Использование нетрадиционных техник рисования для эстетического развития ребенка

наталья дыченкова
Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Слайд № 2

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Слайд № 3-4

Актуальность выбранной темы:

• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;

• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваютсятакже специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Поэтому тему свою считаю актуальной.

Слайд № 5

Цель:

• Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

• Познакомить с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Слайд № 6-7

Задачи:

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

– во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

– во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения;

– в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

– сформировать у детей технические навыки рисования;

– познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

– научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники;

развивать воображение и творческие способности детей;

– обогащать и расширять художественный опыт детей;

– побуждать ребенка экспериментировать;

– поощрять и поддерживать творческие находки;

развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности;

– воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

– способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Слайд № 8

Нетрадиционные техники рисования

в разных возрастных группах детского сада

Младшая группа (2-4 года)

рисование жесткой полусухой кистью

– пальчиком

рисование ладошкой

рисование ватной палочкой

– печатками из картофеля

– оттиск пробкой

Средняя группа (4-5 лет)

– оттиск поролоном

– оттиск печатками из ластика, листьев

– восковые мелки + акварель

– свеча +акварель

рисование мятой бумагой

– монотипия предметная

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)

– монотипия пейзажная

рисование зубной щеткой

– расчесывание краски

– набрызг

– воздушные фломастеры

– кляксография с трубочкой

– фотокопия – рисование свечой

– граттаж черно- белый, цветной

рисование нитками

рисование солью, рисование песком.

Слайд № 9

Участники процесса:

Воспитанники дошкольного учреждения

Администрация

Родители

Воспитатели

Слайд № 10

Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Слайд № 11

Рисование пальчиками

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Слайд № 12

Оттиск поролоном

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Слайд № 13

Оттиск мятой бумагой

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Слайд № 14

Отпечатки листьев

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Слайд № 15

Восковые карандаши + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается не закрашенный.

Слайд № 16

Монотипия предметная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Слайд № 17

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Слайд № 18

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Слайд № 19

Граттаж

Материалы: восковые мелки, свеча, гуашь, зубная паста, зубочистка, стека, палитра.

Способ получения изображения: Лист раскрасить восковыми мелками в произвольной форме. Смешать гуашь с зубной пастой в палитре. Полученной краской тонировать весь лист. После высыхания, с помощью зубочистки, процарапать задуманный рисунок. Большие плоскости можно выбирать стекой.

Слайд № 20

Рисование свечой

Материалы: свеча, кисть, баночка с водой, акварельные краски.

Способ получения изображения: На лист бумаги наносится слегка заметный рисунок карандашом. По карандашному рисунку обводится свечой. Акварельной краской тонируется весь лист. Самое интересное, что рисунок появляется как в сказке.

Слайд № 21

Рисование с помощью штампа

Материалы: трубочки для коктейля (с одного края разрезанные на четыре части, краски “гуашь”, палитра, зубная паста, кисть, баночка с водой, фломастеры.

Способ получения изображения: На палитре смешать кистью зубную пасту и гуашевую краску. В эту краску обмакнуть трубочку для коктейля разрезанной стороной. Поставить отпечаток на бумагу в виде снежинки. В дальнейшем отпечатки, при помощи фломастера, превращаются в цветы или другие предметы

Слайд № 22

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. “На что похожа твоя или моя клякса?”, “Кого или что она тебе напоминает?” – эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Слайд № 23

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всёвызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всёнарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов.

Слайд № 24-32

Фотоотчет об использовании нетрадиционных методов в художественно-эстетическом развитии.

Слайд № 33

Вывод:

– Таким образом используя в работе нетрадиционные техники рисования у детей возник интерес к изобразительному творчеству.

– Они приобрели опыт эстетического восприятия.

– Создают новое оригинальное, проявляют творческую фантазию.

– Реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Слайд № 34

Рекомендации педагогам

используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;

– в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;

– повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

Слайд № 35

Рекомендации родителям

– материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т. д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

– знакомьте ребенка с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, беседуйте с ним обо всем, что он любит рисовать;

– не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;

– хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Слайд № 36

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

Хисматова Валерия
Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС

«Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС»

Подготовила:

воспитатель ХисматоваВ. Б.

… Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне…

Эта детская песенка в полной мере подтверждает мнение психологов и педагогов, что нет ребенка, который не любил бы рисовать. Действительно, с самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, творчески развивает, формирует эстетический вкус, несёт в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает, занимает.

С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область, как одно из средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование. Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?

Нетрадиционно – по “Толковому словарю” Т. Ф. Ефремовой. 2000г.

Не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.

Не придерживаясь традиций. Следовательно, нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Основной принцип работы “Учение через увлечение” Первоначально необходимо вызвать у детей удивление. Вторая задача дать возможность испытывать удовольствие на занятиях. Следующий этап – увлеченность. И заключительный – успех! Таким образом, у детей формируется эмоционально положительное отношение к процессу рисования. Появляется устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их оригинальность и неповторимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, маленьким детям всегда интересно рисовать пальчиками и ладошкой, ставить на белом листочке кляксы и получать забавные изображения и гадать, на что это похоже? Т. е. тем самым дети достигают быстрого результата.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует всестороннему развитию ребёнка:

– внимания и усидчивости;

– изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

развитие мелкой моторики.

Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник, дает возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать и творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Рисование нетрадиционнымиспособами – это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет, восхищает. Важную роль играет и развивающая среда. Сколько дома ненужных и в то же время полезных для занятия, предметов и вещей (зубные щетки, расчески, поролон, катушки с нитками, свечи и т. д.). В процессе рисованиясовершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

В НОД по художественному творчеству, рисованию с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Мне нравится рисовать с детьми нетрадиционными техниками. В таких занятиях есть творческая свобода и радость. Эффектные результаты почти не зависят от умелости и способностей, т. к. такие занятия напоминают игру. На занятиях дети с различными нетрадиционными материалами экспериментируют и создают прекрасные работы

Дети по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно начинать с младшего дошкольного возраста, используя нетрадиционные способы изображения. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Занятия по рисованию с детьми следует начать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала следует научиться рисовать пальчиком. Очень интересно маленьким детям рисовать на песке, на крупах.Затем задачу можно усложнить: использовать в процессе рисования тампончики, жесткую кисточку, штампы. Предварительно на листе бумаги простым карандашом нанесите контур. Попросите детей внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальчиком,проговаривая: вот грудка, мордочка, ушки, спинка и т. д. затем сделайте тычки тампоном или кисточкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки получаются объемными и живыми, понятными каждому ребенку.

На последующих занятиях подведите детей к решению новых задач и применению различных способов изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Неотъемлемой частью работы должны стать экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Какие нетрадиционные способы рисования используются в средней группе? Кляксография, рисование пальцами, ладошкой, оттиск печатками из различных овощей (лук, картофель, капуста, гербарии цветов и листьев и т. д.) Разве не интересно узнать, что получится, если рисовать скомканной бумагой или паролоном, ватными палочками, манной крупой т. п. Рисовать можно чем угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект. Ничем незамутненная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – это все мое!».

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

В старших группах подобная работа помогает решить специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способностей живо откликаться на события окружающей действительности, умение видеть красоту природы.Дети знакомятся с новыми способами изображения: кляксографией, монотипия, градтаж, набрызгом, рисование животных – выдуванием из трубочки мыльных пузырей, ребром линейки и т. д. Эмоционально воздействующим средством на занятии является музыка, которая учит детей размышлять и переживать.

Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Широко используя различные нетрадиционные техники рисования, для себя сделала вывод, что при использовании нетрадиционной техники, у детей возникают положительные эмоции. Дети становятся более эмоциональными, у них формируется эстетическое отношение к окружающему миру, формируются эстетические чувства.

Источник