Использование игр для развития познавательной активности ребенка

Марина Шекель
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии»

Слайд 2. План проведения мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть- проведение игр и упражнений по развитию познавательной активности.

3. Рефлексия.

Эпиграфом к нашему сотрудничеству будут слова К. Д. Ушинского (слайд №3):

«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения»

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизни. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности – развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей, воспитателей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников? (слайд №4)

Особенно эффективными в работе с дошкольниками является игровая технология, которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитиевсех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

(Слайд №5) Вот основные компоненты игровой технологии, которые я часто применяю на практикесо своими воспитанниками:

Игровой сюжет.

Игровые и проблемные ситуации.

• Игры- путешествия.

Дидактические игры.

• Игры- экспериментирования.

• Игры на развитие психических процессов.

• Игры-фантазии.

Работаю я в подготовительной группе.

Сейчас я на практике покажу вам некоторые виды игр и упражнений, которые больше всего любят мои воспитанники и, которые я чаще всего использую. Прошу не стесняться и принимать активное участие.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. Давайте с вами станем в круг.

Игра «Волшебный клубочек» (слайд №6)

Цели: установление дружелюбной атмосферы в группе, формирование навыков сотрудничества, развитие познавательной активности.

Содержание:

Дети стоят в кругу на коврике

Воспитатель: В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и отчество. Держу нитку в руке и передаю клубочек. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его дальше.

Клубочек вернулся ко мне. “Что же у нас получилось?”. (Паутинка)

Посмотрите – мы с помощью волшебного клубка все соединились и стали единым целым!

Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек.

Часто с детьми эту игру используем для закрепления примет, можно закреплять месяца, повторять счёт и все, что угодно, а также деткам очень нравится в обратном направлении распутывать клубочек и выполнять другое задание. Это игра благотворно влияет на детей, помогает настроить детей на образовательную деятельность.

Как вы все знаете дети большие фантазеры. И поэтому в своей практике я использую следующие виды игр и упражнений. У вас на столах лежат задания, попрошу вас тоже ответить на вопросы.

Играем в вопросы (слайд №7)

Вопросы на развитие образного мышления, воображения.

«На что похоже?», «Как выглядит?» (На что похоже это облако? Гора? Веревка? и т. п.)

Вопросы на осмысление явлений окружающего мира.

«Для чего?» (Для чего дети ходят в школу)«Что такое?» (Что такое свет)«Что это значит?» (Что означает «угрожать»).

Вопросы на выявление причинно – следственной связи.

«Что будет, если. ?» (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если автобус начнет петь)

Вопросы на выявление аналитического мышления.

– «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня)

Упражнения-фантазии «Придумай загадки». (слайд №8)

Придумай словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха (описательного предложения, сказки).Например: «Сказка-загадка про ЭТО». «Это, живое и ласковое, однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое».

Вот примеры загадок в виде описательного предложения

Например: (слайд №9)

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной лохматой гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Давайте, каждый из вас по тоже придумает загадку.

Игровыеи проблемные ситуации: (слайд №10)

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Проблемные ситуации, которые мы можем предлагать детям в процессе образовательной деятельности.

Примеры:

«Что было бы, если бы перелетные птицы не улетели на юг?»

– Что было бы, если все время шел дождь?

– «У всех птиц есть крылья, чтобы летать высоко и далеко, и у курицы есть крылья; почему же она не улетает?»

Графические загадки (слайд №11)

Угадай, что нарисовано,и дорисуй недостающие детали: на основе линии любой формы; на основе геометрической фигуры; на основе части целого (например, нарисован лист – дорисуй остальное); на основе целого нарисуй частное (например, нарисованная машина – дорисуй недостающие детали) и т. п.

Упражнения «Образная пластика и развитие воображения». (слайд №12)

Эти упражнения могут быть использованы, как с каждым ребенком индивидуально, так и работа в парах.Главные темы образной пластики: «Я – воздух (свет, вода, человек, растение, зверь, рыба, насекомое, предмет, явление и др.).

Что можно изображать:состояние объекта: водяная гладь, бушующие волны;особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки;действия объекта: ветер, вздымающий волны; заяц, жующий морковку; взаимоотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух, ветерок и падающий лист); облачного (огненного, деревянного) человечка; фонарь, который то светит, то гаснет; потерянную иголку.

Вам тоже предлагаю выполнить данное упражнение.

Найдите себе пару, возьмите, задание и изобразите, то что у вас написано на карточке.

Игра «Угадай, кто так делает?» (слайд №13)

Содержание: Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детейи предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела., Шипит кто? (Змея, Скачет кто? (Лошадь) и т. д.

Словесная игра «Бывает – не бывает» (слайд №14)

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч и ответить бывает, или нет, и почему?

Ситуации:

Кошка варит кашу.

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Собака хочет есть.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

Кошка гуляет по крыше.

Игра «Солнышко» (слайд №15)

Содержание: Воспитатель даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может нарисовать к солнышку лучик.

Оборудование: Доска, на которой нарисовано солнышко без лучиков.

Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый» (отважный, храбрый, решительный).

Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый).

Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь).

Назови дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) и т. д.

Игра «Постройся по порядку» (слайд №16)

Материал. Карточки с цифрами от 0 до 10., (если подготовительная группа, то от 0 до 20)

В игре участвуют 10 или 20 детей,

На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Звучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку.

Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог.

– Первым выйдет ребенок с цифрой 7.

– Рядом с ним встанут «соседи» цифры 7.

– Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое место.

– Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.

– Назовите цифры по порядку.

Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

Мы много играли, и в завершении, хочу с вами провести небольшую музыкальную разминку, которую мы очень любим, делать с ребятами в группе. С помощью неё развивается слуховое восприятие, крупная моторика и ориентировка в собственном теле.

Музыкальное сопровождение «У жирафа, пятна, пятна, пятна пятнышки везде…»(слайд №17)

Каждая игра предполагает общение ребенка со взрослым, с другими детьми. Это – школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Игра- это единственный язык, который легко даётся детям. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Рефлексия «Дерево ожидания»

Прежде чем я закончу, мне хотелось бы получить от вас обратную связь. Сейчас вам раздам осенние листочки, вы напишите на них, в двух словах то, что вы получили от нашей с вами встречи. Какая игра больше всего понравилась. А затем подойдите, пожалуйста, к дереву и приклейте их. (на ватмане нарисован ствол дерева с ветвями без листочков)

Спасибо большое за внимание!

Источник

« Хорошо – плохо»

В игре предлагаемый ведущим предмет нужно рассмотреть с разных точек зрения. Нужно найти его положительные стороны и отрицательные. Все рассматривают игрушку- грузовик.

Сначала выделяются положительные качества:

–         можно перевозить грузы;

–         хорошо вращаются колеса…

Затем выделяются отрицательные качества:

  • Ø не заводится;
  • Ø кузов не поднимается;

    фары не горят.

«Аукцион»

Детям показывают любой предмет, например, карандаш. Они по очереди дают ему характеристики.

По назначению: что им можно делать?

  • Ø рисовать, чертить, грозить, тыкать (первая команда);
  • Ø писать, катать, бросать, вертеть (вторая команда).

Качественные характеристики: какой он?

  • Ø желтый, деревянный, острый, непрочный…(первая команда);
  • Ø длинный, трудолюбивый, строгий… (вторая команда).

«Что я загадала?»

Педагог загадывает предмет. Дети по очереди задают вопросы: «Это предмет? Он живой или нет?…»  

Развитие внимания

«Да и нет не говори»

Ведущий задает очень быстро  вопросы.

ВОПРОСЫ:

  1. Ты ходишь в д/с?                                  11. Люди ходят по потолку?
  2. Ты живешь в Африке?                         12. Доктор стрижет людей?
  3. Ты любишь мороженое?                      13. Тебя зовут Петя?
  4. Ты ел черное мороженое?                14. Корова умеет летать?
  5. Ты умеешь ходить на руках?               15. Ты сейчас спишь?
  6. Ты умеешь летать?                               16. На тебе надето пальто?
  7. Ты играешь в куклы?                            17. Зимой трава бывает?
  8. Ночью солнце светит?                         18. Трава белая?
  9. Волк боится зайца?                              19. Снег горячий?
  10. Ты любишь ходить к врачу?            20. Арбузы на дереве?

«Путаница»

Детям показываются картинки из серии «Что перепутал художник?» Выигрывает тот, кто назовет больше различий.

«Что перепутал художник»

 «Помоги найти дорогу»

«Летает – не летает»

«Съедобное – несъедобное»

«Живое – неживое»

Развитие памяти.

«Самый зоркий»

Детям показываются картинки на несколько секунд.  Затем картинки прячут. Дети по очереди перечисляют предметы, которые запомнили.

«Кого не стало?»

Детям предлагается 10-12 игрушек. Они должны их запомнить, потом  закрывают глаза, педагог убирает 1-2 игрушки или меняет местами. Когда родители открывают глаза, они должны вспомнить какой игрушки не хватает или какие игрушки поменяли места.

«Сложи из палочек»

Детям показывается рисунок, который нужно сложить из палочек, потом он убирается, а дети его выкладывают на столах.

«Повторика»

Давайте с вами поиграем. Узнаем, кто больше запомнит и повторит названий разных животных. Я начинаю. Называю слово «лиса». Ребенок должен повторить мое слово и назвать свое. И так до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

Развитие восприятия.

«Какие геометрические фигуры спрятаны»

Детям показывают картинку, на которой друг на друге  нарисованы геометрические фигуры. Необходимо назвать все фигуры, которые изображены.

«Разрезные картинки»

Детям предлагается из разрезанных кусочков сложить одну картинку.

Развитие мышления.

«Муха»

На большом квадрате 10/ 10 клеточек в середине рисуется муха.

Педагог рассказывает о том, куда двигается насекомое, а все должны следить по клеточкам. Потом задается вопрос: «Где муха?».

«Кто назовет больше»

Ведущий называет любой признак предмета, а играющие называют, какие предметы нужного цвета или формы они знают. Например: голубой – цветок, свитер, небо.

Или называется предмет(цветок), а играющие называют его признаки (душистый…)

«Последовательные картинки»

Педагог показывает 5 картинок, которые объединены одним сюжетом. Дети должны составить рассказ по ним.

 «Найди клад»

На листе бумаги рисуется план комнаты. Клад прячется заранее. Условными значками на плане при ребенке обозначается диван…

Стрелочками указывается, в каком направлении надо двигаться от входной двери, чтобы найти клад.

  • Ø вырежи гирлянды
  • Ø рисование по клеточкам
  • Ø смять бумагу
  • Ø рисование красками, цветными карандашами
  • Ø дорисовывание
  • Ø выложить узор из палочек, спичек, карандашей
  • Ø игры с бусинками, шнуровки
  • Ø рисование по точкам

Развитие речи.

«Потерянные вещи»

В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют разные вещи и забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в стол находок, но ему нужно точно описать то, что он потерял. Ведущий ставит на стол телефон и говорит: «Сейчас будет звонить первая команда, потерявшая вещь. Другая команда должна будет отгадать, что это». Первая команда: «У нас потерялся голубой, в горошек, с черной ручкой, под которым мы прятались от дождя»

.

–         Рассмотренные игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость.

–         В результате систематического участия детей в играх закладываются основы готовности к школе. Не надо превращать игры в подобие занятия, необходимо искреннее, живое эмоциональное общение родителей и детей во время игры.

Источник

оксана маслюкова
Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы)

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д. Лессинг.

Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений стоит непростая задача выбрать те методы и формы организации работы с детьми, которые максимально соответствуют цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании должны быть направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, а также ориентированы на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Свою работу планирую в соответствии с комплексно-тематическим планированием, учитывая интеграцию областей, САНПИН.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности.

Игровая деятельность помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она в полной мере помогает решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста.

Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Она помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем. Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте.

В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые и более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий. Недоразвитие игры в период раннего детства, по мнению многих ведущих психологов Д. Б. Эльконина и других, наносит психическому развитию ребенка непоправимый вред.

Это связано с тем, что в игре (за счет «зон ближайшего развития») происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе – пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения. Именно, поэтому очень часто оказывается, что многие дошкольники психологически не подготовлены или неправильно подготовлены к обучению в школе. При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучить его счету, письму, чтению. Это в корне неправильно, т. к. большинством родителей совершенно отвергается игра в деле подготовки детей к школе. И, к сожалению, сегодня со стороны взрослых уделяется все меньше внимания обучению детей игре (достаточно часто многие родители и сами не умеют играть). Родителям некогда играть, они слишком заняты на работе и по дому.

Сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно, предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остаётся мало времени.

Исходя из вышесказанного решила выбрать тему самообразования: «Развитие познавательной активности дошкольников в игровой деятельности».

Изучив и проанализировав литературу определила цель и задачи.

Цель: создание условий для развития познавательной активности ребенка через игровую совместную деятельность педагога, родителей.

Основные задачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.

1. Обогащать и расширять представления воспитанников об окружающем мире.

2. Формировать познавательный интерес, познавательную самостоятельность и инициативность в игровой деятельности.

3. Изучить и внедрить в практику работы развивающие технологии по познавательному развитию дошкольников.

4. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

В группу пришли дети «домашние», которым предстояло пройти период адаптации. Это очень сложный период. Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга,с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада явилась первым детским обществом, где они должны приобрести первоначальные навыки коллективных отношений.

Первое, что пришлось мне сделать, это подобрать игры, чтобы ребёнок захотел принять участие в них, легко «вжился» в новый коллектив. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми я вовлекала их в игровую деятельность, совмещала две роли – участника и организатора. Давала возможность детям проявить, выразить себя. Использовала индивидуальный подход к ребёнку, положительно-эмоциональное отношение. Информировала родителей о протекании адаптации. Проводила игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, подвижные, хороводные, игры с песком, с крупой, массаж и самомассаж, дыхательные игры и артикуляционные, игры –релаксации, дидактические игры и сюжетно-ролевые, театрализованные игры, строительно-конструктивные. В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы. Проделанная работа принесла свои положительные результаты. Дети с желанием подражали взрослому и активно участвовали в игровой деятельности, в процессе занятия. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали кукла Катя,Матрёшка, весёлый Клоун, Мишка. С помощью их дети запоминали некоторые правила игры.

В группе были созданы комфортные условия для работы с детьми. Развивающая среда богата. Игровые зоны содержат все необходимое для формирования у детей положительных взаимоотношений, нравственных качеств и привития интереса к игре и новым знаниям. В группе имеются такие игровые зоны,как: парикмахерская, кухня, больница, уголок ПДД, уголок изобразительного искусства, уголок книги, театральный, спортивный, познавательный. Все игровые зоны иллюстрированы. Все это способствует созданию желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт, воспитывать нравственные качества, помогает развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие.

В учебной зоне был собран богатый материал по всем разделам программы. Развивающая среда в группе обновляется и пополняется. Все это способствует развитию умственных способностей детей, формируются память, внимание, мышление, речь, аккуратность, развивает мелкую моторику.

Содержание образовательного процесса:

Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.Игры использую на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Для формирования математических представлений у детей, знакомя их с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания,как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка», «три медведя» и т. д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» – здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке. Мною была изготовлена математическая доска. Дети с большим удовольствием составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков. (Игры Воскобовича). Здесь же закрепляют знания цифр и цветов.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов»,например:я говорю детям: «Круг» – дети называют предмет,похожий на круг: «Руль»; квадрат – картина; овал – яйцо,и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» – здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя (например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная).Закрепляя геометрические фигуры использую игры: «Геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Путешественник» (магнитная игра). Для развитиязрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольник, кругов», «Что изменилось». Часто использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала даю простые задания, затем усложняю.

В практической деятельности с детьми основным условием развития познавательной активности дошкольников является включение их в игровую деятельность:

Поэтому организованную и самостоятельную деятельность детей осуществляю на основе включения игровой деятельности во все сферы жизнедеятельности дошкольников.

Учебный процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь совершить ошибку. Для стимулирования познавательной активности использую приемы сомнения, размышления («А может ли такое быть?», «Возможно ли это?», «Было как-то иначе?», «А могло ли быть иначе?», «Как ты думаешь, что будет потом?», «Что могло случиться?»).

Использую такие игровые формы: игры- эксперименты, игры – путешествия, поисковые ситуации и ситуативные задачи.Детям группы для решения противоречий предлагаю следующие задачи: «Сделай заранее», «Преобразовать вред в пользу», «Цепочка слов», «Ассоциации», «Хорошо — плохо», «Решение противоречий», «Сказки по — новому», «Преобразование красок», «Веселые человечки», «Дорисуй», «Придумай костюм для героя сказки».

Для развития познавательной активности использую разнообразные развивающие игры и упражнения, в частности игры Б. П. Никитина, «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, содержащие чрезвычайно широкий спектр задач, как по сложности, так и по разнообразию. Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера и блоков Дьенеша разнообразило процесс развития познавательной активности детей моей группы и повысило их интерес к образовательной деятельности. Дети научились видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия, отстаивать своё мнение, становятся инициативны и самостоятельны в получении новых знаний.

Познавательные способности развиваются с помощью художественной речевой деятельности, что является одним из путей совершенствования детской речи. Дети с увлечением разыгрывают сказки с заместителями (геометрическими фигурками) (Гавриш Н. В.). Речевую творческую деятельность организую с опорой на иллюстрации или схематические рисунки, применяю метод эйдетики, при составлении рассказов, описаний, придумывании сказок, загадок, при заучивании стихов, чистоговорок, потешек т. д.

Особенности образовательного процесса ориентированы на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

В основе организации образовательного процесса определен комплексно–тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятия не предполагают унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками, играми.

В течение года в группе регулярно проводятся воспитательно–образовательная и физкультурно-оздоровительная работа.

Проводятся закаливающие и профилактические мероприятия на прогулке и в группе. Ежедневно проводятся утренняя зарядка, прогулки с подвижными играми; в зимнее время – катание с горки на ледянках, метание снежков в цель. В течение осенние –зимнего периода большое значение уделяется оздоровительным мероприятиям: дыхательная гимнастика, пробуждающая гимнастика, физминутки. На полдники дети пьют богатые витаминами морсы и компоты из ягод, чай из шиповника, что способствует снижению заболеваемости.

Во время одевания (раздевания) на (с)прогулку (и) предлагаю детям сравнить ботинки и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы друг другу, назвать цвет. Определить, много ли ребят пришло в куртках, в кофтах и т. п. (классификация).

После сна, застилая постель, предлагаю определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка; расчесывая девочек, спрашиваю, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные).

Во время приёма пищи: предлагаю детям разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом.

На прогулке: собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; «Найди, что покажу» – искать одинаковые по форме листья, камушки, шишки, куличики; «Найди, что назову» – искать предметы по описанию;постоянно упражняю в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы; наблюдая за транспортом обговариваем геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения; наблюдая за небом, проговариваем форму солнца, облаков; цвет и направление движения; играем в подвижные игры с математическим содержанием, активно использую пальчиковые упражнения.

Взаимодействие педагогов и детей:

Осуществляю с учетом дифференцированного подхода и включаю разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические дни, недели творчества, дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные и народные игры, конструирование, проекты, опыты и эксперименты, выставки рисунков и поделок, создание альбомов, просмотр познавательных мультфильмов, ситуативный разговор и пр.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Провожу индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, наглядную информацию. Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи начала активно использовать инновационные формы и методы работы с семьёй: «Круглый стол» по любой теме, тематические выставки, консультации специалистов, семейные встречи, копилка «Спрашивайте, родители!», семейные проекты «Герб нашей семьи», «Мой город», «Моя Армения», «Самые лучшие впечатления о лете», «Тайна моего ребёнка», портфолио семейного успеха, секреты воспитания и пр.

Выводы:

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельности и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д. Вся проводимая воспитательно-образовательная деятельность посредством игры даёт положительные результаты. Дети усваивали информацию легче, быстрее и больше. Используя различные игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положит