Использование унт в развитие речи ребенка
Яна Сидякина
Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников
Выступление на педагогическом совете на тему
«Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников»
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость»)
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитание, воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки – все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи.Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Они ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» – говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать».Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.
Котя-котенька-коток,
твой пушистенький хвосток
Приди, котик, ночевать –
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу –
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога.
Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал.
Ребенок вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях. Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький».
Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Дети с удовольствием повторяют:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии.
Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки.
Кроме того, потешки пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Адресованные детям потешки удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Ане снесть?
Я и сам укушу
Да и Ане принесу.
Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
Петя-Петя-Петушок,
Петя – красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке – сережки!
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой.Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова:
Сшит колпак не по- колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать;
На дворе- трава, на траве-дрова.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками.
Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой,
Убегает зайчик мой.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста.
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи.
Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. В них – богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности,а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
В более старшем дошкольном возрасте речь ребенок достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой.
Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторные выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка –«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий.
Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество – источник чистый и вечный.
Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
Источник
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому.
Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой ,регулируем свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи , ребёнок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Речь привлекает внимание ребёнка к предметам и действиям. Речь взрослого играет важную роль , так как ребёнок пытается ему подражать . Если общение со взрослым носит эмоциональный , положительный, предметный , характер то это является основной и предпосылкой для активного общения со сверстниками, которое возникает позднее. При недостатке общения речь ребёнка не развивается, он может вырасти замкнутым.
Огромное значение на развитие речи ребёнка влияют произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Потешки , пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки – всё это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности. В течении многих веков они любовно и мудропоучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между взрослыми и ребёнком. Богатство фантазии, яркие художественные образы, интересное содержание привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и оказывают воспитательное воздействие. Вслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. По средствам устного народного творчества, дети познают окружающий мир, при этом усваивая словесные и образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражая свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания.
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Их начинают применять ухе на втором году жизни, когда у ребёнка уже имеется первичный словарь. Эти произведения русского фольклора используются при одевании, кормлении, укладывания спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребёнка, вызывает у него радость и желание ее повторить. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где же однокоренными словами будут слова «заика-заинька», «серый-серенький». Задорные и зазывные заклички также как и потешки привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребёнка, окраштваясь яркими эмоциональными красками. Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко – ведрышко», «Дождик-дождик, пуще». С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух,так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребёнку почувствовать и осознать красоту русского языка. Роль потешек ещё и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Сменяют потешки ,прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах, где дана картина какого-либо яркого события и стремительного действия.
Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребёнку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
Дразнилки – это форма проявлений детской сатиры и юмора. Это вид творчества почти всецело принадлежащий и развитый самими детьми. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако самой детской среде обычай дразнить вызывал протест – о любителях дразнить говорили: «Дразнило – собачее рыло!»
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в тоже время простой игрой. Этим они привлекают детей . Скороговорки сочетают однокоренный или созвучные слова: Сшит колпак не по – колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать; на дворе – трава, на траве –дрова.
Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.
Считалка- это рифмованный стишок, состоящий по большой части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счет многозначности в загадке некоторых понятий, происходит обогащение детской речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о том что такое переносное значение слова. Кроме того, русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребёнку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивает умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.
Особое место следует уделить народной лирике. Состав песенного фольклора гораздо богаче и разнообразнее многих других жанров. С самого раннего детства малыш слышит свои первые колыбельные песни, которые ласково и спокойно напевает ему любящая мать. Традиция напевать перед сном возникла из глубины веков. В те времена мать при помощи колыбельной песенки передавала малышу свой опыт, учила обычаям народа, давала знания о мире. Ещё не умея говорить, ребёнок отлично понимает, о чем поет его мать. Ученными доказано что малыши, засыпающие под мелодичные колыбельные песенки, быстрее развиваются и адаптируются в жизни. Дети впитывают с младенчества мудрость поколений, которая заложена в колыбельных песнях. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Используя эти песни, дети учатся образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. И не просто «кот», а «котя», «коток», «котенька». Положительные эмоции, связанные с тем или иным образом ,делают это освоение более прочным и успешным. За счет особой интонации колыбельная песня формирует фонематическое восприятие ( медленный темп, напевное выделение голосом гласных звуков и т. п.) Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний , осваивать лексическую сторону речи.
В более старшем дошкольном возрасте речь ребёнка достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой. Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми , благодаря ей у детей развивается воображение и мышление. Именно сказки в самом начале содержат «крылатые» повторения выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка-«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Народная сказка может быть по настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат правильную, грамотную интонационно окрашенную речь взрослого: произношение взрослого должно быть четким, ясным правильным, рассказчик не должен забывать о необходимых паузах и ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, которые доступны детям в любом возрасте. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так кА ребёнок больше вникает в ход событий.
Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование.» Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и обязательная победа добра над злом.
Таким образом, помогая ребёнку овладевать языком устного народного творчества, взрослый выполняет задачи воспитания, развития и образования каждого ребёнка.
Источник