Использование воды для развития ребенка
Елена Касьянова
Влияние игр с водой на развитие ребёнка
«Нельзя сказать, что ты необходима
для жизни: ты – сама жизнь»
Антуан де Сен-Экзюпери о воде.
(«Планета людей»)
Вода, как особенный естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не только увлекают ребёнка, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребёнка.
Игры с водой – «одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах» [4;22].
Игры с водой – «это эффективный способ саморегуляции. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни» [6;34].
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью
Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, сенсомоторных координации. Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.
Игры с водой позволяют «успешно развивать психические, познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления» [4;34].
Для детей, которые слабо владеют речью, ёмкость с водой становится, по нашему мнению, своеобразным театром одного актёра, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности. Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.
Итак, игры детей с водой. … В чём же их особая ценность? На этот вопрос отвечают Е. В. Баранова, Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю.
1 они усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, воспитывают любознательность;
2 у ребёнкавключаются сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, что способствует непроизвольному и более глубокому усвоению информации;
3 способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
4 совершенствует предметно- игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивает навыки общения;
5 помогают ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнёрства, а не просто наблюдателя;
6 создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувствительной сферы ребёнка, ребёнок меньше утомляется;
7 усиливают концентрацию внимания, усидчивость и увеличивают работоспособность, доведению начатого дела до конца.
Из вышесказанного следует, что возможности воды для развития ребёнка огромны, но работ по данному направлению нам удалось найти крайне недостаточно.
Особая ценность, на наш взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт большой воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
На основе изученной и проанализированной психолого – педагогической литературы мы предполагаем, что игровые действия с водой будут способствовать психо – эмоциональному и мышечному расслаблению, развитию тонкой моторики и психическому развитию, повышению умственной активности, что может способствовать активному речевому развитию.
Источник
Елена Касьянова
Влияние игр с водой на развитие ребёнка
Многие педагоги – практики в настоящее время используют такой нетрадиционный подход, как игры с водой (Л. Б Баранова, 2006; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, 2007; Е. В. Баранова, 2009). Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный и кинестезический анализаторы. Органом осязания служит рука. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами. Вода вызывает приятные тактильные ощущения. Здесь создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Также игры с водой вызывают положительный отклик детей, что позволяет предположить о повышении мотивации детей к занятиям по формированию сенсорных эталонов.
Опыт обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта показывает, что они обладают значительным потенциалом и в результате правильного организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов (Т. В. Туманова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова). А использование нетрадиционных подходов позволит усилить эффект коррекционного воздействия.
Вода, как особенный естественный и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не только увлекают ребёнка, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир
Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребёнка
Игры с водой – «одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах».
Так, игры с водой несут в себе информационную, эмоциогенную и регуляторную функции.
Взаимодействие с природным материалом позволяет ребенку получить информацию о качестве и свойствах воды, что способствует расширению представлений об окружающем.
Эмоциогенная функция проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него.
Регуляторная функция как бы проецирует знания на конкретную деятельность.
Игры с водой – «это эффективный способ саморегуляции. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни»
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.
Игры с водой позволяют «успешно развивать психические, познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления»
При использовании воды в коррекционном процессе происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.
Итак, Е. В. Баранова, Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева видят особую ценность игр детей с водой в следующем
1 усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, воспитывают любознательность;
2 у ребёнкаодновременно включаются сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, что способствует непроизвольному и более глубокому усвоению информации;
3 способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
4 совершенствуют предметно – игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивает навыки общения;
5 помогают ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнёрства, а не просто наблюдателя;
6 создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувствительной сферы ребёнка, ребёнок меньше утомляется;
7 усиливают концентрацию внимания, усидчивость и увеличивают работоспособность, доведению начатого дела до конца.
Из выше сказанного следует, что возможности воды для развития ребёнка огромны, но опыт работы по данному направлению недостаточен.
Особая ценность игр с водой, на наш взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт большой воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
Источник
Александра Депутатова
Проект «Волшебница вода» использование игр с водой для познавательного развития детей старшего возраста.
Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка.
Они обладают почти неограниченными возможностями
и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
В нашем учреждении с детьми старшего возроста проводится проект «Волшебница вода». Он предполагает интеграцию таких образовательных областей, как «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое»,а также разных видов деятельности: совместная и организованная образовательная деятельность.
Основой всей практической работы явились методические материалы: Е. В Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома»; Павлова Л. М «Раннее детство: предметно развивающая среда и воспитание»; «Вода и жизнь. Экологические проекты» Шабалина З. С, Воскобойник И. Н; Перминова Л. «Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир воды»; «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Рабочая программа по научно-исследовательскому направлению «Наураша в стране Наурандии».
На основе вышеперечисленных программ и модифицированных нами методических разработок был разработали собственный проект «Умная вода» с учетом психовозрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. Путём экспериментирования и игр с водой мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Название проекта: «Умная вода». Использование игр с водой для познавательного развития детей раннего возраста.
Актуальность темы: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Масштаб проекта: 2 месяца.
Сроки реализации проекта: 1 июня 2017- 30 июля 2017г.
Участники проекта: дети старшей группы, педагог группы, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
Проблема: создание эмоционального отношения к окружающему миру. Профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребёнка.
Цель проекта:
Развивать у детей представление о природном объекте-воде, формировать наблюдательность через игры с водой. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
-Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
-Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
– Научить детей выполнять простейшие опыты,последовательно выполняя указания воспитателя
– создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
Предполагаемый результат:
– расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
– развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
– формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
– воспитать бережное отношение к воде.
Формы работы по проекту:
1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.
2. Образовательная деятельность с детьми.
3. Проведение с родителями беседы, консультации
4. Экскурсии с детьми.
5. Целевые прогулки на территории детского сада
6. Игровые занятия в уголке природы.
7. Проведение занятий-опытов.
Необходимые материалы:
-пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
– предметы из различных материалов (дерева, пластмассы) разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
– стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
– совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
– сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда водичка будет выливаться не только из основного отверстия);
– резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.
Стратегия достижения поставленных целей:
Первый этап: подготовительный.
1. Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.
2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
3. Обогатить эколого- развивающую среду в группе, центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.
4. Составить картотеку игр – экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
5. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте), оформить альбом «Стихи и потешки о воде»,
6. изготовить макет «Аквариум».
7. Составить примерный годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и итоговых занятий, связанных с темой проекта.
8. Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.
Второй этап: основной
1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.
2. Образовательная деятельность с детьми.
3. Наблюдение с детьми
4. Целевые прогулки на территории детского сада.
5. Проведений игр – развлечений с водой
7. Проведение занятий-опытов.
8. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по формированию представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
Третий этап: заключительный.
1. Анализ проделанной работы проекта «Умная вода»
Четвертый этап : презентационный
Оформление стенгазеты по итогам проекта : «Теперь мы знаем, что такое вода!»
Досуг «Праздник мыльных пузырей»
Содержание проекта:
Познавательное и речевое развитие:
Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;
«Круговорот воды в природе»;
«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;
«Что мы знаем о воде»;
Эксперименты и опыты:
«Цветные льдинки», «Тонет – не тонет», «Как растения пьют воду»,«Можно ли пить талую воду», «Способность воды отражать окружающие предметы», «У воды нет запаха и вкуса», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Иней – это вода». «Прозрачность воды», «Таяние льда в воде», «Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»«Мы делаем облако и дождь» «Разноцветные растения»Лаборатория комплекса «Наураша». Оборудование лаборатории «Кислотность», опыты с водой и лимонной кислотой. Оборудование лаборатории «Температура», эксперименты «Вкусная кислинка», «Такая разная вода» «Лед и пламя», «Как влиять на температуру».
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом, дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.
Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю (смена воды в аквариуме, мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)
Социально-коммуникативное развитие:
Дид.игры : Игра «Цветная вода». Игра «Смешиваем краски». Игра «Кукольный обед», Игра «Переливание воды». Игра «Открывай – закрывай». Игра «Озеро». Игра «Бассейн». Игра «Море» Игра «Купание кукол». Игра «Мытье посуды». Игра «Мыльные пузыри». Игра «Плыви, кораблик!». Игра «Бульки». Игра «Пенный замок» Игра «Праздник на воде». Игра «Льдинки». Игра «Тает льдинка». Игра «Разноцветный лед». Игра «Веселые кораблики». Игра «Нырки». Игра «Ловкие пальчики» Игра «Бульбочки». Игра «Тонет – не тонет». Игра «Морские сокровища». Игра «Веселые зверушки». Игра «Достань ракушку» («Достань камешек»). Игра «Поймай льдинку». Игра «Тёплый – холодный». Игра «Что как плавает». Игра «Мокрое – сухое». Игра «Горячо-холодно». Игра «Уточки плавают». Игра «Вода принимает форму»
Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!»
Игры в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати», «Строим башню»
Заучивание потешки «Водичка, водичка…», чтение сказки «Заюшкина избушка», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование водой (водные раскраски);
Рисование «На полянку, на лужок тихо падает снежок»;
Лепка «Мы скатали снежный ком»;
Аппликация «Снеговик».
Физическое развитие:
Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые игры – упражнения с водой.
Работа с родителями:
Консультации: «Поговорим о воде»,«Солнце, воздух и вода — не болеем никогда!», «О пользе природных факторов (солнце, воздух, вода) на организм ребнка»
Рекомендации по наблюдению за водой в природе.
Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?
Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе (лед, снег, иней)
Уход за комнатными растениями и животными дома.
Изготовить дневники наблюдений за водой.
Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»
Заучивание стихотворений и потешек о воде.
Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка»,стихи А. Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «»
Участие в подготовке к новогоднему празднику (изготовление снежинок)
Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»
Ожидаемый результат:
-расширение представлений у детей о свойствах воды и ее ценностях;
сформированное объемное пространственное воображение у детей;
-сформированные у детей элементарные опытно-исследовательские навыки;
-накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения со сверстниками;
-развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
-активизация словарного запаса;
-самоутверждение личности ребенка: снятие стрессовых факторов;
-сформированные первоначальные навыки сотрудничества;
-обогащение детско – родительских отношений опытом совместных игр.
Рабочий план реализации проекта «Умная вода»
Месяц Вид деятельности
Июнь Постановка цели, задач.
Изучение методической литературы.
Разработка и составление плана работы с детьми.
Разработка консультации для родителей по теме проекта.
Подбор художественной литературы, дидактического материала, наглядных пособий
Составление картотеки потешек, игр – развлечений, опытов.
Июль
Эксперименты и опыты:
«Тонет – не тонет», «Подводная лодка для яйца» «Как растения пьют воду», «Способность воды отражать окружающие предметы», «У воды нет запаха и вкуса», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Иней – это вода». «Прозрачность воды», «Таяние льда в воде», «Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»«Мы делаем облако и дождь»,«Разноцветные растения»Лаборатория комплекса «Наураша». Оборудование лаборатории «Кислотность», опыты с водой и лимонной кислотой. Оборудование лаборатории «Температура», эксперименты «Вкусная кислинка», «Такая разная вода» «Лед и пламя», «Как влиять на температуру».
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Наблюдения на прогулке за облаками, небом, дождем.
Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю (, мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)
Дид.игры : Игра «Цветная вода».Игра «Смешиваем краски», Игра «Переливание воды». Игра «Открывай – закрывай» .Игра «Озеро». Игра «Бассейн». Игра «Море» Игра «Купание кукол». Игра «Тонет – не тонет».Игра «Морские сокровища».Игра «Веселые зверушки»Игра «Достань ракушку»(«Достань камешек»)Игра «Поймай льдинку»Игра «Тёплый – холодный».Игра «Что как плавает».Игра «Мокрое – сухое».Игра «Горячо-холодно».
Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей».
Рисование водой (водные раскраски);
Опыт: «Разноцветная радуга»
Игра – развлечение «Ловим рыбку удочкой»
Наблюдение с детьми за дождём.
Игра – развлечение «Игра с корабликами»
Опыт: «Цветные стаканчики»
Игра – развлечение «Плавает или тонет»
Опыт: «Луковая грядка»
Наблюдение с детьми за лужами.
Опыт: «Вулкан»
Игра – развлечение «Мыльные пузыри»
Анализ проделанной работы проекта «Умная вода»
Источник