Использование игры в познавательном развитии ребенка

Сообщение из опыта работы:

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Подготовила воспитатель

МБДОУ детский сад №58

Муравьева Елена Геннадьевна

Познавательное развитие детей – одно из важнейших направлений в работе  дошкольных учреждениях. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться  к условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная развитие перерастает в  познавательную активность – готовность к познавательной деятельности, которая направлена  на получение новых впечатлений об окружающем мире.  

Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное  значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, наметить ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.  В играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.

Особое место среди игр дошкольников  занимают дидактические игры. Дидактическая игра – это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, дети осваивают признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать, сравнивать. В игре у детей дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.       Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Дидактические игры можно разделить на следующие виды:

Настольно- печатные игры – могут представлять собой  парные картинки , лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности,  .

Игры с предметами (игрушками) – основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.

Словесные игры – построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Для педагога дидактическая игра  является основным инструментом активизации познавательных способностей, формирования устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:

– активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

– развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

– учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

– закрепляет знания, умения.

       Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Второй год я работаю  по теме: «Роль дидактической игры в познавательном развитии дошкольника», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры.

Проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей в процессе игры возникают затруднения в:

•        систематизации и обобщении предметов и явлений;

•       в умении  анализировать и умении логически обосновывать свои мысли;

•        многие дети не имеют стремление  заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

•        видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Перед собой поставила следующие задачи:

  • Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
  • Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
  • Формировать потребность в стремлении к познанию   новых,  более полных и глубоких знаний, которые  носят поисковый характер;
  • Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
  • Формировать связную речь (обогащение  и активизация лексической стороны речи – словаря);
  • Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
Читайте также:  Роль детской книги в речевом развитии ребенка детского сада

В процессе дидактических игр  у ребенка  развивается внимание, память, речь, мышление.

В работе я опираюсь на общепедагогические принципы: доступности, систематичности, последовательности, наглядности. Формы работы: групповые и индивидуальные.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

При организации игр использую сюрпризные моменты, различные атрибуты. В образовательную деятельность включаю игры с учетом материала, который детям уже знаком. Здесь использую: игры – шутки, игры – путешествия, викторины. Например, на занятиях по математике можно  с детьми провести игру с занимательными вопросами «Почему фигуры разные?» или «Кто быстрее найдет отгадку». При ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о временах года, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Дорожка сезонов», «Садовник и цветы», Найди отличия»», «Отгадай-ка», «Что в коробочке?2 и многие другие.  В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми   стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, наглядности, доступности.

В своей работе широко использую презентации, которые способствуют расширению кругозора детей, развивает познавательную активность и интерес у ребенка.  При реализации проектов «Мыльные пузыри», «Горы – великаны», «Куклы из бабушкиного сундучка»  также использовала дидактические игры.

Большое значение при работе педагога в ДОУ имеет умение вовлечение родителей  в жизнь группы детей.

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше  задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Для родителей подготовила консультации на темы: «Детские игры и игрушки»,

«Дидактическая игра в познавательной деятельности детей», « Учимся, играя», «Как отвечать на детские вопросы?».

 В заключении  хочу отметить, что именно  дидактические игры  являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы  считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает  развивать умственные способности детей.

Источник

Кристина Куликова
Консультация для педагогов «Использование полифункциональных игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО, ориентируют воспитателей на развивающее обучение, в котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Одним из важнейших направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению. Согласно современным образовательным стандартам предметно-развивающая среда в группе должна быть полифункциональна, легко доступна, содержательно-насыщенна, трансформируема, вариативна и безопасна. Она должна обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.

Полифункциональность (от гр. poly и функция) — сочетание различных функций в чём-то одном.

Полифункциональностьпредусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса. Одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах: оборудование для двигательной активности использовать в сюжетно-ролевых играх, мольберты – в познавательно-исследовательской деятельности, художественном творчестве и т. д. Открывается возможность для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности.

Особенности использования полифункциональных игр:

-Многофункциональность: обучают, развивают, развлекают;

-Широкий возрастной диапазон участников;

-Вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов как авторских, так и придуманных самостоятельно;

-Творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности.

Развитию интеллектуальных способностей и личностных качеств способствуют такие развивающие игры,как:

1. Разнообразные конструкторы: «Лего», «Полесье», «Кликко», «Техно», «Репейник», «Металлический конструктор» и другие.

Конструкторы развивают наглядно-образное мышление, пространственное и логическое мышление, комбинаторные способности детей, мелкую моторику, воображение, умение концентрировать внимание, усидчивость, тренируют память. Дети не только конструируют, но и используют получившиеся постройки в сюжетно-ролевых играх.

Читайте также:  Центр обучения и развития ребенка

Констуктор лего идеально соответствует требованиям полифункциональности предметно-развивающей среды группы, а так же тематике сюжетно-ролевых творческих игр детей младшего дошкольного возраста,позволяет решать широкий круг учебно-игровых задач: отрабатывать пространственные понятия, развивать коммуникативные навыки и речь, развивать социальные навыки, получать начальные знания о жизни человеческого общества, мире животных, о работе устройств, о причинах и следствиях и многое другое через игровую деятельность. Это яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал предоставляет колоссальный простор для познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.

Например, LEGO-конструктор,который состоит из пластмассовых блоков и множества других деталей: фигурок людей и животных, колес и т. д.

Принципы LEGO-технологии основываются на том, что дети – неутомимые конструкторы. Их творческие возможности и технические решения остроумны и оригинальны. Дети учатся конструировать по принципу «шаг за шагом», который позволяет двигаться вперед в собственном темпе. Из любого набора LEGO можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр.

Включение Лего-технологии в образовательный процесс происходит посредством интеграции во все образовательные области, определенные ФГОС ДО.

Игровые упражнения

для детей 3-7 лет

с использованием конструктора Лего

Познавательное развитие:

«Чудесный мешочек» («Найди такой же!», «Найди и назови!»)

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятием «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.

«Найди пару!»

Цель: способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; конкретизировать представления и форме предметов; продолжать формировать умение действовать по заданному образцу.

«Запомни и повтори ряд!»

Цель: развивать наблюдательность, зрительную память; познакомить с понятием «чередование элементов», «симметрия»; формировать умение действовать по заданному образцу

«Что изменилось?» или «Чего не стало?»

Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.

Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку игровых упражнений для детей 3-7 лет с использованием конструкторов Лего, способствующих реализации различных образовательных областей дошкольного образования по ФГОС

Наглядно-дидактическое пособие «Речевые кубики»

Пособие также носит полифункциональный характер. Его можно использовать для:

развития произвольной моторики пальцев рук;

– совершенствования сенсорного опыта ребёнка;

– формирования навыков связной речи;

– быстрой актуализации предметного словаря ребёнка по нескольким лексическим темам.

Пособие состоит из кубиков, разделённых на 8 цветовых групп. На всех сторонах каждого кубика одного цвета находятся картинки, относящиеся к какой либо лексической теме («Овощи», «Мебель», «Домашние животные», «Птицы», «Дикие животные», «Времена года», «Транспорт»). При желании список тем можно расширить.

Спомощью кубиков можно проводить комплексное обследование ребёнка, которое будет носить игровой характер и происходить опосредованно.

При выполнении ребёнком различных заданий взрослого на материале кубиков можно одновременно исследовать состояние как неречевых функций (двигательной сферы, внимания, восприятия, памяти, мышления, так и тесно взаимосвязанных с ними речевых (звукопроизношение, слоговую структуру слова, словарь, грамматический строй, связную речь).

Игра «Пиктограф» – метод наглядного моделирования

Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки плюс дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.

Цель игры — коммуникация. Задачи, которые помогает решить «Пиктограф»: Общее развитие речи и расширение лексического запаса (виды транспорта; электроприборов и другое, синонимы, антонимы); развитие наблюдательности;отработка скорости реакции; обучение основам безопасности жизнедеятельности.

Методика предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине). Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый). Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза). Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие,которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода). Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе. Четвёртый лишний. Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть). Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

Читайте также:  Понятие о развитии ребенка реферат

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа. Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу. Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку. Составить логические цепочки.

Закреплять навыки самостоятельных действий с пиктограммами. Самостоятельную ориентировку в системе знаков.

Игра «Лото» Игра состоит из шести больших карточек. Каждая карточка разделена на четыре части. В каждой части размещено разное количество предметов в разном порядке, и 24 маленьких карточки.

закреплять знания детей об окружающем мире, умения различать и находить нужный предмет;

Развивать умение брать на себя роль ведущего и громко называть предмет; умение согласовывать действия играющих с действиями ведущего и быть внимательным.

Игра “Мемори” знакома многим взрослым и детям.

Она представляет собой набор из пар одинаковых карточек, которые перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами “рубашкой” (обратной стороной) вверх. Игроки по очереди открывают по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. В противном случае – если карточки не совпадают – игрок кладет их на прежнее место “рубашкой” вверх и право хода переходит к следующему участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Она помогает

Развивать умение понимать значение предметов по различным признакам, нахождением сходств и различий.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

А также есть такие полифункциональные игры:

Цветные палочки Кюизенера.

Это отличный дидактический материал для развития восприятия, внимания, мышления, математических способностей. Представляют собой палочки, разные по цвету и длине. Палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «меньше-больше», «короче-длиннее», «ниже-выше» и так далее. Их используют для освоения количественного и порядкового счета, изучения состава числа из единиц, упражнений в плоскостном моделировании,, симметричном выкладывании изображений и конечно же в самостоятельном творчестве. Особенно нравится детям выполнять задания по выкладыванию симметричных фигур. Таким образом, палочки Кюизенера способствуют развитию внимания, памяти, учат работать по схемам, ориентироваться на плоскости, развивают самостоятельность и умение добиваться результата, развивается воображение и творческое мышление.

Блоки Дьенеша.

Эта игра состоит их 48 объемных геометрических фигур,каждая фигура характеризуется 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной, в наборе нет даже 2 фигур, одинаковых по всем свойствам.

Основная цель игры: научить детей решать логические задачи на различение фигур по свойствам, то есть выявлять их, называть и удерживать в памяти до 4 свойств.

Примеры заданий:

1) Выложить цепочку фигур, чтобы рядом не было фигур одинакового цвета, размера и так далее;

2) Составить загадку-описание о фигуре;

3)Задания из специальных альбомов к игре: выкладывание изображений по условным знакам и схемам.

Блоки Дьенеша – прекрасный материал для замещения любых предметов, поэтому можно придумать множество сценариев для сюжетно – ролевых игр.

Таким образом, блоки Дьенеша способствуют развитию логического мышления,. развивают умения выявлять свойства предметов, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что решает еще и задачи развития речи. Развивают творческие способности, воображение, способности к моделированию и конструированию.

Таким образом, применение в педагогическом процессе развивающих полифункциональных игр раскрывает большие возможности и перспективы для стимулирования, развития и проявления интеллектуальных и творческих способностей детей, а также создаёт условия для формирования личностных качеств детей.

Помимо функциональных игрушек, копирующих реальные предметы для полноценной игры, дошкольникам необходимы полифункциональный предметно неоформленный материал. Это материалы широкого диапазона,позволяющие производить разнообразные действия: палочки, лоскутки, веревки, ленточки, коробки, кассеты и т. д.

Игра с полифункциональным материалом увлекательна, требует от ребенка наблюдательности, воображения, фантазии умения подмечать характерные черты жизненных образов. Неоформленный материал дети охотно включают в свою игру с изменением пространства. Он направляет их на овладение пространством и его объектами, а также стимулирует их к пространственному трансформированию и перемещению.

В играх детей большой лоскут ткани превращается в каток, озеро, лес, лужайку, крышу дома, так же используется в сюжетных играх для перевоплощения и др.

В сюжетно – ролевой игре «Пикник» ребята используют лоскут ткани, для оформления полянки для отдыха, деревянные кубики служат мангалом, а кегли шашлыком. Разнообразные баночки, бутылочки несут тоже свою функцию в зависимости от воображения и фантазии детей. Несомненно, использование полифункционального материала в играх дошкольников способствует развитию общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта и детской инициативы.

Дети, увлечённые этими играми, не замечают, что они учатся, хотя при этом сталкиваются с трудностями, а новый познавательный опыт, приобретённый в играх, становится их личным достоянием и гордостью.

Источник