Использование народных игр в развитии ребенка

Жанна Рагимова
Особенности использования народных игр в работе с дошкольниками

«Особенности использования народных игр в работе с дошкольниками»

Инструктор по ФК: Рагимова Ж. Е.

Цель: приобщение детей к культуре народов России.

Задачи:1. Изучить влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.

2. Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.

3. Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения.

Каждому народу на нашей планете принадлежат свои традиции, песни и конечно же игры. Вот уже многие века эти игры присутствуют в повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские народные игры своими корнями уходят на несколько тысячелетий назад, и испокон веков передавались от поколения к поколению, впитывая в себя лучшие традиции нашего народа.

Народные игры не только несут в себе традиции народа, но и оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у подрастающего поколения и развивают детей физически.

Народная игра – это игра, которая широко распространена в

национальном сообществе в определенный исторический период,

отражающая особенности этого сообщества.

Народные игры выражают ментальность и культуру своей нации,

поэтому на них влияют такие внешние факторы как : экономические, социальные, политические, и прочие процессы.

Народная игра- феномен народной культуры, служащая одним из инструментов приобщения детей к традициям своего народа, что, безусловно, способствует воспитанию духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей у детей.

Народная игра формирует высокие моральные качества у ребенка параллельно развивая его физически, умственно и в многих других направлениях. Многие народные игры используются для становления культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, вводить детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения можно включив народную игру в учебно-воспитательный процесс.

Народная игра, как воспитательное средство, привлекательна тем, что она прививает ребенку такие народные традиции как: трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Благодаря этому воспитатель может ненавязчиво приобщить детей к народной культуре, этике, поведенческим нормам. Именно поэтому в народных играх используются устоявшиеся прибаутки, подвижные и развивающие элементы, которые интересны детям разного возраста.

Игры передаются детям не только от старшего поколения, но и от сверстников, и именно благодаря этому народные игры сохранились в нашей культуре. Мало кто даст ответ на вопрос: «Когда они возникли?» Но, безусловно, можно утверждать, что они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т. п. По этому признаку они и называются – народными.

В народном фольклоре существует множество хороводных игр. В них действие завязано на особых ритмах и текстах, которые дети изображают движениями. Песня тесно связана с народной игрой.

С течением времени народная педагогика определила принадлежность народных игр, к определенным возрастным категориям, хотя многие народные игры очень гибки в возрастном отношении.

Используя народные игры как инструмент развития, необходимо выполнять следующие  задачи:

Познакомить детей с народными праздниками, их историей. Привить желание хранить и передавать народные традиции

Способствовать развитию  творческих и организаторских способностей, инициативы.

Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

Завлекая ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников, мы воспитываем детей физически и духовно здоровыми.

В ходе занятий с детьми мы решаем следующие задачи:

• знакомим дошкольников с нравственно-этическими ценностями, традициями и обычаями народов населяющих территорию России;

•формируем устойчивый интерес к народной культуре;

• вызываем неподдельный интерес к национальным видам спорта;

• укрепляем здоровье, а так же развиваем детей физически ;

•обогащаем лексикон своих воспитанников;

• воспитываем патриотизм к родному краю.

Структура организации досуга с детьми содержит следующие составляющие:

•Изготовление инвентаря для игры. Подготовка (изготовление) инвентаря для народных игр.

• Беседа. Перед озвучиванием игры проводится беседа, активирующая ранее приобретенные знания детей о национальной игре на предыдущих занятиях.

• Проведение игры.

•Творческие задания. Составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ дошкольников и родителей.

Проведение народной игры преследует три основные цели:

•познавательная (приобщает детей к народной культуре, расширяет круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народов России);

•развивающая (способствует развитию навыков налаживания межкультурных отношений);

• воспитательная (налаживает межэтнические взаимоотношения и взаимопонимания).

Источник

Людмила Лебединская
Роль народных игр в развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль народных игр в развитии ребёнка

дошкольного возраста

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает детям понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника. В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданно весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.

Основным условием успешного внедрения игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. Педагог, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание детей её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Работая с детьми педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Читайте также:  Развитие личности ребенка через игровую деятельность

Источник

Валентина Корсакова
Значение народных игр в воспитании дошкольников

Значение народных игр для детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается игра, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Актуальность нашей работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками.

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, и красках, в играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Весёлые игры – это наше детство. Все мы помним прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли, кто придумал эти игры? Так же как сказки и песни, игры создал народ.

Игра – непременный спутник детства. Игра, — говорил А. М. Горький, — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Рассмотрим понятие «русские народные игры». Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Русские народные игры для детей дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

Возраст играющих.

Место для проведения игр.

Количество участников игры.

Наличие инвентаря для игр.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.

Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми.

В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.

Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого –либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего.

Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а так же элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения.

Итак, мы охарактеризовали детей дошкольного возраста, дали понятие игра, познакомились с историей возникновения народных игр, рассмотрели классификацию и типологию народных игр. Можно сделать вывод, что народные игры важны в жизни ребёнка. Они разнообразны и интересны детям. Поэтому их использование в дошкольном детстве необходимо.

Читайте также:  Развитие ребенка с нарушением интеллекта

Многие народные игры мы применяем в своей практике. Играем с детьми во время прогулки, в свободное время, а также не исключаем народные

игры в дни, когда музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались игры с менее активными действиями. Подвижные игры проводятся на улице во время прогулки, а в группе используем игры малой подвижности.

Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они стали знать больше игр, возрос интерес к народным играм. Дошкольники стали с удовольствием играть в такие игры. Они стали выносливее, ловчее. При организации народных игр у детей развивается гибкость, быстрота, сила, а так же образное мышление, самостоятельность, в целом, укрепляется здоровье.

Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как

Источник

Наталья Неб
Использование народных игр в образовательном процессе ДОУ

Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.

Народная игра – это игра, широко распространённая в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества. Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.

Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты не были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян одна из лучших тому примеров, т. к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.

На Руси умели, и работать и весело отдыхать. Славянские народные игры самодостаточные произведения народного творчества, созданные и оточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Вряд ли когда–нибудь мы всерьёз задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «Казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся.

Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так П. Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу системы физического образования. К. Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным «материалом» для детей.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. Детские игры полны смеха, радости и движения.

В структуре выделяется единая цель и одно плановость действий, что создает классическую простоту народной игры.

«Зазывалки»

Сам игровой процесс немыслим без прелюдий. Пред игровые Зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имея давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин,призывающий потенциальных участников к игре:

Чижик пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

По играть по плясать

Себя показать?

Или:

Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть в перед руку с отогнутым большим пальцем. Желающий играть должен был схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков,зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!

Ни кого не принимай!

Так в большинстве игр требуется водящий, не редко зазывалка использоваласьза одно и для его определения: Последнему – водить!

Народные игры имеют также игровой зачин («Считалка», «Жеребьёвка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

«Считалка» — это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространенных и интересных видов детского творчества.

Примеры старинных считалок.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты!

Конь ретивый

С длиной гривой

Скачет, скачет по полям.

Тут и там! Тут и там!

Где проскачет он –

Выходи из круга вон!

Считалка-числовка

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире.

Чай пили, чашки били.

Притом денежки платили!

Кто не хочет платить тому и водить!

Считалка-заменка

Ходит баба с длинным носом,

А за нею дед.

Сколько деду лет?

Говори поскорей,

Не задерживай людей!

Семка тощий, не валися!

Степка толстый, берегися!

Савка шустрый, становися!

Санька слабый, оставайся!

Сенька малый, не качайся!

Родион, поди, вон!

«Жребий» в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Решению жребия при распределении игровых ролей все обязаны, подчинятся беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана, затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись,подходят к маткам: Мати, мати, что вам дати?

И спрашивают,кто из них кого выбирает: Какого коня? Сивого или златогривого?

Или: за печкой заблудился или в стакане утопился? Постепенно все игроки делятся на команды. Сам процесс формирования двух команд – это «игра перед игрой».

Пример:

Ангел божий или черт в рогоже?

Сахару кусочек или красненький платочек?

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песнею. Песня тесно связана с народной игрой (Г. С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.

Читайте также:  Значение общения со взрослыми для психического развития ребенка

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В тоже время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например,ловилки- догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.

Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далёкие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия всё, что интересно, полезно.

Так как мы живем в Республике Бурятия которая тоже богата своими традициями и играми, которые педагоги могут использовать так же как и другие народные игры.

Национальные игры всегда занимали значительное место в повседневной жизни бурятского народа.Существовали различные виды состязаний и игр: стрельба из лука, конные скачки, борьба.

Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.

В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных разные виды игры «Шагай», игры «Хонгордоолго», «Таалсалга» и др.

Сурхарбан — бурятский спортивный народный праздник. Древнее название — «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»). «Сур-харбан» с бурятского языка переводится как «стрельба в сур» — кожаную мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня — «сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур — Сур-харбан — стало названием всего праздника. «Сурхарбан».

Состязание «Стрельба из лука» пришло из далекой древности, когда монголы и буряты (а это родственные племена, раньше составлявшие один народ) занимались в основном охотой, а лук был единственным орудием стрельбы.Соревнования по стрельбе у бурят проводятся так: на расстоянии 30 луков и 20 луков (один лук – 160 см) ставятся горизонтально суры (мишени) на высоту лука; через расстояние, равное длине лука, сзади и спереди суров проводится черта. Стрела не должна падать ближе передней черты и выбивать сур за черту. Выпускают поочередно по две стрелы, но когда остается по одному суру на каждом из участков, то выпускают по одной стреле. Стрельба из лука

С древности у бурят-монголов были очень популярны конные скачки. Раньше на соревнования допускали только коней-меринов, а теперь допускаются производители и кобылицы. Из двух меринов, пришедших первыми, один подносился в дар старшему ламе, второй – старшему нойону, а имена владельцев лошадей даже не объявлялись; теперь владельцы лошадей-победителей получают специальный приз и поощрение к улучшению породы. Получает приз и наездник. Конные скачки

Третий вид соревнований на сурхарбане – борьба, которая считается национальным видом спорта у бурят.На ламаистских праздниках также устраивались соревнования по борьбе и проходили они в соответствии с религиозным этикетом: перед схваткой борцы подходили к ламе за благословением, а после схватки победитель подносил ламе часть своего приза. Борьба

Бабки-лодыжки (Шагай наадан) Бросание лодыжек (таранных костей)имеет много разновидностей: 1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек. 2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе. 3.Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника. 4.Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась. 5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.Правила игры: следует точно соблюдать приемы игры.

Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад) Один игрок — волк, другой — овца, остальные — ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку.Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», — говорит волк. «А зачем нас ждешь?»«Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.Правила игры: – ягнята держатся друг за друга и за овцу; – волк может ловить только последнего ягненка; – ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы; – волку нельзя отталкивать овцу.

Педагоги детского сада могут широко использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.В подборе игр принимают участие не только воспитатели но и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений.

В такие игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, своих силах. Причем это сказывается как в общении со сверстниками, так и в поведении на других занятиях. У них развиваются навыки общения, формируются предпосылки дальнейшей успешной учебной деятельности.

Источник