Использование ролей ребенком в его развитии

Использование ролей ребенком в его развитии thumbnail

Прежде чем перейти к вопросу о принятии роли в игре рассмотрим основные понятия ролевой игры.

Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре.

Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ролевых действий характеризуют ролевое поведение в игре.

Ролевое (игровое) взаимодействие предполагает осуществление взаимоотношений с партнером (партнерами) по игре, диктуемых ролью, так как ребенок, взявший на себя какую-либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре, координируя с ним свои действия.

По мнению В.С. Выготского, центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок [4, с. 211]. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек (“Я – космонавт”, “Я – мама”, “Я -доктор”), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников [8, с. 31].

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна “мама” будет бить и ругать своих “детей”, другая – краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья – постоянно стирать и готовить, четвёртая – читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что “вливается” в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со своей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но, прежде всего, содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, но чаще всего он изображает взрослых людей – маму, воспитательницу, шофера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Обязанности по отношению к окружающим – это то, что стремится исполнять ребенок, взявший на себя определенную роль. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял эту роль. При исполнении роли покупателя, например, ребенок постигает, что он не может уйти из магазина, не уплатив за покупку. Роль доктора обязывает быть не только терпеливым, но и требовательным по отношению к больному и т.д. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры. Так, покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары, чтобы с ним обращались так же, как с настоящими покупателями. Доктор имеет право на уважительное и доверительное отношение к своей персоне, на то, чтобы пациенты выполняли его указания.

Д.Б. Эльконин считает, что роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры [26, с. 234].

В ролевой игре дети отражают окружающие их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты, арктические экспедиции) и т.д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Поэтому, естественно, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего они чрезвычайно разнообразны. Дети пяти-шести лет играют не столько в гости, в дочки-матери, в детский сад, но и в строительство моста, в запуск космического корабля.

Читайте также:  Динамика развития ребенка 8 вида

Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр.

По мнению А.П. Усовой, наличие сюжета еще не характеризует игру полностью [25, с. 82]. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп, играя в игру с одним и тем же сюжетом, вносят в нее разное содержание. Так, дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых. Здесь содержание игры сводится исключительно к действиям с предметами.

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки. Так, если у ребенка в руках трубка, то он – доктор, если термометр, то медсестра. Основные конфликты между детьми возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться действие. Поэтому очень часто на машине едут одновременно два шофера, больного осматривают несколько врачей, обед готовят несколько матерей. Отсюда часта смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому.

Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети часто спорят о том, что бывает и чего не бывает: “Мамы так не делают!”; “Разве доктор так обращается с больным?” и т.п. Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.

В игре существует два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Так, если ребенок взял на себя роль Карабаса Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А. Толстого “Приключения Буратино, или золотой ключик”. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально – каждый сам по себе. Обычно в этот период ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок.

Г.А. Урунтаева отмечает, что интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установить определенные отношения [23, с. 145]. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры – каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая “дисциплину расстояния”. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее.

Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.

Если дети не умеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.

Ребенок в игре выполняет две функции:

-выполняет свою роль;

-контролирует свое поведение, то есть при выполнении роли происходит своеобразное раздвоение.

По мнению Д.Б. Эльконина, содержание игры определяется возрастными особенностями детей [26, с. 156]. Если содержание игры малышей отражает действия с предметами-игрушками, то в играх старших дошкольников отражаются взаимоотношения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений. Содержание игры старших дошкольников зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий.

Ролевое (игровое) действие является способом реализации роли, средством воплощения сюжета и, обогащаясь, приводит к появлению новых ролей. Роль может существовать только благодаря наличию ролевых действий, так как они придают ей значимость, и является центром игры. Роль и связанные с ней действия, по выражению Д. Б. Эльконина, представляют собой неразложимую единицу развитой формы игры [26, с. 158].

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу это

Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности. Организуя деятельность детей, взрослые дают советы и указания по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят детей с взаимоотношениями и действиями изображаемых людей, предъявляют определенные требования к действиям и поступкам самих детей, оценивают их, помогают разрешать возникающие в ходе деятельности затруднения и конфликты. Только выполняя совместную деятельность, дети объединяются и вступают между собой в различные отношения, составляющие основу детского сообщества и способствующие развитию личности его членов.

Беря на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой. Так, выполняя роль рабочего в мастерской, ребенок старается воспроизвести его ответственное отношение к своему делу, выполняя роль врача – заботливость и внимательность по отношению к больному и т. п. [18, с. 211]

Игра захватывает детей, заставляет их по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие к больным, к детям, уважение к старшим и др. С симпатией, покровительством, нежностью относится ребенок к куклам и игрушечным животным, используемым в игре.

Интерес к игре, желание хорошо сыграть роль настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны, непривлекательны, или воздерживаются от удовлетворения возникающих по ходу дела других желаний. Изображая учеников, дошкольники длительно и старательно занимаются скучным, однообразным делом – многократным прописыванием одних и тех же букв. Играя роль буфетчицы на железной дороге, пятилетняя девочка сама не ест находящееся в ее распоряжении печенье, поскольку это противоречит интересам пассажиров.

Источник

Ролевое поведение ребенка и его психическое развитие

Социальная роль — поведение, которое ожидают от челове­ка окружающие в определенных ситуациях. Роль — способ поведения, задаваемый обществом. В роли присутствуют две состав­ляющие — базовая психологическая установка нашего «Я» и ожидания других людей. Например, социальная роль родителя заключается в социализации детей в соответствии с их индивидуальными способностями.

Успеха добивается родитель, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписываемые ей (роли) обязанности.

Кроме социальных человек осуществляет и межличностные роли.

Межличностная роль — поведение, ожидаемое окружающими, согласно установившимся отношениям.

У каждого человека есть определенный круг общения, в котором он взаимодействует с людьми по-разному, в отношении одного — роль партнера, в отношении другого — друга и т. д.

В межличностном взаимодействии человек может играть роль лидера, отверженного, «клоуна» и т. д. В разных группах роли могут быть различны: свой, чудак, эрудит…

Усвоение ролей происходит очень рано, когда ребенок начинает говорить.

Роль партнера по контакту.

Если к ребенку обращаются — он должен слушать говорящего, а затем отвечать. При этом надо слушать, вникая и в содержание обращения и в состояние партнера: хвалить или возмущаться.

Роли межличностные.

В зависимости от того, чего ожидают от ребенка разные партнеры, он ведет себя по-разному. Ребенок рано «схватывает» личные особенности партнеров и понимает, какие личные особенности они приписывают ему. Усвоенные способы отношений ребенок может использовать для удовлетворения своих потребностей.

Роли групповые.

Это могут быть роли лидера и исполнителя, союзника и соперника, чудака, задиры и т. д. Они необходимы ребенку при групповом общении, для завоевания определенного положения в группе.

Роли социальные, которые ребенок должен постичь, чтобы легче адаптироваться в обществе. Это могут быть роли ученика, соседа, гостя, друга и т. д.

Усвоение роли идет через подражание, отождествление себя с родителями. Например, дочка убаюкивает куклу в роли «мамы».

Обычно в дошкольном возрасте дети осваивают в процессе социализации разные роли. В качестве примера приведем ролевой репертуар группы (дошкольный возраст с 4—5 лет):

–  лидер — с 4—5 лет член группы, за которым остальные дети признают право принимать решения (быть главным);

–  пассивный — легко приспосабливающийся. Ребенок, который принимает любую ситуацию, не выражая своего мнения (трудно понять, есть ли у него это мнение);

–  предпочитаемый — активный член группы, владеющий многими умениями, веселый. Охотно помогает другим детям;

–  агрессор — тиран, желающий быть главным, но дети не признают за ним этого права, реагирует жестко, озлобленно;

–  обидчивый — ребенок, одновременно просящий о помощи и отказывающийся от нее, если она (помощь) ущемляет его чувства;

Читайте также:  Влияние игрушки психическое развитие ребенка

–  отвергнутый, не принимаемый другими детьми в силу его индивидуальных особенностей;

–  любимчик, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите, помощи, особенно младший по возрасту или недавно поступивший в группу. Такую роль выделяют дети с 6—6,5 лет.

Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. Индивидуальное исполнение роли ребенком имеет личностную окраску, зависящую от его знания и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него.

C:UsersViktorDesktopстаршие 068.jpgC:UsersViktorDesktopстаршие 109.jpg

♦  Для чего необходимо освоение многих ролей?

Ответ. Овладение ролями необходимо человеку для полноценного общения с окружающими.

В результате у человека появляется «позиция обобщенного другого лица». Это позволяет ему предвидеть, какой реакции ждет от него собеседник. При невозможности предвидения реакции другого лица полноценного общения не возникнет.

Каждому индивиду в течение жизни приходится исполнять самые разные роли: ребенка, ученика, студента, отца или матери, инженера, врача, представителя определенного социального слоя и т. д. Ролевое обучение необходимо, чтобы выполнять обязанности и пользоваться правами в соответствии с той или иной ролью.

♦  Почему человек должен заниматься освоением ролей всю свою жизнь?

Ответ. Потому что изменяется возраст человека, позиция в семье, профессиональный статус, его межличностные отношения и т. д.

♦ Почему предпочтительнее общаться с людьми, освоившими много ролей, имеющими большой ролевой набор?

Ответ. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он становится. Каждая новая роль изменяет человека. Процесс развития личности можно рассматривать как динамику освоения новых ролей.

Проблема.

Большинство детей с радостью готовятся стать школьниками и с интересом идут в школу. Однако освоение данной социальной роли для некоторых представляет определенные трудности. Почему они возникают?

Решение. Это происходит, если ребенок не готов работать в группе сверстников. Он не освоил до школы роли в совместных играх, не научился принимать правила. А в школе надо соблюдать правила поведения на уроке, присущие новой социальной роли ученика. Детям дошкольного возраста очень важно играть в сюжетно-ролевые игры. В играх дети, усваивая социальный опыт, могут имити­ровать социальные роли окружающих.

Проблема.

Саша был робким мальчиком, но воспитатель по возможности каждый раз поручала ему роль, в которой требовалось проявление храбрости. Станет ли Саша в дальнейшем более храбрым?

Решение. Да, станет. Входя в образ храброго, стараясь долго «казаться» им, Саша можем стать таковым. Через смену ролей, поручаемых детям, взрослый должен развивать в детях те или иные качества личности.

Организуя с детьми сюжетно-ролевые игры, необходимо обращать внимание на характер ролевого поведения, чтобы ребенок мог выполнять в игре главные и второстепенные роли.

По окончании игры необходимо обсуждать выполнение ролей, правил, принимаемых детьми в игре. Это позволит сохранить положительное отношение к роли и понимание того, как можно было бы ее исполнить. Такое обсуждение развивает творческие способности детей, а также относительно свободное поведение.

Проблема.

Воспитатель назначил Мишу-забияку главным дежурным в группе. Какую цель преследовал воспитатель, давая эту роль Мише?

Решение. Воспитатель хотел, изменяя роль Миши и задавая соответствующее предписание для выполнения новой для него роли, изменить его поведение. В новой для себя роли Миша добился хорошей организации порядка в группе. Новый ролевой навык сыграл положительную роль в развитии и закреплении организаторских качеств Миши.

Усвоенное ролевое поведение в дошкольном возрасте поможет ребенку в дальнейшем правильно строить свое поведение в школе.

Проблема.

В начальной школе ребенок осваивает новые социальные роли: отличника, троечника, лентяя и др.

Если ребенок и хотел бы быть отличником, но ему трудно добиться успехов, и взрослые не помогают ему в этом, происходит изменение роли (более легкий путь), например, на позицию троечника. А если и эту роль не удается сохранить, остается роль «классного шута». Неудачи обычно огорчают ребенка, но он привыкает к роли. Что надо иметь в виду, когда ребенок будет осваивать школьные роли?

Решение. Первые приобретенные роли обычно сохраняются и во 2-м, 3-м и даже 10-м классах. И они могут стать главными в жизни, что может отрицательно сказаться на личностных качествах, выборе профессии и т. д. Со стороны взрослых (учителей и родителей) должна оказываться действенная помощь ребенку в том, чтобы он принял роль, которая в большей степени будет способствовать его развитию. Поэтому надо создавать условия для изменения отношения ребенка к себе и окружающих к нему как в условиях детского сада (затем школы), так и в семье.

Учитывая значимость рассматриваемых вопросов для нормального психического развития дошкольника, его успешной социализации и определения жизненного пути в дальнейшем, необходима совместная работа воспитателя с семьей. Об этом необходимо проводить беседы с родителями, побуждая их задумываться о ролевом поведении как собственном, так и своего ребенка.

Подготовил воспитатель

Источник