позиции педагогики сотрудничества требуют, чтобы коррекционная деятельность в специальных образовательных учреждениях проводилась в системе четкого взаимодействия учителей, воспитателей, родителей, медицинских работников и детей при условии детального учета всей клинической картины патологии, особенностей развития детей и прогнозирования этой деятельности.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная помощь.

Все это подчеркивает необходимость ранней диагностической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений – залог эффективности их преодоления. Идее дифференцированного подхода к обучению и воспитанию аномальных детей посвящены работы известных дефектологов  Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, Г.М. Дульнева, И.Г. Еременко,  В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и другие.

В основу изучения детей положен принцип комплексного подхода, всестороннего исследования каждого ребенка в динамике его развития. Такой подход базируется на тщательном изучении анамнеза и результатов объективного обследования, которое позволяет сделать обоснованное заключение об особенностях развития органов зрения и организма в целом.

Несмотря на то, что понятие «коррекция» широко и достаточно глубоко проработано представителями общей, возрастной педагогики, психологии, наиболее удачно оно раскрыто в научных трудах специальной педагогики. Иначе говоря, коррекция – основополагающее понятие в специальной педагогике.

Исходя из основных постулатов коррекционной педагогики, можно сделать следующие выводы:

– коррекция – это полное или частичное исправление или смягчение недостатков развития ребенка с целью соответствия личности ребенка запросам общества, и, прежде всего, удовлетворение потребностей самой личности в развитии;

– коррекционно-развивающий процесс может полностью сливаться с учебно-воспитательным при условии продуманности и четкости постановки коррекционных целей;

– коррекция недостатков развития может осуществляться на специально организованных занятиях, преимущественно индивидуально.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник