Использование предметов заместителей для развития ребенка

Ирина Семенова
Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело ученых к выводу, что на каждом возрастном этапе складывается как бы определенный «этаж», занимающий свое место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему этапу, но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения. Известно, как ярки и неповторимы бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они таковы. И не каждый переносит во взрослую жизнь умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах. А это очень нужно людям, потому что такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Значит, нельзя упускать возможности расширить, углубить способность к образному познанию, для развития которой дошкольный возраст создает особо благоприятные условия. Недостроенный «нижний этаж» – плохая опора для следующего.

Крупнейший ученый А. В. Запорожец говорил, что целью дошкольного обучения должна быть амплификация детского развития, т. е. его обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив. Для умственного развития ребенка 2-3 лет это, прежде всего формирование его восприятия, образного мышления, воображения.

Развитие детского восприятия включает ознакомление детей с цветом, величиной, формой и пространственным расположением предметов. С точки зрения современной детской психологии главное, чтобы ребенок овладел способностью распознавать свойства окружающих предметов и учитывать их при выполнении разнообразных действий.

Главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностями к замещению и пространственному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.

Употребление заместителей возникает в сюжетно-ролевой игре, когда ребенок палочкой замещает термометр, видит в кукле больного ребенка, а сам изображает доктора.

Таким образом, введение предметов-заместителей в игры детей третьего года является очень важным моментом, как для развития самой игры, так и для развития восприятия, образного мышления, воображения.

Эта работа начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик,говорим: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинаем «чистить и есть яичко»; надев большое кольцо на локоть, покачиваем им – «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!»или: «Это у тебя пирожок? Дай я попробую.»

Затем организуются игры с использование предметов-заместителей, обозначающих хорошо известные детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

По мере развития активной речи использование предметов-заместителей становится более осознанным. Например, ребенок надевает кольцо на голову – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка», тянет колечко по столу – «машина» и др.

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среде:

из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др. ;

создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка – кубик);

заводится коробочка с «бросовым материалом» – палочками, кубиками, колечками и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

Побуждать детей к поиску предметов-заместителей можно при помощи проблемно-игровых ситуаций («В кукольном уголке нет кроваток. Как уложить кукол спать? Надо построить кроватки из кирпичиков»). Важно показать детям возможность использования одно и т ого же предмета для выполнения разных игровых действий (палочка – ложка, градусник, расческа) и использования разных предметов для выполнения одного и того же действия.

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.

Источник

Светлана Кузнецова
«Использование предметов-заместителей в развитии сюжетно-ролевой игры» (из опыта работы)

Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор предметов-заместителей, также как и игрушек в своей группе, мы осуществляем соответственно теме игры и возрасту детей.

Предметы-заместители помогают детям развернуть игру. Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд, ролей, а также предметов, с которыми можно непосредственно действовать. Играя с детьми, я помогаю ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учу пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет-заместитель может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница»-градусником, в игре «Парикмахерская»-расчёской, в игре «Уличное движение»-жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители.

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста в доу

Разворачивая сюжетно-ролевую игру с детьми младших групп, основной акцент в своей работе делала на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создавала ситуации, которые стимулировали детей к осуществлению условных действий с предметом. Например, играя роль повара, я подготовила для игры игрушечные кастрюлю и ложку, вместо ножика взяла палочку, вместо картошки – пластмассовый мячик. После этого предложила одному из детей сварить суп. А разворачивая сюжет в игре «Автобус» я брала модули цилиндров, кубов, просила принести детей стульчики и мы строили из них автобус, выбирали шофёра, который катал ребят.

Работая с детьми средней и старшей группы, игровые действия с предметами-заместителями и игрушками отодвигаются на второй план, здесь разворачивается ролевое взаимодействие, и внимание с условных действий с предметами-заместителями смещается на ролевую речь. Тем не менее без использования предметов-заместителей никакая игра не будет насыщенной и интересной. Предложив детям игру, мы вместе обсуждали, какие атрибуты им понадобятся во время игры, какие нужно сделать и из чего будем делать, затем вместе с детьми делаем недостающие атрибуты из подручных материалов. В этом возрасте меняется тематика игр (от бытовых – к играм с трудовым, производственным сюжетом, соответственно меняется назначение предметов-заместителей, они в первую очередь необходимы для обозначения ролей (палочка или карандаш в руках ребёнка у «доски» говорит о том, что этот ребёнок играет роль учителя в игре). Иногда я подсказывала детям, какие предметы-заместители можно использовать, часто дети сами подбирали их и действовали ими по назначению. Так, например, перед игрой «Магазин овощей» мы с детьми решили, что сделаем сами из теста овощи и фрукты. Играя в «Магазин одежды» мы с детьми договорились использовать кукольные вещи с уголка ряженья и мама Вики принесла из дома детскую одежду для малышей, а Лида принесла игрушечные деньги. Благодаря игре «Самолёт» дети в группе научились делать бумажные самолётики. А подбирая атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Рыбаки», ребята предложили на прогулке искать длинные палки или сухие ветки деревьев и из них сделать удочки. А лодки и вёсла сооружали из модулей и крупного строительного материала.

Работая с детьми на данном этапе, т. е. в подготовительной к школе группе, могу отметить, что дети самостоятельно придумывают сюжеты игр, договариваются между собой и обыгрывают сюжеты игр. Они имеют уже достаточный опыт игрового взаимодействия, поэтому их игры переросли уже в творческие, они объединяют сюжеты (например, «Больница»+ «Семья», «Детский сад» + «Библиотека» или «Семья» + «Парикмахерская» + «Больница» + «Магазин» и т. д.)

Предметы-заместители, наряду с игрушками, дети применяют для развития игрового сюжета, для обозначения ролей, но они сейчас второстепенны. Хотя дети заинтересованы в подборе атрибутов для игры. В игре детям нужны предметы более близкие по их значению к реальным, жизненным. Я их направляю, предлагаю, подсказываю, часто дети сами подбирают, предлагают атрибуты для игр, обсуждаем из чего можно сделать недостающие атрибуты, приносят их из дома. Например, для игры «Библиотека» я предложила сделать детям формуляры, а Лиза предложила сделать закладки для книг, как у её старшей сестры. Для игры «Больница» сделали с детьми карточки для регистратуры, теперь они сами их обновляют по мере необходимости. Дети приносят из дома всякие коробочки, пластмассовые бутылочки, вместе мы их обматываем скотчем, приклеиваем детские картинки и пополняем ими игровую базу. Предложив детям подумать, как можно обогатить игру «Магазин», Егор предложил вылепить булочки из теста и мы с ребятами договорились вылепить разнообразные хлебобулочные изделия. Дети с интересом участвуют в ремонте книг, открыв «Книжную мастерскую», проявляют инициативу, поддерживают атрибуты для игр в порядке.

Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов- заместителей разными приёмами.

Источник

Использование предметов – заместителей в игре.

Е.В. Мокрова

воспитатель МБДОУ № 28

Г. Канск

Важным моментом  в развитии игры у  детей является введение предметов – заместителей.

Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих  модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых модулей.

Читайте также:  Перинатальная диагностика нарушений развития ребенка

Предмет заместитель – это предмет, заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.

Игрушка – самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.

Игрушку – самоделку ребенок использует достаточно часто, т.к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа.

Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки – самоделки. Так же необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.

Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать  учить использовать в игре предметы-заместители.

Происходит это, как правило, во второй младшей группе. Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно – игровой среде:

Из кукольного  уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.

– Создаются комплексы:  «игрушка + предмет – заместитель» (ванночка + кубик)

Заводится коробка с бросовым материалом и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями.  Это могут быть:  детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки.

Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затеи вырезать в  них красивые окошечки. Главное  условие – они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания  предметам несвойственных им функциональных значений.

Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «ням-ням, пирожок», постучав шариком по столу, начинает «чистить и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка».

Каждое игровое значение должно быть выражено действием, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай попробую» .

Затем организует игры с использованием предметов – заместителей обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители  предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка), а затем как основные.

Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

Необходимо обыграть любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками  и предметами. Нужно вводить игровые задания.

По мере развития игры использование предметов – заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку «сумочка», тянет колечко по столу «машина» и др..

 Если в самостоятельной игре ребенок использует заместители нужно обязательно спросить что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Введение предмета готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами.

При обучении детей действиям с предметами – заместителями два – три раза в неделю воспитатель создает проблемно – игровые ситуации. Для этого воспитатель специально организует предметную среду.

Источник

Татьяна Басова
Предметы-заместители в детской игре с 2–3 лет

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей. Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами – заместителями, к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.

Вводить в игру предметы – заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку». Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.

Воспитатель наблюдает, как ребенок «кормит» куклу ложкой из тарелочки, затем подсаживается к малышу и интересуется, что кушает кукла. В зависимости от ответа малыша, взрослый предлагает покормить куклу чем – то другим. Например,говорит от имени куклы: «А теперь я хочу печенье, где у нас печенье?» Ребенок не понимает, что делать, растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель берет предмет, по форме напоминающий печенье (делать конструктора, домино, большую пуговицу,протягивает малышу и говорит: «Да вот же оно! Давай играть, как будто это печенье? Дай куколке печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит» им куклу. Воспитатель комментирует действия ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли печенье, отвечает за нее, благодарит и пр.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы – заместители – сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

Читайте также:  Решение логических задач первый шаг к развитию ребенка

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами – заместителями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий.Например: «Кажется. Твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?»или: «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?».

Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе, что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами, которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители? Приведем пример.

Воспитатель замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и несколько раз подносит его ко рту куклы.Взрослый спрашивает его: «Чем ты кормишь куколку?». Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить.Взрослый задает наводящий вопрос: «Может быть, это яичко?».Ребенок согласно кивает головой: «Яичко». После этого он сразу берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.

В следующий раз шарик можно назвать конфеткой, пирожком и т. д.

Помощь взрослого в подборе предметов – заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти подходящий предмет, назвать его, стимулировать его собственное воображение.

Постепенно ребенок начнет все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет – заместитель. Это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Мини –исследование на тему: «Предметы –заместители в детской игре».

Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.

В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру».

В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметызаместители такие как: хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.

Маша готовила обед, Аня ей помогала,Я спросила у Маши: «Что ты приготовила?».Она ответила : «Готовлю обед».

Маша показывала разные предметы, которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители. Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.

Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.

В последующие дни девочки поменялись ролями.

Аня готовила обед, а Маша кушала.

Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.

Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.

Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.

Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов) и компот.

С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.

И пригласили ребят. Ребята не отказывались и с интересом садились за стол и обедали.Когда дети пообедали воспитатель спросила: «Что нужно сказать девочкам?»Ребята ответили: «спасибо».

Марк 3 года 3 мес.

Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями. Марку было нужна моя помощь.

Когда Марк играл с вагонами я его спрашивала: «Что ты везешь по железной дороге?» Показывая на разные предметы, которыми он пользовался. Он не ответил. Мне пришлось помогать ему. Мы взяли пазлы и решили, что это песок. Затем с помощью трактора – погрузчика погрузили песок в вагон. Потом я объяснила и показала Марку, что нужно везти по железной дороге вагон с песком. Мы привезли песок на другую станцию и выгрузили с помощью трактора в кучу песок.

Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.

Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители. Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.

Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.

Вывод:

Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.

Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители, развивают воображение, речь, мышление и фантазию.

Источник