Исправление психических и физических недостатков развития ребенка

Исправление психических и физических недостатков развития ребенка thumbnail

Наталья Кочетова
Коррекция недостатков психического и физического развития как инструмент инклюзивного образования

Древняя китайская пословица гласит:

«Ты можешь стать умнее тремя способами:

путем опыта – это самый горький путь;

путем подражания – это самый легкий путь;

путем размышления – это самый благородный путь».

Наш детский сад прошел, пожалуй, по всем трем путям и понял, что путь подражания не для нас. Мы не ищем легкой жизни, мы размышляем и накапливаем опыт. По пути опыта и размышлений, думаю, идут сегодня те детские сады, которые работают в режиме инновации и развития. Путь опыта наш, потому что мы одни из первых в городе начали эту нелегкую работу, с детьми с особенными возможностями здоровья. И трудностей и проблем у нас было и есть не мало.

Путь размышлений, потому что без этого невозможно выбрать и применить те способы работы с такими детьми, которые помогли бы им в дальнейшем развитии. Осознание этого привело наш коллектив к пониманию того, что заимствование самого лучшего опыта – это не механическое перенесение отдельных методов и приемов в свою работу, а перенесение идеи.

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были здоровыми, умными и красивыми.

Но не всегда так происходит. Неожиданно на свет появляется ребенок с тяжелыми врожденными дефектами или сложными нарушениями, которые ставят под сомнение его «нормальное» развитие. Это «особый ребенок».

Таким семьям очень нужна своевременная поддержка специалистов, верящих в возможность помочь ребенку с любыми нарушениями.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, растет.

В нашем детском саду организованна работа по коррекции недостатков физического и психического здоровья детей. Коррекция осуществляется:

в 4-х логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи;

1 коррекционной группы с задержкой психического развития;

в 5 общеобразовательных группах 10 детей с ОВЗ по разным диагнозам.

Всего в ДОУ 38 детей нуждающихся в помощи.

Поэтому главной целью стало: Создание условий для специальной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей равные возможности получения образования в пределах образовательных стандартов, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи,которые мы перед собой поставили:

1. выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

2. осуществлять индивидуальную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;

3. способствовать усвоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования;

4. обеспечить позитивные сдвиги в психо-физическом развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;

5. оказывать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Вся работа должна осуществлять планомерно и целенаправленно.

Для решения поставленных задач мы выделили и реализовываем следующие этапы работы:

Разработана и действует модель продвижения ребенка с ОВЗ по его образовательному маршруту. Данная модель позволяет ребенку постепенно «вливаться» в среду более здоровых сверстников.

Маршрут сопровождения детей с особенными возможностями здоровья и оказание помощи родителям таких детей направлен на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.

Маршрут состоит из следующих разделов:

1. Сбор информации о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.

2. Изучение состояния здоровья ребенка проводят медицинские работники.Берут на заметку:

3. Группа здоровья.

4. Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья, полученные в детской консультации

5. Выявляют, стоит ли ребенок на «Д» учете, на инвалидности.

На основании полученных результатов выявляют детей «группы риска» и доводит до сведения администрации, ст. воспитателя, воспитателей той группы, куда идет ребенок.

Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы:

1. Условия проживания.

2. Вредные привычки родителей.

3. Тип воспитания – изучают участие каждого члена семьи в воспитании ребенка.

Неблагополучные семьи берутся на заметку и ставятся на учет в ДОУ.

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребёнка в ДОУ воспитатели, и специалисты наблюдают за ребёнком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. В это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка. Наблюдая за ребенком, педагоги имеют четкие представления о нормальных показателях развития детей. Индивидуальный образовательный маршрут реализовывается во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения, учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра.

Далее организуется обсуждение результатов всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребёнка, о его развитии в разных областях, что облегчает понимание потребности ребёнка, семьи и планирование программы развития. Вся информация заносится в маршрут ребёнка.

Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, с первой младшей группы на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Структура индивидуального образовательногомаршрута включает следующие компоненты:

1. целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

2. содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

3. технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

4. диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

5. результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Нами было определено ключевое понятие нашей работы – программа индивидуального сопровождения ребёнка. Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.

Такая программа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый ребенок способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным.

Для этого в детском саду организованна работа Психолого – Медико – Педагогический консилиума (ПМПк,в состав которой вошли:

1. директор ДОУ

2. учитель – логопед

3. учитель – дефектолог

4. врач – педиатр

5. воспитатели

6. музыкальный руководитель

7. воспитатель по физической культуре

Предварительно изучив практический опыт и специальные документы разработали и утвердили приказом Положение о Психолого – Медико- Педагогический консилиума (ПМПк) составили план работы ПМПк, составили алгоритм работы Психолого – Медико – Педагогический консилиума (ПМПк) координирует работу всех специалистов ДОу.Это позволяет:

1. вырабатывать общие задачи коррекционно – развивающей работы;

2. прослеживать динамику развития ребенка посредствам прохождения ПМПк

3. с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;

4. осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом особенностей их заболеваний;

5. обеспечивать преемственность в работе всех специалистов по выполнению индивидуальной программе развития

Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Детям и их родителям необходима поддержка и оказание психолого-медико-педагогической помощи. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку. С момента обнаружения нарушения развития ребенка, родителей информируем обо всех результатах его обследований и обсуждают их с ними, выбирая для этого приемлемую форму. Специалисты не должны скрывать проблемы ребенка. Родители участвуют в работе по реабилитации их ребенка, в которой у них формируется адекватная оценка ситуации, реальных возможностей и перспектив ребенка.

С целью оказания помощи родителям в воспитании детей с ОВЗ организована работа консультативного пункта.

Одним из важных условий работы с детьми с ОВЗ является создание условий для сенсорного воспитания. Рекомендуется сенсорная комната с набором оборудования, пособиями и тренажорами. В нашем ДОУ нет возможности создать отдельную комнату, поэтому мы устанавливаем отдельные элементы по сенсорному воспитанию в музыкальном зале и группах.

Работа по маршрутам сопровождения и индивидуальным программам обучения анализируется и результаты коррекции недостатков заслушиваются на Психолого – Медико- Педагогическом консилиуме (ПМПк) и на итоговом педсовете.

Эффективность сопровождения определяется не только по данным психологической, педагогической, медицинской диагностики,но и по общим показателям в соответствии с требованиями:

1. удовлетворенность ребенка и его родителей пребыванием в ДОУ;

2. уверенность ребенка (в своих возможностях);

3. способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;

4. успешность овладения адекватными возрастному этапу и особенностями ребенка видам деятельности.

Опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми и родителями дает положительный результат.

Все выпускники ДОУ продолжают обучение в общеобразовательных школах, участвуют в городских мероприятиях.

Именно взрослые помогают детям с особыми потребностями, создают «мир равных возможностей» для любого, кто в этом нуждается. Они смело вливаются в коллектив при поступлении в школу.

Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и

ценили.

Коррекция недостатков психического и физического развития как инструмент инклюзивного образования

Источник

Коррекция недостатков физического и психического развития у детей с ограниченными возможностями в процессе физического воспитания.

В   основных направлениях реформы общеобразовательной школы и в профессиональной подчеркивается, что школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с учетом тех условий, в которых они будут работать и жить.

В связи с этим необходимо решать следующие задачи:

а) повышение качества образования и воспитания;

б) обеспечение более высокого научного уровня преподавания своего предмета;

в) усовершенствование учебных планов;
г) совершенствовать работу с детьми с ограниченными возможностями, окружать их всесторонним вниманием и заботой, лучше готовить к самостоятельной жизни и труду;

д) о необходимости преодоления недостатков и упущений в преподавании своего предмета и совершенствовании знаний, умений и навыков обучающихся.

Физическое воспитание является важной частью всей системы
учебно-воспитательной работы школы, разрешает задачи всестороннего физического развития обучающихся, укрепления здоровья, коррекции недостатков  физического развития и моторики.        

Коррекционные задачи в нашей школе являются специальными, потому  что дети имеют сложные и разнообразные дефекты в физическом и психическом развитии.

 На уроках физкультуры у таких детей выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают название частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают материал.

Своеобразно поведение обучающихся младших классов. Есть дети, которые всего боятся. Попадая в зал, они пугливо озираются по сторонам: их страшат большое помещение и снаряды. Другие, напротив, стремятся залезть на гимнастическую стенку или канат. Встречаются и расторможенные обучающиеся, которые не слушают объяснение учителя, быстро отвлекаются и дезорганизуют других.

Наряду с этими особенностями, обусловленными состоянием психики у детей с интеллектуальными нарушениями, имеются отклонения со стороны сердечно- сосудистой и дыхательной систем и общего физического развития.

У больных детей отмечаются отклонения в физическом развитии

от возрастной нормы, которые выражаются в отставании        роста, снижении мышечной силы, изменении грудной клетки.

Дети с интеллектуальными нарушениями не могут корригировать и компенсировать дефекты, у них недостаточно настойчивости, воли, целенаправленности.

Наиболее  важными и необходимыми упражнениями на уроках

физкультуры в коррекционной школе являются:

  1. дыхательные упражнения;
  2. общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
  3. упражнения для формирования осанки;
  4. упражнения для пространственной ориентации и точности движений
  5. гимнастические перестроения и построения;
  6. все виды прыжков для сложных двигательных навыков;
  7. броски, ловля, метания, передача мячей, переноска грузов;
  8.  подвижные игры и эстафеты.

Дыхательные упражнения

   Эти упражнения необходимо выполнять во всех физического воспитания, потому что у детей с интеллектуальными нарушениями  поверхностное, неритмичное дыхание, они не могут произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовать его с движениями. В I-II классах обучение навыкам правильного дыхания проводится под контролем и по показу учителя.

Для этого предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы обучающимся были более понятны их действия при вдохе и выдохе.

Например, при обучении выдоху, сказать ребятам, чтобы они “остудили воду”, “согрели руки”, “надули шар” и т.д. Сделать это все по возможности более длительно, чтобы выдох не прерывался, голова была приподнята, грудная клетка свободно поднималась вверх.

В III- IV классах продолжается совершенствование дыхания в различных положениях. Для воспитания ритмичного дыхания  целесообразно продолжать упражнение на осознанное регулирование вдоха и выдоха. Например: вдох – медленно на 4 счета, выдох – резкий; вдох – быстрый, короткий, выдох – медленный. Одновременно можно сочетать вдох и выдох с движениями рук, ног, туловища.

Общеразвивающие упражнения.

Основная ценность их в том, что они дают школу движений и имеют большое  образовательное значение. Они укрепляют двигательный аппарат и воздействуют на весь организм, а также на определенные ослабленные группы мышц.
Наряду с упражнениями в исходном положении сидя и стоя необходимо давать упражнения в исходном положении лёжа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.

Пользоваться упражнениями нужно выборочно в соответствии с задачами урока и определенными влияниями каждого упражнения на организм обучающихся.

В начальных классах лучше применять имитационные и игровые движения.

Общеразвивающие упражнения могут проводиться        при различных построениях: в кругу, в колонне, в движении- все это развивает пространственную ориентацию, корригирует недостатки детей с интеллектуальными нарушениями.

Формирование правильной осанки

Формирование и закрепление правильной осанки обучающихся сводится к обучению их принимать рациональное положение в жизненно необходимых позах и движениях.

В I-II классах упражнения на правильную осанку начинают у вертикальной стены, плотно прижимаясь спиной, затылком, пятками. Необходимо поправить положение каждого и попросить запомнить его. Стоя у стены, проделать несколько движений руками, ногами, сохраняя правильность состояний осанки. Лучше, если проводить упражнения – соревнования:  Кто лучше стоит в строю? Кто лучше всех сидит? Кто лучше всех правильно идет? и т.д.

В III – IV классах коррекция осанки усложняется. Ребята должны научиться принимать правильную осанку с закрытыми глазами и сохранять её более продолжительное время в процессе ходьбы, построений.

Чтобы была большая заинтересованность в выполнении задания, можно составить полосу препятствий, которую ребята должны преодолеть:

I этап: пройти в положении правильной осанки 5-6м по гимнастической скамейке, прикрепленной под углом к стенке;

II этап -лечь на скамейку и, подтягиваясь на руках, преодолеть её;

III этап -пройти 5-6м с гимнастической палкой за спиной.

По окончании выполнения задания нужно дать         оценку каждому ученику — кто выполнил хорошо, кто с ошибками, кто   лучше всех.

В 1У классе много внимания уделяется выполнению упражнений с удержанием на голове мешочка с песком, кольца, дощечки и т.п.

Развитие пространственной ориентации и точности движений

При выполнении упражнений на точность движений можно их усложнять за счет введения определенных требований. Так, при прыжках в длину дополнительным условием ставится точное приземление в обозначенное место. При метании в цель — изменение расстояния от места броска до мишени. Сложность задания следует увеличивать постепенно. Такая постепенность в повышении координационной сложности заданий способствует лучшему усвоению их и способствует коррекции физических недостатков обучающихся.

Построение по росту в коррекционной школе не является обязательным, т.к. при его проведении строго учитывается состояние физического развития и моторики детей.  Сначала направляющим ставят более сообразительного ученика. По мере обучения это место занимает другой ученик так, чтобы все обучающиеся по возможности смогли ба быть первыми в  строю, умели вести        за собой в определенном направлении и по словесному указанию.

В ходьбе и беге у обучающихся коррекционной школы имеются значительные затруднения. Их необходимо прежде        всего учить держать голову прямо, координировать движения рук и ног, выработать лёгкую непринужденную        походку с хорошей осанкой.

Для совершенствования навыков правильной ходьбы можно применять ходьбу по нарисованным следам, ходьбу с различной постановкой стоп на внешней и внутренней сторонах, на пятках, что укрепляет мышцы свода стоп и способствует коррекции плоскостопия.  

Состав обучающихся каждого класса неоднороден по психическим и физическим возможностям. Дети  с интеллектуальными нарушениями не могут выполнять сложные физические упражнения. Одним из основных условий успешного овладения сложными двигательными действиями является правильно разработанная система подводящих и подготовительных упражнений. Если эти подводящие и подготовительные упражнения умело и правильно подобраны, то они выступают в качестве первичных коррекционных воздействий и способствуют успешному процессу формирования сложного двигательного навыка.

Для детей с интеллектуальными нарушениями особенно трудным является выполнение опорного прыжка. Многие выполняют отдельные фазы, но целостно выполнить опорный прыжок не могут.

Так, некоторые ученики подбегали к снаряду, делали толчок ногами, а прыжок выполнить не смогли. Помогли следующие подводящие упражнения:

  • стоя у снаряда, положив руки на него, сделать толчок и развести ноги в стороны в прыжке, не отрывая рук;
  • то же, но прийти в упор на колени;
  • то же с шага и т.д.

Спустя полчетверти, эти ребята с небольшой помощью, преодолев боязнь, а вернее, трудность согласования всех движений, выполнили опорный прыжок.

Закрепить полученные навыки и умения можно путём проведения подвижных игр и эстафет, в содержание которых входят выполнение освоенных прыжков, что способствует поддержанию у обучающихся устойчивого интереса к изучаемым двигательным действиям.

Обучающиеся, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата или различные дефекты моторики, допускаются к выполнению прыжков только после специального разрешения врача и должны находиться под постоянным контролем учителя.

Количество попыток и время, затраченное на прыжки, должны регулироваться в зависимости от возможностей каждого ученика Коррекция недостатков физического к психического развития у детей с интеллектуальными нарушениями не будет полноценна, если не использовать упражнения с мячами: бросками, ловлей, метаниями, передачами. При выполнении упражнений с мячами у детей развивается ловкость, меткость, глазомер, умение совершить бросок и регулировать усилия при переноске предметов.

Прежде чем учить ребят как бросать или ловить мяч, нужно дать им поиграть с мячом. Они получают возможность определить, что мячи лёгкие или тяжелые, выскальзывают из рук, быстро катятся, подпрыгивают и т.п. В силу патологических усиленных защитных рефлексов некоторые дети с интеллектуальными нарушениями боятся всего нового, незнакомого, необычного. Такие дети не только стремятся        убежать от летящего мяча, закрыться руками, зажмуриться, но и вообще боятся его: отбрасывают мяч, прячутся за кого-либо. Таких детей нужно познакомить с мячом, чтобы мяч ему понравился; посадить детей в круг, чтобы они перекатывали мяч друг другу, или оттолкнуть от себя; показать, как правильно ударить мяч о пол, прокатить мяч и т.д.

Ученики коррекционной школы, как и их сверстника из массовой школы, любят играть. Однако их действия нерасторопны, двигательные реакции заторможены, мускулатура  вялая или, наоборот, напряжена. Чтобы успешно корригировать недостатки таких детей, важно не только иметь ввиду присущие им недостатки, но учитывать их интересы, внутренние потребности.

Деятельность их существенно изменяется, если задание для них представляет интерес. В этих случаях они проявляют значительную активность.

При проведении игр необходимо делать кратковременные перерывы. В процессе игры у ребят возникает много конфликтов, сложных ситуаций, которые они сами разрешить не могут. По окончании игры нужно обязательно подвести итоги.

Все виды перечисленных упражнений, заданий помогают разрешить коррекцию недостатков физического развития у детей с интеллектуальными нарушениями.

Источник